Jump to content

Исследования в области науки и технологий в Индии

Исследования науки и технологий (STS) в Индии - это быстрорастущая область академических исследований в Индии с 1980-х годов. STS развился в стране в результате научных движений 1970-х и 1980-х годов, а также научной критики научно-технической политики индийского штата . Сейчас в этой области работают как минимум пять поколений ученых, а также несколько кафедр и институтов, специализирующихся на исследованиях в области науки, технологий и инновационной политики.

Происхождение и развитие

[ редактировать ]

Эта область имеет долгую историю в Индии, которая восходит к концу 1970-х годов, с работами Дамодара Дхармананды Косамби , Ирфана Хабиба , Дж. П. С. Убероя , [1] [2] Ашис Нэнди , [3] [4] Вандана Шива , [5] Клод Альварес [6] [7] и Шив Вишванатан [8] [9] Однако есть первое поколение учёных 1970-х годов, которые смотрели на науку и технику (а не с точки зрения посткуновской STS), такие как Дхарампал , [10] Абдур Рахман, [11] [12] и С.Н. Сен. [13] Работы Дж. Д. Бернала и Джозефа Нидэма оказали сильное влияние на индийское СТС в годы его становления. [14]

Новые социальные движения 1970-х и 1980-х годов в Индии внесли огромный вклад в появление этой дисциплины, поскольку эти движения и группы активистов, находящиеся под влиянием марксистских, Гандианских и глубоких экологических взглядов, не могли избежать взаимодействия с современной наукой и проектом модернизации в пост- колония. Важным поворотным моментом стало создание двух институтов для изучения социальных отношений науки: Центра взаимодействия науки и общества Университета Джавахарлала Неру, Нью-Дели (основан в 1970 г.) и Национального института исследований науки, технологий и развития. (NISTADS), Нью-Дели (основано в 1980 г.). Однако Центр взаимодействия науки и общества был закрыт в конце 1970-х годов государством, посчитав его слишком критически настроенным по отношению к политике режима Индиры Ганди в области ядерной энергетики и вооружения ; [15] в 1996 году он вновь открылся как Центр исследований научной политики (CSSP)] в Университете Джавахарлала Неру. [16]

В 1990-е годы эта область оживилась благодаря вмешательству группы социальных историков науки, вдохновленных постколониальными исследованиями, таких как Дэвид Арнольд , Роберт С. Андерсон, Дипак Кумар и другие . [17] Дхрув Райна , [18] С. Ирфан Хабиб , [19] [20] Итти Авраам, [21] Гьян Пракаш . [22] и Захир Бабер. [23] Работы социологов, таких как Хариш Нараиндас, [24] В.В. Кришна, [25] [26] В. Суджата, Э. Харибабу и Бинайкумар Патнаик также сыграли важную роль в развитии этой области наряду с философскими исследованиями Праджита К. Басу и Сундера Саруккая. [27] Обширное исследование, проведенное Раджесесвари С. Райной. [28] Что касается систем сельскохозяйственных знаний и практики развития, следует также отметить работу Нилама Кумара о женщинах и науке и работу Пранава Десаи о системах инноваций.

С. Ирфан Хабиб , Дипак Кумар , Дхрув Райна и В.В. Кришна

Вслед за « делом Сокала » в западных академических кругах аналогичные дебаты разгорелись и в Индии, главным образом на страницах « Экономического и политического еженедельника» , в которых Алан Сокал участвовал сам . Этот спор широко известен как «индийские научные войны». [29] Дебаты возобновились после публикации книги известного философа науки Миры Нанды о культурно-релятивистской позиции в постколониальных исследованиях науки. Ее защита науки и ценностей Просвещения сыграла центральную роль в поддержании научной войны в Индии в 2000-х годах. После публикации ее книги «Пророки, смотрящие назад» (2004 г.), [30] журнал «Социальная эпистемология» опубликовал специальный выпуск, в котором обсуждались ответы ученых STS, таких как Сандра Хардинг, на аргументы в книге Нанды и контропровержения Нанды. [31]

Такие ученые, как Абха Сур, [32] Амит Прасад, [33] Бану Субраманиам, Эша Шах, [34] Гита Чадха, Индира Чоудхури [35] Джахнави Фалки, [36] Каушик Сундер Раджан, [37] Кавита Филип, [38] Джон Боско Лурдусами, Сентил Бабу, Рохан Д'Суза, Сарадинду Бхадури, Мадхав Говинд и Пратик Чакрабарти. [39] представляют следующее поколение ученых в этой области, которые начали активную деятельность в 2000-х годах.

Существует также новое поколение ученых, которые активно участвуют в развитии этой области во втором десятилетии тысячелетия, гарантируя, что индийскую STS ждет блестящее будущее. [40]

Институты и кафедры

[ редактировать ]

В новом тысячелетии было создано несколько отделов исследований научной политики, опирающихся на прочную основу STS. Центр взаимодействия науки и общества при Университете Джавахарлала Неру в Нью-Дели, закрывшийся в 1970-х годах, вновь открылся под новым названием « Центр исследований научной политики» (CSSP) в 1996 году. [41] Центр исследований культуры знаний и инноваций (CKCIS) при Хайдарабадском университете открылся в 2006 году. [ нужна ссылка ] и Центр исследований в области науки, технологий и инновационной политики при Центральном университете Гуджарата, открытый в 2009 году. [42] На факультетах гуманитарных и социальных наук многих Индийских технологических институтов (IIT) и Индийских научно-образовательных и исследовательских институтов (IISER) есть несколько преподавателей, прошедших обучение в этой области, и предлагающих курсы по STS, а также ряд ученых, специализирующихся на STS. в стране неуклонно растет. [ нужна ссылка ]

Академические программы

[ редактировать ]
  • Докторская программа по исследованиям научной политики, Центр исследований научной политики (CSSP), Университет Джавахарлала Неру, Нью-Дели [43]
  • Программа докторантуры в области науки, технологий и инновационной политики, Центральный университет Гуджарата, Гандинагар [44]
  • Докторская программа в области науки, технологий и социальных исследований, Центр исследований культуры знаний и инноваций, Хайдарабадский университет [45]
  • Программа докторантуры по экономике (экономика инноваций), Школа гуманитарных и социальных наук, ИИТ Индаур [46]
  • Программа докторантуры в области образования (история науки и технического образования), Центр педагогических исследований Закира Хусейна, Университет Джавахарлала Неру, Нью-Дели [47]
  • Программа докторантуры в области политических исследований, Индийский технологический институт, Дели [48]
  • Программа PhD, Департамент гуманитарных и социальных наук, IISER Бхопал [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уберой, JPS (1978). Наука и культура . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета.
  2. ^ Уберой, JPS (1984). Другой разум Европы: Гете как учёный . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета.
  3. ^ Нанди, Ашис (1980). Альтернативные науки: творчество и подлинность двух индийских ученых . Нью-Дели: союзные издатели.
  4. ^ Нанди, Ашис (1988). Наука, гегемония и насилие: реквием по современности . Токио: Университет Организации Объединенных Наций.
  5. ^ Шива, Вандана (1988). Остаться в живых: женщины, экология и выживание в Индии . Нью-Дели: Кали для женщин.
  6. ^ Альварес, Клод (1980). Homo faber: Технология и культура в Индии, Китае и на Западе с 1500 года до наших дней . Гаага: Нийхофф.
  7. ^ Альварес, Клод (1992). Наука, развитие и насилие: восстание против современности . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета.
  8. ^ Вишванатан, Шив (1985). Организация науки: создание промышленной исследовательской лаборатории . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета.
  9. ^ Вишванатан, Шив (1985). Карнавал науки: очерки науки, технологий и развития . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета.
  10. ^ Дхарампал (1971). Индийская наука и техника в восемнадцатом веке . Дели: Импекс Индия.
  11. ^ Рахман, Абдур (1972). Тримурти: Наука, технологии и общество: Сборник очерков . Дели: Народное издательство.
  12. ^ Чаттопадхьяй, Дебипрасад (1982). История науки в Индии, Том. 1 и 2 . Нью-Дели: Редакционные предприятия.
  13. ^ Сен, С.Н. (1966). «Изменение перспектив в истории наук». Наука и культура . 31 (5): 214–219.
  14. ^ Райна, Дхрув (2015). Индийская сеть Нидхэма: поиск дома для истории науки в Индии (1950–1970) . Нью-Дели: Йода Пресс.
  15. ^ Шарма, Дхирендра. «Противостояние структуре ядерной энергетики в Индии» (PDF) . Проверено 17 апреля 2016 г.
  16. ^ Сен, Нирупа (25 июня 2001 г.). «Новости: возрождение Центра исследований научной политики при Университете Джавахарлала Неру, Нью-Дели» (PDF) . Современная наука . 80 (12): 1479–1480 . Проверено 27 июня 2019 г.
  17. ^ Кумар, Дипак (1995). Наука и Радж . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета.
  18. ^ Райна, Дхрув (2003). Образы и контексты: историография науки и современности в Индии . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета.
  19. ^ Райна, Дхрув; Хабиб, С. Ирфан (1999). Положение истории науки: диалоги с Джозефом Нидэмом . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета.
  20. ^ Райна, Дхрув; Хабиб, С. Ирфан (2004). Одомашнивание современной науки: социальная история науки и культуры в колониальной Индии . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета.
  21. ^ Авраам, Итти (1998). Создание индийской атомной бомбы: наука, безопасность и постколониальное государство» . Лондон: Зед Букс.
  22. ^ Пракаш, Гьян (1999). Другая причина: наука и воображение современной Индии . Принстон: Издательство Принстонского университета.
  23. ^ Захир Бабер 1996. Наука империи . Государственный университет Нью-Йорка, Нью-Йорк.
  24. ^ Нараиндас, Хариш (1996). «Яды, гниение и погода: генеалогия появления тропической медицины», в «Вкладах в индийскую социологию» . Нью-Дели: Мудрец.
  25. ^ Кришна, Венни Венкита (1994). С.С.Батнагар о науке, технологиях и развитии, 1938-54 . Нью-Дели: Wiley Eastern Ltd.
  26. ^ Кришна, Венни Венкита; Шинн, Терри; Спаапен, Дж. (1995). Наука и технологии в развивающемся мире (Ежегодник социологии наук, 1995 г.) . Нидерланды: Публикации Kluwer.
  27. ^ Саруккай, Сандер (2002). Переводя мир: наука и язык . Лэнхэм: Университетское издательство Америки.
  28. ^ Раджесесвари С. Лайн
  29. ^ «Научные войны в Индии» . Журнал «Диссент» . Проверено 7 октября 2019 г.
  30. ^ Нанда, Мира (2004). Пророки, смотрящие назад: постмодернистская критика науки и индуистский национализм в Индии . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса. ISBN  978-81-7824-090-9 .
  31. ^ «Социальная эпистемология» . Тейлор и Фрэнсис . Том. 19, нет. 1. 2005 год . Проверено 7 октября 2019 г.
  32. ^ Абха Сур. 2011. Рассеянное сияние: каста, гендер и современная наука в Индии . Наваяна, Нью-Дели
  33. ^ Амит Прасад. 2014. Имперская технонаука: транснациональная история МРТ в США, Великобритании и Индии . МТИ Пресс.
  34. ^ Эша Шах, 2017. Кто является предметом науки?: Аффективная история гена . Рутледж, Нью-Йорк.
  35. ^ Индира Чоудхури, 2015. Выращивание дерева науки: Хоми Бхабха и Институт фундаментальных исследований Тата. Издательство Оксфордского университета, Нью-Дели
  36. ^ Джахнави Фалки 2013. Атомное государство: большая наука в Индии двадцатого века . Сонепат, Пермамнет Черный
  37. ^ Кошик Сандер Раджан. 2006. Биокапитал: Конституция постгеномной жизни . Издательство Университета Дьюка.
  38. ^ Кавита Филип. 2003. Цивилизующая природа: раса, ресурсы и современность в колониальной Южной Индии , издательство Университета Рутгерса; Orient Longman (издание для Азии и Великобритании), 2004 г.
  39. ^ Пратик Чакрабарти. 2004. Западная наука в современной Индии: столичные методы, колониальная практика . Перманентный черный, Сонепат.
  40. ^ См., например, работы Апараджита Рамнатха, Аалока Хандекара, Бисваната Даша, Мэтью Джона, Навина К. Тайила, Нупура Чоудхури, Панкаджа Сехсарии, Ренни Томаса, Ричи Кумара, Шиджу Сэма Варугезе , Сувобрата Саркара, Кунала Синхи, Парвати К Айер. и Хемант Кумар.
  41. ^ Сен, Нирупа (25 июня 2001 г.). «Новости: возрождение Центра исследований научной политики при Университете Джавахарлала Неру, Нью-Дели» (PDF) . Современная наука . 80 (12): 1479–1480 . Проверено 27 июня 2019 г.
  42. ^ «Центр исследований в области науки, технологий и инновационной политики (CSSTIP)» . Проверено 31 декабря 2020 г.
  43. ^ Программа MPhil-PhD в области исследований научной политики, Центр исследований научной политики, Университет Джавахарлала Неру, Нью-Дели
  44. ^ Программа MPhil-PhD по исследованиям в области науки, технологий и инновационной политики, Центральный университет Гуджарата, Гандинагар
  45. ^ Университет Хайдарабада
  46. ^ «Гуманитарные и социальные науки | ИИТ Индаура» . hss.iiti.ac.in. ​Проверено 6 февраля 2024 г.
  47. ^ Программа MPhil-PhD в области образования (История науки и технического образования), Центр образовательных исследований Закира Хусейна, Университет Джавахарлала Неру, Нью-Дели
  48. ^ Программа докторантуры в области политических исследований, Индийский технологический институт-Дели.

[1]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ «Гуманитарные и социальные науки | ИИТ Индаура» . hss.iiti.ac.in. ​Проверено 6 февраля 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1cbc9675796e8bcf7e3599787c08fdaa__1707185640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/aa/1cbc9675796e8bcf7e3599787c08fdaa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Science and technology studies in India - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)