Aleksandr Morozov (engineer)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |
Aleksander Aleksandrovich Morozov ( Russian : Александр Александрович Морозов ; Ukrainian : Олександр Олександрович Морозов , romanized : Oleksándr Oleksándrovych Morózov ; born 29 October 1904, Bezhitsa, nowadays within Bryansk – 14 June 1979) [ 1 ] советский Герой конструктор танков, генерал, инженер-майор (1945), доктор технических наук (1972), дважды Социалистического Труда (1942, 1974).
Морозов принимал участие в разработке первого отечественного танка Т-24 (1930 г.), а также колесно-гусеничных БТ-2 (1931 г.), БТ-5 (1932 г.), БТ-7 (1935 г.) и БТ-7М. (1939 г.) Легкие танки. В качестве технического руководителя проекта совместно с М. И. Кошкиным возглавил разработку среднего танка Т-34. и Н. А. Кучеренко в 1940 году В годы Великой Отечественной войны он был главным конструктором модернизации танка Т-34, получившего признание как один из лучших советских танков Второй мировой войны. После войны под руководством Морозова был создан ряд новых типов танков. Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва вручил Государственные награды СССР (1942, 1946, 1948) и Ленинскую премию Морозову (1967). Награжден тремя орденами Ленина , орденом Октябрьской Революции , орденами Кутузова 1-й степени, орденом Суворова 2-й степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и другими медалями.
Карьера
[ редактировать ]Четырнадцатилетний подросток А. А. Морозов, получив шестилетнее образование в Московском механическом институте , приехал в марте 1919 года на моторостроительный завод в Харькове, Украина. Трудовую деятельность начал в технической конторе завода в должности делопроизводителя. Дальнейшая работа переписчиком, чертежником и конструктором познакомила его с созданием на заводе первого цепно-гусеничного трактора «Коммунар». В 1928 году А.А. Морозов вернулся на завод после службы в Красной Армии (в качестве авиатехника авиабригады). Морозов в составе конструкторской группы обеспечил изготовление опытного образца маневренного танка Т-1-12, а затем участвовал в проектировании и выпуск последующей модификации танка, получившей марку Т-24 . Этот танк был одним из первых танков отечественной разработки, в нем были установлены мощный двигатель и ряд оригинальных узлов трансмиссии.
Период 1929–1931 гг. связан для А. А. Морозова с учебой на заочном отделении Московского автомобильного института имени М. В. Ломоносова , а затем – на вечернем отделении Харьковского машиностроительного техникума. По окончании техникума Морозов принимал непосредственное участие в проектировании и освоении серийного производства колесно-гусеничного танка БТ. Им были спроектированы многие узлы и детали трансмиссии и ходовой части танка, который в течение ряда лет выпускался в виде постепенно усовершенствованных модификаций (от БТ-2 до БТ-7М). На этом этапе конструкторской деятельности А. А. Морозов в короткий срок приобрел значительный опыт, дослужился до уровня главного конструктора, стал руководить конструкторской группой и с июля 1936 г. возглавил сектор КБ по новому проектированию.
Во второй половине 30-х годов перед конструкторами завода была поставлена задача по существенному повышению прочности корпуса бронекорпусов танков и повышению их живучести на поле боя. Одной из важных разработок того периода было проектирование колесно-гусеничного танка А-20 с увеличенным, по сравнению с танком БТ, количеством ведущих катков и с корпусом и башней оригинальной формы. В ходе выполнения этой работы с целью проверки возможности упрощения конструкции танка было решено дополнительно спроектировать танк, близкий по параметрам, но без независимого хода колес. Новый танк А-32 во многих деталях был таким же, как А-20: аналогичная конфигурация и форма корпуса, тот же дизельный двигатель В-2. Отдельные конструктивные решения, такие как некоторые узлы трансмиссии и ходовая часть без принципиальных изменений, использовались в танках БТ, А-20 и А-32.
Вторая мировая война
[ редактировать ]В конце 1938 года оба проекта (А-20 и А-32) были представлены на рассмотрение Главного военного совета Красной Армии, где М.И. Кошкин является главным конструктором завода имени Коминтерна, а А.А. Морозов – его заместителем. сделали отчеты о своей работе. В результате после обсуждения внесенных проектов было получено разрешение на производство обоих танков, после их испытаний был сделан окончательный выбор одного из них для принятия на вооружение. В июне–августе 1939 г. были проведены сравнительные испытания. Никаких существенных преимуществ колесно-гусеничного танка по сравнению с гусеничным выявлено не было, а в заключениях комиссии было записано: « Танк А-32 , как имеющий запас по увеличению массы, целесообразно защищать более мощной броней». , соответственно увеличив прочность отдельных деталей…» Поэтому вскоре танк А-32 догрузят до 24 тонн и выставят на дополнительные испытания. Испытания подтвердили возможность увеличения массы танка примерно на 5 тонн, что позволило увеличить толщину брони корпуса с 20 до 45 мм и усилить ряд узлов и агрегатов. Комитет Обороны постановлением СНК СССР от 19 декабря 1939 года принял новый средний танк к производству на заводе. Харьковский завод имени Коминтерна, присвоив ему марку Т-34 .
Так, благодаря смелому новаторскому подходу к решению сложной задачи создания среднего танка нового поколения, конструкторы под руководством вначале М.И. Кошкина, а после его смерти А.А. Морозова, незадолго до начала Великой Отечественной войны , Война создала средний танк Т-34, в котором впервые в мире удалось совместить оптимально высокие показатели огневой мощи, противоснарядную защиту и подвижность при низкой себестоимости производства, надежности и простоте в эксплуатации.
Государственная награда СССР Постановлением Правительства СССР в 1942 году за разработку конструкции танка Т-34 была присуждена Александру Александровичу Морозову, Михаилу Ильичу Кошкину и Николаю Алексеевичу Кучеренко, которые были в этот период начальниками КБ серийного производства танка. завод.
Работа на харьковском заводе Коминтерна в предвоенные годы не ограничивалась постановкой производства Т-34. Группа конструкторов, которую возглавлял А. А. Морозов, продолжала поиск путей дальнейшего совершенствования средних танков . В результате продолжения этих работ в 1942–1944 годах на Уральском танковом заводе были разработаны еще более мощные средние танки Т-43 и Т-44 .
В первые дни Великой Отечественной войны советское правительство поставило перед конструкторами-танкостроителями задачу обеспечить значительное расширение производства танков Т-34 , их производство было перенесено на ряд заводов Поволжья , Урала , в Сибирь . Освоение производства танков Т-34 заводами с различным составом оборудования, с низкой квалификацией большинства рабочих, многие из которых были подростками и женщинами, стало возможным благодаря хорошей конструкции технологических дымоходов, что во многом, помимо работа инженеров, определенная в повседневной кропотливой работе конструкторов по упрощению танка, поиску заменителей дефицитных материалов, адаптации его конструкции к серийному производству. Однако боевые характеристики танка Т-34 постоянно улучшались и во второй половине 1943 года танк был радикально модернизирован, получив новую башню и мощную 85-мм пушку. Это был ответ на новые немецкие танки «Пантера» и «Тигр», а также истребители танков «Элефант Фердинанд». Работами по совершенствованию конструкции Т-34 и увеличению его вооружения руководили Морозов и его заместитель Н. А. Кучеренко, конструкторы Ю. И. Баран, А. А. Молоштанов, М. И. Таршинов, Б. А. Черняк, А. И. Шпайхлер и другие. Все они за коренное усовершенствование конструкции существующего среднего танка и разработку нового среднего танка были удостоены Государственной премии СССР.
В годы Великой Отечественной войны был освобожден и передан в состав Красной Армии 52-й полк. танков Т-34, лучшего советского танка Второй мировой войны. В этом огромная заслуга заводских коллективов, руководителями которых были У. Е. Максарев, Е. Е. Рубинчик, Б. Г. Мызруков, К. А. Задорожный и другие, много сил и внимания уделяли производству танка Т-34 нарком В. А. Малышев, его заместитель А. А. Горегляд, И. М. Зальцман, И.М. Попов. А.А. Хабахпашев и другие. После войны несколько сотен танков Т-34 были установлены на постаментах и стали памятниками, символизирующими героизм советских воинов-танкистов, проявленных в боях за свободу и независимость нашей страны, и героический труд советских танкостроителей. .
В трудные годы войны Морозов, всецело отдавшийся работе, добился выдающихся успехов в укреплении боевой мощи бронетанковых войск Красной Армии, за что в январе 1943 года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. [ 2 ] Позднее был награжден высшими полководческими орденами: Кутузова I степени и Суворова II степени. Ему было присвоено звание генерал-майора инженерной и танковой службы. ОКБ, которым руководил Морозов, было награждено орденом Ленина.
После Второй мировой войны
[ редактировать ]Послевоенный период Морозова связан с продолжением линии развития массовых средних танков, частично воплотившейся на завершающем этапе войны в Т-44 . Весь богатый опыт производства и применения танка Т-34 был использован на Т-54 и Т-55 . В их конструкциях нашли отражение многие достижения науки и техники послевоенного периода, в результате чего были созданы и запущены в серийное производство, в частности, стабилизаторы вооружения, электронные очки ночного видения, аппаратура подводного вождения системы защиты. против оружия массового поражения и другие. Средние танки первого послевоенного поколения, созданные под руководством и идеями Морозова, обладали высокими боевыми характеристиками, просты по конструкции и надежны в эксплуатации. В их разработке принимали участие многие конструкторы КБ, в том числе П. П. Васильев, В. Г. Матюхин, В. К. Байдаков, А. В. Колесников. За разработку Т-54 А.А. Морозов в третий раз был удостоен Государственной премии СССР.
Во второй половине 50-х годов творческая жизнь Морозова была связана с закладкой основ конструкции танков второго поколения послевоенного периода. Он сторонник революционного развития бронетанковой техники, смело пошел на резкое выделение перспективных новых образцов конструктивных решений, апробированных в то время в нашей стране и за рубежом. Союзники привлекались к научно-исследовательской организации промышленности и Министерства обороны . Особое внимание было уделено минимизации объемных и весовых характеристик узлов, агрегатов и машин в целом. Будучи прекрасным конструктором, А. А. Морозов много времени проводил непосредственно за кульманом, рассматривая и анализируя сотни схем и рисунков. Весьма ответственные разработки выполнялись близкими сотрудниками Морозова – Ю.И. Барановым, Е.В. Морозовым, М.А. Набутовским, Б.Н. Поляковым, Г.А. Омельяновичем, М.Г. Степановым и другими в ОКБ нового проектирования, а затем в ходе освоения серийного производства танка Т-64. . На этом танке был уменьшен экипаж за счет использования мощного автомата заряжания. гладкоствольная пушка . Длина моторного отсека существенно уменьшена за счет соосного расположения поперечного двухтактного дизеля и двух симметрично расположенных планетарных передач, одновременно выполняющих роль вращающейся машины. На новой основе были спроектированы системы управления огнем, смены, комбинированной бронезащиты, дымовой маскировки и так далее. В танке использовалась эжекционная система охлаждения, высокопроизводительные воздухоочистители, максимально легкое шасси с мощными амортизаторами и гусеницей, оснащенной резинометаллическими навесками и т. д. Для этой работы А.А. Морозов совместно с Ю.А. Бараном, Л.Л. Голинцем, В.И. Креопалов, В.С. Старавойтов и другие были удостоены в 1967 г. Ленинской премии.
Трудовой путь Александра Александровича Морозова был достойно отмечен высшими наградами. В 1974 году во второй раз ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Награжден многими медалями и десятью медалями СССР. Член Коммунистической партии , в 1943 году был избран депутатом Верховного Совета СССР . Ему присвоено ученое звание доктора технических наук , заслуженного инженера машиностроения СССР.
«Танки и люди» – вторая часть дневника Морозова вышла в свет 9 мая 2007 года. В этом уникальном материале описаны драматические события, произошедшие в начале-середине 70-х годов в отечественном танкостроении: окончательное проектирование Т-64 и разработка перспективный « Т-74 ».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Морозов Александр Александрович" . warheroes.ru .
- ^ Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Социалистического Труда товарищам Кочеткову Д. Е., Максареву Ю. Е., Морозову А. А. и Музрукову Б. Г.» от 20 января 1943 года // Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик : газета. — 1943. — 28 января (№ 4 (264)). — С. 1.
- 1904 рождения
- 1979 смертей
- Русские инженеры 20 века
- Люди из Брянска
- Жители Брянского уезда.
- Депутаты Верховного Совета Советского Союза пятого созыва.
- Члены ЦК XXV съезда Коммунистической партии Советского Союза.
- Герои Социалистического Труда
- Лауреаты Ленинской премии
- Кавалеры ордена Кутузова I степени.
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры Ордена Октябрьской Революции.
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Кавалеры ордена Красной Звезды.
- Кавалеры ордена Суворова 2 степени.
- Лауреаты Сталинской премии
- Конструкторы танков
- Конструкторы оружия из Советского Союза
- русские генерал-майоры
- Русские люди Второй мировой войны.
- Советские инженеры
- Советские изобретатели
- Советские генерал-майоры