Варшавская конфедерация

Конфедерация Варшавы , подписанная 28 января 1573 года Польским национальным собранием ( Sejm Konwokacyjny ) в Варшаве , была одним из первых европейских актов, предоставляющих религиозные свободы .
Это было важное развитие в истории Польши и Литвы , которая расширила религиозную терпимость к дворянству и свободным лицам в пользе - литюанском Содружестве [ 1 ] и считается формальным началом религиозной свободы в польском литюанианском Содружестве .
Хотя это не предотвратило все конфликты, основанные на религии, это сделало Содружество гораздо более безопасным и более терпимым местом, чем большая часть современной Европы, особенно в течение последующей тридцатилетней войны . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Религиозная терпимость в Польше имела давнюю традицию (например, Статут Калиш ) и была фактической политикой в правлении короля Сигизмунда II . Тем не менее, статьи, подписанные Конфедерацией , дали официальную санкцию на более ранние обычаи. В этом смысле их можно считать либо началом, либо пиком польской терпимости. [ 3 ]
После бездетной смерти последней царя джагеллоновской династии , польские и литовские дворяне ( Szlachta ) собрались в Варшаве, чтобы не допустить действия сепаратистов и поддерживать существующий юридический приказ. Для этого граждане должны были безоговорочно соблюдать решения, принятые телом; И Конфедерация была мощной заявлением о том, что два бывших государства все еще тесно связаны.
В январе дворяне подписали документ, в котором представители всех основных религий пообещали друг другу взаимную поддержку и терпимость. Была возникновена новая политическая система, которой помогала Конфедерация, которая способствовала ее стабильности. Религиозная терпимость была важным фактором в многонациональном и многорелигиозном государстве, поскольку территории Содружества были заселены многими поколениями людей из разных этнических слоев (поляки, литовцы, рутенанцы, немцы и евреи) и различных конфессий (католики, Рутена Протестант, православный, еврейский и даже мусульманин). «Эта страна стала тем, что кардинал Хоцджуш назвал« местом укрытия для еретиков ». Это было место, где самые радикальные религиозные секты, пытающиеся избежать преследования в других странах христианского мира, искали убежище. [ 4 ]
Этот акт не был навязан правительством или последствиями войны, а в результате действий членов польского общества. На него также повлияла резня Французского Святого Святого Бартоломея 1572 года , которая побудила польс-литеанскую дворянство увидеть, что ни один монарх никогда не сможет осуществить такой акт в Польше. [ 5 ]
Люди, наиболее вовлеченные в подготовку статей, были Миколай Сиеницки (лидер « Движения казни »), Ян Фирлдж и Ян Зборовски . Их усилиям противостояли многие высокопоставленные лица римско -католической церкви , Франсискек Красиньски был единственным епископом, который подписал их ( Шаймон Староолски утверждал, что он сделал это под «угрозой меча»), и будущие юридические действия, содержащие статьи конфедерации были подписаны епископами с условием: « За исключением Articulo confoederationis ». Другой епископ, Wawrzyniec Goślicki , был отлучен за подписание актов Sejm 1587 [ Цитация необходима ] .
Статьи Варшавской конфедерации были впоследствии включены в армианские статьи и, таким образом, стали конституционными положениями наряду с Pacta Counenta, также учрежденной в 1573 году.
Значение
[ редактировать ]Польша конца 16-го века стояла между Православной Масковиком на Востоке, мусульманской Османской империей на юге и Западной Европой, разорванной между Реформацией и контрреформацией на севере и западе. Его религиозная терпимость сделала его долгожданным убежищем для тех, кто избегает религиозного преследования в других местах; По словам кардинала Станислауса Хосиуса , это стало «местом укрытия для еретиков». Конфедерация узаконила ранее неписаные обычаи религиозной терпимости.
Существуют споры о том, была ли религиозная свобода предназначена только для дворянства или для крестьян и других; большинство [ Цитация необходима ] Историки предпочитают последнюю интерпретацию.
В 2003 году текст Варшавской конфедерации был добавлен в ЮНЕСКО память о мировой программе . [ 4 ]
Кавычки
[ редактировать ]Конечно, формулировка и сущность Декларации Конфедерации Варшавы от 28 января 1573 года были чрезвычайными в отношении преобладающих условий в других местах Европы; и они управляли принципами религиозной жизни в Республике более двухсот лет.
- Норман Дэвис [ 6 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стоун, Даниэль, Польское литуанское государство, 1386–1795, Сиэтл и Лондон: Университет Вашингтонской прессы, 2001.
- ^ Адам Замоджи , «Польский путь», Нью -Йорк, Гиппокрены, 1987.
- ^ «Конфедерация Варшавы (1573). 449 -я годовщина варшавской конфедерации» . Получено 6 сентября 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Конфедерация Варшавы от 28 января 1573 года: гарантирована религиозная терпимость | Организационная, научная и культурная организация Организации Объединенных Наций» .
- ^ «Конфедерация Варшавы: терпимость во имя гражданских свобод» . 14 февраля 2021 года . Получено 6 сентября 2022 года .
- ^ Норман Дэвис , Происхождение до 1795, вып. 1, Божья детская площадка (Нью -Йорк: Колумбийский университет, 2005), 126.
Источники
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Оле-Петер Грелл, Роберт У. Скрибнер (ред.), Толерантность и нетерпимость в Европейской Реформации , Кембриджский университет Press, 2002, ISBN 0-521-89412-3 , Google Print, с.264+
- A.gobert, относительный полагается на политику Andic Andec, обычаи экоаза 337-343,
- Норман Дэвис , Божья игровая площадка. История Польши , вып. 1: Происхождение до 1795, вып. 2: 1795 до настоящего времени. Оксфорд: издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-925339-0 / ISBN 0-19-925340-4
- М. Королко, Дж. Тазбир, Варшавская конфедерация 1573 Великая карта польской терпимости , издательство Варшав Пакс, 1980.
- G. Schramm, Польская дворянство и Реформация , Wiesbaden 1965.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фото
- Оригинальный текст в польском архивировании 2005-02-05 на машине Wayback то же самое здесь здесь
- (на лаке) конфедерации межрегенских варса Два архивирования в 2007-02-18 на машине Wayback от о. Доктор Тадеуш Вожак