Пуэбло клоун
Клоуны -пуэбло (иногда называемые священными клоунами ) — шуты или обманщики в религии качина (практикуемой уроженцами пуэбло на юго-западе Соединенных Штатов). Это общий термин, поскольку в ритуальной практике народа Пуэбло присутствует несколько таких фигур. У каждого своя уникальная роль; принадлежат к отдельным кивасам (тайным обществам или братствам) и каждое имеет имя, которое отличается от одного меса или пуэбло к другому.
Роли
[ редактировать ]Клоуны проводят ежемесячные ритуалы, летние (на дождь), ноябрьские – на богов, на исцеление общества, на черную магию. [ 1 ] Среди хопи/тева есть четыре различных клоуна: койимси (также называемые Хо'томели'пунг , Тева Та'чукти ); Чукку'вимкья ; Пайякьяму или Кояла ; и Пиптуякьяму (или «прибытие»). [ 2 ]
Чтобы клоун мог давать значимые социальные комментарии посредством юмора, личность клоуна обычно должна быть скрыта. Однако священные клоуны народа пуэбло не носят масок, а полагаются на раскраску тела и головные уборы. Среди наиболее известных орденов священного клоуна Пуэбло — Чиффонети (называемые Паякьяму у хопи , Косса на языке тева , Кошаре у народа керес , Табош в Джемезе, Нью-Мексико и Ньюекве у зуньи ). Эти люди изображают себя с черно-белыми горизонтальными полосами, нарисованными на их телах и лицах, рисуют черные круги вокруг рта и глаз, разделяют волосы в центре и связывают их в два пучка, которые стоят вертикально по обе стороны головы и представляют собой обшит кукурузной шелухой. [ 3 ]
Грязевые головы ( коемши на языке зуни и Тацуки на языке хопи) обычно изображаются в виде тел, покрытых розоватой глиной, и хлопчатобумажного мешка такого же цвета, надетого на голову. [ 4 ]
Антропологи, в первую очередь Адольф Бандельер в его книге 1890 года «Создатели наслаждений » и Элси Клюс Парсонс в ее «Религии индейцев пуэбло» , тщательно изучили значение клоунов пуэбло и общества клоунов в целом. Банделье отмечает, что хопи несколько опасались цуку как источника общественной критики и порицания поведения, не свойственного хопи. Их функция может помочь разрядить напряженность в обществе, предоставляя собственную юмористическую интерпретацию популярной культуры племени, усиливая табу и передавая традиции. случай, произошедший в 1656 году, когда молодой мужчина хопи выдавал себя за местного францисканского священника в Аватови . Историческим примером клоунады пуэбло считается [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ АМЕРИКАНСКИЙ АНТРОПОЛОГ [Ns, 36, 1934: стр. 494] https://anthrosource.onlinelibrary.wiley.com/doi/pdf/10.1525/aa.1934.36.4.02a00020
- ^ АМЕРИКАНСКИЙ АНТРОПОЛОГ [NS, 36, 1934: стр. 492,493] https://anthrosource.onlinelibrary.wiley.com/doi/pdf/10.1525/aa.1934.36.4.02a00020
- ^ Лондонре, Фелиция Хардисон (1998). История театра Северной Америки: США, Канада и Мексика: от доколумбовых времен до наших дней . Нью-Йорк: Континуум. ISBN 9780826410795 .
- ^ Рёдигер, Вирджиния Мор (1991). Церемониальные костюмы индейцев пуэбло: их эволюция, изготовление и значение в молитвенной драме . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 229.
- ^ Дочери, Антон (2009). «Пример клоунады хопи в семнадцатом веке? Суд над Хуаном Суни, 1659 год: лауреат студенческой премии Хайдена». Кива . 74 (4): 447–63. дои : 10.1179/kiv.2009.74.4.004 . JSTOR 30246577 .
Ссылки
[ редактировать ]- Гутенберговский текст Адольфа Бандельера «Создатели наслаждений»
- П. Фарб, Восхождение человека к цивилизации , 1971.
- М. Конрад Хайерс. Духовность комедии: комический героизм в трагическом мире, Transaction Publishers, 1996 г. ISBN 1-56000-218-2
- Элси Клюс Парсонс Религия индейцев пуэбло , University of Chicago Press, 1939.
- Элси Клюс Парсонс и Ральф Л. Билз, Священные клоуны индейцев пуэбло и майо-яки, американский антрополог , новая серия, том. 36, нет. 4 (октябрь – декабрь 1934 г.), с. 491–514
- Печина, Рон и Печина, Боб. Хопи Качинас: история, легенды и искусство . Шиффер Паблишинг Лтд. 2013; ISBN 978-0-7643-4429-9 . Страницы 124–138.
- Дж. Х. Стюард, Церемониальные шуты американских индейцев , Мичиганская академия наук, стр. 187–207, 1930.
- Элисон Фриз, «Отправьте клоунов: этноисторический анализ роли священных клоунов в поддержании культурных границ среди индейцев пуэбло» (докторская диссертация, Университет Нью-Мексико, 1991)