Jump to content

Пол Фонтейн

Пол Фонтейн (1913–1996) — американский художник.

Художник-абстракционист Поль Эмиль Фонтейн родился в 1913 году в Вустере, штат Массачусетс, в семье Эльзира и Мэри Фонтейн, оба франко-канадского происхождения. У Фонтейна было два младших брата, Рассел и Лео Фонтейн. Полу Фонтену рано захотелось стать художником, и он решил пойти по этому художественному пути еще подростком. После окончания средней школы он поступил в Школу художественного музея Вустера и оставался там с 1932 по 1935 год. Фонтейн окончил школу в 1935 году и продолжил учебу шестимесячным сроком в Гражданском корпусе охраны природы . В 1936 году Фонтейн работал художником Управления прогресса работ (или отдела изящных искусств Казначейства США ) в Спрингфилде, штат Массачусетс , рисуя фрески в городском почтовом отделении под руководством Умберто Романо .

После работы художником WPA Фонтейн продолжил обучение в художественной школе Йельского университета. Фрэнсис Х. Тейлор , директор Художественного музея Вустера , обеспечил Фонтейну соответствующий грант для продолжения обучения в Йельском университете . Это был единственный раз, когда Школа Художественного музея Вустера пожертвовала значительные средства на карьеру студента. Фонтейн начал учиться в Йельском университете в 1938 году и окончил его среди лучших в своем классе в 1940 году. В том же году Фонтейн был награжден стипендией Винчестера Вирта, но из-за необходимости военного времени. [ нужна ссылка ] вместо этого решил учиться и рисовать на Карибах .

Пол Фонтейн женился на своей сокурснице-художнице из Йельского университета Вирджинии Хаммерсмит в 1940 году. Вирджиния Фонтейн получила образование художника в Йельском университете, но не окончила его, и она стала важной силой в последующей творческой деятельности Пола. Вирджиния родилась в 1915 году в семье Пола и Миртл Хаммерсмит из Милуоки , штат Висконсин (основателей печатной компании Hammersmith). После свадьбы Фонтейны отправились на Британские Виргинские острова , в первую очередь на Тортолу , по стипендии Пола.

В 1941 году Поль Фонтейн вернулся в Вустер, где работал на фабрике и регулярно рисовал. Он представил несколько акварелей для правительственных туров и вместе с Гербертом Барнеттом основал Группу художников Вустера. Он также выставлял свои работы в галереях Грейс Хорн в Бостоне и построил студию за домом своей матери, известную как «Рокки Тор». В 1943 году Фонтена призвали в армию и отправили в Италию, где он работал иллюстратором и рисовал по заказам армии США и Красного Креста . Его первая дочь Кэрол родилась в том же году в Вустере. В 1945 году Фонтейн начал работать армейским картографом в Париже, а затем поселился во Франкфурте в качестве графического директора регионального штаба армии. Он оставался на этой должности до 1953 года и стал свидетелем восстановления художественного сообщества города. В конце 1940-х годов итальянские акварели Фонтена совершили поездку по Соединенным Штатам, чтобы получить признание на выставке, организованной Вирджинией Фонтейн. Его вторая дочь Евгения (Паула) родилась во Франкфурте в 1948 году.

В 1953 году Фонтены переехали в Дармштадт , где Поль стал арт-директором Звезды и полосы европейского армейского циркуляра « ». Это был его основной источник дохода до его выхода на пенсию в 1969 году в возрасте 55 лет. Третья дочь Фонтенов Клаудия родилась в Дармштадте в 1956 году. В этот период Вирджиния начала больше сосредотачиваться на своей собственной работе, которая включала кураторство и фотографию. По просьбе Гордона Гилки , куратора гравюр Университета штата Орегон в Корваллисе и бывшего генерал-адъютанта, отвечавшего за спасение награбленного европейского искусства, она курировала и закупила гравюры для выставки современных немецких гравюр в 1963 году. Она также была переводчиком для первая исчерпывающая работа о Гансе Хартунге, опубликованная Оттомаром Домником , который был крупным коллекционером современных произведений того периода.

В 1969 году Фонтены переехали в Гвадалахару, Мексика , после выхода на пенсию Пола Фонтейна. В 1992 году в возрасте 75 лет Пол переехал в Остин, штат Техас , чтобы быть ближе к своим дочерям. Он умер в 1996 году в возрасте 82 лет.

Военные акварели

[ редактировать ]

Поль Фонтейн стремился к пребыванию в Европе как к способу применить на практике то, что он почерпнул во время учебы в Йельской художественной школе, путешествующей стипендии (стипендия Винчестера Вирта), которая привела бы его в Париж и в Италию. Однако, когда в 1930-х годах разразилась война, Фонтейн использовал свое товарищество, чтобы перевезти себя и Вирджинию на Виргинские острова. Они жили в основном на Тортоле, но также проводили время в Пуэрто-Рико , на острове Гуана и в Верджин-Горде в 1940 и 1941 годах. В поставленных условиях это стало источником вдохновения для более поздних абстрактных работ Фонтена.

После этого года за границей Фонтейны вернулись в Штаты, где построили в Вустере студию под названием Rocky Tor. В 1943 году Павла призвали в армию и отправили в Италию пехотинцем. [ нужна ссылка ]

После групповой выставки в Художественном музее Вустера в мае 1943 года его следующая выставка и вторая официальная персональная выставка были передвижными, впервые состоявшимися в галерее Маргарет Браун в Бостоне в марте 1945 года после его службы, которая была полностью посвящена военные акварели. Выставка также была показана в колледже Рипон, Центре искусств Фитчбурга, Художественном музее Милуоки и Художественном музее Каламазу. В октябре 1945 года газета Milwaukee Sentinel опубликовала длинную статью об акварелях Фонтейна, сопровождавшую выставку под названием « Впечатления от вустерского боевого художника» , в которой подробно описывалась жизнь и творчество Фонтейна до этого момента, а также были включены изображения важных военных акварелей. Писатель Роберт Крейтон утверждает, что «в лице сержанта Фонтена мы имеем боевого художника с совершенно другим взглядом. Этот молодой человек, выдающийся продукт школы Вустерского художественного музея, а также Йельского университета, прямо заявил... намерение воспроизвести фотографически историю своего продвижения по итальянскому полуострову. Вместо этого он в своей уникальной – и иногда весьма абстрактной – манере изложил ситуации, в которых он оказался». [ нужна ссылка ] Выставка состояла из двадцати акварелей, которые представляют собой единственную визуальную документацию этого периода (на Тортоле он выполнил не менее ста работ).

После окончания войны Фонтейн начал работать в Историческом отделе картографом в Париже, но смена должности на директора по графике привела к тому, что он переехал во Франкфурт, где зимой 1946 года к нему присоединились Вирджиния и их маленькая дочь Кэрол.

Абстракция

[ редактировать ]

Работы Фонтена 1950-х и 1960-х годов, большая часть работ, выполненных в основном маслом и акрилом, были прорывом по масштабу по сравнению с военными акварелями и работами 1940-х годов. Поворотным моментом стала его встреча с галеристкой Люсией Штерн в Бостоне, как и выставка в Висбадене картин немецких абстракционистов, таких как Вилли Баумайстер , Отто Ритчль , Эрих Хекель , Карлхайнц Шмидт-Ротлуф и Эмиль Нольде в 1949 году. В 1978 году художник объяснил, что «в 1946 году я обнаружил, что картина может быть сделана без литературного содержания. Это наполнило меня таким волнением, что до сих пор это единственная форма живописи, которая все еще пленяет меня. Чистота ее. Форма, цвет, линия, ритм, бескомпромиссно создающий картину. Не нужно воспроизводить сцену или рассказывать сказку. Какое освобождение».

К середине 1950-х годов Фонтейн жил в Дармштадте , где он также имел контакты с композиторами новой музыки ( Карлхайнц Штокхаузен и Маурисио Кагель среди них были ), а также с исполнителями современного танца и других искусств. Решающую роль в этом сыграла его жена Вирджиния Фонтейн, которая имела хорошие связи в культурных и художественных кругах региона. Она также сыграла важную роль (как и Баумейстер) в привлечении Поля Фонтена к выставкам в галереях и установлению связей с Дармштедтерским сецессионом (где он был единственным американским участником).

После ухода из Stars and Stripes в 1969 году Фонтейны переехали в Гвадалахару, Мексика. Покидая Дармштадт и Европу, писатель Робер д'Хуге отметил в «Шлосскеллере» следующее : «Поскольку он обнаружил свои проблемы и свой способ их перевода и выражения в своих картинах, Фонтен пошел без колебаний своим собственным путем. значение цвета, улучшение их сравнения и контраста, перешедшее к Фонтену видение света и тьмы. Теперь эволюция дошла до Стадиона Мудрости, где звонкое двойное звучание двух цветов создает полную гармонию в малейшем. Мы не знаем, как яркий свет Мексики повлияет на развитие живописи Фонтена. То, что для нас является потерей, для него может быть приобретением. Мы желаем этого от всего сердца». [ нужна ссылка ]

За это время изменился и подход Фонтейна к космосу; большие участки белой земли, вытесненные яркими цветочными взрывами (называемыми «болванами»), Морриса Луиса по своему цвету и воздействию напоминают некоторые из окрашенных «цветков» . Такие мотивы, как дверные проемы и парусники, художник отмечает как случайные абстрактные явления из пустого разума. Как заявил художник в 1978 году, «откуда берутся идеи, неизвестно и сбивает с толку, а также невозможно выразить словами… сила воздействия должна стать легко коммуникативной не только для меня, но, надеюсь, для всех».

После смерти жены Вирджинии Пол Фонтейн переехал в Остин, штат Техас, в 1992 году, чтобы быть ближе к своим дочерям. Хотя его здоровье ухудшалось, он продолжал рисовать, используя в качестве материала краски для дома.

Критический прием

[ редактировать ]

Хотя имена большинства художников-абстракционистов далеко не нарицательны, Фонтейн был неизвестен, особенно в стране, где он родился. Экспатриация в Европу могла бы улучшить его шансы на выставку, и это в некоторой степени так и произошло – выставки в амстердамском Stedelijk и Neue Sezession в Дармштадте, безусловно, способствуют его присутствию на континентальной арт-сцене. Но даже несмотря на то, что он подружился и/или показывался с такими художниками, как Баумайстер, Эрнст Вильгельм Най , Ганс Хартунг , а также Баухауза ткачиха и художница Ида Керковиус , Фонтейн не приобрел известности в Европе.

Его персональная выставка военных акварелей, организованная при содействии Галереи Маргарет Браун в Бостоне, посетила музеи США, посетила Институт искусств Милуоки, Университет Индианы, Колледж Рипон, Институт искусств Каламазу, Центр искусств Фитчбурга и закрытие в галерее Браун. Живя в Париже после войны, он выставлялся в Салоне des Réalités Nouvelles парижского Музея современного искусства (1950/51). [ нужна ссылка ] . Находясь в Германии, он часто выступал во Frankfurter Kunstkabinett (включая выставку двух человек с Александром Колдером), а также в других местах, проводя в среднем около двух выставок в год. В Мексике он выставлялся в Galeria Moderna и Centro de Arte Moderno в Гвадалахаре, а также проводил персональные выставки в Художественном музее Эри (Эри, Пенсильвания) и в чикагской галерее Уортингтон.

Дружба Вирджинии Фонтейн с галеристкой Ханной Беккер фон Рат и куратором Университета штата Орегон Гордоном Гилки не привела к широкой известности Фонтейна. В обзоре картин Гейдельберга «Немецкая и американская живопись» 1963 года не были отражены в значительной степени тональные и пространственные соображения, которых добивался Фонтейн: «Пол Фонтейн, с другой стороны, показывает себя как художник, который любит нежное и приятное, без сознательного внимание, если в своей живописи он занимает художественные позиции, преобладает прекрасное, а контуры плавно распадаются». Критик Эгон Виетта должен был написать монографию о творчестве Фонтейна, но этот план был прерван его безвременной кончиной. В искусстве Фонтена есть список его выставок. Однако глубина его подхода не получила того внимания, которое могла бы быть оказана ни в его родной стране, ни в его приемных семьях в Германии и Мексике.

Выставки

[ редактировать ]

1936 Галерея Коркоран, Вашингтон, округ Колумбия, США.

1940 Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

1941, октябрь, Сент-Джон, Пуэрто-Рико.

1941, ноябрь, 39-я ежегодная выставка Пенсильванской академии изящных искусств. Выставка акварелей и гравюр в Филадельфии

1941 Декабрь Галерея Джордана Марша, Вустер, Массачусетс. США

1942, апрель, Художественный музей Вустера, Вустер, Массачусетс, США.

1942 г., май. Музей школы дизайна Род-Айленда. Провиденс, Род-Айленд. США

1942, ноябрь Галерея Грейс Хорн, Бостон, Массачусетс. США

1942, май Вустерский художественный музей, Вустер, Массачусетс. США

1945, март, Галерея Маргарет Браун, Бостон, Массачусетс. США

1945 г., апрель. Музей Фитчберга, Фитчберг, Массачусетс. США

1945, июнь, Музей Университета штата Индиана, США.

1945 Октябрь Институт искусств Милуоки, Висконсин, США.

1948 Май Frankfurter Kunstkabinett, Франкфурт, Западная Германия.

1948, июнь, Вуппертальский музей Бармена, Вестфалия, Германия.

1949 Февраль Франкфуртер Кунсткабинетт, Германия.

1949 Июль Salon des Realites Nouvelles, Музей современного искусства, Париж, Франция.

1950, январь, Галерея Маргарет Браун, Бостон, Массачусетс. США

1950, март, Studio Fur Neue Kunst Doppersberg, Вупперталь, Германия.

1950, июнь, Франкфуртер Кунсткабинетт, Германия.

1950, ноябрь, Гамбургер, Музей Фолькеркунде, Германия.

С 1950 по сентябрь 1951 года передвижная выставка One Man в немецких музеях и культурных центрах США.

1950 г., июль Государственный музей, Висбаден.

1950 Август, Марбургский музей.

Сентябрь 1950 г., музей Фульды.

1950 Октябрь, Музей Гизена.

1950, ноябрь, Государственный музей Касселя.

1951 г., январь, Франкфуртский музей.

1951, март, Дармштадтский музей.

1951, апрель, Галерея Брюке, Эльберфельд, Вупберталь.

1951, июнь, Гамбургский музей.

1951 г., август, Берлинский музей.

1951, июнь, Salon des Realites NouveIles, Музей современного искусства, Париж, Франция.

1951 Июль Бруклинский музей, Нью-Йорк, США.

1951 г., июль Palace Hotel, Санкт-Мориц, Швейцария.

1951, сентябрь, Галерея Чичио Халлер, Цюрих, Швейцария.

1952, март Zimmer Galerie Franck, Франкфурт/М, Германия.

1952, октябрь, Питтсбург, Международный Карнеги, США.

1953, февраль Frankfurter Kunstkabinett (Поль Фонтейн и Александр Колдер)

1953 Музей Стеделик, Амстердам, Нидерланды. (работы в коллекции доктора Отто. Домника)

1954 г., март, Дортмундский музей в Оствальде, Вестфалия, Германия.

1954 Июнь Маркишенский музей, Виттен, Вестфалия, Германия.

1954 г., июль Amerika HAUS, Ганновер, Германия.

1954 Сентябрь Городская книжная выставка в Дармштадте, Германия.

1954, октябрь, книжный магазин Wertmuller Galeria, Базель, Швейцария.

1955, январь, Музей Стеделик, Амстердам, Нидерланды.

1955, с августа по май 1956. Мировое турне Frankfurter Kunstkabinett, Гавана, Куба, Дворец изящных искусств Сан-Паулу, Бразилия, Музей искусств Сантьяго, Чили, Немецко-чилийский институт культуры, Кейптаун, Южная Африка, Галерея Крейтнер, Бомбей, Индия, Школа искусств JJ, Бангалор, Индия. Индийский институт культуры Нью-Дели, Индия, Джайпурский дом Рио-де-Жанейро, Бразилия, Музей современного искусства Белу-Оризонти, Бразилия, Здание Данте

1956 Февраль Галерея East & West, Сан-Франциско, Калифорния. США

1956 г., апрель Patio Galerie, Заксанхаузен/Франкфурт, Германия.

1958, сентябрь, Городской музей Шлосс Морсбройх, Леверкузен, Германия.

1958 декабрь Франкфуртер Кунсткабинетт, Германия.

1959 г., сентябрь Новый Дармштадтский сецессион, Германия.

1960 Февраль Франкфуртер Кунсткабинетт, Германия.

1960, апрель Франкфуртер Кунсткабинетт, Германия.

1960, апрель, Гамбург, Германия.

1961 г., сентябрь Новый Дармштадтский сецессион, Германия.

1961, ноябрь ORGANON 61, музей Эрбана Байера, Леверкузен, Германия.

1963, ноябрь, Гейдельбергский американский дом, Германия.

1964 г., апрель Хёхст, Франкфурт, Германия.

1964 Октябрь Новый Дармштадтский сецессион, Германия.

1964 Декабрь Галерея Келлер в замке Дармштадт, Германия.

1965, июль. Выставка Некермана, Франкфурт, Германия.

1965 г., сентябрь Новый Дармштадтский сецессион, Германия.

1966, апрель, галерея Tower на Рейне, Германия.

1966, июнь, галерея Patio, Заксенхаузен/Франкфурт, Германия.

1966 Август, Музей Ашаффенбурга, Германия.

1967 г., апрель Новый Дармштадтский сецессион, Германия. 1968 декабрь Keller Galerie Im Schloss Дармштадт, Германия.

1969 г., сентябрь Новый Дармштадтский сецессион, Германия.

1970 Февраль Keller Galerie в замке Дармштадт, Германия.

Ноябрь 1971 г., Североамериканский мексиканский институт культуры, Халиско, Мексика.

1972 г., январь Университет Колимы, Халиско, Мексика.

1972, ноябрь, Североамериканский мексиканский институт культуры, Халиско, Мексика.

1973, июль Художественный музей Эри, Эри, Пенсильвания. США

1974 г., июнь Ахихик, Халиско, Мексика.

1974 Июль Галерея Фромана, Саффолк, Вирджиния. США

1975, июнь, Галерея Джин Адам, Менло-Парк, Калифорния. США

1978 Февраль Муниципальная галерея, Гвадалахара, Халиско, Мексика.

1978 г., апрель Galeria del Lago, Ахихик, Халиско, Мексика.

1978 Июль Галерея Фромана, Саффолк, Вирджиния. США

1979 Февраль Ex Convento del Carmen, Гвадалахара, Халиско, Мексика.

1979 Муниципальная галерея постоянной коллекции, Гвадалахара, Халиско, Мексика.

1979, апрель Художественная галерея Рихтера, Дэнбери, Коннектикут. США

1979 Май Художественная галерея Adobe, Пуэрто-Вальярта, Халиско, Мексика.

1980 Март, Центр современного искусства, Гвадалахара. Халиско, Мексика

1980 Май, Центр современного искусства, Гвадалахара, Халиско, Мексика.

1980 Июнь Galeria de Arte Contemporaneo, Масатлан, Синалоа, Мексика.

1980 сентябрь Мексиканский Североамериканский институт культуры, Мексика, Германия.

1980 Октябрь Центр современного искусства, Гвадалахара, Халиско, Мексика.

1980, ноябрь, Центр современного искусства, Гвадалахара, Халиско, Мексика.

1980 Декабрь Центр современного искусства, Гвадалахара, Халиско, Мексика.

1981 сентябрь Галерия Маршан, Гвадалахара, Халиско, Мексика.

1984 Муниципальная галерея ТорресБоде, Гвадалахара, Халиско, Мексика.

1985 Октябрь Мексиканский Североамериканский культурный институт, Мексика, Германия.

1985 Октябрь Галерея Муниципальная Гвадалахара, Халиско, Мексика.

1985 Октябрь Центр современного искусства, Гаадалахара, Халиско, Мексика.

1986 Июнь Галерея Алехандро Галло, Гвадалахара, Халиско, Мексика.

1986, декабрь, Галерея Worthington, Чикаго, Иллинойс, США.

1987 Декабрь Галерея Worthington, Чикаго, Иллинойс, США.

1989 Январь Галерея Worthington, Чикаго III, США.

1990 Февраль Центр современного искусства Гвадалахара, Халиско, Мексика.

1991, июнь, Галерея Уортингтон, Чикаго, Иллинойс, США.

1992 Август, Галерея Алехандро Галло, Гвадалахара, Халиско, Мексика.

1995 Галерея Соль де Рио, Сан-Антонио, Техас, США.

Архив Фонтейн

В хронологическом порядке: Тукер, Хелен В. «Фонтейнс выигрывает конкурс красоты», «Раскрась Тортолу» - Пол и Вирджиния Фонтейн, «Рисование», четверг, 9 октября 1941 г., стр.2

Сиссон, Фредерик Р. «Критик из Провиденса смотрит на городскую выставку», Worcester Daily Telegram, четверг, 7 мая 1942 г., стр. 8

Крейтон, Роберт, «Впечатления от бойца из Вустера», Milwaukee Sentinel, октябрь 1945 г.

«Будут выставлены картины художника-боевого художника, команды мужчины и жены» The Kalamazoo Gazette, 3 февраля 1946 г., стр. 13

«Солдатская кисть имеет настоящий дух» Worcester Evening Gazette, понедельник, 11 марта 1946 г.

Меркель, Уолтер «Новое искусство Фонтейна выставлено в Фитчбурге», Вустерская телеграмма, 13 марта 1946 г.

«Выставка двух мужчин в Арт-центре имеет совершенно разный стиль», The Fitchburg Sentinel, март 1946 г.

DA «Акварели солдата», Christian Science Monitor, 19 марта 1946 г.

«____» Франкфуртер Рундшау, 1949, с. 5 – (обзор выставки, возможно, Amerika Haus, январь 1949 г., или Kunstkabinett, февраль 1949 г.).

Лютцайер, Пол «Современное немецкое искусство - Берлин лидирует», Информационный бюллетень: Ежемесячный журнал HICOG США, август 1949 г., вып. 167

«Веселое отношение к жизни. Выставка и лекция в Кунсткабинетте», Frankfurter Neue Presse, 25 февраля 1953 г. (рецензия на выставку Поля Фонтена и Александра Колдера в Кунсткабинетте)

PRD «Интерьерная картина - о выставке Поля Э. Фонтена в городской библиотеке» Дармштедтерское эхо, пятница, 10 сентября 1954 г.

Вентинк, CH. «Пять художников-абстракционистов, американцев в Стеделикском музее», Elseviers Weekblad, суббота, 29 января 1955 г., стр. 21

Франкенштейн, Альфред, «Некоторые абстрактные виды ночной сцены», San Francisco Chronicle, 4 марта 1956 г., стр. 25

МФ "Космополитическое прикосновение на немецкой выставке" Милуоки Сентинел, 20 марта 1960 г.

«Разнообразие впечатлений на художественных выставках в Гамбурге, искусство пером, Баргер, испанские художники, Фонтейн, Кремер» Hamburger Abendblatt, среда, 4 мая 1960 г., № 104.

Рихтер, Хорст «Философская выставка пяти художников в Леверкузене» Kölner Stadt Anzeiger No.286 v.9, 10 декабря 1961 г.

Гусман, Георг «Шифры, химеры и схемы — выставка Farbenfabriken Bayer в Леверкузене», Handelsblatt Düsseldorf, вып. 236, 8 декабря 1961 г.

«Дом отдыха» Neue Rhein Zeitung, №274 т.24, 24 ноября 1961 г.

«Сохранение культуры идет своим путем: отдел культуры Байера открывает выставку «Органон 61» в доме отдыха» Neue Rhein Zeitung, № 274, 24 ноября 1961 г.

Беккер, доктор. Вальтер «Пять художников в доме отдыха — до 17 декабря: художник и скульптор под названием «Органон 61» Kölnische Rundschau № 273 т. 24, ноябрь 1961 г.

Глаттен, Вильфрид, "Художники ищут работу - выставка "Органон 61", открытая в доме отдыха "№ 273, 24 ноября 1961 года"

«Немецкая и американская живопись», Мангеймер Морген, 12 ноября 1963 года.

«Новые члены отделения», Darmstädter Echo, 28 апреля 1964 г., стр. 4

Маасс, Макс Питер, «Пол Э. Фонтейн покидает Дармштадт - прощальная выставка в галерее Шлосскеллер» Дармштедтер Тагблад, четверг, 19 февраля 1970 г.

Д'Хог, Роберт «Поль Фонтен в подвале замка», Дармштедтерское эхо, 19 февраля 1970 г.

Сабаис Х.В., мировой судья города Дармштадта, «Прощальное письмо» от 27 мая 1970 г.

Ридж, Джордж «Художник из Гвадалахары рассказывает, какой конец» Tucson Daily Citizen, суббота, 2 сентября 1972 г. . Меса-Инда, Хосе Луис, «Blais y Fontaine, Dos simpaticos Abstraccionistas» El Informador, 3 декабря 1972 г., стр. 7D

Меса-Инда, Хосе Луис, «Выставки: Поль Фонтейн» El Informador, воскресенье, 12 февраля 1978 г., с. 8

Фонтейн, Пол. «Неопубликованное заявление». 1978.

Сапоне, Мэри Лу. «Пол Фонтейн». Неопубликованная рукопись, 1980 г.

Книги: «Поль Э. Фонтейн» в книге Фоллмера, Ганса «Художный лексикон XX века», () 1955, стр. 129.

«Пол Э. Фонтейн» в книге «Дармштадтский сецессион 1919–1997». Искусство 20-го века, отраженное в ассоциации художников (Институт Матильденхёэ: Дармштадт, Германия) 1997, с. 540

«Поль Э. Фонтен» в Международном справочнике искусств» 1967 (Берлин, Германия), стр. 658.

Фелпс, Джон Э. «Спрингфилдские фрески Умберто Романо» Забытые художники-муралы Спрингфилда 1933–1938, с. 41 (Холиок, Массачусетс: Mansir/Holden Printing Co)

Фонтейн, Пол. "Заявление." 1978.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1fe21d604eca7a168efde17780e259f4__1685478540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/f4/1fe21d604eca7a168efde17780e259f4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paul Fontaine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)