Марио Лависта

Марио Лависта (3 апреля 1943 — 4 ноября 2021) — мексиканский композитор , писатель и интеллектуал.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Лависта родился в Мехико . В 1963 году он поступил на Композиционную мастерскую (Taller de Composición) в Национальную консерваторию под руководством Карлоса Чавеса , Эктора Кинтанара и Родольфо Хальфтера . В 1967 году он получил стипендию французского правительства для обучения в Schola Cantorum в Париже, где учился у Жана-Этьена Мари . Во время своего пребывания в Европе он посещал курсы Анри Пуссера , Нади Буланже , Кристофа Каскеля и Карлхайнца Штокхаузена .
В 1970 году он основал коллективную импровизационную группу Quanta. В 1972 году он также работал в студиях электронной музыки Токийского радио и телевидения. В конце 1970-х - начале 1980-х годов он тесно сотрудничал с известными исполнителями в сольных и камерных произведениях, где исследовал необычные тембровые возможности с помощью расширенных техник. . В 1982 году он основал Pauta , один из самых важных музыкальных журналов в Латинской Америке , и продолжал выполнять функции его главного редактора. В 1987 году он получил стипендию Гуггенхайма за свою первую (и единственную) оперу «Аура» , основанную на рассказе Карлоса Фуэнтеса . Премьера «Ауры» состоялась в 1988 году во Дворце изящных искусств в Мехико. [ 1 ]
Лависта подошел к религиозным жанрам в серии композиций, где он использовал процедуры Средневековья и Возрождения, такие как символическое использование определенных интервалов, канонических перестановок и изоритмов , наиболее очевидных в Missa ad Consolationis Dominam Nostram , центральной работе в его творчестве. [ нужна ссылка ]
Он получил множество наград и наград: Premio Nacional de Ciencias y Artes и Medalla Mozart в 1991 году, почетную награду от Sistema Nacional de Creadores del Fondo Nacional para la Cultura y las Artes в 1993 году и членство в престижном El Colegio Nacional с тех пор. 1998. Произведения Лависты часто исполняются в Европе и Америке, где он регулярно ездил с лекциями и семинарами по композиции. С 1970 года он преподавал музыкальный анализ и композицию в Национальной консерватории Мехико. Кроме того, он был приглашенным профессором в Чикагском университете , Корнельском университете , Калифорнийском университете Сан-Диего, Университете Индианы , Университете Макгилла , Университете Северного Техаса и Университете Нью-Мексико .
Он сочинял музыку для пьес, музыку к фильмам (в основном совместно с Николасом Эчеварриа ), оркестровые пьесы и вокальную музыку .
В 2013 году Лависта выиграл Композиционную премию Томаса Луиса де Виктории, что стало высшим признанием музыкального творчества иберо-американских композиторов.
Музыка
[ редактировать ]Камерные работы
[ редактировать ]- Антифония , смешанный квинтет
- Канте , гитарный ансамбль
- Канто дель Альба , соло на флейте
- Пять коротких танцев , квинтет деревянных духовых инструментов
- Дорожный блокнот , соло для альта или виолончели
- «Танец танцовщиц» Дега , флейта и клавишные
- Диакрония , струнный квартет
- Диалоги , скрипка и клавишные
- Элегия (на смерть Начо) , флейта и клавишные
- Гаргантюа , струнный квартет и ансамбль деревянных духовых инструментов
- Лакримоза , камерный оркестр
- Marsias , oboe and ensemble
- Натарая , соло на гитаре
- Цитаты , виолончель и клавишные
- «Отражения ночи» , струнный оркестр или струнный квартет.
- Responsorio in Memoriam Rodolfo Halffter , фагот и ансамбль
- Струнный квартет №6
- Три светских танца , виолончель и клавишные
Оркестровые произведения
[ редактировать ]- Симфония Модальная
- Концерт для виолончели
- Песочные часы
- Фантастика
- К началу , средний голос и ансамбль
- Лиханн
Песни
[ редактировать ]- Две песни , средний голос и фортепиано.
Сольная клавиатура
[ редактировать ]- Mater Dolorosa , органное соло
- Пьеса для пианиста и фортепиано , фортепиано соло
- Симург , фортепиано соло
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Агилар, Ананай, «Круглость в ауре , опера Марио Лависты». Архивировано 24 апреля 2009 г. в Wayback Machine , Cuadernos de Música, Visual Artes y Performing Arts , Том 1, № 2, декабрь 2006 г.
Источники
[ редактировать ]- Алонсо-Минутти, Ана Р. (2008). «Резонансы звука, текста и изображения в музыке Марио Лависты». доктор философии Дисс. Дэвис: Калифорнийский университет, Дэвис.
- Агаронян, Кориун (2000). Подход к композиционным тенденциям в Латинской Америке , Международное общество искусств, наук и технологий (ISAST).
- Кортес, Луис Хайме (1988). Марио Лависта: Тексты вокруг музыки , Мехико: CENIDIM.
- Тонкий, Евгений . «Музыкальный язык Ауры», Гетерофония , т. 26, нет. 108 (январь – июнь): стр. 107–108. 45-51. Мехико: CENIDIM.
- Орельяна, Хоакин (1977). «К латиноамериканскому языку в современной музыке». Ивс , третий квартал, нет. 24 (Гватемала, май – июнь 1977 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Марио Лависты в проекте «Живые композиторы»
- Peermusic Classical: издатель и биография композитора Марио Лависты
- «Умер мексиканский композитор Марио Лависта» Табаско Хой , 4 ноября 2021 года.
- Марио Лависты Дискография на Discogs
- Марио Лависта на IMDb