Viktor Belyaev
Данная статья переведена со статьи Виктор Николаевич Беляев в русской Википедии и требует корректуры . ( август 2022 г. ) |
Viktor Belyaev | |
---|---|
Рожденный | Viktor Nikolayevich Belyaev 28 марта 1896 г. Москва , Российская Империя |
Умер | 25 июля 1953 г. Москва, СССР | (57 лет)
Национальность | советский |
Занятие | авиаконструктор |
Заметная работа | БП-2, БП-3, ДБ-ЛК |
Виктор Николаевич Беляев (28 марта 1896 — 25 июля 1953) — советский авиаконструктор, бывший начальник ОКБ -4 , основоположник науки о прочности авиационных конструкций в Советском Союзе . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Виктор Беляев родился в семье Николая Васильевича Беляева , инженера и основателя Верхневолжской железной дороги . [ 2 ] [ 3 ] До революции он изучал математику в Московском государственном университете . После революции ему удалось непродолжительное время продолжить обучение в Московском политехническом институте (1920–1922) и в 1-м Московском государственном университете (1922–1923). [ 4 ]
Трудовую деятельность начал в 1918 году. Некоторое время работал на ряде предприятий, в том числе железнодорожных и учебных, но в 1925 году начал работать в авиационной промышленности. [ 4 ] инженером-прочником в конструкторском бюро Дмитрия Григоровича .
В 1926 году перешёл в ЦАГИ , в конструкторское бюро Андрея Туполева в бригаду Владимира Петлякова , где участвовал в прочностных расчётах АНТ-6 , АНТ-7 , АНТ-9 , АНТ-14 , АНТ-20. самолётов . Вскоре коллектив Петлякова был преобразован в отдельное конструкторское бюро, с 1931 года Беляев занял пост начальника расчетной бригады. В 1930 году Виктор Беляев начал подрабатывать научным сотрудником в отделе прочности ЦАГИ. [ 4 ]
В начале 1930-х годов Беляев создал планер БП-2 (ЦАГИ-2) — прототип задуманного им необычного самолета. В августе 1934 года на планерном ралли в Коктебеле в полетах этот планер показал отличные летные качества.
В 1935 году Виктор Николаевич закрепил свой успех, создав планер-рекордсмен БП-3 , совершивший первый полет 18 июня 1935 года. Аэродинамическое качество планера было очень высоким - 33 единицы. Имеются неподтвержденные сведения о строительстве нескольких БП-3 в мастерских школы морских лоцманов в городе Ейске .
В 1935 году Авиационное Всесоюзное научно-техническое общество (АвиаВНИТО) и газета «За рулём» объявили конкурс на высокоскоростной транспортный самолёт. Конструкторский коллектив Виктора Беляева представил модель двухмоторного и двухфюзеляжного самолета с интересной схемой, получившую название АвиаВНИТО-3. Проект вызвал большой интерес, вошел в число победителей конкурса и был рекомендован к постройке, однако в итоге ни один из конкурирующих самолетов не был построен. В 1937 году конструкторский коллектив приступил к разработке бомбардировщика на основе проекта АвиаВНИТО-3. В 1939 году Виктор Беляев был назначен одним из главных конструкторов завода ЦАГИ. В июле 1940 года ему было присвоено звание главного конструктора третьей категории вместе с авиаконструкторами Артемом Микояном , Михаилом Гуревичем , Николаем Камовым и др.
После возвращения из эвакуации в 1943 году и до самой смерти Виктор Беляев работал в ЦАГИ. В 1940 году без защиты диссертации ему была присвоена степень доктора технических наук , а в 1946 году — звание профессора. [ 4 ]
Награды
[ редактировать ]- Орден Трудового Красного Знамени (1931, 1945). [ 1 ]
Самолет
[ редактировать ]
- БП-2 (ЦАГИ-2) [ 5 ]
- БП-3
Рекордный планер бесхвостой схемы с крылом обратной стреловидности с центральной частью в форме «чайки». Первый полет совершил 18 июля 1935 года. По неподтвержденным данным, несколько БП-3 были построены в мастерских школы морских летчиков в городе Ейске.
Характеристики БП-3:
• Экипаж — 2 человека.
• Размах крыла — 20 м.
• Масса пустого — 400 кг.
• Аэродинамическое качество — 33:1.
Экспериментальный самолет с «гибким крылом».
- ЭОН
Экспериментальный одиночный истребитель.
Дальний бомбардировщик – летающее крыло.
Беляев ДБ-ЛК был построен и удовлетворительно летал в 1939 году, а в 1940 году был представлен публике во время московского парада на Красной площади . Был построен только один, и он был разрушен советскими властями во время Второй мировой войны.
Семья
[ редактировать ]Его отец, Николай Васильевич Беляев, был основателем и председателем Общества Верхневолжской железной дороги . Его мать, Александра Александровна, происходила из купеческой семьи Алексеевых. В итоге она эмигрировала в Ниццу. Его старшие братья и сестра также эмигрировали после революции: Александр (1891–1977) в Берлин , Николай (1892–1969) в Париж и Ксения (1894–1985) в Ниццу . Другие члены семьи [ 2 ] (братья Алексей (1897-?), Лев (1899-?), Давид (1901-?) остались в СССР .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Авиация и время, № 4, 2008. Статья М. Маслова, Механические птицы профессора Беляева. http://www.k2x2.info/transport_i_aviacija/aviacija_i_vremja_2008_04/p9.php (ru)
- Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская энциклопедия. Свищев Г.Г. 1998. (ru)
- Yelenevsky G.S. V.N. Belyaev (1896–1953) // Strength of aircraft. M., 1967. P. 3–11. (ru)
- Кутьинов В.Ф., Ляховенко И.А. К 100-летию со дня рождения В.Н. Беляева // Техника воздушного флота. 1996. № 5-6. Стр. 59–62. (ru)
- Фролов В.М. 90 лет со дня рождения В.Н. Беляева // Из истории авиации и космонавтики. М., 1986. Под ред. 64. С. 20–28. (ru)
- Beljajew BP-3 scale 1:2 Belyaev Viktor Nikolayevich https://www.youtube.com/watch?v=DX8aDmfMT3k
- Беляев БП-3 Бау https://vimeo.com/167866848
- Первый полет Беляева БП2 https://www.youtube.com/watch?v=-rRUuYoNBFc
- Scratchbuilt 1/72 Беляев БП-2 1934 г. http://www.internetmodeler.com/scalemodels/aviation/Scratchbuilt_1_72_Belyaiev_BP-2_1934.php
- БП-2 (ЦАГИ-2) http://www.airwar.ru/enc/glider/bp2.html (ru)
- Юденок В. Советская авиация Второй мировой войны.
- Le Fana de l'Aviation. Pierre Gaillard, Victor Kulikov. L'etrange, mais Veritable DB-LK.
- Авиационная Фана. Михаил Маслов. Профессор Беляев и его странные крылья.
- Полет Беляева БП-3 с бортом: https://www.youtube.com/watch?v=DX8aDmfMT3k
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Фролов В.М. 90 лет со дня рождения В.Н. Беляева // Из истории авиации и космонавтики. М., 1986. Под ред. 64. С.26.
- ^ Перейти обратно: а б Савелов Л.М. Родословная книга дворянства Московской губернии. Том 1. Москва, 1913. С.208.
- ^ Материалы к биографии основаны на документах личного архива, архива ЦАГИ, фондов Музея Н.Е. Жуковского и литературные источники, составленные В.Н.Бычковым, 1983. - Научно-мемориальный музей Н.Е.Жуковского, инв. № 11068.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фролов В.М. 90 лет со дня рождения В.Н. Беляева // Из истории авиации и космонавтики. М., 1986. Под ред. 64. П.20.
- ^ БП-2 (ЦАГИ-2) http://www.airwar.ru/enc/glider/bp2.html