Мезоамериканские праздники
Праздники в Мезоамерике служили местом проведения социальных и политических переговоров. Богатые или королевские семьи устраивали пиры с целью завоевать лояльность и сильный имидж, который поможет им в политическом или социальном плане в будущем. Люди любого социального положения устраивали застолья как праздник семьи и жизни.
Как обсуждала Лиза Дж. ЛеКаунт и предлагала Дитлер, существовало два основных типа праздников: диакритические исключающие мероприятия и инклюзивные мероприятия. [1] Диакритические пиршества устраивали богатые и влиятельные люди, а список других элитных гостей был ограничен. Эти пиры должны были продемонстрировать различия в социальном статусе и гарантировать, что другие члены общества знают, кто обладает властью. Это очевидно, когда члены королевской семьи, политики и элита завоевывают лояльность посредством проведения пиров или проведения ритуалов. Были проведены инклюзивные праздники, призванные способствовать солидарности и равенству среди всего сообщества. Список приглашенных на эти праздники был шире, а сами мероприятия были более масштабными и проходили в публичной обстановке. Инклюзивные праздники представляли собой праздники всего сообщества. Кухня инклюзивных пиров была аналогична кухне ежедневных трапез, тогда как для диакритических пиров кухня была более высокого уровня и должна была произвести впечатление на гостей. Праздники немного различались в разные эпохи и в разных обществах Мезоамерики. [2]
Общество майя
[ редактировать ]Праздники в обществе майя состояли из трех частей: 1) поклонение предку путем принесения подношений, 2) принесение в жертву подношений и 3) употребление продуктов, благословленных богами. Майя устраивали праздники по разным причинам, например, в честь бракосочетания, смерти, здоровья, различных жизненных событий, сельскохозяйственных праздников и праздников. Исследования позднеклассических майя демонстрируют связь между пирами и политикой. [2] Пиры майя, похоже, были очень конкурентными среди элиты и членов королевской семьи, которые пытались завоевать политическую лояльность, устраивая самые экстравагантные пиры с обильной едой и предметами. Этнографические и этноисторические данные показывают, что позднеклассические праздники майя были разделены на две соответствующие части: частную религиозную часть и затем публичный праздник. [2] Частная религиозная секция была сосредоточена на поклонении богам, семье и предкам, тогда как публичные фестивали часто носили политический или социальный характер. [2] Церемонии дождя являются примером сегментированных праздников, которые устраивали майя. [3]
Публичное застолье
[ редактировать ]Публичные пиршества в обществе позднеклассического майя включали в себя все сообщество, но все же отмечали элиту и членов королевской семьи. Юкатекские майя шестнадцатого века дважды демонстрируют свидетельства публичных пиршеств. [4] Пирами отмечали браки или предков, но устраивали и пир просто для налаживания и поддержания отношений, что требовало от всех гостей пиршества затем в ближайшем будущем устроить собственный пир. Праздники юкатеков, по-видимому, происходили на всех социальных уровнях, и всем главам семей приходилось устраивать пиры во время обрядов перехода для членов своей семьи, чтобы поддержать социальную честь и статус своей семьи. Мужчины планируют пир, а женщины готовят еду вместе с другими членами семьи женского пола. Каждая семья готовит много еды, чтобы устроить для сообщества гигантский фестиваль, который часто включает в себя рынки, корриду, фейерверки, танцы и, конечно же, питье и еду. [3]
Церемонии дождя
[ редактировать ]Церемонии дождя являются примером праздников, которые устраивают современные юкатекские майя, и они демонстрируют как религиозную, так и общественную часть праздников. Церемония занимает три дня, чтобы завершить все ритуальные действия, причем первые два дня проводятся только для небольшого числа членов общины. [3] В последний день ритуала привлекается публика. В первый день члены общины, специалисты по ритуалам, возводят алтарь рядом с площадью, где будет проходить церемония. Во второй день священная пища предлагается богам на рассвете, в полдень, в третий, в семь и еще дважды, где-то до двух часов ночи. По завершении жертвоприношений люди, участвовавшие в ритуале, едят принесенную пищу. После проведения всех религиозных мероприятий проводится публичный фестиваль, который призван стать временем для друзей, семьи и еды. [2]
Королевские пиры
[ редактировать ]Еда была очень важным и центральным аспектом многих королевских мероприятий и мероприятий. На пирах, спонсируемых дворцом, всю еду готовили повара, а дворянки руководили кухонным персоналом. Майя твердо верили в аниматизм, и ЛеКаунт полагает, что они, возможно, верили, что, когда повара майя готовили пиры с кукурузой и какау, их оживляло сверхъестественное. Элитная кулинария отличалась от кулинарии простолюдинов из-за навыков и знаний поваров, которые позволяли еде становиться священными или символическими. [5]
Обслуживающие суда
[ редактировать ]В Сунантуниче , Белиз, археологические свидетельства сосудов для подачи еды показывают различие между сосудами, используемыми на частных и общественных праздниках. Были обнаружены различные сервировочные блюда, которые позволяют предположить, что одни сосуды использовались для подачи священных застольных блюд, а другие использовались для ежедневных или более общественных мероприятий. [2] Члены элиты любили полихромные тарелки и вазы и чаще использовали сервировочные миски и блюда. [5] На руинах обычных домов меньше следов сервировочных чаш и ваз, и ЛеКаунт предполагает, что они, возможно, использовали маленькие тыквы, чтобы предлагать еду богам. [2]
Кухня майя
[ редактировать ]Тамалес были основным блюдом ежедневной трапезы, а также обычной ритуальной едой в низменностях центральных майя. Оленину, индейку, собаку и другое мясо сохраняли для общественных праздников. Священная еда и праздничная еда были разными, чтобы символизировать разницу между сообществом и отдельным человеком. [2] Еда на пирах преподносилась как священный предмет и приносилась в жертву богам. Считается, что кукуруза вызывает дождевые функции богов и символизирует чистоту и божественность, что делает ее хорошей жертвенной пищей для богов. Кукуруза также была типичной праздничной едой наряду с тамале, лепешками, курицей, свининой, шоколадом и ромом. Юкатекские майя подавали шоколад на своих свадьбах и крещениях. Какао не подают на религиозных мероприятиях, но его часто подают на политических или общественных собраниях. Семена какао важны, потому что их используют при заключении браков. [2] На публичных церемониях ели пресноводных улиток – джутов. [2] Представители элиты, как правило, чаще, чем простолюдины, ели ритуальные блюда, такие как тамале и шоколад. Современные чиновники или элита майя потребляют шоколадные напитки в ходе частных ритуалов для формирования социальных и политических отношений. [2]
Ацтекское общество
[ редактировать ]пиршества происходили в самых разных социальных масштабах и контекстах В ацтекском обществе . Они проводились как празднования рождения, смерти, бракосочетания или других событий. Праздники включали в себя такие мероприятия, как обмен подарками, человеческие жертвоприношения , сжигание благовоний, речи, игры и, конечно же, еду и питье. Королевские и благородные дома развлекали и устраивали пиры в установленное время, например, для раздачи еды и денег служащим королевства и административным работникам. И королевства, и простые домохозяйства устраивали пиры, чтобы отметить религиозные события и события из жизни своей семьи (Смит, 2003). В ацтекских кодексах есть изображения публично-религиозных праздников, элитных пиров, устраиваемых правителем, и домашних торжеств. Большинство праздников включали в себя тот или иной тип ритуальной деятельности, но были некоторые праздники, которые были более религиозными и ритуальными, чем другие. На этих ритуальных пирах пища не просто предлагается богам, но и употребляется в определенное время на протяжении всей церемонии. При поклонении богам смерти, таким как Миктлантекутли человеческое мясо потребляется вокруг храма ритуала. [6]
Политика
[ редактировать ]Праздники были важной частью политического взаимодействия элиты, поскольку служили способом обрести верных союзников, которые поддержали бы их в политической конкуренции. Посуда и сосуды, в которых подавалась еда, показывали статус элиты и имели большое значение для могущества и конкуренции хозяина. Пиршества, проводимые членами королевской семьи или дворянами, включали в себя высококачественные блюда, подчеркивающие их социальный статус. [6]
Правители ацтеков устраивали пиры и танцы, чтобы собрать вместе молодых воинов или отпраздновать успех воина. Пиры делали работу воинов привлекательной и полезной. Только правители столиц, получавших дань, могли напрямую вознаграждать воинов пирами и мероприятиями, тогда как правители тех общин, которые должны были платить дань, не имели средств, чтобы тратить их на воинов. [7]
Ацтекская кухня
[ редактировать ]Пульке , ферментированный напиток , приготовленный из сока растения магуэй, часто употреблялся во время ацтекских ритуалов и праздников, но обычно только ночью. В кодексах также упоминаются алкогольные напитки, лепешки, тамале и какао. На праздниках употребляли тушеное мясо, тамале и кукурузу, которая считалась связующим звеном между солнцем и людьми и носителем солнечной энергии. [7]
Обслуживающие суда
[ редактировать ]Еду могли подавать как в керамических, так и в каменных сосудах, а также в тыквах и корзинах. Пульке подавали в сосудах, украшенных символами, такими как полусолнца, черепа и скрещенные кости, которые символизировали ночь, беспорядок и разрушение. [7] Были некоторые особые сосуды для пульке, которые использовались только во время церемоний или ритуалов, например, «каменный сосуд для кроликов». Сосуд с кроликом символизировал связь луны, кроликов и пульке и использовался только во время празднования Ометочтли («Два кролика»), который был важным днем 260-дневного календаря. [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дитлер, А. (1996). «Праздники и общинная политика в политической экономии: еда, власть и статус в доисторической Европе». Еда и поиск статуса: междисциплинарная перспектива .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к ЛеКаунт, Лиза Дж. «Как вода для шоколада: пиршества и политические ритуалы среди позднеклассических майя в Сунантуниче, Белиз». Американский антрополог 103.4 (2001): 935-53.
- ^ Jump up to: а б с Редфилд, Р. и А. Вилла Рохас. Чан Ком: Деревня майя . Вашингтонский институт Карнеги, Вашингтон, округ Колумбия: Вашингтонский институт Карнеги. (1934).
- ^ Тоззер, А. 1941 "Relacion de las Cosas de Yucatan" Ланды. Музей археологических и этнологических документов Пибоди. Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет.
- ^ Jump up to: а б ЛеКаунт, Лиза Дж. «Кухни дворца майя: приготовление сверхдомашней еды на территории поздней и окончательной классической эпохи Сунантунич, Белиз». Внутри древних кухонь: новые направления в изучении ежедневных блюд и застолий . Элизабет Кларич. Боулдер: Университет Колорадо, 2010. 935–49. Распечатать.
- ^ Jump up to: а б с Смит, Майкл Э., Дженнифер Б. Уортон и Ян Мари Олсон. «Ацтекские праздники, ритуалы и рынки». Археология и политика еды и пиршеств в ранних государствах и империях . Тамара Л. Брей. Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum, 2003. 235–62. Распечатать.
- ^ Jump up to: а б с Брамфил, Элизабет. «Материальность, праздники и фигурные миры в ацтекской Мексике». Переосмысление материальности: взаимодействие разума с материальным миром . Э. ДеМаррэ, К. Госден и К. Ренфрю: Институт археологических исследований Макдональда, Кембриджский университет, 2006. 225–39. Распечатать.