Знать
Кономор ( ок . 540 ), также известный как Кономор или Кономор Проклятый , был раннесредневековым правителем Бретани . Его имя, имеющее валлийское происхождение Cynfawr, означает «Великий пес», но также может означать «Морской пес» на раннем британском языке . Кономор прославился своей жестокостью, став легендарным злодеем в бретонской культуре . Его широко считают одним из вероятных источников мифа о Синей Бороде также о Тристана дяде , короле Корнуолле и, возможно , Марке . Гигант-избиватель жен Корморан также может сохранить искаженную народную память о том же персонаже.
Кономор был королем Думнонии и принцем Поэра . В это время Думнония расширялась, чтобы претендовать на контроль над всей территорией Британии в Арморике (Бретань). Трудно отличить легендарного Кономора от исторического правителя. Как и в случае с другими ранними бретонскими правителями, большая часть письменной информации о нем взята из житий бретонских святых.
Исторический рекорд
[ редактировать ]Имя Кономора упоминается в корнуэльских генеалогиях и, возможно, обосновалось в Бретани после юности в Корнуолле, то есть в Думнонии . Он упоминается в Historia Francorum Григорием Турским как бретонский граф середины VI века, участвовавший в конфликтах между бретонским графом Чанао и его братом Маклиау (на латыни Маклиавус). По словам Грегори, после того как Чанао убил других своих братьев, Маклиау бежал в Кономор. Кономор «спрятал его в подземном ящике», который, как он утверждал, был могилой Маклиау. Когда Шанао убедился, что он мертв, Маклиау тайно поместили в монастырь. После смерти Чанао он вернулся, чтобы захватить царство своего брата. [1]
Кономор указан как «префект короля Франции» в житии святого Тугдуала , а в житии святого Павла Аврелиана он назван правителем «разных народов, говорящих на четырех языках», что может свидетельствовать о том, что его территория включала как Бретань, так и Корнуолл. [2] Говорят, что Кономор был графом Карэ и стал королем, убив своего предшественника Ионаса. Он женился на вдове Ионаса, но позже она сбежала от него, ища убежища у франкского двора вместе со своим сыном Иудаэлем. Позже он, как говорят, вступил в конфликт с Варохом I , графом Ваннским , на дочери которого Трифине он женился после смерти своей первой жены. Говорят, что при невыясненных обстоятельствах он убил Трифина, а затем и своего сына от нее Тремера. [2] убедил местных епископов В конце концов святой Самсон отлучить Кономора от церкви. Вполне возможно, что история Трефина и Тремера — это искаженная версия попыток Кономора убить Жудаэля, своего приемного сына. По словам Лестера К. Литтла, «Кономор был регентом при племяннике, который был слишком молод, чтобы занять унаследованный им королевский сан; главной претензией к нему была его неустанная кампания по убийству мальчика. Среди присутствовавших на собрании были Святой Эрве, слепой поэт, а также, возможно, святой Самсон из Дола, святой Гильдас и святой Тейло из Гламоргана, все собравшиеся объявили об отлучении от церкви». [3]
Самсон также убедил франкского короля Хильдеберта I отказаться от поддержки Кономора как защитника Ла -Манша и освободить Иудаэля. После смерти Хильдеберта его брат Хлотар I. королевством стал Затем Иудаэль присоединился к экспедиции под руководством Хлотара в Бретань и убил Кономора в битве в Мон-д'Арре возле Ле-Релека, Плунеур-Менес , названного в честь останков жертв. [4] Григорий Турский помещает эти события в контекст конфликтов между Хлотарем и его мятежным сыном Храммом :
Храмм предстал перед отцом, но позже проявил нелояльность. И когда он увидел, что ему не избежать наказания, он бежал в Бретань и там со своей женой и дочерьми жил в укрытии с Чонубером (так в оригинале) графом бретонцев... Теперь король Хлотарь бунтовал против Храмна и двинулся с армией в Бретань против него. . Храмн также не боялся выступить против своего отца. И когда обе армии собрались и расположились лагерем на одной равнине, и Храмн с бретонцами выстроил свою линию против своего отца, наступила ночь, и они воздержались от боя. Ночью Чонубер, граф бретонцев, сказал Храмну: «Я считаю, что тебе неправильно сражаться против твоего отца; позволь мне сегодня ночью броситься на него и уничтожить его со всей его армией». Но Храмн не позволил этого сделать... Когда они сражались на равных, граф бретонцев бежал и был убит. [1]
Кинфаур (Кономор) средневековой валлийской традиции, вероятно, не имеет никакого отношения к этому языку. Малоизвестная фигура с эпитетом « Кадгаддуг » («Победитель битвы»), он фигурирует в генеалогиях и одной из валлийских триад как потомок Коэла Хена из Хен Огледд . [5] Также неясно, указывают ли доказательства Корнуолла на того же человека, что и бретонский лидер, или на более раннего родственника с таким же именем. [6] И хотя эта связь неоднократно отмечалась, нет свидетельств того, что памятник Корнуолла, датируемый примерно этим периодом и посвященный сыну «куномора», относится к кономору, правившему в Бретани. [7]
В легенде
[ редактировать ]
Миф о Трефине и Тремере
[ редактировать ]В легенде злодейство Кономора включает убийство трех жен до Трефина. Трефина отказывается выйти за него замуж из-за его репутации, но когда он угрожает вторгнуться на земли ее отца, она соглашается, чтобы сохранить жизни людей своего отца. Пока Кономора нет, Трефина находит секретную комнату, в которой хранятся реликвии умерших жен. Она молится за их души, и их призраки являются ей, предупреждая ее, что Кономор убьет ее, если она забеременеет, поскольку в пророчестве говорится, что он будет убит собственным сыном. Вернувшись, он обнаруживает, что она беременна. Трефина с помощью магии сбегает от мертвых жен и рожает в лесу. Она прячет своего сына, прежде чем Кономор поймает ее и обезглавит. Однако святой Гильдас находит ее и чудесным образом возвращает к жизни. Она и ее сын живут праведной жизнью на пенсии, но после смерти Трефины Кономор в конце концов находит Тремера и убивает его.
И Трефина, и ее сын Тремер считаются святыми в Бретани, и им посвящено множество церквей. Деревня Сент-Трефин названа в честь первого. [4] Было высказано предположение, что история Синей Бороды происходит из этого мифа. [8]
Миф о Тристане
[ редактировать ]Надпись в Корнуолле, которая, как предполагалось, включает имена Кономора и Тристана, привела к предположению, что Кономор является источником фигуры короля Марка в легенде о Тристане. По мнению археолога Рэли Рэдфорда и специалиста по Артуру Андре де Мандаха , оно гласит: « Drustanus hic iacit cunomori filius » (здесь покоится Тристан, сын Кономора). Однако многочисленные более ранние транскрипции не подтверждают это прочтение и вместо этого предполагают, что памятник был установлен в память о неком «Клузиусе». Интерпретация «Драстана» требует прочтения того, что другие приняли за «CL», написанного тем же шрифтом, что и остальная часть текста, как буквы «D», написанной унциальным шрифтом, или же как обычной буквы D, написанной заглавными буквами. назад. [9]
Историк Леон Флерио утверждает, что Кономор, вероятно, правил как в Британии, так и в Бретани:
Его часто представляют как вассала Хильдеберта: префекта, говорится в «Хрониках Сен-Брие»: «Comorus tyrannus, praefectus Francorum regis». Комонор, судя по всему, был бритто-римлянином. В «Житии святого Павла» упоминается «король Марк», или принцепс Марк, или, по его полному имени, Марк Квономорий. [10]
Писатель Жан Маркале развил этот аргумент, предполагая, что легенда о Тристане зародилась в Ирландии, но имена персонажей происходят от реальных людей в истории Корнуолла, чья жизнь включала «соперничество отца и сына за одну и ту же женщину», отца будучи Кономором/Марком и сыном Тристаном. [11] Однако также утверждалось, что этот корнуэльский кономор, вероятно, был прадедом бретонского лидера. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Брео, Эрнест (редактор), Григорий Турский: История франков , Октагон, 1965, стр. 76, 85–86.
- ^ Перейти обратно: а б Жорж Минуа, Новая история Бретани , Файард, 1992, с. 182
- ^ Лестер К. Литтл, Бенедиктинские проклятия: литургические проклятия в романской Франции , Издательство Корнельского университета, Итака, Нью-Йорк, 1993, стр. 171. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Перейти обратно: а б Венди Мьюз, «Открывая историю Бретани» , Red Dog, 2006, стр. 44 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Рэйчел Бромвич (редактор), Trioedd Ynys Prydein (University of Wales Press, 1961; исправленное издание 1991), стр. 322
- ^ Перейти обратно: а б «Кономор, король Думнонии» . Архивировано из оригинала 5 сентября 2008 г. Проверено 3 августа 2008 г.
- ^ Майк Дэш, «Бретонская Синяя Борода». Взрыв из прошлого, 28 декабря 2015 г.
- ^ Жиль Риуэ, Кономор, Бретон Барб-блю , Эд. Keltia Graphic, 29540 Спецет, 2001 г.
- ^ «Бретон Синяя Борода» . Взрыв из прошлого. 28 декабря 2015 года . Проверено 2 января 2016 г.
- ^ Леон Флерио, Происхождение Бретани , с. 189.
- ^ Жан Маркале, Тайная история Бретани , Альбин Мишель, Париж, 1977, с. 96 [ ISBN отсутствует ]