Оперный театр перед Зальцтором
![]() Обложка либретто «Олимпии Вендиката» Хейнихена . , исполненного в 1709 году | |
Адрес | Наумбург |
---|---|
Координаты | 51 ° 09'02 "N 11 ° 48'21" E / 51,1505487 ° N 11,8058688 ° E |
Обозначение | Оперный театр |
Открыто | 28 июня 16018 г. |
Закрыто | 1716 |
Opernhaus vorm Salztor (Оперный театр перед Соляной башней) — оперный театр в Наумбурге , затем Саксен-Цейце , открывшийся в 1701 году. Дом был построен во время регентства Морица Вильгельма, герцога Саксен-Цейца , на его от имени. В 1716 году он сгорел и не был восстановлен. За 15 лет существования здесь было исполнено не менее 14 различных опер и одна пьеса. Один из них выжил, Иоганна Давида Хайнихена , « Der glückliche Liebeswechsel oder Paris und Helena» и был возрожден в 2012 году в концертном исполнении .
Фон
[ редактировать ]
Город Наумбург со времен средневековья пользовался привилегией торгово-ярмарочной деятельности императора, которой он воспользовался на выставке Petri-und-Pauli-Messe , проводившейся каждый год в июне. Поскольку Лейпциг , расположенный в 60 км, также имел такую привилегию с 1669 года, эти два города соревновались. В Лейпциге был действующий театр для развлечения гостей ярмарки. В 1693 году открылась Опера Брюля , в которой оперы ставились в течение трех ярмарочных периодов.
Чтобы повысить привлекательность Наумбургской ярмарки, Мориц Вильгельм, герцог Саксен-Цейцкий , на территории которого находился город Наумбург, приказал построить оперный театр. Ему принадлежали только так называемый Residenzhaus и официальное здание, но у него были реквизированы четыре участка земли в конце Нойгассе, недалеко от Зальцтора, для строительства оперного театра.
Здание
[ редактировать ]Оперный театр, открытый в 1701 году, имел длину около 27 метров и ширину от 12 до 16,5 метров. [ 1 ] таким образом, в доме могло разместиться около 400 человек.
Планы здания, вероятно, были составлены мастером-строителем Иоганном Генрихом Генгенбахом , который в то время находился на герцогской службе. Дом (в отличие от Лейпцигского оперного театра, который был на 10 метров длиннее) был построен из каменной кладки, имел подвал и был оборудован различной театральной техникой.
На карте города Наумбурга 1701 года оперный театр можно увидеть в виде крестообразного здания. К сожалению, других изображений здания больше не существует.
История
[ редактировать ]Оперный театр перед Зальцтором был торжественно открыт во второй половине дня 28 июня 1701 года оперой «Орфей и Эвридика» , возможно, Рейнхольда Кайзера , «на глазах у всех высоких княжеских лордов». [ 2 ] Другие источники говорят об открытии лишь в 1702 году. [ 3 ] Оперные представления в Наумбурге были публичными, но заказывались, контролировались и финансировались герцогом. Он также продолжал владеть домом. Таким образом, в отличие от других гражданских опер того времени (например, «Опера на Генземаркте» в Гамбурге или « Опера на Брюле» ), «Наумбург» взял на себя особую роль, поскольку оперный театр не финансировался гражданами. Еще одним отличием Наумбургского дома от других княжеских театров периода барокко было то, что дом использовался только для представлений во время Petri-und-Pauls-Messe, ярмарки имени Петра и Павла , около 29 июня каждого года. Как и в Лейпцигской опере, представления были ограничены ярмарочными мероприятиями. Герцог выбирал композиторов опер для исполнения и, как можно прочитать в некоторых биографиях оперных композиторов, во время оперных сезонов переезжал в Наумбург со всем своим двором. Некоторые композиторы также писали музыку для герцогского стола перед оперными представлениями.

Организация оперных представлений документирована довольно слабо. Родившийся в Наумбурге композитор Иоганн Тайле , сочинявший оперы для Гамбургской оперы, был в Наумбурге около 1710 года, но есть только свидетельства того, что Тайле выступал в качестве посредника в 1712 году для Готфрида Генриха Штельцеля , который в то время находился в Галле, чтобы доставить поручение герцога сочинить оперу «Валерия» и не смог поставить оперу. Самуэль Эрнст Добрихт, зять основателя Лейпцигской оперы Николауса Адама Струнгка Режиссером, скорее всего, был . Дебрихт доставил послание герцога Цайтцкого от 8 июня 1709 года управляющему герцога в Наумбурге, вложив в него четыре ключа от оперного театра. В нем герцог просил своего представителя «провести инвентаризацию машин и других вещей в оперном театре», а затем передать ключи Дебрихту. Эта передача положила начало гастрольному выступлению Лейпцигской оперной труппы, кульминацией которого стало исполнение оперы Иоганна Давида Хайнихена . Олимпия Вендиката на ярмарке в 1709 году. Также в 1711 году Дебрихт упоминается в личных делах придворного оркестра Цейца как композитор. Иоганн Кристоф Фрауендорф также считается руководителем оперы в период с 1704 по 1716 год, поскольку он был советником Саксен-Цейца и поочередно занимал должность мэра Наумбурга в течение двух лет; он также написал либретто для опер Георга Каспара Шюрмана. ли для оперных представлений в Наумбурге музыканты придворной капеллы Цейца, которой с 1695 года руководил ученик Тайле Кристиан Генрих Ашенбреннер Неясно, использовались или играли другие музыканты.
Сценическую технику в Наумбурге сегодня можно реконструировать только исходя из требований к исполняемым пьесам. Полей на сцене было, вероятно, три, одно за другим (включая Бюненпроспект ), как и требовалось в пьесе Das verwirrte Haus Jacob .
Герцог пытался конкурировать с Лейпцигским оперным театром и на протяжении многих лет привлекал таких композиторов, как Шюрман, Хайнихен, Штельцель, Иоганн Фридрих Фаш и Бартольд Фейнд . В Наумбурге преобладал и «лейпцигский стиль», когда исполнялись не только чисто немецкие оперы, но и чисто итальянские оперы и немецкие оперы с итальянскими интерлюдиями. Поскольку другие тюрингские князья, вероятно, были постоянными гостями Наумбургского оперного театра, в период Наумбургской оперы при их дворах ставилось заметно меньше опер, поскольку они могли удовлетворить свои оперные интересы в Наумбурге.
Оперный театр Наумбурга сгорел в результате пожара 30 апреля 1716 года и впоследствии не восстанавливался. В 1717 году в Residenzhaus am Markt состоялись два оперных представления 1717 года.
Поскольку герцог потерял управление протестантским епископством Наумбург-Цайц 2 мая 1717 года из-за своего обращения в католицизм и был вынужден уступить герцогство Саксен-Цейц электорату Саксонии , самое молодое саксонское второе родство подошло к концу. , что также означало конец оперной истории Наумбурга.
Руины оперного театра простояли как минимум до 1752 года. [ 1 ] Место старого оперного театра позже было перестроено, и на нем разместился городской архив Наумбурга.
Список опер
[ редактировать ]Из наумбургского репертуара сохранилась только опера Хайнихена «Счастливая смена любви, или Парис и Елена» , от остальных сохранились лишь несколько арий или только либретто. Известны лишь названия некоторых опер. Среди композиторов были Иоганн Фридрих Фаш , Иоганн Давид Хейнихен , Рейнхард Кейзер , Иоганн Августин Кобелиус , Георг Каспар Шюрманн , Готфрид Генрих Штельцель и Георг Филипп Телеманн .
Заголовок | Композитор | Либретто | Премьера | Примечания |
---|---|---|---|---|
Орфей и Эвридика | Кайзер? | ? | 1701 | 28 июня |
Юпитер и Каллисто | ? | ? | 1702 | |
Запутанный дом Иакова | – | – | 1703 | Играйте под музыку Бартольда Фейнда. |
Октавия | Кайзер? | Бартольд Враг? | 1705 | |
Телемак | Шюрманн | Иоганн Кристоф Фрауендорф | 1706 | Балетные постановки танцмейстера Сэмюэля Рудольфа Бера [ 4 ] |
немецкий | Телеман | 1706 | Не уверен, что «Германикус» играли в Наумбурге. [ 5 ] | |
Лукреция | Кайзер? | Бартольд Враг? | 1707 | |
Запутанный дом Иакова | – | – | 1708 | Повторение 1703 года |
Олимпия Вендиката | Хайнихен | Георг Кристиан Лемс [ 6 ] | 1708 | Возрождение 1709 г., сохранились некоторые арии; единственная полностью итальянская опера из Наумбурга. |
Счастливая смена любви или Пэрис и Елена | Хайнихен | ? | 1710 | Единственная полностью сохранившаяся опера из Наумбурга. |
Кломир | Фаш | ? | 1711 | |
Приятное мошенничество или Карнавал в Венеции | Хайнихен | ? | 1711 | Повторение спектакля 1709 года из Лейпцига; некоторые арии сохранились |
Верная Дидона | Фаш | ? | 1712 | |
Валерия | Штользель | ? | 1712 | возможно, дополнительно уже внесен в список 1711 г. |
Орион | Штользель | ? | 1713 | |
Артемизия | Штользель | ? | 1713 | |
Кломир | Фаш | ? | 1715 | Возрождение 1711 года |
Счастливый обман, или Клития и Орест | Кобелиус | ? | 1717 | Выступление в Residenzhaus |
Изабелла и Родриго | Кобелиус? | ? | 1717 | Премьера в доме-резиденции |
Переоткрытие оперы Счастливая перемена любви или Парис и Елена
[ редактировать ]архив Sing-Akademie zu Berlin В 2001 году считавшийся утерянным был возвращен из Киева в Берлин. В нем лежала рукопись с автографом оперы Хайнихена « Der glückliche Liebeswechsel oder Paris und Helena» . Опера была возрождена спустя более чем 300 лет в концертном исполнении берлинской компании Lautten Compagney 10 ноября 2012 года в Audimax Бранденбургского университета прикладных наук .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Френцель 1965 , с. 105.
- ^ Френцель 1965 , с. 107.
- ^ Альбертс 2004 , с. 56.
- ^ Вальсдорф, Ханна; Мурей, Мари-Тереза; Рассел, Тилден, ред. (2019). Таубертс «Rechtschaffener Tanzmeister» (Лейпциг, 1717) . Берлин: Франк и Тимме. стр. 80.
- ^ Мол, Майкл (2009). Барочная опера в Лейпциге (1693–1720), текстовый том . Фрайбург и. Бр.: Ромбах-Верлаг. п. 651.
- ^ Шмитт-Маас, Кристоф (2018). «Телемак» Фенелона в эпоху немецкого Просвещения (1700–1832) . Берлин и Бостон: Вальтер де Грюйтер. стр. 225.
Источники
[ редактировать ]- Френцель, Герберт А. (1965). Театр Тюрингского замка . Берлин: Общество истории театра.
- Альбертс, Сюзанна (2004). Музыка в Наумбурге, Заале 1650–1720: церковная и придворная музыкальная жизнь в Наумбурге-ан-дер-Зале во времена вторичного генитура . Саарбрюккен: VDM Verlag Dr. Мюллер.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Готшед, Иоганн Кристоф (1744). Немецкая Шаубюне: По правилам и образцам древних . Том 5. Лейпциг: VDM Verlag Dr. Мюллер. стр. 32ф.
- Брусняк, Фридхельм (1993). Музыкально-театральные формы в небольших резиденциях: 7-й Арользерский фестиваль барокко 1992 г., отчет конференции . Фридрихсхафен: Студия-Верлаг.
- Пфайффер, Рюдигер (1994). Иоганн Фридрих Фаш, 1688–1758: жизнь и творчество . Вильгельмсхафен: Издательство Heinrichshofen Books.
- «Наумбургская опера перед Зальцтором» . Музыкальный футляр Саксония-Анхальт (на немецком языке) . Проверено 10 апреля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Информация о новом исполнении оперы «Счастливая перемена любви, или Парис и Елена» Westdeutsche Allgemeine Zeitung