ПЛОСКИЙ
Разработчик | Королевский флот Канады в партнерстве с Ferranti Canada |
---|---|
Дата выпуска | Опытный образец испытан в 1953 году. |
Начальная цена | канадских долларов 1,9 миллиона [1] (почти 15 миллионов канадских долларов в долларах 2000 года) |
Память | Барабанная память |
Отображать | Адаптированный радиолокационный блок |
Вход | Трекбол и триггер |
DATAR , сокращение от Digital Automated Tracking and Resolve , было новаторской компьютеризированной информационной системой на поле боя . DATAR объединил данные всех датчиков военно-морской оперативной группы в единое «общее представление», которое затем передавалось обратно всем кораблям и отображалось на индикаторах положения в плане, подобных дисплеям радара . Тогда командиры могли видеть информацию отовсюду, а не только от датчиков своего корабля.
Разработку системы DATAR стимулировала работа Королевского флота над комплексной системой отображения (CDS), с которой были знакомы канадские инженеры. Проект был начат Королевским военно-морским флотом Канады в партнерстве с компанией Ferranti Canada (позже известной как Ferranti-Packard) в 1949 году. [2] Они знали о CDS и аналогичном проекте ВМС США , но считали, что их решение настолько превосходно, что в конечном итоге они смогут разработать систему от имени всех трех сил. Они также полагали, что возможна продажа Королевским ВВС Канады и ВВС США для контроля над континентальным воздушным пространством.
Демонстрация, проведенная осенью 1953 года, по большинству показателей имела безоговорочный успех, вплоть до того, что некоторые наблюдатели сочли ее фальсификацией. К этому времени ВВС США уже активно разрабатывали свою систему SAGE , и RCAF решили, что общность с этими силами важнее, чем общность с их собственным ВМФ. Королевский флот компьютеризировал свои CDS с помощью новой системы автоматизации данных действий , а ВМС США выбрали несколько более простую систему — систему военно-морских тактических данных . Никаких заказов на DATAR не поступало.
Когда один из двух компьютеров сгорел в результате пожара, компания не смогла собрать средства на замену, и проект закрылся. Схема, использованная в системе, в течение следующих нескольких лет будет применена к нескольким другим машинам Ferranti.
История
[ редактировать ]Канадский флот во время войны
[ редактировать ]На конференции Атлантических конвоев 1943 года Канаде был предоставлен общий контроль над всеми конвоями, курсирующими между Британскими островами и Северной Америкой. В то время это была роль беспрецедентной важности, поскольку она давала Канаде ключевую командную роль над Соединенными Штатами. После войны Канада стремилась защитить свою роль противолодочного и эскортного флота Западного Альянса. Для этого им придется инвестировать в амбициозную программу военно-морских исследований. [3]
Ранние исследования
[ редактировать ]Канады В 1948 году Совет оборонных исследований разослал письмо различным канадским компаниям, производящим электронику, информируя их о своем намерении начать ряд проектов в партнерстве с военными, научными кругами и частными компаниями. Копия письма была отправлена в компанию Ferranti Canada, которая в то время была небольшим дистрибьютором Ferranti в Великобритании электрооборудования . Письмо было отправлено тогдашнему генеральному директору Ferranti в Великобритании Винсенту Зиани де Ферранти, который был воодушевлен перспективой расширения своих операций в Канаде, в значительной степени финансируемых правительством. На встрече в октябре 1948 года де Ферранти был разочарован, узнав, что, хотя DRB был в равной степени взволнован, сумма денег, которую они могли предложить, практически равна нулю. [2]
Концепция Белеи
[ редактировать ]Весть о встрече дошла до Джима Белиа, исследователя электролабораторий ВМФ под Оттавой . Идея автоматизированной системы управления полем боя Беля разрабатывала некоторое время, после изучения проблемы борьбы с скоординированной атакой подводных лодок на конвои . Во время Второй мировой войны низкая скорость и малая дальность подводного плавания типичной подводной лодки позволяли обороняющимся справиться с ними поодиночке, но по мере того, как возможности новых советских конструкций улучшались, выяснилось, что скоординированная подводная атака была неэффективной. реальная возможность, для которой, как он чувствовал, эффективная защита потребует гораздо более быстрого времени реакции. [4]
Идея Белеи заключалась в том, чтобы обмениваться данными радаров и гидролокаторов между кораблями, обрабатывая эти данные, чтобы представить единое представление о поле боя относительно текущего курса и местоположения любого конкретного корабля. Беля имел опыт работы с военно-морскими тренировочными тренажерами и поэтому знал, что традиционных электрических аналоговых вычислений и отображения будет недостаточно для DATAR. [4]
Основная идея Белеи о совместном использовании точных радиолокационных и гидролокационных данных в реальном времени между всеми кораблями в конвое, компенсации движения кораблей и различении дружественных и вражеских кораблей на годы опередила свое время. Действительно, это был квантовый скачок в будущее, и хотя на момент написания статьи (сентябрь 2002 г.) я никоим образом не был в курсе событий, я практически уверен, что все современные военно-морские силы в основном используют концепции Белеи. [5]
Однако он понятия не имел, как этого добиться, поэтому обратился к Ферранти, который недавно встречался с представителями DRB. Вместо испытывающего трудности с финансированием ДРБ Белая предложила финансирование непосредственно от самого ВМФ. Поскольку Беля был лейтенантом, он имел право утверждать контракты только на сумму до 5000 канадских долларов. В качестве хитрого решения Белея выдвинула Ферранти несколько контрактов под разными именами. [4] Это решение всем понравилось, и проект DATAR родился в 1949 году, когда Ферранти открыл новый цех под руководством Кеньона Тейлора в Малтоне рядом с заводами Avro Canada .
Прототип ДАТАР
[ редактировать ]К 1950 году небольшая группа в Ферранти, Канада, построила действующую радиосистему с импульсно-кодовой модуляцией (ИКМ), которая могла передавать оцифрованные радиолокационные данные на большие расстояния. Начало Корейской войны резко изменило приоритеты расходов правительства, и в 1951 году было заказано 100 новых кораблей. Одновременно с этим возобновился интерес к DATAR, и в течение следующих двух лет они потратили 1,9 миллиона долларов (22 миллиона долларов в 2024 году) на разработку прототипа. . [1] В прототипе машины использовалось 3800 электронных ламп. [6] [а] и хранить данные до 500 объектов на магнитном барабане . Система могла предоставлять данные по 64 целям с разрешением 40 на 40 ярдов на сетке 80 на 80 морских миль. [6]
В производственных условиях компьютер DATAR будет установлен только на одном корабле оперативной группы. На остальных кораблях были компьютерные терминалы , которые позволяли операторам использовать трекбол, созданный на основе канадского для боулинга с пятью кеглями . шара [7] и триггер для отправки информации о местоположении по каналам PCM в DATAR. [б] Затем DATAR обработал местоположения, перевел все в локальное представление различных кораблей и отправил им данные обратно по тем же каналам PCM. [7] Здесь оно отображалось на другой консоли, первоначально адаптированной из радиолокационной установки. В отличие от США (SAGE) ВВС полуавтоматической системы наземной среды , DATAR не разрабатывал траектории автоматически, полагаясь на то, что операторы будут продолжать вводить новые данные в систему вручную.
«Линкоры» на озере Онтарио
[ редактировать ]Впервые система была опробована в конце 1953 года на озере Онтарио . Был создан имитационный конвой, состоящий из береговой станции на Скарборо-Блаффс и двух «Бангор» класса тральщиков , HMCS Digby и HMCS Granby . [4] DATAR показал себя хорошо: всем были отправлены соответствующие изображения радара и смоделированные «сигналы» гидролокатора. Испытание прошло полностью успешно, и ВМФ, видимо, был чрезвычайно доволен. Единственной серьезной проблемой была частота отказов трубок, из-за чего машина не работала в течение значительного периода времени. Ферранти был чрезвычайно заинтересован в адаптации системы DATAR к транзисторной конструкции, которая, по их мнению, могла решить эту проблему.
Однако оснащение всего флота Королевского военно-морского флота Канады было бы чрезвычайно дорогостоящим. Чтобы снизить общую стоимость, ВМС хотели распределить затраты на разработку по более крупной производственной линии и пригласили представителей Королевского флота и ВМС США осмотреть систему. Они оказались одинаково впечатлены; один американский офицер был слишком впечатлен и заглянул под консоль дисплея, полагая, что дисплей подделан. [2] Но как бы они ни были впечатлены, похоже, они чувствовали, что могли бы добиться большего сами по себе, и отказались вмешиваться. В том же году Королевский флот начнет работу над своей комплексной системой отображения под руководством братьев Эллиот . [8] США и Система тактических данных ВМС в 1956 году. [6]
Таким образом, проект DATAR закончился на несколько печальной ноте. Система прошла путь от концепции до рабочего прототипа менее чем за четыре года и по любым меркам имела полный успех. Однако стоимость развертывания была слишком велика для Королевского военно-морского флота Канады, и они решили обойтись без него. [2]
Наследие DATAR
[ редактировать ]Работа над DATAR не пропала даром. Компания Ferranti Canada использовала базовую конструкцию DATAR в ряде проектов, при этом преобразуя ее в транзисторы. В конечном итоге эта система привела к созданию ReserVec и Ferranti-Packard 6000 мэйнфрейма .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Источники увеличили количество трубок, которые, как сообщается, использовал DATAR, до смехотворных цифр: с 10 000 до 20 000. [5] и, наконец, до 30 000. [7]
- ^ В ряде исторических отчетов, посвященных DATAR, утверждается, что трекбол был изобретен для DATAR, но трекбол уже использовался в конце 1940-х годов как часть британского проекта, который, по сути, представлял собой аналоговую компьютерную версию той же концепции. Эта система CDS в то время была известна канадским инженерам.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Электронные расходы», Производственные документы Министерства обороны, RG 49, том 60, дело 200-10-8, том. 1, Национальный архив Канады.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вардалас 1994 .
- ^ «ДАТАР — первая цифровая компьютерно-коммуникационная система для противолодочной борьбы» . 12 апреля 2017 года . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Болл/Вардалас, 1993 г.
- ^ Перейти обратно: а б Портер 2004 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бослоу 2003 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с Болл и Вардалас 1993 , с. 228.
- ^ Бослаф 2003 , с. 66.
Библиография
[ редактировать ]- Болл, Норман; Вардалас, Джон (1993). Ferranti-Packard: пионеры канадского электротехнического производства . McGill-Queen's Press. ISBN 0-7735-0983-6 .
- Босло, Дэвид (2003). Когда компьютеры отправились в море . Уайли. ISBN 0-471-47220-4 .
- Портер, Артур (2004). Так много холмов, на которые нужно подняться . Группа публикаций Бекхэма. ISBN 0-931761-18-2 .
- Вардалас, Джон (1994). «От DATAR к компьютеру FP-6000» . IEEE Анналы истории вычислений . 16 (2): 20–30. дои : 10.1109/85.279228 . S2CID 15277748 . Архивировано из оригинала 16 января 2006 г. Проверено 16 октября 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Клайв Акасс «Люди, которые на самом деле изобрели графический интерфейс» повторяет историю о том, что DATAR изобрел трекбол.
- Ричард Ховард Гимблетт, Майкл Уитби, Питер Хейдон, Адмиралы: высшее военно-морское руководство Канады в двадцатом веке , Dundurn Press, 2006, ISBN 1-55002-580-5