Наутилус (подводная лодка 1800 г.)
Полноразмерная модель секции в Сите-де-ла-Мер , Шербур, Франция. | |
История | |
---|---|
Имя | Наутилус |
Заложен | Верфь Perrier в Руане |
Общие характеристики | |
Длина | 21 фут 3 дюйма (6,48 м) |
Луч | 6 футов 4 дюйма (1,93 м) |
Движение | с ручным управлением Винтовой винт или парус (при всплытии) |
«Наутилус» — подводная лодка, спроектированная Робертом Фултоном и впервые испытанная в 1800 году. Хотя ей предшествовало судно Корнелиса Дреббеля 1620 года и « Черепаха» , [1] : 1–8 «Наутилус» часто считают первой практической подводной лодкой.
Фон
[ редактировать ]Наутилус был спроектирован между 1793 и 1797 годами. [1] : 36 американским изобретателем Робертом Фултоном , жившим тогда во Французской Первой республике . Он безуспешно предлагал Директории субсидировать его строительство как средство обеспечения французского военно-морского господства. Его второе, также безуспешное, предложение заключалось в том, чтобы ему ничего не платили до тех пор, пока «Наутилус» фактически не потопит торговое судно, а затем лишь небольшой процент призовых денег. Фултон направил свое следующее предложение морскому министру, который дал ему разрешение на строительство. [1] : 37
Строительство
[ редактировать ]Фултон построил первый «Наутилус» из медных листов на железных ребрах на верфи Perrier в Руане . Его длина составляла 21 фут 3 дюйма (6,48 м), а ширина - 6 футов 4 дюйма (1,93 м). Движение обеспечивалось винтовым гребным винтом с ручным заводом . Полый железный киль служил балластной цистерной судна, которую заливали и опорожняли для изменения плавучести. Два горизонтальных киля, говоря современным языком, пикирующие самолеты , на коротком горизонтальном руле направления управляли углом пикирования. В целом «Наутилус» напоминал современную исследовательскую подводную лодку, такую как НР-1 , с длинным каплевидным корпусом. В конструкцию входил смотровой купол, чем-то похожий по внешнему виду, если не по функциям, на боевую рубку более поздних подводных лодок. При всплытии можно было развернуть веерообразный складной парус, напоминающий популярные на китайских кораблях. Воздух, помимо того, что находится внутри судна, может подаваться с помощью трубки, изготовленной из водонепроницаемой кожи.
«Наутилус» с самого начала проектировался для перевозки того, что Фултон назвал «тушем», морской мины , предназначенной для контакта с вражеским кораблем. Устройство на вершине купола вогнало шипастый глаз в деревянный корпус противника. Затем подводная лодка выпустила мину по линии, проходящей через ушко. Подводная лодка ушла. Когда длинная линия сработала, мина поразила корпус цели и взорвалась детонатором. Эти «туши» представляли собой медные цилиндры разного размера, вмещавшие от десяти до двухсот фунтов пороха. Прикосновение к корпусу привело в действие механизм запирания пушки. [1] : 37 [1] : 42
«Наутилуса» Первые пробные погружения состоялись в Сене у Руана , в доке Сен-Жерве, начиная с 29 июля 1800 года. Все эти испытания прошли успешно, но течение реки помешало некоторым испытаниям, поэтому Фултон отвез лодку в Гавр для работы. в тихой соленой воде гавани. Он проверил выносливость с зажженной свечой и обнаружил, что пламя не нарушает вместимость трубки по воздуху. Он также проверил скорость двух своих мужчин, гребших на воде, по сравнению со скоростью двух мужчин, гребших на поверхности. «Наутилус» преодолел дистанцию длиной 360 футов (110 м) на две минуты быстрее, чем гребной экипаж. За это время он сменил винтовой винт на четырехлопастной, как у ветряной мельницы, и доработал руль направления. [1] : 38
Через таких друзей, как Гаспар Монж и Пьер-Симон Лаплас , Фултон получил интервью с Наполеоном , но не смог заручиться поддержкой своего судна; однако друзья Фултона подтолкнули морского министра к назначению научной группы в составе Волнея , Монжа и Лапласа для оценки подводной лодки.
3 июля 1801 года в Гавре Фултон опустил обновленный «Наутилус» на удивительную для того времени глубину 25 футов (7,5 м). С тремя членами команды и двумя горящими свечами он без труда продержался час. Добавление медной «бомбы» (земного шара), содержащей 200 футов. 3 (5.7m 3 ) воздуха продлило время пребывания экипажа под водой как минимум на четыре с половиной часа. Один из ремонтов включал в себя Стекло диаметром 1 + 1 ⁄ дюйма (40 мм) в куполе, света которого он нашел достаточным для чтения часов, что сделало ненужными свечи во время дневной деятельности. В ходе скоростных испытаний «Наутилус» поднялся на поверхность со скоростью два узла и преодолел 400 м за 7 минут . Он также обнаружил, что компасы под водой работают точно так же, как и на поверхности. [1] : 41
Первое испытание «тушки» уничтожило 40-футовый шлюп, предоставленный Адмиралтейством. Фултон предположил, что их следует не только использовать подводными лодками против конкретных кораблей, но и спускать в гавани и в устья рек с приливом, чтобы сеять хаос в случайном порядке. [1] : 42
Наблюдательный комитет с энтузиазмом рекомендовал построить две латунные подводные лодки длиной 36 футов (11 м) и шириной 12 футов (3,7 м) с экипажем из восьми человек и воздухом на восемь часов погружения.
В сентябре Наполеон выразил заинтересованность в том, чтобы увидеть «Наутилус», но обнаружил, что, поскольку он сильно протек, Фултон приказал его разобрать, а наиболее важные части уничтожить в конце испытаний. Несмотря на многочисленные сообщения об успехе надежных свидетелей, таких как морской префект Бреста, Наполеон решил, что Фултон был мошенником и шарлатаном. Французский флот не испытывал энтузиазма по поводу оружия, которое они считали самоубийственным для экипажей, хотя у Фултона не было проблем и, несмотря на доказательства, оно было бы чрезвычайно разрушительным для обычных кораблей. [1] : 43
Планируемое второе судно
[ редактировать ]Хотя британцы знали, что у французов больше нет интересов, они хотели убедиться, что человек с такими талантами, как Фултон, будет на их стороне; предлагая ему 800 фунтов стерлингов за приезд в Англию (его первоначальное запланированное место назначения перед отъездом во Францию) и разработку для них второго Наутилуса . Победа при Трафальгаре сделала его работу ненужной, и он все больше отодвигался на второй план, пока в октябре 1806 года в отчаянии не уехал в Америку. Свои документы о подводных лодках он оставил американскому консулу в Лондоне. Он никогда о них не спрашивал, никогда не упоминал о своей работе над «Наутилусом» , и эти статьи оставались неопубликованными до 1920 года. [1] : 43–49
Эти документы показывают, что его британский «Наутилус» планировался как морское судно длиной 35 футов (11 м) и шириной 10 футов (3 м) с экипажем из шести человек, которое должно было быть обеспечено продовольствием на 20 дней в море. Верхняя поверхность имела 30 «каркасных» отсеков. Корпус должен был имитировать морской шлюп с обычной на вид мачтой и парусами, которые можно было опускать и поднимать для погружения. Ее двухлопастной винт, все еще вращавшийся вручную, при всплытии складывался из воды, чтобы уменьшить сопротивление. При погружении воздух поступал через две обтекаемые вентиляционные трубы, а свет — из боевой рубки. Однако на самом деле ничего из этого не было построено. [1] : 49–50
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Берджесс, Роберт Форрест (1975). Корабли под водой . МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-008958-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Наутилусом (подводная лодка, 1800 г.) на Викискладе?
- Уильям Барклай Парсонс, Роберт Фултон и подводная лодка, опубликованная издательством Columbia University Press, 1922 год.