я очень взволнован
Исокелекель был полумифическим героем- воином и полубогом , который основал досовременный Понпеи где-то в 1500-х - начале 1600-х годов. Он вторгся на остров, положил конец репрессивному правлению Соделёра и установил децентрализованную систему вождеств ( нанмварки ), которая сохранилась до наших дней.
Фон
[ редактировать ]Исокелекель ( понпейский : «сияющий благородный», «чудесный король»), [ 1 ] был полумифическим сыном понпейского Нанпасуэ бога Нанпасуэ и женщины из клана , Липанмей, [ 2 ] приехавший в Понпеи из Катау [ 3 ] («Катау» — это термин из Понпеи, относящийся к востоку, хотя неясно, где именно. Некоторые говорят, что «катау» — это отсылка к «небесному миру». Судя по отсутствию местоположения Косраэ в навигационных знаниях Кэролайн времен контакта, навыков Из-за отсутствия у косраэнов плавания в открытом океане и отсутствия заметного влияния косраенов на язык понпеи, Исокелекель вряд ли был родом из Косраэ. Однако он мог быть выходцем с Маршалловых островов или Кирибати. [ 4 ] ) и с помощью коренных жителей Понпеи завоевали династию Соделёр Понпеи, остров в современных Федеративных Штатах Микронезии , где-то между началом 16 или 17 века. [ 5 ] [ примечание 1 ] Некоторые косраанские варианты называют этого героя Нанпарадак Исокелекеля (В некоторых устных историях Понпея Нанпарадак - лейтенант . [ 9 ] ), с чертами, более близкими к улитианским сказаниям того же архетипа. [ 10 ] Его считают отцом современного Понпеи. [ 8 ]
Источники, определяющие точные события до и во время вторжения в Понпеи, сильно различаются; опубликовано как минимум 13 различных отчетов о войне. В большинстве версий легенды об Исокелекеле правление Соделёра стало репрессивным в рамках своей жестокой централизованной социальной системы, а его лорды оскорбили Бога Грома Нан Сапве, решив судьбу династии. Понпейская культура в значительной степени автономна и децентрализована, и прямое и публичное обсуждение вариаций считается дурным тоном. Различия между многими версиями также объясняются широким спектром культурных явлений, от социальных групп кава до клановой принадлежности. Соответственно, любая предпочтительная версия обычно является продуктом определенной степени личного интереса и автономии. [ 5 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Современные вожди Понпеи ведут свою родословную от Исокелекеля, и согласно этой легенде, современные понпеи являются потомками группы вторжения Исокелекеля. [ 8 ] [ 15 ] [ 16 ]
Происхождение
[ редактировать ]Согласно большинству версий легендарного рождения Исокелекеля, его отцом является бог грома Нансапве. Нансапве совершил прелюбодеяние с женой лорда Саудлера. В гневе лорд Соделёр намеревался захватить Нансапве. Некоторые версии включают в себя то, что правитель также рассердил других богов понпейского пантеона и оскорбил первосвященника , который предсказал падение Саудлера. Эти преступления, а также репрессивная система землевладения и дани Соделёра вызвали гнев богов, людей и животных. [ 1 ] [ 5 ] [ 17 ]
Нансапве, оскорбленный Соделером, покинул Понпеи и направился на остров в «Катау с подветренной стороны» (к востоку от Понпеи). Некоторые версии указывают на то, что Бог Грома сбежал в небесный мир Восточный Катау. [ 18 ] Сбежав, он оплодотворил бесплодную человечку из своего клана Дипвенпанмей (Под хлебным деревом) по имени Липанмей, накормив ее лаймом . Этот кровосмесительный союз породил полубожественного Исокелекеля, который еще в утробе матери знал свою судьбу – месть. [ 1 ] [ 5 ] [ 10 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
В нескольких крайне разнообразных версиях божественное отцовство Исокелекеля вообще не упоминается, основное внимание уделяется нарушению культурных норм со стороны Соделера, который не смог обеспечить Исокелекеля едой, когда он прибудет. В этих версиях ему иногда даже приписывают коренное понпейское происхождение, и он мстит за смерть своего брата, а не за позор своего благочестивого отца. В других версиях Исокелекель является продуктом юноши, обожествленного Богом Грома , и человека Дипвенпанмей или пары братьев, мстящих Сауделёру за убийство своего отца. [ 5 ]
Хотя отца Исокелекеля обычно считали понпейским божеством, Исокелекель был решительно иностранцем. В легендах он описан как темнокожий и «дикарь». [ 22 ] [ 23 ] Браун (1907) утверждает, что Исокелекель, возможно, имел папуасское происхождение. [ 24 ] Его происхождение часто описывают как южное или «с подветренной стороны». [ 16 ] [ 19 ] [ 25 ]
В некоторых вариантах Исокелекель впервые попадает на Понпеи во время рыбалки, а в некоторых его пугают огромные поселения, и он возвращается позже, чтобы завоевать остров. [ 5 ]
Вторжение в Понпеи
[ редактировать ]Став взрослым, Исокелекель отправился в плавание с 333 мужчинами, женщинами и детьми с тайным намерением завоевать Понпеи. [ 7 ] [ 8 ] [ 10 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 19 ] Посадка была освящена человеческим жертвоприношением — ритуалом, широко распространенным в полинезийской культуре , но совершенно редким в истории Понпеи. [ 5 ]
Согласно традиции, Исокелекель останавливался в нескольких местах на востоке Каролинских островов по пути к Понпеи, включая атолл Муравьиный близ Китти , Лосап в Мортлоках и Пингелап . По некоторым версиям, именно на Муравьином атолле Исокелекель узнает от своей матери, птицы, пожилой любовницы или путем гадания, что его миссия — покорить Понпеи. [ 5 ] Каноэ захватчиков впервые проникло на территорию Понпеи через канал возле Кепара, рифового острова недалеко от Китти. [ 8 ] Из Китти Исокелекель обогнул Понпеи по часовой стрелке, что является темой понпейской мифологии. Исокелекель остановился в Паликире, где ему предложили остатки лихли (пудинг из хлебного дерева), жест, запрещенный по отношению к высокопоставленным лицам, за что Понпеи получил прозвище Сапвен лух Понпеи (Земля остатков Понпеи). По пути в Нан-Мадол Исокелекель получил ядра хлебного дерева от вождя атолла Ант. В их культуре ядра хлебного дерева были едой воинов, готовившихся к битве, и это подношение представляло собой приглашение на битву с Соделером. Находясь на Муравьином острове, Исокелекель вступил в романтические отношения с туземкой по имени Ликамадау («Женщина, которая размышляет»), продемонстрировав свое намерение развивать тесные связи с понпейцами и противостоять только Сауделёру. [ 26 ] Незначительные локализованные версии мифа об Исокелекеле включают в себя то, что группа вторжения проплыла мимо определенных областей, потому что их защищали местные боги. [ 5 ] На Нахриннансапве, небольшом рифовом острове недалеко от Нан-Мадола , Исокелекель совершил обряды, чтобы подтвердить свое намерение покорить Понпеи. Группа вторжения ждала приглашения войти в Юэнкеп, разлом в рифе возле острова Молл к югу от Нанмадола. Лорд Сауделёр Саудемволь не знал, что на борту находится сын Бога Грома, однако он послал флот, чтобы приветствовать посетителей, приняв их в качестве гостей в Калапуэле, Нан-Мадол, у побережья главного острова Понпеи. [ 8 ] [ 16 ]
По многим версиям, война в Нан-Мадоле началась после того, как игра между местными детьми и детьми из каноэ Исокелекеля переросла в драку. [ 10 ] По другой версии, Исокелекель приказал своему лейтенанту спровоцировать местного воина на заранее запланированной встрече. [ 17 ] Другие источники утверждают, что Исокелекель устроил восстание после того, как завоевал доверие своих хозяев. [ 27 ] и с помощью угнетенных местных жителей. [ 12 ] [ 14 ] Другой говорит, что, увидев укрепления Нан-Мадола, Исокелекель решил отступить, но ему помогла презираемая и изгойка женщина из правящей семьи Соделёр. [ 22 ] В некоторых версиях воинам Исокелекеля помогает внезапно появляющееся скрытое оружие. [ 17 ]
Одним из ярких событий во время войны было метание копья в ногу лейтенанта Исокелекеля во время его отступления, однако метатель и личность лейтенанта различаются в разных версиях легенды. Некоторые утверждают, что лейтенант по имени Нанпарадак или Нахнапас вонзил копье себе в ногу, чтобы закрепить его во время отступления и сплотить захватчиков. Другие говорят, что Исокелекель сам бросил копье. [ 5 ] [ 11 ]
Ход войны несколько раз менялся, но закончился победой Саудлера, который со своей армией отступил на главный остров Понпеи. [ 5 ] В некоторых версиях Исокелекель потерял глаз во время завоевания Нан-Мадола. Когда лорд Соделёр отступил, его лейтенант бросил камень в Исокелекеля, ослепив и покалечив его. Позже, восхищаясь его мастерством и отвагой, Исокелекель сделал этого воина своим генералом, чьи потомки сегодня занимают почетные места на церемониальных пирах рядом с потомками Исокелекеля. [ 17 ] [ 27 ] Большинство версий мифа об Исокелекеле включают персонажа по имени Лепен Моар, помощника Саудлера, хотя единого мнения относительно его роли нет. По разным причинам ему не удается обеспечить едой группу Исокелекеля, что приводит к войне; или возглавляет армию Соделера, чтобы первоначально остановить вторжение; или это был лейтенант, бросивший камень в Исокелекеля. [ 5 ]
Легенда гласит, что битва закончилась, когда лорд Сауделёр Саудемволь отступил в гору к ручью, где он превратился в рыбу и остается по сей день. [ 5 ] [ 10 ] [ 16 ]
Петерсен (1990) представляет альтернативный анализ мифа об Исокелекеле, согласно которому исторический лидер вторгся не в Понпеи, а только в регион Мадоленихмв . Это, в свою очередь, подпитывало политически децентрализованные устные легенды о Нан Мадоле. [ 5 ] [ 15 ]
Царствование
[ редактировать ]Исокелекель проживал со своей семьей в Нан-Мадоле на острове Темвен , хотя его столицей был Мадоленихмв . [ 8 ] Его по-разному описывали как захватившего власть Саудлера и завоевавшего согласие элиты в своем утверждении в качестве первого нанмварки . Исокелекель разделил Понпеи на три автономных вождества на основе ранее существовавших подразделений; позже это число выросло до пяти. [ 5 ] Он созвал на собрание элиту Понпеи и прилегающих островов, которой объявил о долгожданной смене режима и с которой консультировался по поводу создания новой децентрализованной политической системы Понпеи. [ 12 ] [ 17 ] Некоторые мифологические версии включают божественное вдохновение бога Лука, который перенес трех побежденных вождей в парящее каноэ. [ 7 ] [ 14 ] [ 19 ] Хотя политическая система была значительно децентрализована со времен Соделера, многие методы выплаты дани высшим классам остались неизменными: выплаты ухпа (служба) и нохпвэй ( первые плоды ) эпохи Соделера оставались обычными, а религиозные учреждения, такие как нах, продолжали развиваться. [ 5 ] : 30 [ 28 ] Сокехс , престижный регион Понпеи, находившийся под властью Соделера, был в значительной степени лишен своей мощи. [ 12 ] [ 29 ]
В Пан-Акувалапе Исокелекель установил новый политический порядок, священные нанмварки , малые нанкены и систему священнических титулов, которая до сих пор используется на Понпеи. [ 7 ] [ 8 ] [ 13 ] [ 16 ] В целом его правление в легендах характеризуется как мягкое. Его высшие титулы включали Васа Лапалап в Мадоленихмве, Сангоро в Ухе, Пвоудо в Нетте и Исо Эни в Сокехе. [ 5 ]
Хотя нанкены также были священными, нанмварки, в частности, были священными и подвергались нескольким табу . Нанмварки было запрещено появляться на публике, и они общались с простыми людьми через нанкен . Это служило для защиты священной природы правителя и защиты от злоупотреблений властью. Семьи Нанмварки и Нанкен вступили в брак, и, за исключением сына Исокелекеля, правящий титул передавался по материнской линии. Как правило, мужчин поощряли жениться на дочерях своих теток по отцовской линии (их двоюродных братьев и сестер). [ 17 ] [ 30 ]
Во время его правления Исокелекель и его партия женились и ассимилировались, насколько это было возможно, с понпейским обществом, однако полубожественный Исокелекель оставался выше многих строгих табу , взяв в жены свою сестру. [ 26 ] В какой-то момент он поручил одной из своих беременных жен-понпеянок убить младенца, если она родит мальчика. Она родила в его отсутствие и вместо того, чтобы следовать его указаниям, спрятала сына Нанлепениена у пожилой пары. Исокелекель встретил своего сына уже взрослым; Нанлепениен был признан особенным из-за его вопиющей небрежности с божественным Исокелекелем и нарушения других строгих табу. Исокелекель решил пощадить своего сына, потому что он полюбил его. [ 19 ] [ 21 ] Отсюда происхождение нанкен также имеет мифическую основу: Нанлепениен нарушил понпейские обычаи и табу, включая на инцест табу со старшей сестрой Изокелекеля, материнской фигурой в культуре. Исокелекель не хотел наказывать своего сына и избавил его от физического наказания. Вместо этого он создал для своего сына титул нанкен , меньший ранг, чем нанмварки . [ 30 ] [ 31 ]
Смерть
[ редактировать ]В Пейкапве, месте молитвы, Исокелекель увидел свое отражение в луже воды и, осознав свою старость, решил покончить жизнь самоубийством . По одной из легенд, он привязал свой пенис к верхушке молодой пальмы. Когда он выпустил согнутое дерево, ему оторвало пенис, а Исокелекель истек кровью. [ 8 ] [ 10 ] [ 21 ]
Предполагается, что останки Исокелекеля находятся в большом морге на острове Темвен . Однако некоторые полагают, что гробница — всего лишь приманка и что герой был похоронен в море. Тем не менее, могила является священным местом. В 1907 году, когда немецкий губернатор Берг настоял на раскопках склепа, он умер от солнечного удара, подтвердив среди местных жителей силу его реликвий. Гробница была снова раскопана в 1928 году японцами, которые нашли кости крупнее, чем у современных понпейцев. [ 7 ] [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]Сегодня Исокелекель считается культурным героем как на Косраэ , так и на Понпеи . [ 5 ] : 11 Он оставил на современном Понпеи многих главных претендентов на происхождение, в том числе более 22 поколений правящих потомков нанмварки . [ 16 ] Современные вожди Понпеи ведут свою родословную от Исокелекеля, хотя местные вожди нанкен стали носить титулы двойной родословной. [ 15 ] [ 19 ]
Ассоциация имени Изокелекель с непобедимостью такова, что косраец, произнесший это имя понпеийцу, представляет собой неприкрытый вызов. [ 32 ] Петерсен (1995) выделяет культурную тему осторожности в мифе об Исокелекеле в отношениях с иностранными державами, которая в настоящее время применима к Соединенным Штатам . [ 15 ] Петерсен (1990) также отмечает, что «инициирование важных событий в мифологии Понпеи часто приписывается посторонним», ярким примером являются Исокелекель и Соделёр. [ 5 ]
Легенда об Изокелекеле также используется для объяснения смешанного расового состава Понпеи на фоне его микронезийского происхождения. Партия Исокелекеля полностью заселила восточные, наиболее густонаселенные районы Понпеи, откуда распространились их связи. [ 8 ] [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джонс, Линдси (2005). Энциклопедия религии . Том. 9 (2-е изд.). Справочник Макмиллана. ISBN 0-02-865742-Х . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Хэнлон, Дэвид. На каменном жертвеннике . Издательство Гавайского университета. п. 18.
- ^ Хэнлон, Дэвид. На каменном жертвеннике . Издательство Гавайского университета. п. 18.
- ^ Петерсен, Гленн. «Затерянный в сорняках» . Издательство Гавайского университета. п. 59-60.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Петерсен, Гленн (1990). «5. Исокелекель». Затерянные в сорняках: тема и вариации политической мифологии Понпеи (PDF) . Том. 35. Центр исследований тихоокеанских островов, Школа гавайских, азиатских и тихоокеанских исследований, Гавайский университет в Маноа. стр. 34 и далее . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Корди, Росс Х (1993). Каменные руины Лелу (Косраэ, Микронезия): исторические и археологические исследования 1978-81 гг . Азиатско-Тихоокеанская археология. Институт социальных наук Гавайского университета в Маноа. стр. 14, 254, 258. ISBN. 0-8248-1134-8 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Морган, Уильям Н. (1988). Доисторическая архитектура Микронезии . Издательство Техасского университета. стр. 60, 63, 76, 85. ISBN. 0-292-76506-1 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Панхольцер, Том; Руфино, Маурисио (2003). Топонимы острова Понпеи: включая атоллы И (Муравей) и Пакин . Бесс Пресс. стр. xiii, 21, 22, 25, 38, 48, 56, 63, 71. 72, 74, 104. ISBN. 1-57306-166-2 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Петерсен, Гленн. Затерянный в сорняках . Издательство Гавайского университета. п. 57.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лесса, Уильям Арманд (1980). Еще сказки с атолла Улити: контент-анализ . Фольклорно-мифологические исследования. Том. 32. Издательство Калифорнийского университета. стр. 73, 130. ISBN. 0-520-09615-0 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Рубинштейн, Дональд Х (1992). История Тихого океана: материалы 8-й конференции Ассоциации истории Тихого океана . Пресса Университета Гуама и Центр региональных исследований Микронезии. стр. 206–7. ISBN 1-878453-14-9 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Петерсен, Гленн (2009). Традиционные микронезийские общества: адаптация, интеграция и политическая организация . Издательство Гавайского университета. стр. 141, 145, 152, 208. ISBN. 978-0-8248-3248-3 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кирч, Патрик Винтон (2002). На дороге ветров: археологическая история тихоокеанских островов до контакта с европейцами . Издательство Калифорнийского университета. стр. 200, 205. ISBN. 0-520-23461-8 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Касл, Лейла (1996). Странствующие по земле небесные танцоры: женские паломничества к священным местам . Том. 56. Книги о лягушках. стр. 100–1. ISBN 1-883319-33-1 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гетцфридт, Николас Дж; Пикок, Карен М (2002). Микронезийские истории: аналитическая библиография и руководство по интерпретации . Библиографии и указатели по всемирной истории. Издательская группа Гринвуд. стр. 3, 34–5, 102, 156–9. ISBN 0-313-29103-9 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Баллинджер, Билл Сэнборн (1978). Затерянный каменный город: история Нан-Мадола, «Атлантиды» Тихого океана . Саймон и Шустер. стр. 45–8. ISBN 0-671-24030-7 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Филдс, Джек; Филдс, Дороти (1973). Южная часть Тихого океана . АХ и А.В. Рид. стр. 111–2. ISBN 9780870111761 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Гуденаф, Уорд Хант (2002). Под бровью небес: дохристианская религиозная традиция в Чууке . Мемуары Американского философского общества. Том. 246. Американское философское общество. п. 293. ИСБН 0-87169-246-5 . Проверено 1 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Микронесика . Университет Гуама. 1990. С. 92, 203, 277 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Американский антрополог . Том. 95. Вашингтон, округ Колумбия: Американская антропологическая ассоциация. 1993. ISBN 9780028657424 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Флуд, Бо; Стронг, Берет Э.; Флуд, Уильям (2002). Микронезийские легенды . Бесс Пресс. стр. 145–7, 160. ISBN. 1-57306-129-8 . Проверено 1 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Прайс, Уиллард (1936). Тихоокеанское приключение . Рейнал и Хичкок. стр. 240 –1 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ «Нэшнл Географик». Нэшнл Географик . Том. 69. 1936.
- ^ Jump up to: а б Браун, Джон Макмиллан (1907). Маори и полинезийцы: их происхождение, история и культура . Хатчинсон и Ко . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Браун, Джон Макмиллан (1927). Народы и проблемы Тихого океана . Том. 1. Т.Ф. Анвин. стр. 96, 108 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Хэнлон, Дэвид Л. (1988). На каменном алтаре: история острова Понпеи до 1890 года . Монография островов Тихого океана. Том. 5. Издательство Гавайского университета. стр. 13–25. ISBN 0-8248-1124-0 . Проверено 1 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Кан, Эли Жак (1966). Репортер из Микронезии . WW Нортон. п. 151 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Китинг, Элизабет Лилиан (1998). Распределение власти: язык, ранг, пол и социальное пространство в Понпеи, Микронезия . Оксфордские исследования по антропологической лингвистике. Том. 23. Издательство Оксфордского университета. п. 89. ИСБН 0-19-511197-4 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Накано, Энн (1983). Тим Портер (ред.). Сломанное каноэ: беседы и наблюдения в Микронезии . Университет Квинсленда Пресс. стр. 246–7. ISBN 0-7022-1684-4 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Накаяма, Казуёси (1987). «Прием христианства на Понапе». В Ивао Ушидзиме, Кеничи Судо (ред.). Культурное единообразие и разнообразие в Микронезии . Национальный музей этнологии (Япония). стр. 364–5, 388 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Лафлин, Стэнли К. (1995). Закон территорий Соединенных Штатов и связанных с ними юрисдикций . Издательство Кооператива юристов. п. 72 . Проверено 31 декабря 2011 г.
- ^ Хинц, Эрл Р.; Ховард, Джим (2006). Райские береговые причалы: Путеводитель по островам Тихого океана . Книги Latitude 20 (5-е изд.). Издательство Гавайского университета. п. 305. ИСБН 0-8248-3037-7 . Проверено 31 декабря 2011 г.