Графический адаптер Tandy
Дата выпуска | 1984 год |
---|---|
Архитектура | Видеоворотная матрица IBM, Motorola MC6845 |
Карты | |
Начальный уровень | Тэнди Видео I |
Высококачественный | Тэнди Видео II |
История | |
Предшественник | Цветной графический адаптер |
Преемник | Улучшенный графический адаптер |
Графический адаптер Tandy ( TGA , также Tandy Graphics ) — это стандарт компьютерного дисплея для серии Tandy 1000 , совместимых с IBM PC, который совместим с видеоподсистемой IBM PCjr , но стал самостоятельным стандартом.
PCjr графика
[ редактировать ]Серия Tandy 1000 началась в 1984 году как клон IBM PCjr . [1] предлагая поддержку существующего программного обеспечения PCjr. [2] В результате его графическая подсистема в значительной степени совместима.
PCjr, выпущенный в 1983 году, имеет графическую подсистему, построенную на основе IBM Video Gate Array. [3] (не путать с более поздним Video Graphics Array ) и MC6845 CRTC. [4] и расширяет возможности адаптера цветной графики (CGA), увеличивая количество цветов в каждом режиме экрана. Двухцветный режим CGA может отображаться четырьмя цветами, а четырехцветный режим может отображаться всеми 16 цветами. [5]
Поскольку Tandy 1000 оказался гораздо более успешным, чем PCjr, [1] их общие аппаратные возможности стали больше ассоциироваться с брендом Tandy, чем с IBM.
Хотя для графической подсистемы Tandy нет конкретного названия (в документации Tandy она называется «Логика видеосистемы»). [6] ), в просторечии его называют ТГА. [7] Если не указано иное, информация в этой статье, описывающая TGA, также применима к видеоподсистеме PCjr.
Хотя EGA в конечном итоге предоставит расширенный набор графики TGA для карт, совместимых с IBM, программное обеспечение, написанное для TGA, несовместимо с картами EGA. [ нужна ссылка ]
Возможности вывода
[ редактировать ]Тэнди Видео I / PCjr
[ редактировать ]Системы Tandy 1000, предшествующие Tandy 1000 SL и PCjr, имеют этот тип видео. [8] Он предлагает несколько CGA-совместимых и расширенных режимов. [9]
CGA-совместимые режимы:
- 320×200 в 4 цветах из 16-цветной ( 4-битной RGBI ) аппаратной палитры. пикселей Соотношение сторон 1:1,2.
- 640×200 в 2 цветах из 16. Соотношение сторон пикселей 1:2,4.
- 40 × 25 с 8 × 8 текстовым режимом шрифта пикселей (эффективное разрешение 320 × 200 )
- 80 × 25 с 8 × 8 текстовым режимом шрифта пикселей (эффективное разрешение 640 × 200 )
Оба текстовых режима сами по себе могут быть настроены на отображение в монохромном режиме или в 16 цветах.
-
Смоделированное изображение, отображаемое в режиме Tandy 320 × 200 с 4 переопределяемыми цветами.
-
Смоделированное изображение, отображаемое в режиме Tandy 640 × 200 с двумя переопределяемыми цветами.
Помимо режимов CGA, он предлагает:
- 160 × 200 с 16 цветами (эквивалентно качеству графики многих современных 8-битных домашних компьютеров и игровых консолей, использует тот же размер памяти 16 КБ и пропускную способность компьютера, что и исходные режимы CGA, и аналогично/в некоторой степени может совместно использовать графические ресурсы с режимом «композитного цвета» CGA, сохраняя при этом возможность отображения на мониторах RGB)
- 320 × 200 , 16 цветов.
- 640×200 с 4 цветами (из 16)
Некоторые игры обнаруживают оборудование Tandy и отображают улучшенную графику в режиме Tandy, даже если выбран режим отображения CGA, в то время как другие предлагают возможность выбрать графику «Tandy». [7]
-
Смоделированное изображение, отображаемое в режиме Tandy Video I / PCjr 160 × 200 с 16 цветами.
-
Смоделированное изображение, отображаемое в режиме Tandy Video I / PCjr 320 × 200 с 16 цветами.
-
Смоделированное изображение, отображаемое в режиме Tandy Video I / PCjr 640 × 200 с 4 цветами.
Тэнди Видео II или ETGA
[ редактировать ]Модели Tandy 1000 серий SL, TL и RL имеют этот тип видео. [8] Он предлагает те же режимы, что и Tandy Video I, плюс еще один режим, отличный от CGA:
- 640 × 200 , 16 цветов.
-
Смоделированное изображение, отображаемое в режиме Tandy Video II / ETGA 640 × 200 с 16 цветами.
Популярность
[ редактировать ]Благодаря встроенным портам для джойстика, 16-цветной графике и многоканальному звуку Tandy 1000 считалась лучшей платформой для IBM PC-совместимых игр до эпохи VGA, а сочетание ее графики и звука стало стандартом де-факто», — Тэнди совместимый ". [1]
28 из 66 игр, протестированных Computer Gaming World в 1989 году, поддерживали графику Tandy. [10] Такие названия, как Cisco Heat , Индиана Джонс и последний крестовый поход , Ткацкий станок , Волшебные карманы , О нет! More Lemmings , Out of This World , Overkill , Prince of Persia , The Secret of Monkey Island и SimCity указаны как поддерживающие графику PCjr/Tandy. [11] [12]
Драйвер дисплея для графического оборудования Tandy поставлялся с Windows 2.0 и мог использоваться в Windows 3.0 . [13]
Аппаратное обеспечение
[ редактировать ]Аппаратная палитра Tandy/CGA RGBI | |||
---|---|---|---|
Черный | 0 | Серый | 8 |
Синий | 1 | Светло-голубой | 9 |
Зеленый | 2 | Светло-зеленый | 10 |
Голубой | 3 | Светло-голубой | 11 |
Красный | 4 | Светло-красный | 12 |
Пурпурный | 5 | Светло-пурпурный | 13 |
Коричневый | 6 | Желтый | 14 |
Светло-серый | 7 | Белый | 15 |
Графика TGA встроена в материнские платы компьютеров Tandy. В PCjr используется специальный монитор с уникальным 18-контактным разъемом. [14] но адаптер (с тем же разъемом DE-9 и распиновкой, что и IBM CGA/EGA ) может подключить его к цветному дисплею IBM или аналогичному 4-битному цифровому ( TTL ) RGBI . монитору [15] Tandy 1000 имеет прямой разъем DE-9. [16] Монитор отвечает за преобразование 4-битных цифровых уровней в 16 цветов, как показано в таблице «Аппаратная палитра Tandy/CGA RGBI» (фактические цвета могут несколько отличаться на разных мониторах).
Более поздние модели Tandy 1000 SL и TL предлагают расширенную версию TGA, по-прежнему способную отображать 16 цветов, но с улучшенным разрешением 640×200 . [17]
Программируемая палитра
[ редактировать ]При работе в видеорежимах CGA, в которых используется 1 или 2 бита на пиксель, TGA позволяет переназначать 2 или 4 записи палитры на любой из 16 цветов гаммы CGA через программируемые регистры управления палитрой. [18] Это позволяет программному обеспечению использовать режимы CGA, не ограничиваясь тремя аппаратными палитрами фактического CGA.
В графических режимах CGA доступны следующие улучшения выбора цвета:
- 320 × 200 в 4 цветах : можно свободно выбирать три цвета переднего плана в дополнение к цвету фона, который уже можно установить на CGA.
- 640 × 200 в 2 цветах : цвет фона может быть выбран свободно, а не всегда черным, в дополнение к цвету переднего плана, который уже может быть установлен в CGA.
Логика сопоставления палитры всегда активна, даже в текстовых режимах, поэтому можно изменить внешний вид определенного текста (появиться, исчезнуть, циклически менять цвета и т. д.), просто изменяя палитру, не внося никаких изменений в атрибут символа. байт в оперативной памяти.
Программируемая палитра PCjr/TGA была перенесена в IBM EGA, где она была расширена до 6-битных записей для 64 цветов и так далее для расширенной палитры VGA.
Общая оперативная память
[ редактировать ]В отличие от любого другого видеостандарта ПК, разработанного IBM, TGA использует часть основной системной оперативной памяти в качестве видеопамяти. PCjr имел 64 КБ встроенной оперативной памяти на материнской плате, а дополнительные 64 КБ можно было установить с помощью специальной карты, которая вставляется в специальный слот на материнской плате PCjr. [18] Эти 64 КБ или 128 КБ базовой оперативной памяти особенны тем, что они используются совместно с видеоподсистемой PCjr.
Видеорежимы TGA используют 16 КБ или 32 КБ ОЗУ. [18] В текстовых режимах используется 16 КБ, разделенных на 4 или 8 страниц для текстовых форматов 80×25 или 40×25 соответственно.
В графических режимах базовые 128 КБ ОЗУ разделены на восемь банков по 16 КБ. [18] PCjr может использовать любой банк для генерации видео в видеорежиме, использующем 16 КБ. В режиме, использующем 32 КБ, он может использовать любой четный банк, объединенный со следующим банком с более высоким нечетным размером. [18] PCjr также может независимо сопоставить любой банк базовой оперативной памяти объемом 16 КБ с адресом 0xB8000 для доступа к ЦП для совместимости с CGA. [18]
Помимо адреса 0xB8000, ЦП может получить доступ к любому банку в любое время через свой собственный адрес в первых 128 КБ адресного пространства. [18] Первый банк перекрывает таблицу векторов прерываний процессора x86 и область данных, используемую BIOS, поэтому его обычно нельзя использовать для графики.
Использование системной памяти имеет преимущества: экономится стоимость выделенной видеопамяти, а динамическая память обновляется контроллером ЭЛТ 6845, пока видео работает, поэтому нет необходимости в отдельной схеме обновления DRAM. В IBM PC XT , на котором основан PCjr, обновление DRAM выполняется одним каналом контроллера DMA 8237 , запускаемым одним каналом программируемого таймера 8253 , тогда как в PCjr 8237 исключается и канал таймера переназначается ( чтобы обойти другие сложности, связанные с сокращением затрат на интерфейс клавиатуры). [18]
Для видео можно использовать до почти 128 КБ ОЗУ (если программное обеспечение в основном находится в ПЗУ — например, на картриджах PCjr — или в ОЗУ выше первых 128 КБ), а отображаемые видеобанки можно мгновенно переключать для реализации двойной буферизации ( или тройная буферизация, или до 7-кратной буферизации в режимах видео размером 16 КБ) для плавной полноэкранной анимации, чего CGA не может сделать.
Компьютеры Tandy 1000 не включают в себя меры по сокращению затрат, присущие PCjr (большинство из них имеют контроллер 8237 DMA), но для совместимости с видео PCjr они используют ту же схему совместного использования оперативной памяти.
Несовместимости
[ редактировать ]Видео PCjr и графическая подсистема Tandy 1000 не идентичны. Единственное отличие заключается в размере апертуры видеопамяти по адресу 0xB8000. Хотя видеооборудование PCjr может использовать до 32 КБ ОЗУ для видеобуфера, оно точно эмулирует CGA, предоставляя только 16 КБ из этого объема по адресу 0xB8000. Как и в настоящем CGA, 16 КБ ОЗУ по адресу 0xB8000 имеют псевдоним по адресу 0xBC000.
Аппаратное обеспечение Tandy, напротив, делает все 32 КБ выбранной видеопамяти доступными по адресу 0xB8000. Из-за этой разницы некоторые программы, написанные для графики Tandy, не работают корректно на PCjr, отображая изображения с разрешением 320 × 200, 16 цветов или 640 × 200 с периодическими черными горизонтальными линиями: эффект «жалюзи».
Вполне возможно, что программное обеспечение для PCjr, использующее циклическое переключение памяти по адресу 0xBC000, не будет работать корректно на Tandy 1000.
См. также
[ редактировать ]- Plantronics Colorplus , графическая плата с аналогичными возможностями
- Список 8-битных палитр компьютерного оборудования
- Список несуществующих графических чипов и компаний-производителей карт
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Логидис, Билл; Бартон, Мэтт (2014). Винтажные игровые консоли: взгляд изнутри на Apple, Atari, Commodore, Nintendo и величайшие игровые платформы всех времен . ЦРК Пресс. стр. 96–97. ISBN 978-1135006518 .
- ^ Бартимо, Джим (11 марта 1985 г.). «Тэнди обновляет линейку продуктов» . Инфомир . п. 28.
- ^ Нортон, Питер (24 января 1984 г.). «Звуковые способности: PCjr» . Журнал ПК . п. 137 . Проверено 23 октября 2013 г.
- ^ Технический справочник IBM PCjr . ИБМ. 1983. стр. 2–45.
- ^ Нортон, Питер (24 января 1984 г.). «Проверка цвета, видео и параметров памяти PCjr» . Журнал ПК . п. 130.
- ^ Техническое справочное руководство Tandy 1000 HX . п. 39.
- ^ Jump up to: а б Калабрия, П.Дж. Как запустить программное обеспечение Tandy на PCjr (PDF) . ПК предприятия. стр. 74, 75.
- ^ Jump up to: а б II.B.5. Что это за странное видео у Тэнди? , Часто задаваемые вопросы по Tandy серии 1000 (версия 2.52 / 25 октября 2005 г.)
- ^ Технический справочник Tandy 1000 .
- ^ «Руководство пользователя Tandy 16 Color» (PDF) . Мир компьютерных игр . Август 1989. с. 14.
- ^ «Классические игры RGB — игры PCjr/Tandy» . www.classicdosgames.com . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ «Поиск видеоигр» . Универсальный список видеоигр . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ «Тэнди 1000 служебных программ» . www.oldskool.org . Проверено 13 апреля 2023 г.
- ^ «Спасение монитора JR» . Журнал ПК . 15 марта 1988 г. с. 28.
- ^ Технический справочник IBM PCjr . ИБМ. 1983. стр. 3–83, 3–93.
- ^ Пуркару, Богдан Ион (13 марта 2014 г.). Игры против оборудования. История компьютерных видеоигр: 80-е . Пуркару Ион Богдан. п. 207.
- ^ Келлетт, Энди (2014). «ПК (PCjr/Tandy 1000 Series)» . Музыка для компьютеров и видеоигр . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 19 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Технический справочник IBM PCjr