Пепе Марчена
Пепе Марчена | |
---|---|
![]() Слева направо: Хуанито Вальдеррама , Хуан эль де ла Вара и Пепе Марчена. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Хосе Техада Мартин |
Также известен как | Пепе Марчена |
Рожденный | Марчена , провинция Севилья, Андалусия , Испания | 7 ноября 1903 г.
Умер | 4 декабря 1976 г. Севилья , Андалусия, Испания | ( 73 года
Жанры | Фламенко , Андалузская копла |
Род занятий | Певец, автор песен, актер |
Годы активности | 1910–1970-е годы |
Хосе Техада Марин (7 ноября 1903 — 4 декабря 1976), известный как Пепе Марчена , а также как Ниньо де Марчена в первые годы своей карьеры , был испанским певцом фламенко , добившимся большого успеха в период оперы фламенко (1922–1922). 1956). Под влиянием таких певцов, как Антонио Чакон , он довел до крайности тенденцию к более мягкому и украшенному стилю пения фламенко. Благодаря своим особым вокальным данным и стилю пения, он преуспел в основном в палос (стилях), таких как фанданго , cantes de ida y vuelta и cantes libres , что способствовало тому, что они стали самыми популярными стилями фламенко в эпоху оперы фламенко , и создал новая песня иды и вуэльты , Колумбия , [ 1 ] позже записанный многими другими артистами, такими как Эль Лебрихано или Энрике Моренте . Он также был первым певцом фламенко, который использовал оркестр для сопровождения пения фламенко, хотя позже он вернулся к гитаре. [ 2 ]
Марчена также произвел революцию в общественном имидже певца фламенко: он первым пел стоя на сцене (вместо того, чтобы сидеть на стуле, как это всегда было принято во фламенко), и часто носил необычные наряды, например, одежду для верховой езды. [ 2 ] И его стилю пения, и отношению к публике в то время широко подражали до такой степени, что этот период часто называли эпохой марченизма . Он был первой по-настоящему популярной звездой пения фламенко. Пока он не появился на сцене фламенко, фламенко было ограничено небольшими площадками и театрами, тогда как он мог привлечь массы для заполнения больших театров и даже арен для корриды.
Биография
[ редактировать ]Пепе Марчена еще мальчиком начал выполнять черную работу, чередуя ее с живыми выступлениями в тавернах за несколько монет, пока не выиграл конкурс любителей в Фуэнтес-де-Андалусия. После этого он начал профессионально работать в кафе и театрах Андалусии. В 1922 году, через год после своего успешного дебюта в Мадриде, он начал петь в Театре Ла Латина с дневной зарплатой в 200 песет, большой суммой по тем временам. Также в 1922 году он сделал свою первую запись и принял участие в шоу «Малага, город Бравиа» в Театро Мартин с гитаристом Рамоном Монтойей . В июне он пел для короля и королевы Италии во время их визита в Испанию вместе с Антонио Чаконом , Pastora Imperio, La Niña de los Peines и Мануэлем Эскакеной. В двадцатые и тридцатые годы он интенсивно гастролировал по Испании, включившись в актерский состав нескольких театральных постановок фламенко, таких как «Андалузская копла» (1929), а затем в фильмах ( «Палома де мис аморес» , 1935), став таким образом первым актером-певцом фламенко. [ 3 ]
После гражданской войны в Испании он снял два фильма: «Долорес» и «Мартингала» и вернулся в театр в 1943 году с «Встречей в Серрании» . В 1945 году он посетил Буэнос-Айрес с шоу Feria de Sevilla вместе с Кармен Амайя , которая пробыла в Театро Авенида три месяца, и завершил свое латиноамериканское турне в Монтевидео и Рио-де-Жанейро . В 1950 году он совершил редкое достижение для певцов фламенко того времени: начал тур по Марокко и Алжиру , за которым последовали концерты в Париже. В 1950-е годы он продолжал гастролировать по Испании с несколькими концертами и театральными представлениями.
В 1961 году он отправился в Карачи , Пакистан , чтобы проиллюстрировать лекцию Азиза Балуша, пакистанского музыковеда и студента суфийской философии, который приехал в Испанию, чтобы изучать фламенко и добился временного успеха как певец фламенко. [ 4 ] В 1965 и 1966 годах он гастролировал с шоу Así Canta Andalucía , снова привезя его в Марокко и Францию. К концу шестидесятых годов он сократил количество своих выступлений. В 1974 году он получил дань уважения в своем родном городе Марчена, где такие певцы, как Хуан Вальдеррама и Перлита де Уэльва приняли участие . В 1976 году, уже больной раком, он получил Золотую медаль Марчены, а Хуан Вальдеррама организовал в его пользу фестиваль с участием нескольких артистов. Он умер в декабре того же года. В 1986 году в Марчене был установлен памятник в его честь.
Его работа
[ редактировать ]Пепе Марчена, вероятно, был самым противоречивым певцом фламенко 20-го века. Хотя его обычно считают одним из типичных нецыганских певцов фламенко, Мануэль де Фалья , любитель цыганского пения, сказал о нем: «В Ниньо-де-Марчена, с кристально чистой чистотой горного источника, мы находим неисчерпаемое очарование подлинного андалузского пения без препятствий, которые уменьшают его, когда оно заперто в бесполезных песнях». [ 5 ] А Леопольд Стоковский утверждал: «Ниньо де Марчена испытывает эмоции от простого пения, выраженного гениальным переводчиком. Если бы его потрясающую фиоритуру можно было поставить на партитуру, он поразил бы мир». [ 5 ]
Став очень популярным во времена оперы фламенка , его пение позже подверглось пренебрежению со стороны многих художников и фламенкологов Эпохи де ревалоризации (периода возрождения ортодоксальности фламенко с 1950-х по 1970-е годы), которые считали примитивность цыганского пения был более ортодоксальным и чистым, чем виртуозность и мягкость, характерные для Марчены и других певцов того времени. опера фламенка:
С таким смягчением и подслащиванием пения Пепе Марчена сделал его поверхностным, просто искусственным. Его стиль должен был быть более убедительным в второстепенных жанрах: фанданго и фандангильо, арии из Америки, менее тяжелые песни из Малаги и Восточной Андалусии... Он навязал «красивый» стиль пения, основанный на трелях и трелях, фальцет и орнаменты; он довел «личное творчество» до крайности, до такой степени, что прокормил восемьдесят процентов оперы фламенки ; он ввел декламацию, еще одно нововведение с отвратительными последствиями; он изобрел смеси стилей, которые никогда раньше не применялись... Неортодоксальность Марчены очевидна. Его пение было почти совершенно несерьезным, личным, закрытым. В каком-то смысле непередаваемый, даже если за ним последовала армия подражателей и добилась успеха во времена «марченизма» и вывела его школу в чистый плагиат без творчества, в настоящий тупик. [ 6 ]
В 1990-е годы, вместе с некоторым возрождением cantes de ida y vuelta и переоценкой периода оперы фламенка , его фигура вернулась в пользу значительной части критиков, художников и публики фламенко. На его влияние заявили несколько выдающихся певцов, в том числе Энрике Моренте , Майте Мартин или Арканхель. Ярким примером является сам Альварес Кабальеро, который всего через два года после написания процитированных выше слов подготовил частичную компиляцию своих записей ( Un Monumento al Cante , Quejío Collection, EMI, 1997) со вступительной брошюрой, в которой он заявил:
Певец тонких орнаментов, в стилях Малаги и Восточной Андалусии он особенно отличался убедительной выразительностью. Он также был выдающимся интерпретатором фанданго.[...] Пепе Марчену нельзя ставить в один ряд с его подражателями. Марчена обладал выдающейся личностью, необыкновенным музыкальным талантом.[...] После его смерти популярность Марчены претерпела различные изменения. Его безусловные поклонники продолжали подтверждать свое обожание, но в целом критическая тенденция набирала обороты. Однако позже марченизм постепенно приобрел престиж, и в настоящее время складывается впечатление, что фламенкологи и серьезные любители фламенко все больше ценят его творчество. [ 2 ]
Мануэль Барриос прекрасно резюмировал в одном предложении противоречивый характер творчества Марчены: «Для некоторых Пепе де Марчена — это первая ложь в пении фламенко; для других — ее истина в последней инстанции». [ 7 ]
Частичная дискография
[ редактировать ]Как обычно бывает с произведениями фламенко, записанными до шестидесятых годов, оригинальные записи Марчены регулярно переиздаются в различных сборниках. Его работы не переиздавались и не переиздавались полностью. Приведенный ниже список не является полным и содержит сборники, опубликованные в десятилетия девяностых и после 2000 года.
Пепе Марчена. Искусство фламенко об. 15. Цветы распада , Мандала, 1990 год.
Пепе Марчена. Певцы эпохи. Том 1 , Fods, 1995 г. Комментарии и аудиообразцы на сайте Flamenco-world.com.
Эль-Ниньо де Марчена: первые записи. 1924–1934 , New Media, 1996. Ранние записи.
Un Monument al Cante , Коллекция Кехио, EMI, 1997. Сборник песен.
Великие фигуры фламенко (Том 10). Пепе Марчена . Комментарии и образцы аудио на Flamenco-world.com.
Пепе Марчена. Старое фламенко. Фламенко, как оно звучит . Записи с 1950 года.
Ниньо де Марчена в сопровождении Рамона Монтойи и оркестра. Историческое фламенко. Том 10 , циферблат, 1998 г.
Пепе Марчена. Хиты , Фонотрон, 1999
Ребенок из Марчены. Антология – Золотой век фламенко, Том 1 , Tecnodisco, 2001 г.
Пепе Марчена. Запись на шиферных дисках. Год 1930 , 2002 Комментарии и аудио отрывки на сайте Flamenco-world.com
Así эра Пепе Марчена , 2003 г. Включает аудио-CD и 72-страничный буклет. Дополнительная информация на сайте Elflamencove.es.
Ребенок из Марчены. Антология – Золотой век фламенко, Том 22 , Tecnodisco, 2003 г.
Пепе Марчена. Голос народа , 2003. Специальное издание к 100-летию со дня рождения Марчены (1903–2003).
Пепе Марчена. 50 лет фламенко. 1940–1990 (1-й период) , Дивуча, 2003 г.
Певцы эпохи. Пепе Марчена. Том 6 , 2004. Образцы аудио на Esflamenco.com.
Ребенок из Марчены. Антология - Золотой век фламенко, Том 36 , Dienc, 2005 г.
Фламенко и Университет. Том 1 , 2006 г. Содержит лекцию, прочитанную 28 февраля 1972 года Пепе Марчена в Севильском университете, а также песни в различных стилях фламенко.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Д'Аверк, Александр. «Пепе Марчена. Пророк и еретик» . Flamenco-world.com. Архивировано из оригинала 25 ноября 2006 года . Проверено 28 ноября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Альварес Кабальеро, Анхель: Вступительная брошюра к памятнику канте , коллекция Кехио, EMI, 1997
- ^ Дитя Альбаризуэлы. «Пепе Марчена» . Фламандские художники . sadblue.com. Архивировано из оригинала 28 июля 2006 года . Проверено 26 ноября 2006 г.
- ^ Каладо Оливо, Сильвия. «Азиз Балуш, реинкарнация Зирьяба» . FlamencoWorld.com. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 26 ноября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Цитируется по Риосу Руису, Мануэль: Великая книга фламенко, Том II: переводчики , Каламбур, Мадрид, 2002 г. ISBN 978-84-88015-95-2
- ^ Альварес Кабальеро, Анхель: Идеальная дискография фламенко , Planeta, Барселона, 1995. ISBN 978-84-08-01602-1
- ^ Цитируется по Альваресу Кабальеро, Анхель: Вводная брошюра к Un memoria al cante , коллекция Quejío, EMI, 1997.
Источники
[ редактировать ]Альварес Кабальеро, Анхель: Идеальная дискография фламенко , Planeta, Барселона, 1995 г. ISBN 978-84-08-01602-1
Альварес Кабальеро, Анхель: Вступительная брошюра к памятнику канте , коллекция Кехио, EMI, 1997
Альварес Кабальеро, Анхель: El cante Flamenco , коллекция Quejío, EMI, 1997 (страницы 223–244) ISBN 978-84-206-9682-9
Д'Аверк, Александр. «Пепе Марчена. Пророк и еретик» . Flamenco-world.com. Архивировано из оригинала 25 ноября 2006 года . Проверено 26 ноября 2006 г. (По-английски)
Дитя Альбаризуэлы. «Пепе Марчена. Данные извлечены из Словаря фламенко Хосе Бласа Веги и Мануэля Риоса Руиса Синтерко - 1985» . Артисты фламенко . sadyazul.com. Архивировано из оригинала 28 июля 2006 года . Проверено 26 ноября 2006 г.
Ортега, Антонио. «Рак сепаратизма» . Flamenco-news.com . Проверено 25 ноября 2006 г.
Риос Руис, Мануэль: Великая книга фламенко, Том II: переводчики , Каламбур, Мадрид, 2002 г. ISBN 978-84-88015-95-2
Родо Селлес, Рамон. «Фигура Пепе Марчены глазами XXI века» (PDF) . deflamenco.com . Проверено 26 ноября 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на английском языке) Биография и записи на Esflamenco.com
- Биография, записи и образцы аудио на FlamencoWorld.com
- На сайте Flamenco-news.com они просят объявить голос Пепе Марчены объектом культурного интереса.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Кобо, Эухенио: Жизнь и песня ребенка Марчены Кордоба, 1990
Гонсалес Климент, Ансельмо: Пепе Марчена и опера фламенко и другие эссе , Эд Демофило, Мадрид, 1975.
Ролл Селлес, Рамон: Пепе Марчена. Искусство преступать путем создания , Signatura Ediciones de Andalucía, SL, 2006 г. ISBN 978-84-96210-41-7