Трехключевая экспозиция
В музыке трехклавишная экспозиция — это особый вид экспозиции, используемый в сонатной форме .
Обычно экспозиция сонатной формы имеет два основных ключевых направления. Первый утверждает основную тональность произведения, то есть тонику. Вторая часть переходит к другой тональности, прочно устанавливает эту тональность и в конечном итоге достигает каденции в этой тональности. В качестве второй тональности композиторы обычно выбирали доминанту для мажорных сонат и относительную мажорную (или реже минорную доминанту) для минорных сонат. Трехтональная экспозиция переходит не напрямую к доминанте или относительному мажору, а косвенно через третью тональность; отсюда и название.
Примеры
[ редактировать ]- Очень ранний пример появляется в первой части Струнного квартета Гайдна ре мажор, соч. 17 № 6: три тональности: ре мажор, до мажор и ля мажор. (До мажор готовится путем модуляции относительного минора ля минор, который оказывается доминантным минором исходной тональности.)
- Людвиг ван Бетховен в начале своей карьеры написал ряд сонатных частей с трехклавишными экспозициями. Для «третьей» (то есть промежуточной) тональности Бетховен делал различные выборы: доминантный минор ( Соната для фортепиано № 2, соч. 2 № 2 ; струнный квартет № 5, соч. 18 № 5 ), супертонический ) минор ( Соната для фортепиано № 3, соч. 2 № 3 и относительный минор ( Соната для фортепиано № 7, соч. 10 № 3 ). Позднее Бетховен использовал супертонический мажор ( Соната для фортепиано № 9, соч. 14 № 1 , Соната для фортепиано № 11, соч. 22 ), который представляет собой лишь мягкий вид трехклавишной экспозиции, поскольку супертонический мажор является доминанта из доминант и обычно возникает в любом случае как часть модуляции. Вступив в свой так называемый «средний период», Бетховен отказался от трехклавишной экспозиции. Это было частью общего изменения в творчестве композитора, в котором он приблизился к старой практике Гайдна , написав менее дискурсивные и более тесно организованные сонатные части.
- Франц Шуберт , который на протяжении всей своей короткой карьеры любил дискурсивные формы, также использовал трехтональные экспозиции во многих своих сонатных частях. Известным примером является первая часть Квартета Смерти и Девы ре минор, в которой экспозиция переходит в фа мажор, а затем в ля минор (переведенная в репризе на ре мажор и минор соответственно), формула, которая повторяется в финальное движение; другая - Соната для скрипки ля мажор (в которой вторая тема появляется в соль мажор и си мажор, тогда как только заключительный отрывок экспозиции находится в доминанте ми мажор). В его фортепианной сонате си-мажор , D 575, даже используется четырехклавишная экспозиция (си-мажор, соль-мажор, ми-мажор, фа-диез мажор): эта ключевая схема буквально транспонируется на четверть вверх для перепросмотра. Финал его Шестой симфонии (D 589) представляет собой еще более крайний случай: ее экспозиция переходит от до-мажора к соль-мажору через ля-бемоль мажор, фа-мажор, ля-мажор и ми-бемоль мажор, образуя шестёрку. ключевая экспозиция.
- Феликс Мендельсон последовал примеру «Смерти и девушки» в первой части своего второго фортепианного трио, в котором вторая тема ми-бемоль мажор уступает место завершению соль-минор (транспонированному в до-мажор и минор в перепросмотре).
- Первая часть Фредерика Шопена также Фортепианного концерта фа минор имеет трехтональную экспозицию (фа минор, ля-бемоль мажор, до минор).
- В первой части второй сонаты для виолончели Брамса также используется трехклавишная экспозиция, переходящая в до мажор, а затем в ля минор, экспозиция первой части струнного секстета си-бемоль включает промежуточную тему ля мажор перед достижением фа, а Фортепианный квартет соль минор включает в себя второстепенные темы ре минор и мажор соответственно (первая из них опускается в перепросмотре, а вторая транспонируется в ми-бемоль мажор, возвращаясь к соль минор). Соната для скрипки ре минор имеет заключительную часть, которая проходит через спокойную вторую тему до мажор, а затем завершает экспозицию в ля минор.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лонгйир, Рей М. и Кейт Р. Ковингтон (1988). Источники трехключевой экспозиции. Журнал музыковедения 6 (4), стр. 448–470.
- Розен, Чарльз (1985) Формы сонаты . Нью-Йорк: Нортон.
- Грэм Дж. Хант; Когда структура и дизайн сталкиваются: новый взгляд на трехклавишную экспозицию, Music Theory Spectrum, том 36, выпуск 2, 1 декабря 2014 г., страницы 247–269.