Шейх Санан (спектакль)
Шейх Санан Азербайджанский : Шейх Санан | |
---|---|
![]() Афиша спектакля. 1956-1957. Азербайджанский Государственный Академический Драматический Театр | |
Автор: | Хусейн Джавид |
Персонажи | Шейх Санан Хумаар другие |
Дата премьеры | 1921 |
Место премьеры | Азербайджанский Государственный Академический Драматический Театр |
Язык оригинала | азербайджанский |
Жанр | Трагедия |
Параметр | 1914 |
Шейх Санан ( азерб . Şeyx Sənan ) — в стихах пьеса , трагедия в пяти действиях, написанная азербайджанским поэтом и драматургом Гусейном Джавидом о любви мусульманского шейха -Санана к грузинско - христианской девушке Хумар. Он основан на старой истории, впервые ставшей знаменитой благодаря персидскому поэту Аттару Нейшапури в «Совещании птиц» . Как было отмечено, романтический бунт против антигуманистической реальности религии выражен в образах главных героев пьесы – Санана и Хумара. [ 1 ] Санан, будучи истинно верующим мусульманином и крупным учёным, отговаривается от ислама и отвергает его основу, обвиняет все религии в разделении людей. Шейх Санан противопоставляет мир любви, дружбы и человечности миру слепой веры и мертвой религиозной догматики. Такие антиклерикальные мысли, уже высказывавшиеся поэтом в многочисленных лирических произведениях, нашли в пьесе обобщение. [ 2 ]
Пьеса была написана в 1912-1914 годах, при жизни Джавида в Тифлисе и Нахчыване . В 1915–1916 годах пьеса была опубликована в различных газетах Баку . В виде книги она была издана в 1917 году издательством газеты «Ачиг соз». Впервые она была поставлена в 1921 году на сцене Государственного театра . Он неоднократно публиковался в 1926, 1958 и 1968 годах. [ 3 ]
Сюжет
[ редактировать ]
Два образа – Санан и Хумар – стоят в центре пьесы. Санан – человек высокого интеллекта и нравственной чистоты, получив религиозное образование, проникает в него с большими колебаниями. Он стал сторониться людей, которые верят в религиозные сказки и ищут Бога в себе. Колебания Санана вызывают гнев окружающих его фанатиков, и этот гнев усиливается после того, как они узнают о любви Санана к грузинской девушке Хумар – дивной красавице, которую он видел во сне и после долгих поисков нашел ее наяву. Он полюбил девушку в Тифлисе и согласился на условия отца девушки, что он сожжет Коран и станет свинопасом. [ 2 ]
Ни национальные, ни религиозные предрассудки не смогли искупить любовь Санана к Хумару, в котором они увидели высшее проявление человеческого бытия и разрушили все преграды, стоявшие на их пути. Во имя любви Санан в конце концов порвал с окружающей его средой и отпал от Корана. Он убедился, что религия – это зло, которое сеет семена раздора между народами и разделяет людей. Тема идеальной любви противопоставляется в пьесе насилию, фанатизму и предрассудкам. Но, наконец, Санан и Хумар одержали победу над окружающим их злом. Преследуемые фанатиками, они нашли свое спасение в смерти. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Д. Джафаров, Под ред. А. Анастасьева (1966). Азербайджанский театр . Vol. 2. История советского драматического театра: Наука. p. 254.
- ^ Jump up to: а б Мамед Ариф (1971). История азербайджанской литературы . Баку: Элм. p. 216.
- ^ Составил: Туран Джавид, редактор. проф. Акрама Джафара (1982). Хусейн Хавид. Его работы . Том. 2. Баку: Писатель. п. 394.
