РесерВек
ReserVec — компьютеризированная система бронирования, разработанная компанией Ferranti Canada для Trans-Canada Air Lines (TCA, сегодня Air Canada ) в конце 1950-х годов. Похоже, это первая подобная система, когда-либо разработанная, примерно на два года старше более известной системы SABRE в Соединенных Штатах. Хотя Ферранти возлагал большие надежды на то, что систему будут использовать другие авиакомпании, дальнейших продаж не последовало, и разработка системы была прекращена. Большая часть транзисторной схемы нашла хорошее применение в компьютере Ferranti-Packard 6000 , который позже стал широко продаваться в Европе под названием ICT 1904 .
Фон
[ редактировать ]В начале 1950-х годов авиационная отрасль переживала бурный рост. Серьезным ограничивающим фактором было время, необходимое для оформления одного бронирования, которое в общей сложности могло занимать более 90 минут. TCA обнаружила, что их бронирование обычно включает от трех до семи звонков в централизованный центр бронирования в Торонто , где телефонные операторы сканируют статус рейса, отображаемый на огромном табло, показывающем все регулярные рейсы на месяц вперед. Бронирование после этого времени не могло быть сделано, и агент не мог достоверно знать что-либо, кроме того, был ли рейс заполнен или нет - забронировать два места было гораздо сложнее, и оператору требовалось найти «полетную карту» для этого рейса в шкаф для документов.
В 1946 году компания American Airlines решила решить эту проблему посредством автоматизации , представив Reservisor — простой электромеханический компьютер, основанный на системах телефонной коммутации. Новые версии Reservisor включали системы магнитных барабанов для хранения полетной информации в будущем. Последняя версия системы, Magnetronic Reservisor, была установлена в 1956 году и могла хранить данные о 2000 полетах в день на срок до одного месяца в будущем. Позже резервуары были проданы ряду авиакомпаний, а также Sheraton для бронирования отелей и Goodyear для контроля запасов.
ТСА эксперименты
[ редактировать ]TCA знала о Резерворе, но ее не впечатляли его ограниченные возможности с точки зрения информации, которую он мог хранить, и даже больше - частота отказов, которая была по сути «постоянной». Резерватор также не изменил принцип работы системы бронирования; Билетным агентам по-прежнему приходилось звонить в центр бронирования и разговаривать (обычно через посредника) с оператором резерва, чтобы ответить на вопросы.
TCA попросила одного из своих инженеров по коммуникациям, Лаймана Ричардсона, изучить проблему бронирования, и он быстро пришел к выводу, что компьютеризированное решение — единственное, заслуживающее изучения. Затем TCA заключила соглашение о создании прототипа системы на Торонто Университета компьютере FERUT , лишнем компьютере Manchester Mark 1, который они получили в 1952 году, когда британским лабораториям ядерного оружия пришлось отказаться от него из-за сокращения бюджета.
Система на базе FERUT была продемонстрирована в 1953 году и имела определенный успех; Хотя программная логика и хранение/извлечение данных работали хорошо, ввод/вывод был серьезным узким местом, которое, казалось, делало систему не лучше механического резерватора. Более того, «Ферут» был основан на вакуумной лампе и, следовательно, не более надежен, чем «Резервизор», который был главной заботой TCA до эксперимента.
Ричардсон был убежден, что основная концепция верна, и сформировал команду из себя и нескольких инженеров из университетского вычислительного центра, действовавшую под эгидой Adalia Ltd., консалтинговой фирмы, основанной Робертом Уотсоном-Ваттом, известным в области радиолокации , когда он переехал в США. в Монреаль в конце Второй мировой войны . Они стали сотрудничать с недавно сформировавшейся группой электроники в Ferranti Canada, которая почувствовала, что у них есть решение проблем ввода/вывода и надежности.
Ферранти предложил «транзактор» (терминал), который использовал специальную систему перфокарт . Агенты по бронированию в билетных кассах помечали карты карандашом, чтобы выбрать различные флажки, затем вставляли их в транзакцию, которая считывала отметки и набивала эти коды на край карты. Затем карты будут собираться у любого количества операторов и передаваться в обычное устройство для считывания карт, которое будет считывать их по телефонным линиям на «высокой скорости» непосредственно в центральный компьютер бронирования.
Компьютер будет построен с использованием транзисторной логики, что позволит исключить простои из-за перегорания ламп. Такая система была впервые предложена для повышения надежности системы DATAR , которую Ферранти построил для ВМС Канады, и они были убеждены в ее практичности.
TCA проявила интерес и предоставила 75 000 долларов на строительство шести прототипов. В 1957 году они были подключены к FERUT по телефонным линиям, и экспериментальная программа бронирования была возобновлена. Демонстрация имела полный успех; пользователи могли быстро подавать запросы, а Ферут мог бронировать, изменять, запрашивать и отменять рейсы со скоростью, на фоне которой Reservisor выглядел ужасно медленным.
Развертывание
[ редактировать ]Были некоторые дальнейшие разработки и планирование, но в 1959 году TCA заключила контракт на 2 миллиона долларов (12 миллионов долларов в долларах 2000 года) на систему развертывания, состоящую из 350 транзакций и всего коммуникационного оборудования для поддержки их в полевых условиях. Ферранти также выиграла контракт на поставку компьютерной системы, хотя IBM рассматривалась и . Новая машина была основана на 25-битном слове, используя один бит для проверки четности и 24 бита для данных, и была оснащена 4096 словами основной памяти , позже расширенной до 8192 слов. Хранилище состояло из пяти магнитных барабанов (один был запасным) с 32 768 25-битными словами каждый и шести ленточных накопителей. Простое программное обеспечение для балансировки нагрузки распределяло запросы между двумя процессорами, известными как Castor и Pollux, в результате чего компьютер в целом стал Gemini . Внутренний конкурс TCA в конце 1960 года на название системы в целом привел к созданию ReserVec для резервирования с электронным управлением .
Установка транзакций началась в апреле 1961 года, а в августе последовала установка компьютера в кассе Торонто. Система была запущена для тестирования 18 октября 1961 года, подключив дополнительные билетные кассы по мере установки транзакций в течение следующего года. К августу 1962 года система была завершена, а переход с ручных систем на ReserVec был завершен 24 января 1963 года. Использование ReserVec сократило количество сотрудников в кассах с 230 до 90 и позволило продавать тысячи телефонных линий, которые раньше требовались для связи с людьми-операторами. Общий цикл от запроса до ответа может составлять всего одну секунду, хотя под нагрузкой он может сократиться в худшем случае до двух секунд. Система в целом могла обрабатывать 10 транзакций в секунду .
Интересно сравнить систему с SABRE , развернутой примерно в то же время компанией American Airlines. Впервые SABRE был запущен как экспериментальная разработка в 1953 году, а официальный контракт на разработку был подписан в 1957 году. Система была впервые запущена в 1960 году и взяла на себя функции бронирования в декабре 1964 года. Таким образом, хотя оба проекта стартовали одновременно, ReserVec был завершен почти двумя годами ранее. В то время как ReserVec стоил 4 миллиона долларов, SABRE стоил в десять раз больше. Не менее интересно и то, что хотя процессор SABRE был примерно в десять раз быстрее, ReserVec обрабатывал 80–100 000 транзакций в день с максимальной задержкой в две секунды, тогда как SABER обрабатывал только 26 000 с задержкой до трех секунд.
Однако, в отличие от SABRE, ReserVec не хранил информацию о пассажирах, которую приходилось обрабатывать вручную. Чтобы удовлетворить эту потребность, TCA добавила вторую систему, известную как Pioneer , которая могла бы связывать трехбуквенные коды пассажиров ReserVec с полными записями пассажиров, хранящимися на компьютере Burroughs D-82 (первоначально разработанном для использования в вооруженных силах США). Pioneer были установлены только в офисах в Торонто и Монреале, офисы меньшего размера продолжали использовать бумажные записи для информации о пользователях.
ReserVec управлял всеми резервированиями TCA в течение девяти лет, при этом среднее время простоя составляло всего 120 секунд в год. Первоначально рассчитанная всего на 60 000 транзакций в день, она уже обрабатывала от 80 до 100 000, когда ее впервые включили, и более 600 000 к 1970 году. Получившая ретроактивное название ReserVec I , система была окончательно заменена в конце 1970 года новой системой Univac. на базе система, известная как ReserVec II , в которой использовались небольшие компьютерные терминалы, заменяющие системы перфокарт.
Разочаровывающие продажи
[ редактировать ]Ферранти, теперь уже Ферранти-Паккард, пыталась продать машину как есть другим авиакомпаниям. Рынок Соединенных Штатов, казалось, был полностью захвачен IBM и Univac, но в Европе не было сопоставимой системы, где ряд авиакомпаний с интересом смотрели на американские разработки. Gemini может быть продан непосредственно в Европу существующим отделом продаж Ferranti в Великобритании. Вместо этого штаб-квартира в Великобритании решила создать собственное решение с нуля. В конце концов, британская система так и не будет реализована; он все еще находился в разработке, когда Ферранти после многих лет убытков решил продать все свое компьютерное подразделение.
Тем не менее работа не пропала даром. Команда инженеров убедила канадское руководство поддержать разработку бизнес-компьютера, предназначенного для нижнего сегмента рынка мэйнфреймов . Они расширили систему ReserVec дополнительным оборудованием для непосредственной поддержки многозадачности и различными изменениями, чтобы сделать систему высокомодульной и сделать ее более привлекательной для более широкого круга пользователей. Продажи нового Ferranti-Packard 6000 только начались, когда штаб-квартира в Великобритании использовала этот дизайн, чтобы подсластить сделку при продаже своих британских компьютерных подразделений, передав дизайн ICT, который взял на себя производство. Это вызвало большое огорчение канадских сотрудников, большинство из которых уволились. FP-6000 стал ICT 1904, одним из линейки аналогичных машин, которых было продано более 3000 штук в 1960-х и 1970-х годах.
Ссылки
[ редактировать ]- Джон Вардалас, « От DATAR до FP-6000 », IEEE Annals of the History of Computing , Том 16, № 2, 1994 г., стр. 20–30.
- Алан Дорниан, « ReserVec: компьютеризированная система бронирования трансканадских авиалиний », IEEE Annals of the History of Computing , том 16, № 2, 1994, стр. 31–42.