Модель «стимул-реакция»
Модель «стимул-реакция» — это концептуальная основа в психологии, описывающая, как люди реагируют на внешние раздражители . Согласно этой модели, внешний раздражитель вызывает реакцию организма, часто без необходимости сознательного мышления. Эта модель подчеркивает механистические аспекты поведения, предполагая, что поведение часто можно предсказать и контролировать, понимая и манипулируя стимулами, которые вызывают реакции.
Области применения
[ редактировать ]Модели «стимул-реакция» применяются в международных отношениях. [1] психология , [2] оценка риска , [3] неврология , [4] нейронный дизайн системы, [5] и многие другие области.
Фармакологические зависимости «доза-реакция» представляют собой применение моделей «стимул-реакция».
Другая область, к которой может быть применена эта модель, — это психологические проблемы/расстройства, такие как синдром Туретта . Исследования показывают синдром Жиля де ла Туретта (GTS) [6] может характеризоваться усилением когнитивных функций, связанных с созданием, изменением и поддержанием связей между стимулами и реакциями (связи S-R). В частности, две области, обучение процедурных последовательностей и, как новое открытие, также связывание файлов событий, демонстрируют сходные доказательства гиперфункционирования GTS. [7]
Предыдущие исследования электронного обучения доказали, что онлайн-обучение может оказаться еще более утомительным для преподавателей и студентов, которые внезапно меняют свои модели обучения с аудиторий на виртуальные. Это происходит главным образом потому, что внезапность этого изменения мешает преподавателям полностью подготовиться к чтению лекций в виртуальной среде обучения. В свете вышеупомянутых фактов в этом исследовании предлагается новая модель и интегрируется теория потока в теорию модели принятия технологии (TAM), основанную на теории стимул-организм-реакция (SOR). Модель SOR широко используется в предыдущие исследования поведения онлайн-клиентов, а теория моделей включает три компонента: стимул, организм и реакцию. Предполагая, что стимулы, содержащиеся во внешней среде, заставляют людей меняться, что влияет на их поведение. [8]
Математическая формулировка
[ редактировать ]Цель модели стимул-реакция — установить математическую функцию, которая описывает отношение f между стимулом x и ожидаемым значением (или другой мерой местоположения) ответа Y : [9]
Обычное упрощение, предполагаемое для таких функций, является линейным, поэтому мы ожидаем увидеть соотношение типа
Статистическая теория линейных моделей хорошо разработана уже более пятидесяти лет, и стандартная форма анализа, называемая линейной регрессией была разработана .
Функции ограниченного ответа
[ редактировать ]часто применимо использование ограниченной функции (например, логистической функции Поскольку многим типам реакции присущи физические ограничения (например, минимальное максимальное мышечное сокращение), для моделирования реакции ). Точно так же линейная функция отклика может быть нереалистичной, поскольку она предполагает сколь угодно большие отклики. Для двоичных зависимых переменных статистический анализ с использованием методов регрессии, таких как пробит-модель или логит-модель , или других методов, таких как метод Спирмена-Кербера. [10] Эмпирические модели, основанные на нелинейной регрессии, обычно предпочтительнее использования некоторого преобразования данных, которое линеаризует взаимосвязь стимул-реакция. [11]
Один пример логит-модели вероятности ответа на реальный входной сигнал (стимул). , ( ) является
где являются параметрами функции.
И наоборот, модель Пробита будет иметь вид
где — кумулятивная функция распределения нормального распределения .
Уравнение Хилла
[ редактировать ]В биохимии и фармакологии уравнение Хилла относится к двум тесно связанным уравнениям, одно из которых описывает реакцию (физиологический результат системы, такой как мышечное сокращение) на лекарство или токсин лекарства , как функцию концентрации . [12] Уравнение Хилла важно при построении кривых доза-реакция . Уравнение Хилла представляет собой следующую формулу, где это величина ответа, - концентрация лекарства (или, что то же самое, интенсивность стимула), концентрация препарата, вызывающая полумаксимальный ответ и – коэффициент Хилла .
Уравнение Хилла преобразуется в логистическую функцию по отношению к логарифму дозы (аналогично логит-модели).
Основатель модели
[ редактировать ]Иван Павлов
[ редактировать ]Изучать пищеварительную систему у собак Павлов начал с проведения хронических имплантаций свищей в желудок, благодаря чему ему удалось с предельной ясностью показать, что нервная система играет главенствующую роль в регуляции процесса пищеварения. Эксперименты по пищеварению привели к разработке первой экспериментальной модели обучения, в которой нейтральный стимул приобретает способность вызывать специфическую реакцию в дальнейшем при неоднократном сочетании с другим стимулом, вызывающим реакцию. [13]
Эдвард Торндайк
[ редактировать ]Торндайк , предложивший эту модель, считал, что обучение происходит из стимулов и реакций. [14] Павлов популяризировал и произвел революцию в этой теории, экспериментируя на собаках.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грег Кэшман (2000). «Международное взаимодействие: теория стимула-реакции и гонка вооружений» . Что вызывает войну?: введение в теории международных конфликтов . Лексингтонские книги. стр. 160–192. ISBN 978-0-7391-0112-4 .
- ^ Стивен П. Качмар и Кимберли Блэр (2007). «Консультирование на протяжении всей жизни» . В Джоселин Грегуар и Кристин Юнгерс (ред.). Спутник консультанта: что нужно знать каждому начинающему консультанту . Рутледж. п. 143. ИСБН 978-0-8058-5684-2 .
- ^ Уолтер В. Пигорш и А. Джон Бейлер (2005). «Количественная оценка риска с использованием данных стимул-реакция» . Анализ экологических данных . Джон Уайли и сыновья. стр. 171–214. ISBN 978-0-470-84836-4 .
- ^ Джеффри В. Хоффманн (1988). «Нейроны с гистерезисом?» . У Родни Коттерилла (ред.). Компьютерное моделирование в науке о мозге . Издательство Кембриджского университета. стр. 74–87. ISBN 978-0-521-34179-0 .
- ^ Теодор Рус (1993). Системная методология программного обеспечения . Всемирная научная. п. 12. ISBN 978-981-02-1254-4 .
- ^ «Синдром Туретта – Симптомы и причины» . Клиника Мэйо . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ Ван, Суджи; Бербекова, Адиюх; Уйсал, Музаффер; Ван, Цзяхуэй (26 декабря 2022 г.). «Эмоциональная солидарность и совместное создание опыта как детерминанты экологически ответственного поведения: точка зрения теории стимула-организма-реакции» . Журнал исследований путешествий . 63 : 115–135. дои : 10.1177/00472875221146786 . ISSN 0047-2875 . S2CID 255223259 .
- ^ Чанг, Чен-Ченг (25 августа 2022 г.). «Факторы, влияющие на непрерывность мобильного обучения – с точки зрения теории потока и теории стимул-организм-реакция» . Европейская конференция по управлению знаниями . 23 (2): 1396–1402. дои : 10.34190/eckm.23.2.710 . ISSN 2048-8971 .
- ^ Мейер, А.Ф., Уильямсон, Р.С., Линден, Дж.Ф., и Сахани, М. (2017). Модели нейрональных функций стимул-реакция: разработка, оценка и оценка. Границы системной нейробиологии , 10, 109.
- ^ Гамильтон, Массачусетс; Руссо, RC; Терстон, Р.В. (1977). «Урезанный метод Спирмена-Карбера для оценки медианных летальных концентраций в биоанализах токсичности». Экологические науки и технологии . 11 (7): 714–9. Бибкод : 1977EnST...11..714H . дои : 10.1021/es60130a004 .
- ^ Бейтс, Дуглас М.; Уоттс, Дональд Г. (1988). Нелинейный регрессионный анализ и его приложения . Уайли . п. 365. ИСБН 9780471816430 .
- ^ Jump up to: а б Нойбиг, Ричард Р. (2003). «Комитет Международного союза фармакологии по номенклатуре рецепторов и классификации лекарств. XXXVIII. Обновленная информация о терминах и символах в количественной фармакологии» (PDF) . Фармакологические обзоры . 55 (4): 597–606. дои : 10.1124/пр.55.4.4 . ПМИД 14657418 . S2CID 1729572 .
- ^ Камбьяги, Марко; Саккетти, Бенедетто (01 июня 2015 г.). «Иван Петрович Павлов (1849–1936)» . Журнал неврологии . 262 (6): 1599–1600. дои : 10.1007/s00415-015-7743-2 . hdl : 2318/1526427 . ISSN 1432-1459 . ПМИД 25893257 . S2CID 22347968 .
- ^ «Теория обучения на стимул-реакцию Торндайка (определение + примеры)» . Практическая психология . 24.11.2020 . Проверено 22 апреля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Холланд, Питер К. (2008). «Когнитивные теории обучения и теория стимул-реакция» . Обучение и поведение . 36 (3): 227–241. дои : 10.3758/lb.36.3.227 . ПМК 3065938 . ПМИД 18683467 .