Корпорация (феодальная Европа)
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( март 2021 г. ) |
В феодальной Европе — корпорация (от лат. corpus , corporis — тело) [ 1 ] представляло собой объединение деловых интересов в единое юридическое лицо, организацию или договор, обычно с явной лицензией городских, церковных или национальных лидеров. Они функционировали как эффективные монополии на определенный товар или рабочую силу. В первую очередь купцы, банкиры, нотариусы, кузнецы, сапожники. Наибольшего развития эти корпорации пережили между тринадцатым и четырнадцатым веками, а между семнадцатым и восемнадцатым веками пришли в упадок, а затем исчезли. В Италии эти корпорации в основном назывались корпорациями искусств или ремесел, а в германоязычных странах — гильдиями.
Имя
[ редактировать ]Термин «корпорация» никогда не использовался за пределами Италии (Corporazioni delle arti e dei mestieri). В других странах их называли métiers («органами ремесла») во Франции, гильдиями в Англии, Zünfte в Германии, gremios в Кастилии, gremis в Каталонии и Валенсии, grémios в Португалии, συντεχνία в Греции и других конфессиях.
В Италии они имели разные названия в зависимости от региона: корпорации искусств и ремесел в Тоскане, фрагли в венецианских глубинках, школы в Венеции, паратичи в различных городах Ломбардии, греми на Сардинии, общества искусств в Болонье, колледжи в Перудже. Часто официальное название было университетами или коллегиями на латыни. Еще в 18 веке в Англии это слово использовалось для обозначения таких предприятий, как Ост-Индская компания или Компания Гудзонова залива : коммерческих организаций, которые действовали по королевскому патенту и имели исключительные права на определенную область торговли.
История
[ редактировать ]Флоренция
[ редактировать ]Первой из корпораций была корпорация Калимала, или Гильдия купцов, которая была образована в 1150 году. Название Калимала, скорее всего, происходит от греческого «kalos mallòs», или «красивая шерсть», что явно указывает на тот факт, что искусство купечества объединило множество торговцев шерстью. В то время на Виа Калимала было полно магазинов, посвященных этой торговле, и там располагалась штаб-квартира корпорации.
Семь корпораций, которые были сформированы во Флоренции и получили название Major Arts, были созданы между второй половиной XII и первой половиной XIII веков, постепенно отделяясь от «первоначальной» корпорации Калималы. В 1266 году главной штаб-квартирой Крупных корпораций искусств все еще была Калимала, и в этом году было решено, что эти общества должны быть организованы еще более стабильным образом, каждое со своим собственным знаменем, под которым можно собрать вооруженных людей. если необходимо. Члены этих корпораций обнаружили, что управляют крупными интересами и сумели установить коммерческие и финансовые отношения во многих частях мира; их экономическое превосходство привело их к концу тринадцатого века к руководству Флорентийской республикой.
Священная Римская империя
[ редактировать ]Цунфреволюция
[ редактировать ]В некоторых городах Священной Римской империи ремесленники, организованные в корпорации, захватили власть в ходе Цунфреволюции. В этих свободных городах Империи на определенный период было создано «правительство искусств», которое гарантировало корпорациям доминирующее положение в городе. совет. В Цюрихе корпоративная конституция (Zunftverfassung) была принята в 1336 году и действовала до 1798 года. Другими швейцарскими городами с корпоративным режимом были Базель, Шаффхаузен и Санкт-Галлен. В Кельне и Аахене корпорации действовали политически в рамках более крупных организаций под названием Gaffeln. В 1396 году 22 Гаффельна подписали «Письмо о союзе», которое ввело в Кельне конституционную систему, посредством которой Гаффельны взяли на себя политическое управление городом, выведя его из-под контроля патрицианских семей, которые в Кельне назывались Richerzeche. В 1450 году жители Аахена сделали то же самое и издали так называемый Ахенский гафельбриф. Во Фландрии, в Генте, Брюгге и Льеже, корпорациям удалось получить лишь несколько мест в городском округе, наряду с теми, которые занимали старые патриции. Однако между концом Средневековья и началом Нового времени большинство корпоративных республик (Zunftrepubliken) исчезли под давлением территориальных князей, а политическая власть корпораций была подавлена или сведена к коммерческим вопросам. К 1550 году власть корпораций (Zunftherrschaft) была отменена во всех городах Империи Карлом V. Впоследствии, до конца Священной Римской империи, городами управлял городской патрициат.
Эпоха абсолютизма
[ редактировать ]С приходом абсолютизма корпорации потеряли всякую политическую роль, но сохранили и усилили свою экономическую роль. Они стали инструментами дирижистской политики монархии в обмен на монополию в своей торговле.
Внутри корпораций роль хозяина стала почти наследственной, а рабочие постепенно остались за пределами торговых корпораций. В корпорациях традиционная иерархия между крупными и второстепенными искусствами в некоторых случаях трансформировалась в торговые отношения между отдельными корпорациями, более похожие на сегодняшние, так, например, корпорации красильщиков и ткачей стали зависеть от торговцев тканями.
Во второй половине восемнадцатого века эпоха Просвещения продвигала идею свободного рынка, и, следовательно, просвещенные государи отменили корпорации гильдий. Великое герцогство Тоскана в 1770 году, Миланское герцогство в 1787 году. Во Франции они были подавлены революцией 1791 года законом Ле Шапелье. В Лондоне ливрейные компании не были упразднены, а были сведены лишь к церемониальной роли.
Организация корпораций
[ редактировать ]Независимо от географического разнообразия и политического участия, основной задачей каждой корпорации была защита монополии на осуществление своей деятельности, и те, кто практиковал ее, даже если они не были ее членами, рассматривались корпорацией как работники, представляющие потенциальную опасность. . по отношению к членам. Таким образом, можно выделить черты, общие для всех корпораций, касающиеся их линии поведения и преследуемых целей.
Защита качества производимых товаров, особенно в отношении корпораций, занимающихся коммерческой деятельностью; внутренние правила устанавливали строгий контроль за использованием сырья, орудий труда, технологий обработки в примитивной форме защиты прав собственности, т.е. той продукции, которая не соответствовала стандартам качества, установленным ассоциациями.
Принцип равенства между членами, который хотя и соблюдался лишь формально, был направлен на предотвращение действий недобросовестной конкуренции между членами корпорации; на самом деле осуществление деятельности было связано иерархическим порядком, который разделял членов на мастеров, учеников и простых рабочих, создавая заметное экономическое неравенство между членами.
Обучение новых первокурсников в течение периода ученичества (нынешняя стажировка) имело разную продолжительность от города к городу; подмастерье еще ребенком поступил в мастерскую мастера, который взялся научить его всем секретам ремесла.
Осуществление юрисдикции над своими членами, в соответствии с которым корпорации претендовали на исключительную юрисдикцию в вопросах, находящихся в пределах их юрисдикции, таких как судебные иски между членами и нарушения, совершенные против правил.
Каждая корпорация имела свой устав и была структурирована по представительным органам:
Капрал: это было пленарное собрание членов, которое первоначально собиралось через короткие промежутки времени и избирало представителей, называвшихся, в зависимости от случая, консулами, приорами, ректорами, капитанами и т. д.; консулы оставались на своем посту лишь в течение короткого периода времени, и им было поручено управлять всей деятельностью корпорации, включая внешние связи с общественностью.
Совет: представлял собой меньший по размеру консультативный орган с задачей ратифицировать или отклонять решения капрала и постепенно заменял капрала, который созывался все реже и реже.
Бюрократический аппарат: обычно состоит из нотариуса с функциями секретаря и протоколиста, а также казначея.
Экономические эффекты
[ редактировать ]Эффекты корпорации были аналогичны монополии. С одной стороны, возможность иметь единоличный доступ к рынкам означала, что бизнес поощрялся (например, возможность быть эксклюзивным торговцем давала Ост-Индской компании стимул принимать финансовые риски при геологоразведочных работах) и негативные последствия конкуренции. были предотвращены (возьмем тот же пример: эксклюзивные патенты сократили число торговцев, спонсирующих пиратство). Однако инновации подавлялись, а цены не регулировались. (В случае патентных корпораций город или монарх якобы могли регулировать цены путем отзыва патента, но это происходило редко.)
См. также
[ редактировать ]- Гильдия
- Гильдии Флоренции
- Гильдии Брюсселя
- Буржуа Брюсселя
- Буржуа Парижа
- Ост-Индская компания
- Корпоратизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ранняя история корпорации в Англии, Автор: Гарольд Дж. Ласки, Источник: Harvard Law Review, апрель 1917 г., Vol. 30, № 6 (апрель 1917 г.), стр. 561–588. Опубликовано: Гарвардской ассоциацией по обзору права. https://www.jstor.org/stable/1326990