Jump to content

Трехключевая экспозиция

В музыке трехклавишная экспозиция — это особый вид экспозиции, используемый в сонатной форме .

Обычно экспозиция сонатной формы имеет два основных ключевых направления. Первый утверждает основную тональность произведения, то есть тонику. Вторая часть переходит к другой тональности, прочно устанавливает эту тональность и в конечном итоге достигает каденции в этой тональности. В качестве второй тональности композиторы обычно выбирали доминанту для мажорных сонат и относительную мажорную (или реже минорную доминанту) для минорных сонат. Трехтональная экспозиция переходит не напрямую к доминанте или относительному мажору, а косвенно через третью тональность; отсюда и название.

  • Очень ранний пример появляется в первой части Струнного квартета Гайдна ре мажор, соч. 17 № 6: три тональности: ре мажор, до мажор и ля мажор. (До мажор готовится путем модуляции относительного минора ля минор, который оказывается доминантным минором исходной тональности.)
  • Людвиг ван Бетховен в начале своей карьеры написал ряд сонатных частей с трехклавишными экспозициями. Для «третьей» (то есть промежуточной) тональности Бетховен делал различные выборы: доминантный минор ( Соната для фортепиано № 2, соч. 2 № 2 ; струнный квартет № 5, соч. 18 № 5 ), супертонический ) минор ( Соната для фортепиано № 3, соч. 2 № 3 и относительный минор ( Соната для фортепиано № 7, соч. 10 № 3 ). Позднее Бетховен использовал супертонический мажор ( Соната для фортепиано № 9, соч. 14 № 1 , Соната для фортепиано № 11, соч. 22 ), который представляет собой лишь мягкий вид трехклавишной экспозиции, поскольку супертонический мажор является доминанта из доминант и обычно возникает в любом случае как часть модуляции. Вступив в свой так называемый «средний период», Бетховен отказался от трехклавишной экспозиции. Это было частью общего изменения в творчестве композитора, в котором он приблизился к старой практике Гайдна , написав менее дискурсивные и более тесно организованные сонатные части.
  • Франц Шуберт , который на протяжении всей своей короткой карьеры любил дискурсивные формы, также использовал трехтональные экспозиции во многих своих сонатных частях. Известным примером является первая часть Квартета Смерти и Девы ре минор, в которой экспозиция переходит в фа мажор, а затем в ля минор (переведенная в репризе на ре мажор и минор соответственно), формула, которая повторяется в финальное движение; другая - Соната для скрипки ля мажор (в которой вторая тема появляется в соль мажор и си мажор, тогда как только заключительный отрывок экспозиции находится в доминанте ми мажор). В его фортепианной сонате си-мажор , D 575, даже используется четырехклавишная экспозиция (си-мажор, соль-мажор, ми-мажор, фа-диез мажор): эта ключевая схема буквально транспонируется на четверть вверх для перепросмотра. Финал его Шестой симфонии (D 589) представляет собой еще более крайний случай: ее экспозиция переходит от до-мажора к соль-мажору через ля-бемоль мажор, фа-мажор, ля-мажор и ми-бемоль мажор, образуя шестёрку. ключевая экспозиция.
  • Феликс Мендельсон последовал примеру «Смерти и девушки» в первой части своего второго фортепианного трио, в котором вторая тема ми-бемоль мажор уступает место завершению соль-минор (транспонированному в до-мажор и минор в перепросмотре).
  • Первая часть Фредерика Шопена также Фортепианного концерта фа минор имеет трехтональную экспозицию (фа минор, ля-бемоль мажор, до минор).
  • В первой части второй сонаты для виолончели Брамса также используется трехклавишная экспозиция, переходящая в до мажор, а затем в ля минор, экспозиция первой части струнного секстета си-бемоль включает промежуточную тему ля мажор перед достижением фа, а Фортепианный квартет соль минор включает в себя второстепенные темы ре минор и мажор соответственно (первая из них опускается в перепросмотре, а вторая транспонируется в ми-бемоль мажор, возвращаясь к соль минор). Соната для скрипки ре минор имеет заключительную часть, которая проходит через спокойную вторую тему до мажор, а затем завершает экспозицию в ля минор.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лонгйир, Рей М. и Кейт Р. Ковингтон (1988). Источники трехключевой экспозиции. Журнал музыковедения 6 (4), стр. 448–470.
  • Розен, Чарльз (1985) Формы сонаты . Нью-Йорк: Нортон.
  • Грэм Дж. Хант; Когда структура и дизайн сталкиваются: новый взгляд на трехклавишную экспозицию, Music Theory Spectrum, том 36, выпуск 2, 1 декабря 2014 г., страницы 247–269.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 26e2ba339c906718677dfb1c1a6643e7__1684406160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/e7/26e2ba339c906718677dfb1c1a6643e7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Three-key exposition - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)