Элиас из Гелиополя

Илия Гелиопольский ( греч . Ἡλίας ; 759–779), также называемый Илией Дамаскин , был сирийским плотником и христианским мучеником, почитаемым как святой в восточно-православной и сирийской православной церквях. Он известен из греческой агиографии .
Даты
[ редактировать ]Просопография средневизантийского периода относит рождение Илии к 758 году или раньше. [ 1 ] но даты его жизни обычно указываются как 759–779, а иногда и как 775–795. В его житии говорится, что он умер в возрасте двадцати лет в 6287 году. [ 2 ] Это дата anno mundi (год мира), обозначающая количество лет, прошедших с момента Сотворения мира . Если оно следует за византийской эпохой , то оно соответствует 779 году; в александрийскую эпоху это было бы 795. Роберт Хойланд утверждает в пользу первого варианта на том основании, что оно соответствует периоду правления аль-Махди (умер в 785 г.), который, как сказано в агиографии, правил в то время. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Элиас родился в сирийской христианской семье Баальбека (Гелиополис) в церковной провинции Вторая Финикия в Аббасидском халифате . [ 4 ] [ 3 ] Там он получил образование плотника. Вместе с матерью и двумя братьями, надеясь спастись от нищеты, он отправился в Дамаск . Ему было около десяти лет. [ 2 ] Там его нанял сирийский христианин, который сам работал на араба- мусульманина. [ 3 ] Позднее арабский работодатель уговорил этого сирийца принять ислам. [ 1 ] Араб, устроивший женитьбу своего сына, вскоре умер. Когда жена сына родила сына, он устроил вечеринку, на которой призвали служить Элиаса. Гости пытались убедить его принять ислам и таким образом стать им равными в обществе, но он оттолкнул их, заявив, что на вечеринке не место для таких дискуссий. [ 3 ]
В конце концов Элиаса уговорили пообедать с ними и присоединиться к танцам. Кто-то из гостей ослабил или снял с него ремень, якобы для того, чтобы он мог свободно передвигаться. На следующее утро Илия встал, пока остальные еще спали, завязал его пояс и пошел молиться. Гость, который видел, как он уходил, обвинил его в том, что он отрекся от своей веры накануне вечером, что Элиас отрицал. [ 3 ] Это обвинение, вероятно, основывалось на значении пояса, который был частью стандартной одежды зимми . Снять его публично было знаком отречения от веры. [ 2 ] В мастерской его сирийский работодатель предупредил его, что ему пришлось вмешаться, чтобы не допустить, чтобы некоторые гости причинили вред Элиасу, и сказал Элиасу, что не будет ему платить. [ 3 ] Брат Илии убеждал его покинуть Дамаск, пока слухи не утихнут и не станет безопасно вернуться. Вся семья вернулась в Баальбек. [ 2 ]
Восемь лет спустя, с одобрения своих братьев, Илия вернулся в Дамаск и открыл мастерскую по производству верблюжьих седел. [ 3 ] Ему было двадцать лет. [ 2 ] Его бывший работодатель, теперь конкурент, предложил ему вернуться в свою мастерскую, но Элиас отказался, после чего сирийский отступник призвал своего босса, араба, сообщить об обращении и отступничестве Элиаса в ночь вечеринки. Элиас предстал перед судьей аль-Лайтом , который дал ему возможность вернуться в ислам. Отказавшись, его подвергли пыткам и заковали в цепи. В тюрьме его утешали видения. В конце концов он предстал перед губернатором Мухаммедом, племянником правящего халифа аль-Махди, который пытался убедить его вернуться в ислам посредством наказаний и предложений материального вознаграждения. [ 3 ] [ 5 ] Когда он все же отказался, 1 февраля его обезглавили, а его труп висел за городскими воротами в течение четырнадцати дней, прежде чем его бросили в реку Барада . Некоторые реликвии (в том числе конечности) были обнаружены христианами Баальбека, а другие сообщили, что видели его после его смерти. [ 2 ] [ 5 ]
Агиография
[ редактировать ]Единственный рукописный экземпляр агиографии Элиаса ( BHG 578–579) находится в Национальной библиотеке Франции (BnF), Coislin 303, на листах 236. V –249 V . [ 2 ] Он датируется десятым или одиннадцатым веком и, вероятно, был создан в монастыре на Святой Земле . [ 6 ] Сам текст, являющийся анонимным, судя по всему, был написан вскоре после описываемых в нем событий, учитывая внимание к деталям. Автор утверждает, что написал еще две жития мучеников ислама, но лично он не знал Элиаса. [ 7 ]
Помимо собственной биографии, Элиас известен по палестинско-грузинскому календарю и мартирологу Раббана Салибы . [ 1 ] По словам первого, его праздник был 4 февраля. [ 8 ] По словам последнего, его праздник отмечался в Ба Кисяне (Бет Кусьяна) недалеко от Хаха в районе Тур Абдин 1 февраля. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Кристиан Санер, однако, подвергает сомнению отождествление этого мученика с Илиасом Гелиопольским, поскольку Раббан Салиба не связывает его с Дамаском или Баальбеком. [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с ПМБЗ .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эфтимиадис 2008 , с. 917.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хойланд 1997 , стр. 363–365.
- ^ МакГрат 2003 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Фосс 2007 , стр. 107–109.
- ^ Санер 2002 , с. 105.
- ^ Детораки 2014 , стр. 83.
- ^ Бинггели 2018 , с. 277.
- ^ Петерс 1908 , с. 174н.
- ^ Фией 2004 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Санер 2002 , с. 95н.
Библиография
[ редактировать ]- Бинггели, Андре (2018). «Рецепция палестинской агиографии в Византии после арабских завоеваний». В Антонио Риго; Микеле Трицио; Элефтериос Деспотакис (ред.). Византийская агиография: тексты, темы и проекты . Бреполи. стр. 265–284.
- Детораки, Марина (2014). «Греческие страсти мучеников в Византии». В Стефаносе Эфтимиадисе (ред.). Исследовательский справочник Эшгейта по византийской агиографии, том II: Жанры и контексты . Эшгейт. стр. 61–101.
- Эфтимиадис, Стефанос (2008). «Мученичество Илии Гелиуполиса (Илии Дамаскина)». У Дэвида Томаса; Барбара Роггема (ред.). Христианско-мусульманские отношения: библиографическая история . Том. 1 (600–900). Брилл. стр. 916–918.
- Фий, Жан Морис (2004). Сирийские святые . Дарвин Пресс.
- Фосс, Клайв (2007). «Византийские святые в ранней исламской Сирии». Аналекта Болландиана 125 (1): 93–119. дои : 10.1484/J.ABOL.5.102076 .
- Хойланд, Роберт Г. (1997). Видеть ислам так, как его видели другие: обзор и оценка христианских, еврейских и зороастрийских сочинений о раннем исламе . Дарвин Пресс.
- Лили, Ральф-Йоханнес ; Людвиг, Клаудия; Пратч, Томас; Зильке, Беате (1998–2013). «Илия (№ 1485)». Просопография средневизантийского периода (на немецком языке). Берлин и Бостон: Де Грюйтер.
- МакГрат, Стаматина (2003). «Илия Гелиопольский: Жизнь сирийского святого восьмого века». В Джоне В. Несбитте (ред.). Византийские авторы: литературная деятельность и занятия . Брилл. стр. 85–107.
- Питерс, Пол (1908). «Мартиролог Раббана Слибы » Болландианская Аналекта . 27 : 129–200. дои : 10.1484/j.ABOL.4.01857 .
- Санер, Кристиан (2002). «Старые мученики, новомученики и приход ислама: написание жития после завоеваний» (PDF) . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 65 : 89–112. [ мертвая ссылка ]
- Сизгорич, Томас (2017). «Танцующий мученик: насилие, идентичность и постколониальный период Аббасидов». История религий . 57 (1): 2–27. дои : 10.1086/692315 . S2CID 164234424 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Илия из Гелиополя (759–779) в базе данных агиографии Думбартон-Оукс со ссылкой на греческий текст агиографии.