Jump to content

Взрыв на трассе Баку-Ростов

Взрыв на трассе Баку-Ростов
Расположение near Shami-Yurt, Chechnya
Дата 29 октября 1999 г.
Цель Колонна беженцев и Красного Креста, Баку - Ростов трасса
Тип атаки
Неизбирательные бомбардировки
Летальные исходы По данным Красного Креста, около 25 гражданских лиц; [ 1 ]
16 по данным правительства России [ 2 ]
Раненый Более 70 [ 2 ]
Преступники  ВВС России

Взрыв на трассе Баку -Ростов — инцидент, произошедший возле села Шаами-Юрт в Чечне 29 октября 1999 года. Два низколетящих российских самолета нанесли неоднократные ракетные удары по большой колонне беженцев, пытавшихся проникнуть в российскую республику. Ингушетии . по предполагаемому маршруту «безопасного выхода» В результате атак погибли или получили ранения десятки людей.

Инцидент

[ редактировать ]

Инцидент произошел после того, как было официально объявлено, что граница между Чечней и Ингушетией вновь откроется после недельного закрытия. Однако колонна из более чем 1000 автомобилей, направлявшаяся в безопасное место, не получила разрешения пересечь границу и получила приказ повернуть назад от неизвестного высокопоставленного российского военного офицера (район находился под ответственностью генерала Владимира Шаманова ), а затем подверглась нападению на своем пути. обратно в осажденную столицу Чечни Грозный .

Согласно отчету Amnesty International , «во время российских нападений в этом районе не было законных военных целей. быть отмечен эмблемой Красного Креста , что является нарушением международного гуманитарного права ». [ 3 ]

Среди жертв были местные сотрудники Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца , двое убитых чеченских журналистов (в том числе Рамзан Межидов ), а также многочисленные женщины и дети, некоторые из которых, как сообщается, сгорели заживо, находясь в ловушке в своих автомобилях. Российские власти сначала официально отрицали ответственность. [ 1 ] и более поздние военные расследования не имели смысла.

Похожие инциденты

[ редактировать ]

Похожая воздушная атака на большую колонну беженцев, спасавшихся от боевых действий в Грозном, произошла в августе 1996 года. [ 4 ] Позднее в 1999-2000 годах сообщалось о ряде других нападений на колонны беженцев и пешие колонны "гуманитарного коридора", включая инцидент 3 декабря , когда около 40 человек были застрелены на контрольно-пропускном пункте российской полиции. В 2008 году недалеко от Грозного было обнаружено предположительно массовое захоронение около 300 человек, в котором, вероятно, находились останки жертв артиллерийского обстрела «зеленого коридора» в октябре 1999 года. [ 5 ]

решение ЕСПЧ

[ редактировать ]

24 февраля 2005 года Европейский суд по правам человека признал Россию виновной в нарушении права на жизнь и других нарушениях прав человека в деле о нападении на колонну «безопасного прохода» после подачи в суд совместной жалобы трое выживших в 2003 году, [ 6 ] резюмируя в своем приговоре установленные факты: [ 2 ]

183. Заявители, сотрудники Красного Креста и другие свидетели нападения единогласно показали, что заранее знали о "безопасном проходе" или "гуманитарном коридоре" в Ингушетию для жителей Грозного 29 октября 1999 года. Этот выход был подготовлен и предусмотрен жители спасаются от тяжелых боев . Они собрали свои вещи, заранее организовали транспорт и выехали рано утром 29 октября 1999 года, чтобы добраться до безопасного места. Первый и второй заявители и их семьи договорились о микроавтобусе с водителем. Они утверждали, что 28 октября 1999 г. они попытались пересечь административную границу, но военные на блокпосту приказали им вернуться на следующий день. Третья заявительница и ее семья с 26 октября 1999 года ждали объявленного "безопасного выхода" в селе Гехи, поскольку обстрел Грозного стал слишком сильным (см. §§ 14-16 выше). Г-жа Бурдынюк и ее муж знали о «коридоре» и заранее заказали у транспортного агентства грузовик, чтобы вывезти их и их предметы домашнего обихода (см. § 55 выше). Работники Красного Креста показали, что они планировали эвакуацию офисов на 29 октября 1999 года, чтобы воспользоваться объявленным «безопасным проходом», о котором они проинформировали свое штаб-квартиру в Нальчик и получил разрешение на выезд от местного [чеченского] командира повстанцев (см. §§ 46-48 выше).

184. Присутствие на дороге в тот день значительного количества гражданских автомобилей и тысяч людей дополнительно подтверждается показаниями заявителей, а также показаниями работников Красного Креста и других свидетелей, которые показали, что была очередь машин длиной в несколько километров. Правительство в своем заявлении от 28 марта 2003 г. пояснило, что 29 октября 1999 г. блокпост «Кавказ-1» на административной границе между Чечней и Ингушетией был закрыт, поскольку он не мог справиться со значительным количеством беженцев, желающих пересечь границу (см. § 26 выше).

185. Заявители и сотрудники Красного Креста ссылаются на приказ старшего офицера на блокпосту расчистить дорогу и вернуться в Грозный, который поступил около 11 часов утра. Судя по всему, гражданские лица в колонне опасались за свою безопасность. на обратном пути, и они ссылались на гарантии безопасности, данные этим старшим офицером (см. §§ 17 и 48 выше). Как утверждают заявители и другие свидетели, приказ о возвращении вызвал на дороге пробку, заполненную легковыми автомобилями, автобусами и грузовиками. Некоторым приходилось ждать около часа, чтобы начать двигаться, и прогресс был очень медленным, по крайней мере, на начальном этапе (см. §§ 17, 18 и 48 выше).

186. Все это должно было быть известно властям, планировавшим военные действия 29 октября 1999 года в районе автомагистрали Ростов-Баку, и должно было насторожить их о необходимости проявлять крайнюю осторожность в отношении применения летальной силы.

187. Из показаний авиадиспетчера по имени "Сидоров" следует, что приказ о полете на 29 октября 1999 г. он получил накануне вечером. Задача заключалась в том, чтобы не допустить движения тяжелой техники в сторону Грозного, чтобы перекрыть снабжение боевиков, защищающих город. Ни он, ни, по-видимому, пилоты не были проинформированы об объявлениях о «безопасном проходе» на этот день, о чем гражданские лица были прекрасно осведомлены. Военные, дежурившие на блокпосту «Кавказ-1», ни в какой момент не предупредили их о массовом присутствии беженцев на дороге, двигавшихся в сторону Грозного по их приказу (см. § 79-80 выше).

188. Из показаний авиадиспетчера следует, что передовые авиадиспетчеры обычно принимаются на борт, когда предполагается, что миссия проводится вблизи федеральных позиций. Отсутствие передового авиадиспетчера в задании 29 октября 1999 г. означало, что для получения разрешения на применение оружия летчикам приходилось общаться с диспетчером ЦУ, который не видел дорогу и не мог быть задействован. при любой независимой оценке целей.

189. Все это подвергало гражданских лиц на дороге, включая заявителей, очень высокому риску быть воспринятыми военными летчиками как подходящие цели.

190. Пилоты в своих показаниях, представленных суду, утверждали, что они напали на два одиночных грузовика КамАЗ на участке дороги между селами Шаами-Юрт и Кулары, которые находятся на расстоянии около 12 километров друг от друга. Они заявили, что в это время дорога была пуста, если не считать этих двух грузовиков. Им не было задано никаких вопросов для объяснения жертв среди гражданского населения (см. §§ 81-85 выше). Из документа от 5 мая 2004 г. следует, что в какой-то момент после марта 2003 г. пилотов снова допросили и показали, что после того, как они обстреляли первый грузовик, из леса появился другой грузовик и въехал в зону поражения ракеты ( см. §§ 92–93 выше).

191. Авиадиспетчер в своих показаниях заявил, что ему не было известно о каких-либо жертвах среди гражданского населения до дня допроса, то есть до года после инцидента (см. § 79 выше). Суд считает, что это трудно принять, поскольку Красный Крест немедленно передал информацию о жертвах соответствующим органам, которые уже в ноябре 1999 года начали расследование инцидента в той или иной форме. В пресс-релизе российских ВВС сообщалось об уничтожении колонны грузовиков с истребителями и боеприпасами на дороге в сторону Грозного 29 октября 1999 г. и опровергались утверждения о том, что гражданские лица могли быть ранены в результате авиаударов (см. § 32 выше). .

192. Суд находит непреодолимым несоответствие между показаниями двух пилотов и авиадиспетчера о том, что самолет направил свои ракеты на отдельные грузовики, и многочисленными показаниями потерпевших об обстоятельствах нападения. Правительство объяснило эти жертвы тем, что за очень короткий промежуток времени между обстрелом грузовиков ракетами и моментом попадания в них колонна, ранее невидимая пилотами, появилась на дороге и пострадала из-за большого радиуса поражения. использованных ракет. Суд не принимает эту доводку, которая не объясняет внезапное появление такого большого количества транспортных средств и людей на дороге в то время. Более того, утверждения Правительства противоречат значительной массе других доказательств, представленных Суду.

193. Во-первых, из показаний свидетелей следует, что несколько транспортных средств в колонне пострадали от взрывов – грузовик «Мерседес» Красного Креста, кабина которого была разрушена, автобус ПАЗ и грузовик «Камаз» , наполненный беженцы. Третья заявительница утверждает, что ее автомобиль ГАЗ с вещами был уничтожен прямым попаданием. Это исключает случайное повреждение осколками из-за большого радиуса поражения.

194. Во-вторых, заявители, сотрудники Красного Креста и другие свидетели утверждали, что нападения не были мгновенными, а продолжались несколько часов, возможно, целых четыре. Пилоты и авиадиспетчер назвали время первой атаки примерно 14.05 - 14.15, но не смогли указать хотя бы приблизительно время второй атаки. В своих объяснениях о приемлемости заявлений Правительство указало время нападения: 14.05 – 14.20 и 15.30 – 15.35 (см. § 28). Если предположить, что первая ракета была выпущена около 14:00 по машине, которую пилоты восприняли как «одиночную» машину на пустой дороге, то дальнейшие пуски, состоявшиеся как минимум через полтора часа, не могли не принять во внимание учет других транспортных средств. Установлено, что за этот весьма значительный отрезок времени пилоты совершили несколько проходов над дорогой, спускаясь и поднимаясь на высоту от 200 до 2000 метров. У них была хорошая видимость, и поэтому они не могли не заметить многочисленные машины на дороге. В пресс-релизе ВВС, выпущенном вскоре после событий, говорилось о «колонне грузовиков с истребителями и боеприпасами», а не о двух одиночных машинах (см. § 32 выше).

195. Военные использовали чрезвычайно мощное оружие для достижения любых целей. По выводам отечественного расследования, было выпущено 12 неуправляемых ракет "воздух-земля" С-24 , по шесть с каждого самолета, что является полной загрузкой. При взрыве каждая ракета образует несколько тысяч осколков, а радиус ее поражения превышает 300 метров (или 600-800 метров, как предполагают некоторые документы – см. §§ 30 и 88 выше). Таким образом, на относительно коротком участке дороги, заполненном транспортными средствами, произошло несколько взрывов. Любой, кто находился бы в это время на дороге, подвергался бы смертельной опасности.

196. Вопрос о точном количестве жертв остается открытым, но Суду имеется достаточно доказательств, позволяющих предположить, что в данных обстоятельствах оно могло быть значительно выше цифр, полученных национальным расследованием. Суд также принимает во внимание отчет Хьюман Райтс Вотч об этом и других инцидентах, когда гражданские лица подвергались нападениям, спасаясь от боевых действий. Суд не находит никакой разницы между ситуациями трех заявителей ввиду уровня опасности, которой они подвергались.

197. Вопрос о явной несоразмерности использованного оружия был также поднят Батайским гарнизонным судом в его решении от 14 марта 2003 г., которым решение о прекращении расследования было отменено и назначено новое расследование.

198. Кроме того, тот факт, что правительство не ссылалось на положения внутреннего законодательства на любом уровне, которые регулируют применение силы армией или силами безопасности в ситуациях, подобных нынешней, хотя само по себе этого недостаточно для принятия решения о нарушение позитивного обязательства государства защищать право на жизнь в обстоятельствах настоящего дела также имеет прямое отношение к соразмерности ответа на предполагаемое нападение (см., mutatis mutandis , вышеупомянутое решение Макканна, § 156).

199. Подводя итог, даже если предположить, что военные преследовали законную цель, запустив 12 неуправляемых ракет класса «воздух-земля» С-24 29 октября 1999 года, Суд не признает, что операция возле села Шаами- Юрта была спроектирована и построена с необходимой заботой о жизни гражданского населения.

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1771270f22e2bd4aca0c721607a2266d__1701161400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/6d/1771270f22e2bd4aca0c721607a2266d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baku–Rostov highway bombing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)