Дапенкенгская культура
Географический диапазон | прибрежные Тайвань и Пэнху |
---|---|
Период | ранний неолит |
Даты | в. 3500 – ок. 2500 г. до н.э. |
Предшественник | Культура Чанбина |
С последующим | местные культуры |
Культура Дапэнкэн ( китайский : 大坌坑文化 ; пиньинь : Dàbènkēng wénhuà ) — культура раннего неолита , появившаяся на севере Тайваня между 4000 и 3000 годами до нашей эры и быстро распространившаяся по побережью острова, а также по островам Пэнху на западе. .Большинство ученых полагают, что эта культура была занесена через Тайваньский пролив предками нынешних тайваньских аборигенов , говоривших на ранних австронезийских языках .Никакой древней культуры на материке не обнаружено, но ряд общих черт позволяют предположить продолжающиеся контакты.
Характеристики
[ редактировать ]Типовое место в Бали районе города Нью-Тайбэй на северо-западе Тайваня было обнаружено в 1958 году.Другими крупными объектами, раскопанными до 1980 года, являются самый нижний слой археологических раскопок Фэнбитоу в районе Линьюань , Гаосюн и Бацзякунь в районе Гуэйжэнь , Тайнань , оба на юго-западе острова. [1] С тех пор места Дапэнкэн были обнаружены в прибрежных районах по всему острову, а также на островах Пэнху в Тайваньском проливе . [2]
Керамика Дапенкенга толстая и песчанистая, цвета от светлого до темно-коричневого.Основные типы — большие шаровидные банки и миски.Снаружи банки покрыты тиснеными шнуровыми следами, за исключением расширяющихся краев, украшенных врезанными линейными рисунками. [3] На стоянках Дапенкенга также обнаружен ряд типов каменных орудий:
- В качестве грузил для сетей, вероятно, использовались выклеванные камешки диаметром до 20 см.
- Короеды были обнаружены на двух стоянках.
- Тесла были тщательно отполированы, имели прямоугольное сечение. Тесла из базальта с плечами появляются позже в этот период и, как полагают, были созданы в мастерской на Пэнху.
- Было обнаружено множество тонких, плоских, треугольных точек зеленого сланца , в центре каждой из которых было просверлено отверстие. [4] [5]
Также были найдены ножи для жатвы, сделанные из раковин устриц, а также некоторые инструменты и украшения из костей и рогов. [2] Жители занимались садоводством и охотой, но также в значительной степени зависели от морских раковин и рыбы. [6] Позже в этот период они выращивали просо и рис . [7] [8]
Около 2500 г. до н. э. культура Дапэнкэн развилась в локально дифференцированные культуры по всему Тайваню. [9] [10] Из-за преемственности с более поздними культурами большинство ученых полагают, что люди Дапенкенг были предками сегодняшних тайваньских аборигенов и говорили на австронезийских языках . [11]
Предлагаемые предшественники на материке
[ редактировать ]Впервые Тайвань был заселен людьми эпохи палеолита , которые достигли острова во время оледенения позднего плейстоцена , когда уровень моря был ниже, а Тайваньский пролив представлял собой сухопутный мост. [12] Хотя палеолитическая культура Чанбинь частично совпадает с самыми ранними памятниками Дапэнкэн, археологи не обнаружили никаких свидетельств эволюционного развития и предполагают, что культура Дапэнкэн, должно быть, пришла откуда-то еще.Наиболее вероятным кандидатом является побережье нынешней провинции Фуцзянь на другой стороне Тайваньского пролива , ширина которого в самом узком месте составляет 130 км. [13] Однако археологические данные из этой области весьма ограничены. [13] Были раскопаны три основных памятника раннего неолита:
- Место Кэцютоу на острове Хайтань было частично разрушено в результате более поздней деятельности, но было раскопано археологами провинции Фуцзянь. [14] Он украшен обработанной галькой, полированными теслами и остриями, подобными таковым на стоянках Дапенкенга. Декор керамики более разнообразен. [15]
- Местонахождение Фугуодун на острове Цзиньмэнь было обнаружено геологом и проведено в специальной манере. [16] Часть керамики украшена шнуровой маркировкой, но чаще встречается чеканка ракушками. [17]
- На стоянке Дзингуишань на Цзиньмэнь представлена керамика, похожая на Фугуодун, но без маркировки шнуром. [18]
К. К. Чанг утверждал, что Фугуодун и Дапэнкэн были региональными вариантами одной и той же культуры. [12] Другие ученые считают их разными культурами, указывая на различия в стилях керамики. [13]
Эти прибрежные материковые культуры, похоже, возникли внезапно, без местных предшественников, и их происхождение неясно. [19] Чанг и Уорд Гуденаф утверждают, что эти культуры отражают влияние культур Хемуду и Маджиабанг в нижней части Янцзы , хотя они не уверены, было ли это результатом миграции или торговли. [20] Питер Беллвуд согласен, что австронезийский культурный пакет пришел из этой области, но подтверждающие археологические свидетельства пока не найдены. [21]
Роджер Бленч (2014) предполагает, что единая миграционная модель распространения неолита на Тайвань проблематична, указывая на генетические и лингвистические несоответствия между различными тайваньскими австронезийскими группами. Бленч считает, что австронезийцы на Тайване представляли собой плавильный котел иммигрантов из различных частей побережья Восточного Китая , которые мигрировали на Тайвань около 4000 лет назад. В число этих иммигрантов входили люди из лисохвостового проса , выращивающие культуру Луншань в Шаньдуне (с культурами типа Луншань, обнаруженными на юге Тайваня), основанную на рыболовстве культуру Дапэнкэн в прибрежной провинции Фуцзянь и культуру Юаньшань на самом севере Тайваня, которая, как предполагает Бленч, могла возникнуть от побережья провинции Гуандун . Основываясь на географии и культурном словаре, Бленч полагает, что народ Юаньшань, возможно, говорил на северо-восточных формозских языках . Таким образом, Бленч считает, что на самом деле не существует «апикального» предка австронезийского языка в том смысле, что не существовало настоящего единого протоавстронезийского языка. это дало начало современным австронезийским языкам. Вместо этого многочисленные миграции различных доавстронезийских народов и языков с материковой части Китая, которые были родственными, но разными, объединились, чтобы сформировать то, что мы теперь знаем как австронезийские на Тайване. [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ли (2013) , с. 616.
- ^ Перейти обратно: а б Ли (2013) , с. 618.
- ^ Чанг (1995) , с. 166.
- ^ Чанг (1995) , стр. 166–167.
- ^ Ли (2013) , стр. 617-618.
- ^ Цзяо (2007) , стр. 91–94.
- ^ Хунг и Карсон (2014) , стр. 13–14.
- ^ Ли (2013) , с. 619.
- ^ Ли (2013) , с. 615.
- ^ Хунг (2004) , с. 58.
- ^ Чанг (1995) , стр. 164–165.
- ^ Перейти обратно: а б Чанг (1989) .
- ^ Перейти обратно: а б с Цзяо (2007) , стр. 93.
- ^ Цзяо (2007) , стр. 45–54.
- ^ Чанг (1995) , стр. 169–170.
- ^ Цзяо (2007) , стр. 54–56.
- ^ Чанг и Гуденаф (1996) , стр. 41.
- ^ Цзяо (2007) , стр. 56–57.
- ^ Цзяо (2007) , стр. 57.
- ^ Чанг и Гуденаф (1996) , стр. 47.
- ^ Цзяо (2007) , стр. 57–58.
- ^ Бленч, Роджер. 2014. Предположим, мы ошибаемся относительно австронезийского заселения Тайваня? Архивировано 9 декабря 2018 года в Wayback Machine ms.
Цитируемые работы
- Чанг, Кван-Чи (1989), Б. Гордон (ред.), «Неолитический Тайваньский пролив» (PDF) , Каогу , 6 , перевод В. Цао: 541–550, 569, в архиве из оригинала (PDF) 18 апреля 2012 г. , получено 15 декабря 2015 г.
- ——— (1995), «Археология Тайваньского пролива и протоавстронезийцы», Ли, Пол Джен-куэй; Цанг, Ченг-хва; Хуан, Ин-куэй; Хо, Да-ан; Ценг, Чин-ю (ред.), Австронезийские исследования, касающиеся Тайваня , Тайбэй: Academia Sinica, стр. 161–184.
- Чанг, Кван-Чи; Гуденаф, Уорд Х. (1996), «Археология юго-восточного прибрежного Китая и ее влияние на австронезийскую родину» (PDF) , Труды Американского философского общества , Новая серия, 86 (5): 36–56, JSTOR 1006620 , в архиве из оригинала (PDF) от 22 декабря 2015 г. , получено 15 декабря 2015 г.
- Хун, Сяо-чунь (2004), «Исследование источников тайваньских каменных тесел» (PDF) , Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории , 2 : 57–70.
- Хун, Сяо-чунь; Карсон, Майк Т. (2014), «Собиратели, рыбаки и фермеры: истоки тайваньского неолита», Antiquity , 88 (342): 1115–1131.
- Цзяо, Тяньлун (2007), Неолит юго-восточного Китая: культурная трансформация и региональное взаимодействие на побережье , Cambria Press, ISBN 978-1-934043-16-5 .
- Ли, Куанг-ти (2013), «Первые фермеры и их адаптация на прибрежном Тайване», в Андерхилле, Энн П. (редактор), «Спутник китайской археологии» , John Wiley & Sons, стр. 612–633, ISBN. 978-1-4443-3529-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Археологический памятник Дапэнкэн , правительство города Нью-Тайбэй