Jump to content

Элиас из Гелиополя

Начало биографии Элиаса в единственном рукописном экземпляре. Его имя по-гречески, Ἡλία , можно прочитать в середине второй строки.

Илия Гелиопольский ( греч . Ἡλίας ; 759–779), также называемый Илией Дамаскин , был сирийским плотником и христианским мучеником, почитаемым как святой в восточно-православной и сирийской православной церквях. Он известен из греческой агиографии .

Просопография средневизантийского периода относит рождение Илии к 758 году или раньше. [ 1 ] но даты его жизни обычно указываются как 759–779, а иногда и как 775–795. В его житии говорится, что он умер в возрасте двадцати лет в 6287 году. [ 2 ] Это дата anno mundi (год мира), обозначающая количество лет, прошедших с момента Сотворения мира . Если оно следует за византийской эпохой , то оно соответствует 779 году; в александрийскую эпоху это было бы 795. Роберт Хойланд утверждает в пользу первого варианта на том основании, что оно соответствует периоду правления аль-Махди (умер в 785 г.), который, как сказано в агиографии, правил в то время. [ 3 ]

Элиас родился в сирийской христианской семье Баальбека (Гелиополис) в церковной провинции Вторая Финикия в Аббасидском халифате . [ 4 ] [ 3 ] Там он получил образование плотника. Вместе с матерью и двумя братьями, надеясь спастись от нищеты, он отправился в Дамаск . Ему было около десяти лет. [ 2 ] Там его нанял сирийский христианин, который сам работал на араба- мусульманина. [ 3 ] Позднее арабский работодатель уговорил этого сирийца принять ислам. [ 1 ] Араб, устроивший женитьбу своего сына, вскоре умер. Когда жена сына родила сына, он устроил вечеринку, на которой призвали служить Элиаса. Гости пытались убедить его принять ислам и таким образом стать им равными в обществе, но он оттолкнул их, заявив, что на вечеринке не место для таких дискуссий. [ 3 ]

В конце концов Элиаса уговорили пообедать с ними и присоединиться к танцам. Кто-то из гостей ослабил или снял с него ремень, якобы для того, чтобы он мог свободно передвигаться. На следующее утро Илия встал, пока остальные еще спали, завязал его пояс и пошел молиться. Гость, который видел, как он уходил, обвинил его в том, что он отрекся от своей веры накануне вечером, что Элиас отрицал. [ 3 ] Это обвинение, вероятно, основывалось на значении пояса, который был частью стандартной одежды зимми . Снять его публично было знаком отречения от веры. [ 2 ] В мастерской его сирийский работодатель предупредил его, что ему пришлось вмешаться, чтобы не допустить, чтобы некоторые гости причинили вред Элиасу, и сказал Элиасу, что не будет ему платить. [ 3 ] Брат Илии убеждал его покинуть Дамаск, пока слухи не утихнут и не станет безопасно вернуться. Вся семья вернулась в Баальбек. [ 2 ]

Восемь лет спустя, с одобрения своих братьев, Илия вернулся в Дамаск и открыл мастерскую по производству верблюжьих седел. [ 3 ] Ему было двадцать лет. [ 2 ] Его бывший работодатель, теперь конкурент, предложил ему вернуться в свою мастерскую, но Элиас отказался, после чего сирийский отступник призвал своего босса, араба, сообщить об обращении и отступничестве Элиаса в ночь вечеринки. Элиас предстал перед судьей аль-Лайтом , который дал ему возможность вернуться в ислам. Отказавшись, его подвергли пыткам и заковали в цепи. В тюрьме его утешали видения. В конце концов он предстал перед губернатором Мухаммедом, племянником правящего халифа аль-Махди, который пытался убедить его вернуться в ислам посредством наказаний и предложений материального вознаграждения. [ 3 ] [ 5 ] Когда он все же отказался, 1 февраля его обезглавили, а его труп висел за городскими воротами в течение четырнадцати дней, прежде чем его бросили в реку Барада . Некоторые реликвии (в том числе конечности) были обнаружены христианами Баальбека, а другие сообщили, что видели его после его смерти. [ 2 ] [ 5 ]

Агиография

[ редактировать ]

Единственный рукописный экземпляр агиографии Элиаса ( BHG 578–579) находится в Национальной библиотеке Франции (BnF), Coislin 303, на листах 236. V –249 V . [ 2 ] Он датируется десятым или одиннадцатым веком и, вероятно, был создан в монастыре на Святой Земле . [ 6 ] Сам текст, являющийся анонимным, судя по всему, был написан вскоре после описываемых в нем событий, учитывая внимание к деталям. Автор утверждает, что написал еще две жития мучеников ислама, но лично он не знал Элиаса. [ 7 ]

Помимо собственной биографии, Элиас известен по палестинско-грузинскому календарю и мартирологу Раббана Салибы . [ 1 ] По словам первого, его праздник был 4 февраля. [ 8 ] По словам последнего, его праздник отмечался в Ба Кисяне (Бет Кусьяна) недалеко от Хаха в районе Тур Абдин 1 февраля. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Кристиан Санер, однако, подвергает сомнению отождествление этого мученика с Илиасом Гелиопольским, поскольку Раббан Салиба не связывает его с Дамаском или Баальбеком. [ 11 ]

Примечания

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Бинггели, Андре (2018). «Рецепция палестинской агиографии в Византии после арабских завоеваний». В Антонио Риго; Микеле Трицио; Элефтериос Деспотакис (ред.). Византийская агиография: тексты, темы и проекты . Бреполи. стр. 265–284.
  • Детораки, Марина (2014). «Греческие страсти мучеников в Византии». В Стефаносе Эфтимиадисе (ред.). Исследовательский справочник Эшгейта по византийской агиографии, том II: Жанры и контексты . Эшгейт. стр. 61–101.
  • Эфтимиадис, Стефанос (2008). «Мученичество Илии Гелиуполиса (Илии Дамаскина)». У Дэвида Томаса; Барбара Роггема (ред.). Христианско-мусульманские отношения: библиографическая история . Том. 1 (600–900). Брилл. стр. 916–918.
  • Фий, Жан Морис (2004). Сирийские святые . Дарвин Пресс.
  • Фосс, Клайв (2007). «Византийские святые в ранней исламской Сирии». Аналекта Болландиана 125 (1): 93–119. дои : 10.1484/J.ABOL.5.102076 .
  • Хойланд, Роберт Г. (1997). Видеть ислам так, как его видели другие: обзор и оценка христианских, еврейских и зороастрийских сочинений о раннем исламе . Дарвин Пресс.
  • Лили, Ральф-Йоханнес ; Людвиг, Клаудия; Пратч, Томас; Зильке, Беате (1998–2013). «Илия (№ 1485)». Просопография средневизантийского периода (на немецком языке). Берлин и Бостон: Де Грюйтер.
  • МакГрат, Стаматина (2003). «Илия Гелиопольский: Жизнь сирийского святого восьмого века». В Джоне В. Несбитте (ред.). Византийские авторы: литературная деятельность и занятия . Брилл. стр. 85–107.
  • Питерс, Пол (1908). «Мартиролог Раббана Слибы » Болландианская Аналекта . 27 : 129–200. дои : 10.1484/j.ABOL.4.01857 .
  • Санер, Кристиан (2002). «Старые мученики, новомученики и приход ислама: написание жития после завоеваний» (PDF) . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 65 : 89–112. [ мертвая ссылка ]
  • Сизгорич, Томас (2017). «Танцующий мученик: насилие, идентичность и постколониальный период Аббасидов». История религий . 57 (1): 2–27. дои : 10.1086/692315 . S2CID   164234424 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1cbdd9d637bb14a5b9048c22574f9b7b__1699292220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/7b/1cbdd9d637bb14a5b9048c22574f9b7b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elias of Heliopolis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)