Jump to content

Aleksandr Morozov (engineer)

Изображение Морозова на конверте СССР.

Aleksander Aleksandrovich Morozov ( Russian : Александр Александрович Морозов ; Ukrainian : Олександр Олександрович Морозов , romanized Oleksándr Oleksándrovych Morózov ; born 29 October 1904, Bezhitsa, nowadays within Bryansk – 14 June 1979) [ 1 ] советский Герой конструктор танков, генерал, инженер-майор (1945), доктор технических наук (1972), дважды Социалистического Труда (1942, 1974).

Морозов принимал участие в разработке первого отечественного танка Т-24 (1930 г.), а также колесно-гусеничных БТ-2 (1931 г.), БТ-5 (1932 г.), БТ-7 (1935 г.) и БТ-7М. (1939 г.) Легкие танки. В качестве технического руководителя проекта совместно с М. И. Кошкиным возглавил разработку среднего танка Т-34. и Н. А. Кучеренко в 1940 году В годы Великой Отечественной войны он был главным конструктором модернизации танка Т-34, получившего признание как один из лучших советских танков Второй мировой войны. После войны под руководством Морозова был создан ряд новых типов танков. Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва вручил Государственные награды СССР (1942, 1946, 1948) и Ленинскую премию Морозову (1967). Награжден тремя орденами Ленина , орденом Октябрьской Революции , орденами Кутузова 1-й степени, орденом Суворова 2-й степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и другими медалями.

Четырнадцатилетний подросток А. А. Морозов, получив шестилетнее образование в Московском механическом институте , приехал в марте 1919 года на моторостроительный завод в Харькове, Украина. Трудовую деятельность начал в технической конторе завода в должности делопроизводителя. Дальнейшая работа переписчиком, чертежником и конструктором познакомила его с созданием на заводе первого цепно-гусеничного трактора «Коммунар». В 1928 году А.А. Морозов вернулся на завод после службы в Красной Армии (в качестве авиатехника авиабригады). Морозов в составе конструкторской группы обеспечил изготовление опытного образца маневренного танка Т-1-12, а затем участвовал в проектировании и выпуск последующей модификации танка, получившей марку Т-24 . Этот танк был одним из первых танков отечественной разработки, в нем были установлены мощный двигатель и ряд оригинальных узлов трансмиссии.

Период 1929–1931 гг. связан для А. А. Морозова с учебой на заочном отделении Московского автомобильного института имени М. В. Ломоносова , а затем – на вечернем отделении Харьковского машиностроительного техникума. По окончании техникума Морозов принимал непосредственное участие в проектировании и освоении серийного производства колесно-гусеничного танка БТ. Им были спроектированы многие узлы и детали трансмиссии и ходовой части танка, который в течение ряда лет выпускался в виде постепенно усовершенствованных модификаций (от БТ-2 до БТ-7М). На этом этапе конструкторской деятельности А. А. Морозов в короткий срок приобрел значительный опыт, дослужился до уровня главного конструктора, стал руководить конструкторской группой и с июля 1936 г. возглавил сектор КБ по новому проектированию.

Во второй половине 30-х годов перед конструкторами завода была поставлена ​​задача по существенному повышению прочности корпуса бронекорпусов танков и повышению их живучести на поле боя. Одной из важных разработок того периода было проектирование колесно-гусеничного танка А-20 с увеличенным, по сравнению с танком БТ, количеством ведущих катков и с корпусом и башней оригинальной формы. В ходе выполнения этой работы с целью проверки возможности упрощения конструкции танка было решено дополнительно спроектировать танк, близкий по параметрам, но без независимого хода колес. Новый танк А-32 во многих деталях был таким же, как А-20: аналогичная конфигурация и форма корпуса, тот же дизельный двигатель В-2. Отдельные конструктивные решения, такие как некоторые узлы трансмиссии и ходовая часть без принципиальных изменений, использовались в танках БТ, А-20 и А-32.

Вторая мировая война

[ редактировать ]

В конце 1938 года оба проекта (А-20 и А-32) были представлены на рассмотрение Главного военного совета Красной Армии, где М.И. Кошкин является главным конструктором завода имени Коминтерна, а А.А. Морозов – его заместителем. сделали отчеты о своей работе. В результате после обсуждения внесенных проектов было получено разрешение на производство обоих танков, после их испытаний был сделан окончательный выбор одного из них для принятия на вооружение. В июне–августе 1939 г. были проведены сравнительные испытания. Никаких существенных преимуществ колесно-гусеничного танка по сравнению с гусеничным выявлено не было, а в заключениях комиссии было записано: « Танк А-32 , как имеющий запас по увеличению массы, целесообразно защищать более мощной броней». , соответственно увеличив прочность отдельных деталей…» Поэтому вскоре танк А-32 догрузят до 24 тонн и выставят на дополнительные испытания. Испытания подтвердили возможность увеличения массы танка примерно на 5 тонн, что позволило увеличить толщину брони корпуса с 20 до 45 мм и усилить ряд узлов и агрегатов. Комитет Обороны постановлением СНК СССР от 19 декабря 1939 года принял новый средний танк к производству на заводе. Харьковский завод имени Коминтерна, присвоив ему марку Т-34 .

Так, благодаря смелому новаторскому подходу к решению сложной задачи создания среднего танка нового поколения, конструкторы под руководством вначале М.И. Кошкина, а после его смерти А.А. Морозова, незадолго до начала Великой Отечественной войны , Война создала средний танк Т-34, в котором впервые в мире удалось совместить оптимально высокие показатели огневой мощи, противоснарядную защиту и подвижность при низкой себестоимости производства, надежности и простоте в эксплуатации.

Государственная награда СССР Постановлением Правительства СССР в 1942 году за разработку конструкции танка Т-34 была присуждена Александру Александровичу Морозову, Михаилу Ильичу Кошкину и Николаю Алексеевичу Кучеренко, которые были в этот период начальниками КБ серийного производства танка. завод.

Работа на харьковском заводе Коминтерна в предвоенные годы не ограничивалась постановкой производства Т-34. Группа конструкторов, которую возглавлял А. А. Морозов, продолжала поиск путей дальнейшего совершенствования средних танков . В результате продолжения этих работ в 1942–1944 годах на Уральском танковом заводе были разработаны еще более мощные средние танки Т-43 и Т-44 .

В первые дни Великой Отечественной войны советское правительство поставило перед конструкторами-танкостроителями задачу обеспечить значительное расширение производства танков Т-34 , их производство было перенесено на ряд заводов Поволжья , Урала , в Сибирь . Освоение производства танков Т-34 заводами с различным составом оборудования, с низкой квалификацией большинства рабочих, многие из которых были подростками и женщинами, стало возможным благодаря хорошей конструкции технологических дымоходов, что во многом, помимо работа инженеров, определенная в повседневной кропотливой работе конструкторов по упрощению танка, поиску заменителей дефицитных материалов, адаптации его конструкции к серийному производству. Однако боевые характеристики танка Т-34 постоянно улучшались и во второй половине 1943 года танк был радикально модернизирован, получив новую башню и мощную 85-мм пушку. Это был ответ на новые немецкие танки «Пантера» и «Тигр», а также истребители танков «Элефант Фердинанд». Работами по совершенствованию конструкции Т-34 и увеличению его вооружения руководили Морозов и его заместитель Н. А. Кучеренко, конструкторы Ю. И. Баран, А. А. Молоштанов, М. И. Таршинов, Б. А. Черняк, А. И. Шпайхлер и другие. Все они за коренное усовершенствование конструкции существующего среднего танка и разработку нового среднего танка были удостоены Государственной премии СССР.

В годы Великой Отечественной войны был освобожден и передан в состав Красной Армии 52-й полк. танков Т-34, лучшего советского танка Второй мировой войны. В этом огромная заслуга заводских коллективов, руководителями которых были У. Е. Максарев, Е. Е. Рубинчик, Б. Г. Мызруков, К. А. Задорожный и другие, много сил и внимания уделяли производству танка Т-34 нарком В. А. Малышев, его заместитель А. А. Горегляд, И. М. Зальцман, И.М. Попов. А.А. Хабахпашев и другие. После войны несколько сотен танков Т-34 были установлены на постаментах и ​​стали памятниками, символизирующими героизм советских воинов-танкистов, проявленных в боях за свободу и независимость нашей страны, и героический труд советских танкостроителей. .

В трудные годы войны Морозов, всецело отдавшийся работе, добился выдающихся успехов в укреплении боевой мощи бронетанковых войск Красной Армии, за что в январе 1943 года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. [ 2 ] Позднее был награжден высшими полководческими орденами: Кутузова I степени и Суворова II степени. Ему было присвоено звание генерал-майора инженерной и танковой службы. ОКБ, которым руководил Морозов, было награждено орденом Ленина.

После Второй мировой войны

[ редактировать ]

Послевоенный период Морозова связан с продолжением линии развития массовых средних танков, частично воплотившейся на завершающем этапе войны в Т-44 . Весь богатый опыт производства и применения танка Т-34 был использован на Т-54 и Т-55 . В их конструкциях нашли отражение многие достижения науки и техники послевоенного периода, в результате чего были созданы и запущены в серийное производство, в частности, стабилизаторы вооружения, электронные очки ночного видения, аппаратура подводного вождения системы защиты. против оружия массового поражения и другие. Средние танки первого послевоенного поколения, созданные под руководством и идеями Морозова, обладали высокими боевыми характеристиками, просты по конструкции и надежны в эксплуатации. В их разработке принимали участие многие конструкторы КБ, в том числе П. П. Васильев, В. Г. Матюхин, В. К. Байдаков, А. В. Колесников. За разработку Т-54 А.А. Морозов в третий раз был удостоен Государственной премии СССР.

Во второй половине 50-х годов творческая жизнь Морозова была связана с закладкой основ конструкции танков второго поколения послевоенного периода. Он сторонник революционного развития бронетанковой техники, смело пошел на резкое выделение перспективных новых образцов конструктивных решений, апробированных в то время в нашей стране и за рубежом. Союзники привлекались к научно-исследовательской организации промышленности и Министерства обороны . Особое внимание было уделено минимизации объемных и весовых характеристик узлов, агрегатов и машин в целом. Будучи прекрасным конструктором, А. А. Морозов много времени проводил непосредственно за кульманом, рассматривая и анализируя сотни схем и рисунков. Весьма ответственные разработки выполнялись близкими сотрудниками Морозова – Ю.И. Барановым, Е.В. Морозовым, М.А. Набутовским, Б.Н. Поляковым, Г.А. Омельяновичем, М.Г. Степановым и другими в ОКБ нового проектирования, а затем в ходе освоения серийного производства танка Т-64. . На этом танке был уменьшен экипаж за счет использования мощного автомата заряжания. гладкоствольная пушка . Длина моторного отсека существенно уменьшена за счет соосного расположения поперечного двухтактного дизеля и двух симметрично расположенных планетарных передач, одновременно выполняющих роль вращающейся машины. На новой основе были спроектированы системы управления огнем, смены, комбинированной бронезащиты, дымовой маскировки и так далее. В танке использовалась эжекционная система охлаждения, высокопроизводительные воздухоочистители, максимально легкое шасси с мощными амортизаторами и гусеницей, оснащенной резинометаллическими навесками и т. д. Для этой работы А.А. Морозов совместно с Ю.А. Бараном, Л.Л. Голинцем, В.И. Креопалов, В.С. Старавойтов и другие были удостоены в 1967 г. Ленинской премии.

Трудовой путь Александра Александровича Морозова был достойно отмечен высшими наградами. В 1974 году во второй раз ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Награжден многими медалями и десятью медалями СССР. Член Коммунистической партии , в 1943 году был избран депутатом Верховного Совета СССР . Ему присвоено ученое звание доктора технических наук , заслуженного инженера машиностроения СССР.

«Танки и люди» – вторая часть дневника Морозова вышла в свет 9 мая 2007 года. В этом уникальном материале описаны драматические события, произошедшие в начале-середине 70-х годов в отечественном танкостроении: окончательное проектирование Т-64 и разработка перспективный « Т-74 ».

  1. ^ "Морозов Александр Александрович" . warheroes.ru .
  2. ^ Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Социалистического Труда товарищам Кочеткову Д. Е., Максареву Ю. Е., Морозову А. А. и Музрукову Б. Г.» от 20 января 1943 года // Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик : газета. — 1943. — 28 января (№ 4 (264)). — С. 1.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1f7b23f739fc4cfb48fce048de48a39a__1721963940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/9a/1f7b23f739fc4cfb48fce048de48a39a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aleksandr Morozov (engineer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)