Юргис Добкявичюс
Юргис Добкявичюс | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 8 июня 1926 г. | ( 26 лет
Причина смерти | Крушение самолета |
Альма-матер | Высшая школа воздухоплавания |
Род занятий | Авиатор, авиаконструктор |
Отец | Йонас Добкявичюс |
Награды | Орден Креста Витиса |
Юргис Добкявичюс (23 марта 1900 г. - 8 июня 1926 г.) был новаторским авиатором и авиаконструктором в межвоенной Литве .
Получив образование в России, Добкявичюс присоединился к литовской армии в 1919 году. Во время польско-литовской войны и мятежа Желиговского в июле – ноябре 1920 года Добкявичюс совершил 21 боевой вылет. После примерно 400 летных часов он ушел с действительной военной службы в 1923 году, чтобы учиться в L'Ecole Superieure d'Aeronautique в Париже .
Добкявичюс спроектировал, построил и испытал три моноплана : спортивный самолет Доби-I (август 1922 г.), военный самолет-разведчик Доби-II (октябрь 1923 г.) и истребитель Доби-III (ноябрь 1924 г.). Конструкции Добкявичюса отличались скоростью и аэродинамикой. Однако в конструкции жертвовали обзорностью пилота, особенно при взгляде вниз на землю. Это привело к нескольким авариям Доби при приземлении. Добкявичюс погиб, когда Доби-III разбился во время второго испытательного полета в июне 1926 года.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Добкявичюс родился 23 марта 1900 года в Санкт-Петербурге , где его отец Йонас Добкявичюс работал в административных учреждениях царского дворца. [ 1 ] Во время Первой мировой войны Йонас Добкявичюс был директором французской компании, производившей автомобили и самолеты в России. Позже, в 1922 году, он стал министром финансов независимой Литвы. [ 1 ] Семья Добкявичюсов происходила из зажиточных литовских крестьян близ Сведасая. [ 2 ] (их настоящая литовская фамилия была Даукус). [ 3 ] Его матерью была Валентина Теплякова из русской дворянки под Тверью . [ 2 ] В результате Юргис Добкявичюс вырос в православной вере и не говорил по-литовски до тех пор, пока не поступил на службу в литовскую армию в 1919 году. [ 4 ]
Юргис Добкявичюс окончил коммерческое училище в Выборге с золотой медалью. В 1917 году он поступил в Петроградский политехнический институт , где изучал кораблестроение и авиацию. [ 3 ] Его образование было прервано войной и русской революцией . Его мобилизовали в российскую армию и отправили в Бакинское офицерское училище морской авиации , где он получил первый опыт полетов на гидросамолетах . [ 5 ]
Военная служба
[ редактировать ]В 1919 году семья Добкявичюсов вернулась в Литву. [ 3 ] В августе 1919 года он добровольно вступил в Литовскую армию и посещал только что созданную военную авиационную школу (см.: Каунасское военное училище ). [ 4 ] Там он тренировался с Albatros B.II. [ 6 ] Класс из 34 авиаторов окончил 16 декабря 1919 года. [ 3 ] По окончании учебы Добкявичюсу было присвоено звание инженер-лейтенанта. [ 4 ]
Во время польско-литовской войны и мятежа Желиговского в июле – ноябре 1920 года Добкявичюс совершил 21 вылет: 16 разведывательных, три бомбардировки и два разрушения. [ 7 ] За выполнение задания по бомбардировке польских позиций возле Сувалок и Августова и возвращение с шестью пулевыми отверстиями на своем самолете 3 сентября Добкявичюс был рекомендован к повышению и награжден орденом Креста Витиса (1-й степени). [ 4 ] 22 сентября 1920 года он стал командиром 1-й авиационной эскадрильи. [ 4 ]
В ноябре 1920 года Добкявичюс установил первый литовский рекорд высоты на высоте 5600 метров (18 400 футов). В следующем месяце, летая на Fokker D.VII , он первым в Литве выполнил петлю . [ 3 ] За этот маневр ему сделали выговор, и это отложило его признание в качестве первого официального военного летчика Литвы до февраля 1921 года. [ 5 ] Он был тяжело ранен в апреле 1921 года во время полета в Хальберштадте CL.IV и провел месяц, выздоравливая в военном госпитале. [ 7 ] В апреле 1923 года ему было присвоено звание старшего лейтенанта, а в июле 1923 года он награжден орденом Креста Витиса 2-й степени. [ 4 ] Всего за свою военную карьеру Добкявичюс налетал около 600 раз и 400 часов. [ 7 ]
Он ушел с действительной военной службы в ноябре 1923 года, чтобы учиться в Высшей авиационной школе в Париже , которую окончил в июле 1925 года. [ 8 ]
Конструктор самолетов
[ редактировать ]

В 1921 году Добкявичюс начал проектировать и строить собственный самолет в аэропорту Алексотас . [ 3 ] Он финансировал это предприятие из собственных средств. [ 4 ] Свою первую конструкцию Dobi-I он испытал в августе 1922 года. Это был одноместный спортивный моноплан , развивавший максимальную скорость 175 километров в час (109 миль в час). Добкявичюс попытался долететь до Санкт-Петербурга на Доби-I, но под Зарасаем у него произошел сбой . В декабре 1925 года Добкявичюс врезался в фургон с сеном на окраине аэродрома. Доби-I был разбит, а Добкявичюс сломал ногу. [ 3 ]
Добкявичюс построил Dobi-II на государственные средства на вновь созданной авиационной мастерской во Фреде . Это был двухместный самолет, предназначенный для военного наблюдения. Добкявичюс совершил свой первый испытательный полет 13 октября 1923 года. Он достиг максимальной скорости 250 километров в час (160 миль в час). [ 3 ]
время учебы в Париже Добкявичюс сконструировал Dobi-III истребитель Во . Впервые он был испытан в ноябре 1924 года. [ 3 ] При приземлении сломались оба крыла. [ 8 ] Конструкции Добкявичюса отличались скоростью и аэродинамикой. Однако в конструкции жертвовали обзорностью пилота, особенно при взгляде вниз на землю. Это привело к нескольким авариям Доби при приземлении, в том числе к катастрофе со смертельным исходом 8 июня 1926 года. [ 9 ] Когда Добкявичюс вернулся из Парижа в 1925 году, он работал над ремонтом и усовершенствованием Dobi-III. Прежде чем вернуться во Францию, где ему предложили работу в Bréguet Aviation , [ 8 ] Добкявичюс летал на Dobi-III во второй раз. [ 5 ] Из-за ветра Доби-III врезался в дубы возле аэропорта Алексотас, в результате чего Добкявичюс погиб. [ 10 ]
Похоронен на Старом городском кладбище Каунаса . Когда это кладбище снесли и превратили в городской парк, останки Добкявичюса были перезахоронены на кладбище Панемуне . [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]Добкявичюса помнят как летчика-первопроходца в Литве. В 1934 году его именем была названа улица в Каунасе переименовала эту улицу . В 1946 году советская власть . [ 11 ] Когда Литва восстановила независимость в 1990 году, в его честь была названа улица в Алексотасе , а на месте крушения был открыт памятный камень. В 1993 году его именем была названа средняя школа, расположенная недалеко от места крушения. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Абромайтис, Аудрюс (26 июня 2023 г.) [2018]. «Йонас Добкявичюс» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Издательский центр науки и энциклопедий . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Струмските, Симона. «Краштяй - создатели Литовского государства. Йонас Добкявичюс» (на литовском языке). Рокишкский краеведческий музей . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Арбачаускас, Антанас (2000). «Ю. Добкявичюсу 100 лет» . Стальные крылья (на литовском языке). 1-2 . ISSN 2351-6313 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Каваляускас, Вилюс (2008). Литовские воины: Рыцари Креста Витиса (1918–1940) . Том. И. Вильнюс: Саженцы. стр. 675–678.
- ^ Jump up to: а б с Кайенас, Костас; Буйдовайте, Кристина; Станкявичюс, Мартинас (19 августа 2021 г.). «Юргис Добкявичюс. Мечта о талантливом пилоте изменила направление литовской авиации» (на литовском языке). Бернардинай.lt . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ Груздене, Эстела (2004). «Подготовка летчиков и разведчиков литовской военной авиации 1919–1932 гг.». (PDF) . Военный архив (на литовском языке). XIX : 166.
- ^ Jump up to: а б с Мачюйка, Антанас (1937). «Добкявичюс Йонас» . Литовская энциклопедия (на литовском языке). Том. 6. Каунас: Фонд прессы. Мистер. 1143.
- ^ Jump up to: а б с Сепас, Йонас (2016). «Первый конструктор литовских самолетов Юргис Добкявичюс» (PDF) . Восстановлена Литва 100 (на литовском языке). Литовский музей авиации . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ Рамошка, Гитис (16 февраля 2017 г.). «Как у Литвы выросли крылья: первые самолеты можно было купить за сало» (на литовском языке). 15 мин . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ Песек, Леонард (1992). Рассказы военного летчика (на литовском языке). Каунас: Стальные крылья.
- ^ Jump up to: а б «Добкявичюс Юргис» . Известные люди Каунаса: память (на литовском языке). Публичная библиотека Каунасского округа. 2004 . Проверено 23 января 2024 г.