Jump to content

Viktor Belyaev

Viktor Belyaev
Рожденный
Viktor Nikolayevich Belyaev

( 1896-03-28 ) 28 марта 1896 г.
Москва , Российская Империя
Умер 25 июля 1953 г. ( 1953-07-25 ) (57 лет)
Москва, СССР
Национальность советский
Занятие авиаконструктор
Заметная работа БП-2, БП-3, ДБ-ЛК

Виктор Николаевич Беляев (28 марта 1896 — 25 июля 1953) — советский авиаконструктор, бывший начальник ОКБ -4 , основоположник науки о прочности авиационных конструкций в Советском Союзе . [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

Виктор Беляев родился в семье Николая Васильевича Беляева , инженера и основателя Верхневолжской железной дороги . [ 2 ] [ 3 ] До революции он изучал математику в Московском государственном университете . После революции ему удалось непродолжительное время продолжить обучение в Московском политехническом институте (1920–1922) и в 1-м Московском государственном университете (1922–1923). [ 4 ]


Трудовую деятельность начал в 1918 году. Некоторое время работал на ряде предприятий, в том числе железнодорожных и учебных, но в 1925 году начал работать в авиационной промышленности. [ 4 ] инженером-прочником в конструкторском бюро Дмитрия Григоровича .


В 1926 году перешёл в ЦАГИ , в конструкторское бюро Андрея Туполева в бригаду Владимира Петлякова , где участвовал в прочностных расчётах АНТ-6 , АНТ-7 , АНТ-9 , АНТ-14 , АНТ-20. самолётов . Вскоре коллектив Петлякова был преобразован в отдельное конструкторское бюро, с 1931 года Беляев занял пост начальника расчетной бригады. В 1930 году Виктор Беляев начал подрабатывать научным сотрудником в отделе прочности ЦАГИ. [ 4 ]


В начале 1930-х годов Беляев создал планер БП-2 (ЦАГИ-2) — прототип задуманного им необычного самолета. В августе 1934 года на планерном ралли в Коктебеле в полетах этот планер показал отличные летные качества.


В 1935 году Виктор Николаевич закрепил свой успех, создав планер-рекордсмен БП-3 , совершивший первый полет 18 июня 1935 года. Аэродинамическое качество планера было очень высоким - 33 единицы. Имеются неподтвержденные сведения о строительстве нескольких БП-3 в мастерских школы морских лоцманов в городе Ейске .


В 1935 году Авиационное Всесоюзное научно-техническое общество (АвиаВНИТО) и газета «За рулём» объявили конкурс на высокоскоростной транспортный самолёт. Конструкторский коллектив Виктора Беляева представил модель двухмоторного и двухфюзеляжного самолета с интересной схемой, получившую название АвиаВНИТО-3. Проект вызвал большой интерес, вошел в число победителей конкурса и был рекомендован к постройке, однако в итоге ни один из конкурирующих самолетов не был построен. В 1937 году конструкторский коллектив приступил к разработке бомбардировщика на основе проекта АвиаВНИТО-3. В 1939 году Виктор Беляев был назначен одним из главных конструкторов завода ЦАГИ. В июле 1940 года ему было присвоено звание главного конструктора третьей категории вместе с авиаконструкторами Артемом Микояном , Михаилом Гуревичем , Николаем Камовым и др.


После возвращения из эвакуации в 1943 году и до самой смерти Виктор Беляев работал в ЦАГИ. В 1940 году без защиты диссертации ему была присвоена степень доктора технических наук , а в 1946 году — звание профессора. [ 4 ]

Конструкция планера БП-3.
  • БП-2 (ЦАГИ-2) [ 5 ]
  • БП-3

Рекордный планер бесхвостой схемы с крылом обратной стреловидности с центральной частью в форме «чайки». Первый полет совершил 18 июля 1935 года. По неподтвержденным данным, несколько БП-3 были построены в мастерских школы морских летчиков в городе Ейске. Характеристики БП-3:
• Экипаж — 2 человека.
• Размах крыла — 20 м.
• Масса пустого — 400 кг.
• Аэродинамическое качество — 33:1.

Экспериментальный самолет с «гибким крылом».

  • ЭОН

Экспериментальный одиночный истребитель.

Дальний бомбардировщик – летающее крыло.
Беляев ДБ-ЛК был построен и удовлетворительно летал в 1939 году, а в 1940 году был представлен публике во время московского парада на Красной площади . Был построен только один, и он был разрушен советскими властями во время Второй мировой войны.

Его отец, Николай Васильевич Беляев, был основателем и председателем Общества Верхневолжской железной дороги . Его мать, Александра Александровна, происходила из купеческой семьи Алексеевых. В итоге она эмигрировала в Ниццу. Его старшие братья и сестра также эмигрировали после революции: Александр (1891–1977) в Берлин , Николай (1892–1969) в Париж и Ксения (1894–1985) в Ниццу . Другие члены семьи [ 2 ] (братья Алексей (1897-?), Лев (1899-?), Давид (1901-?) остались в СССР .

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Фролов В.М. 90 лет со дня рождения В.Н. Беляева // Из истории авиации и космонавтики. М., 1986. Под ред. 64. С.26.
  2. ^ Перейти обратно: а б Савелов Л.М. Родословная книга дворянства Московской губернии. Том 1. Москва, 1913. С.208.
  3. ^ Материалы к биографии основаны на документах личного архива, архива ЦАГИ, фондов Музея Н.Е. Жуковского и литературные источники, составленные В.Н.Бычковым, 1983. - Научно-мемориальный музей Н.Е.Жуковского, инв. № 11068.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Фролов В.М. 90 лет со дня рождения В.Н. Беляева // Из истории авиации и космонавтики. М., 1986. Под ред. 64. П.20.
  5. ^ БП-2 (ЦАГИ-2) http://www.airwar.ru/enc/glider/bp2.html
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 20b407f98b3abae82d0474f8443624df__1711537140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/df/20b407f98b3abae82d0474f8443624df.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Viktor Belyaev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)