Реликвии Сарипутты и Могалланы
Реликвии Сарипутты и Могалланы относятся к кремированным останкам буддийских учеников Сарипутты ( санскрит : Шарипутра ; пали : Сарипутта; сингальский : Сериют සැරියුත් ); и Моггаллана (санскрит: Маудгальяяна ; пали: Моггаллана; сингальский : Мугалан මුගලන් ). Сарипутта и Моггаллана (также называемые Маха Могаллана) были двумя главными учениками Будды , которых часто стилизовали как учеников правой и левой руки Будды соответственно. Эти два ученика были друзьями детства, вместе приняли посвящение под руководством Будды и, как говорят, стали просветленными как араханты . Будда объявил их двумя своими главными учениками, после чего они взяли на себя руководящие роли в служении Будды. Оба главных ученика умерли за несколько месяцев до Будды недалеко от древнего индийского города Раджагаха на территории современного Бихара и были кремированы. Согласно буддийским текстам, кремированные останки учеников затем помещались в ступы известных монастырей того времени, а останки Сарипутты хранились в Монастырь Джетавана и останки Могалланы хранятся в монастыре Вехувана. Однако по состоянию на 1999 год никакие современные археологические отчеты не подтвердили это, хотя в 1851 году открытия были сделаны и в других местах.
В 1851 году британские археологи майор Александр Каннингем и лейтенант Фредерик Чарльз Мейси обнаружили реликвии, приписываемые главным ученикам, во время раскопок ступ в индийских городах Санчи и Сатдхара . Ученые предположили, что реликвии были помещены в ступы возле Раджагахи после смерти учеников, но были перераспределены более поздними индийскими королями, такими как король Ашока . После открытия реликвии Сатдхары были отправлены в Музей Виктории и Альберта в Лондоне в 1866 году, а реликвии Санчи, как говорят, были утеряны, когда корабль с останками затонул. буддизма После движения возрождения в Южной Азии в конце 19 века буддийские организации, в том числе Общество Маха Бодхи, начали оказывать давление на британское правительство, чтобы оно вернуло реликвии в Азию, чтобы их можно было должным образом почитать, но британское правительство в конечном итоге уступило. Реликвии были отправлены в Шри-Ланку в 1947 году, где они почти два года выставлялись в музее Коломбо , а затем, начиная с 1949 года, были отправлены на экскурсию по частям Азии. Затем реликвии были разделены и окончательно перевезены в 1952 году. с частями, закрепленными в Пагода Каба Айе в Янгоне , Бирма, храм Общества Маха Бодхи в Коломбо , Шри-Ланка, и Четиягири Вихара в Санчи , Индия.
Сарипутта и Могаллана
[ редактировать ]Сарипутта и Могаллана считались двумя главными учениками Будды. Сарипутта считался учеником, обладающим прежде всего мудростью , а Могаллана считался учеником, обладавшим наибольшими психическими способностями . [ 1 ] Буддийские тексты рассказывают, что Сарипутта и Могаллана были друзьями детства, которые в юности стали духовными странниками. [ 2 ] После поиска духовной истины под руководством различных современных мастеров они соприкоснулись с учениями Будды и были рукоположены в монахи под его началом, после чего Будда объявил друзей своими двумя главными учениками, которые вместе описаны в Махападана-сутте как « главная пара учеников, превосходная пара» (пали: савакаюгам аггам бхаддаюгам ). [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] В текстах говорится, что двое друзей стали арахантами и сыграли ключевую руководящую роль в служении Будды, в том числе им было поручено обучать других учеников Будды. [ 6 ] [ 7 ] Сарипутта считался учеником правой руки Будды, а Моггаллана считался его учеником левой руки. [ 1 ]
Согласно буддийским текстам, Сарипутта и Могаллана умерли за несколько месяцев до Будды. В сообщениях о смерти Сарипутты говорится, что он мирно умер в своем родном городе и был кремирован в городе Раджагаха . Брат Сарипутты, Чунда, затем принес свои мощи Будде в Саваттхи , где они были помещены в ступу монастыря Джетавана . [ 8 ] В сообщениях о смерти Могалланы говорится, что он умер насильственной смертью после того, как его избила группа бандитов в пещере недалеко от Раджагахи. [ 9 ] [ 10 ] В буддийских текстах говорится, что мощи Могалланы затем были собраны и помещены в монастырь Вехувана недалеко от Раджагахи. [ 9 ] [ 11 ] В последующие столетия сообщения китайских паломников, таких как Сюаньцзан, указывали на то, что реликвии можно было найти в индийском городе Матхура в ступах, построенных императором Ашокой . [ 12 ]
Раскопки утраченных реликвий
[ редактировать ]По состоянию на 1999 год никакие археологические отчеты не подтвердили находку останков главных учеников в местах, упомянутых ни китайскими паломниками, ни буддийскими текстами. Однако британские раскопки XIX века привели к обнаружению реликвий, приписываемых главным ученикам, в других местах. [ 13 ]
Реликвии Санчи
[ редактировать ]В 1851 году британские археологи майор Каннингем и лейтенант Мейси исследовали участок в Санчи , недалеко от Бхопала , Мадхья-Прадеш в Индии , который был известен своими многочисленными буддийскими ступами , также называемыми «Топами», датируемыми III веком до нашей эры. [ 14 ] [ 15 ] Попытки раскопать ступы предпринимались в прошлом сэром Томасом Гербертом Мэддоком снаружи , который проломил ступы , но не смог добраться до центра. Вместо этого Каннингем и Мэйси раскопали эти места, пройдя перпендикулярно через середину ступ , что позволило им успешно открыть и исследовать несколько ступ в Санчи. [ 16 ] Во время экспедиции Каннингем и Мейси раскопали Ступу номер 3 на этом месте и обнаружили нетронутую камеру с двумя ящиками из песчаника. В каждом из ящиков находился стеатитовый гроб с фрагментами человеческих костей. [ 14 ] На крышках ящиков была надпись Брахми , на южном ящике была надпись Сарипутаса , что означает «(реликвии) Сарипутты», а на крышке северного ящика была надпись Маха Могаланаса , что означает «(реликвии) Маха Могалланы», обозначающая фрагменты костей принадлежат двум главным ученикам. [ 17 ] [ 18 ] Взаимное расположение ящиков имело и религиозное значение. Каннингем утверждает, что
Шарипутра и Махамоггаллана были главными последователями Будды, и их обычно называли его учениками правой и левой руки. Таким образом, их прах после смерти сохранил те же позиции справа и слева от Будды, которые они сами занимали при жизни. [ 19 ]
- Александр Каннингем, The Bhilsa Topes
По мнению Каннингема, люди в древней Индии во время религиозных церемоний сидели лицом на восток и даже использовали слово восток ( пара ) для обозначения «фронт», а также слово юг ( дакшина ) для «право» и слово север ( вами ) для обозначения « спереди». «слева», что означает расположение гроба Сарипутты на юге и гроба Могалланы на севере, символизировало относительное положение каждого ученика как ученика правой и левой руки соответственно. [ 20 ] Такое расположение также объясняется тем фактом, что Будда традиционно сидел лицом к востоку, что делало юг его правой стороной, а север - левой стороной. [ 21 ]
В ящике, приписываемом Сарипутте, находилась круглая белая стеатитовая шкатулка более шести дюймов в диаметре и трех дюймов в высоту. [ 14 ] [ 18 ] Поверхность была полированной и твердой, и полагают, что шкатулка была выточена на токарном станке . [ 18 ] Вокруг гроба лежали два куска сандалового дерева Сарипутты , которые, по мнению Каннингема, были взяты из погребального костра . [ 22 ] [ 23 ] Внутри шкатулки находился один-единственный фрагмент кости длиной почти в один дюйм и семь бус из драгоценных камней и металлов. [ 24 ] В ящике, приписываемом Могаллане, находилась стеатитовая шкатулка немного меньшего размера, состоящая из более мягкого вещества. Внутри гроба находились два фрагмента кости, больший из которых имел длину почти полдюйма. [ 25 ] На внутренней поверхности крышки каждой шкатулки был написан чернильный символ Брахми: символ Брахми «Са» (𑀲𑀸) на ларце, приписываемый Сарипутте, и иероглиф Брахми «Ма» (𑀫) на ларце, приписываемом Махамоггаллане. [ 25 ] По словам Каннингема, надписи, написанные тушью, возможно, были самыми старыми из существующих рукописей. [ 26 ]
Реликвии Сатдхары
[ редактировать ]После открытия в Санчи Каннингем и Мейси раскопали несколько близлежащих участков. Во время раскопок в городе Сатдхара в нескольких милях к западу археологи нашли еще одну пару стеатитовых гробов с реликвиями в Ступе номер 2 Сатдхары, одной из группы, которую местные жители называли «Будда Бхита» или «Памятники Будды». [ 27 ] [ 21 ] Гробы были меньше, чем гробы Санчи, около трёх дюймов в диаметре и двух дюймов в высоту, и в каждой находилось несколько фрагментов человеческих костей. [ 27 ] По словам Каннингема, были доказательства того, что ступа открывалась раньше, и он пришел к выводу, что жители деревни открыли ее, а затем закрыли, не обнаружив ничего, кроме фрагментов костей. [ 28 ] Внутри крышек гробов были надписи, подобные тем, что были в Санчи: Сарипутаса означает «(мощи) Сарипутты» и Маха Могаланаса означает «(мощи) Маха Могалланы». Единственным заметным отличием между этими надписями и надписями в Санчи было расположение гласной брахми, что, по мнению Каннингема, было связано либо с тем, что надпись была сделана другим гравером, либо в другой период времени. [ 29 ]
Каннингем предположил, что реликвии хранились в ступах возле Раджагахи после смерти учеников до времен императора Ашоки, который затем распространил их по ступам по всей Индии. [ 11 ] Ученые также предположили, что царь Сунга , возможно, также провел подобное перераспределение и построил ступы, подобные той, что в Санчи, чтобы увековечить их. [ 30 ] Каннингем и Мейси провели несколько месяцев, раскапывая многочисленные ступы в этом районе, но больше не сделали никаких важных находок, как находки в Санчи и Сатдхаре. [ 27 ]
Показ в Великобритании
[ редактировать ]Позже Каннингем и Мейси поделились своими находками друг с другом: Мейси привез реликвии Сатдхары в Великобританию и одолжил их Музею Виктории и Альберта (тогда называвшемуся Музеем Южного Кенсингтона) в Лондоне в 1866 году вместе с несколькими другими артефактами из Азии. [ 31 ] [ 32 ] В конечном итоге реликвии были приобретены музеем в 1921 году у сына Мейсли, право собственности на которое перешло. [ 31 ] Каннингем привез свои находки в Великобританию на двух кораблях, один из которых затонул, поэтому предполагается, что реликвии Санчи были утеряны. [ 31 ] [ 32 ] Религиовед Торкель Брекке , однако, утверждает, что Мейси забрал с собой все реликвии, и таким образом реликвии Санчи отправились в Британию вместе с религиозными реликвиями Сатдхары. [ 33 ] Археолог Луи Фино отмечает, что Каннингема не интересовали реликвии, а только гробы. [ 34 ]
В конце 19 века движение возрождения буддизма , возглавляемое Обществом Маха Бодхи в Южной Азии началось . Усилия по возрождению побудили несколько буддийских организаций, начиная с 1920-х годов, начать оказывать давление на британское правительство, чтобы оно вернуло мощи главных учеников в Индию, где их можно будет должным образом почитать. [ 35 ] Музей Виктории и Альберта отклонил первоначальные запросы, которые сначала представляли собой серию писем от местных английских буддистов. [ 36 ] Однажды музей вместо этого предложил разрешить небольшой группе местных буддистов поклоняться реликвиям в музее в ответ на просьбу временно отправить реликвии в местный буддийский центр для поклонения. [ 37 ] Музей утверждал, что в нем также хранятся христианские реликвии, и что возвращение буддийских реликвий приведет к тому, что многие музеи будут вынуждены вернуть и другие реликвии. [ 36 ]
Однако ситуация изменилась в 1939 году, когда в музее сообщили, что правительство Индии направило просьбу о возвращении реликвий от имени буддийских организаций. [ 38 ] Хотя директор музея Эрик Маклаган по-прежнему утверждал, что это приведет к тому, что им придется также вернуть христианские реликвии, один из сотрудников музея заявил, что Британия, будучи христианской страной, дает им права на эти реликвии, которых у них нет в отношении буддийских реликвий. [ 39 ] В конечном итоге британское правительство поручило музею вернуть реликвии по дипломатическим причинам позже в том же году. [ 38 ] Однако передача была отложена из-за начала Второй мировой войны из-за опасений, что реликвии будут потеряны при транспортировке военного времени. [ 40 ] После окончания войны передача была официально осуществлена в 1947 году, при этом реликвии сначала были перевезены в преимущественно буддийскую Шри-Ланку в соответствии с соглашением, заключенным с буддийскими организациями. [ 41 ]
Тур по Азии
[ редактировать ]После передачи реликвий британцам они были выставлены в Музее Коломбо (ныне Национальный музей Коломбо) в Шри-Ланке, где их посетили около двух миллионов человек разных вероисповеданий. [ 21 ] Первоначально Музей Виктории и Альберта передал реликвии в копиях гипсовых гробов, но после того, как Верховный комиссар Индии сделал запрос на оригинальные гробы в 1948 году, музей также передал оригинальные гробы в Шри-Ланку. [ 42 ] Реликвии оставались в Шри-Ланке почти два года, а затем были перевезены в Калькутту, Индия, в 1949 году, где они были официально приняты премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и официально переданы Индийскому обществу Маха Бодхи. [ 41 ] Их разместили в Дхармараджика Вихаре, штаб-квартире Общества, на две недели, где они принимали постоянный поток посетителей, многие из которых были индуистами и мусульманами. [ 21 ] Затем мощи отправились на экскурсию по северной Индии. [ 41 ]
В 1950 году мощи были отправлены в Бирму с двухмесячным визитом. [ 43 ] Реликвии были получены в бирманском городе Рангун , что совпало с прибытием других буддийских реликвий из Шри-Ланки. Согласно сообщениям об этом событии, большая часть города собралась к прибытию реликвий, и в течение всего месяца, пока они находились в городе, к мощам шел постоянный поток посетителей. [ 44 ] На второй месяц визита реликвии были отправлены на экскурсию по Бирме в ходе речного тура, который собрал на остановках большие толпы людей, в том числе людей из соседних деревень. [ 21 ] В бирманских новостях хорошо сообщалось о посещении реликвий мест проживания этнических меньшинств, где они также были встречены с энтузиазмом. [ 45 ] Реликвии также были вывезены на экспозицию в Непал, Тибет и Камбоджу. [ 46 ]
повторное закрепление
[ редактировать ]Бирма
[ редактировать ]После поездки по Бирме в 1950 году премьер-министр Бирмы У Ну попросил Индию предоставить часть реликвий для постоянного хранения в Бирме. Позже в том же году премьер-министр Индии Джавахарлал Неру согласился предоставить Бирме «постоянную ссуду» части реликвий, что было расценено как жест доброй воли по отношению к ее новому независимому соседу. [ 47 ] Часть реликвий Бирмы прибыла из Калькутты в 1951 году, в тот же день, что и некоторые реликвии самого Будды. Как и в первый визит, их встретила большая толпа, и их отправили на экскурсию по Бирме. Затем мощи были помещены в храм возле пагоды Ботатуанг , который был разрушен во время Второй мировой войны и сейчас реконструируется. Хотя правительство Бирмы первоначально намеревалось разместить реликвии в пагоде Ботатуанг после реконструкции, после завершения строительства пагоды Каба Айе в 1952 году премьер-министр У Ну решил вместо этого разместить их на постоянной основе в пагоде Каба Айе в Янгоне . [ 47 ]
Шри-Ланка
[ редактировать ]Шри-Ланке также досталась часть мощей, которые были привезены из Санчи в 1952 году и хранились в храме Общества Маха Бодхи в Коломбо . Реликвии выставляются ежегодно во время местного празднования дня рождения Будды, Дня Весака . [ 48 ] [ 49 ] В 2015 году Общество Маха Бодхи нарушило традицию, показав реликвии Папе Франциску вне ежегодного фестиваля. Отвечая на критику, глава общества заявил, что ни один Папа Римский не входил в буддийский храм с 1984 года, и добавил, что "религиозные лидеры должны играть положительную роль, чтобы объединить [свои] общины, а не разделять". [ 49 ]
Индия
[ редактировать ]Часть реликвий, оставшихся в Индии, также была помещена в 1952 году в Четиягири Вихара в Санчи, построенном Обществом Маха Бодхи специально для хранения реликвий. [ 41 ] [ 50 ] Вихара , частично финансировалась за счет пожертвования наваба Бхопала а также гранта на землю от местного правительства Бхопала . [ 50 ] Реликвии демонстрируются каждый год на ежегодном международном буддийском фестивале в ноябре. [ 51 ] В 2016 году выставку посетила тайская принцесса Сириндхорн . [ 52 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Другая часть реликвий Сарипутты и Маха Могалланы была подарена Обществом Маха Бодхи Обществу медитации прозрения в Барре, штат Массачусетс , и выставлена там на обозрение в 2008 году. [ 53 ] Год спустя часть реликвии Сарипутты была позже перенесена в близлежащий Центр буддийских исследований Барре и помещена в недавно построенную каменную ступу на территории этого кампуса.
-
Пагода Каба Айе, где хранится часть реликвий Бирмы.
-
Общество Махабодхи в Коломбо, где хранится часть реликвий Шри-Ланки.
-
Четиягири Вихара в Санчи, где хранится часть индийских реликвий.
-
Каменная ступа в Центре буддийских исследований Барре
Наследие
[ редактировать ]Брекке называет возвращение мощей Сарипутты и Могалланы в Азию величайшим достижением и «самой значительной исторической точкой отсчета» Индийского Общества Маха Бодхи , с которой может сравниться только роль, которую общество сыграло в возвращении реликвий Будды. сам. [ 54 ] Реликвии были приняты в Индии на массовой церемонии, и их возвращение было широко отмечено. [ 55 ] По словам Брекке, премьер-министр Индии Неру рассматривал буддизм как мирную и объединяющую силу для Индии, а мощи главных учеников рассматривались как символ ценностей новой независимой страны, таких как религиозная терпимость и ненасилие . В различных выступлениях на церемонии передачи реликвий ораторы сравнивали лидера независимости Индии Махатму Ганди и Будду. [ 56 ]
По мнению историка искусства Джека Долтона , визит реликвий в Бирму сыграл значительную политическую роль и в Бирме. Новое независимое бирманское государство способствовало возрождению буддизма в стране, которая в то время переживала широкомасштабные гражданские беспорядки. Реликвии помогли утвердить легитимность нового бирманского правительства и оказали объединяющее воздействие на страну. [ 57 ] После того, как реликвии посетили Бирму, премьер-министр Бирмы У Ну заявил, что «в каждом месте, где реликвии были выставлены, особенно в окрестностях неспокойных районов, моральный дух общества значительно улучшился». [ 58 ]
Далтон описывает историю реликвий и их влияние на различные правительства как «удивительные», учитывая, что они представляли собой всего лишь крошечные фрагменты костей, заявляя, что: «Эти крошечные кусочки костей тронули не только миллионы преданных во всем мире, но и национальные правительства». [ 59 ] Брекке утверждает, что история реликвий демонстрирует динамику между археологией и политикой. По мнению кураторов Музея Виктории и Альберта, а также Мейси и Каннингема, мощи Сарипутты и Могалланы имели лишь художественную и историческую ценность, и в этом мире «не было места религиозному использованию реликвий». , - утверждает Брекке. [ 60 ] Однако в местах окончательного захоронения мощей значение мощей было почти полностью религиозным. В Бирме размещение бирманской части реликвий было встречено преданными, павшими на колени в благоговении, когда реликвии проходили мимо. [ 61 ] В Шри-Ланке шри-ланкийскую часть реликвий обычно выносят только для всеобщего обозрения и почитания в день рождения Будды, День Весак . [ 49 ] в то время как в Индии ежегодно в вихаре, где хранится часть реликвий Санчи, проводится ярмарка, которую посещают буддисты со всего мира. [ 51 ] [ 62 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 67.
- ^ Шелк 2019 , с. 411.
- ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 31-32,57,65.
- ^ Далтон 1999 , с. 104.
- ^ Басвелл и Лопес 2013 , с. 1903.
- ^ Маласекера 1937a .
- ^ Хекер и Ньянапоника Тера 2003 , с. 68-69.
- ^ Шелк 2019 , с. 414-415.
- ^ Перейти обратно: а б Маласекера 1937б .
- ^ Рис Дэвидс 1908 , с. 768.
- ^ Перейти обратно: а б Брекке 2007 , стр. 275.
- ^ Хайэм 2004 , с. 215.
- ^ Далтон 1999 , с. 104-105.
- ^ Перейти обратно: а б с Далтон 1999 , с. 106.
- ^ Эйнсворт 1854 , с. 111, 113.
- ^ Эйнсворт 1854 , с. 112.
- ^ 2010 , с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б с Каннингем 1854 , с. 297.
- ^ Каннингем 1854 , с. 300.
- ^ Каннингем 1854 , с. 299-300.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тхера, Ньянапоника. «Жизнь Сарипутты, составленная и переведенная Ньянапоникой Тхера на основе палийских текстов» . www.accesstoinsight.org . Архивировано из оригинала 22 июня 2019 года . Проверено 26 апреля 2020 г. .
- ^ Каннингем 1854 , с. 297 305.
- ^ Брекке 2007 , стр. 274.
- ^ Каннингем 1854 , с. 297-298.
- ^ Перейти обратно: а б Каннингем 1854 , с. 299.
- ^ Эйнсворт 1854 , с. 113.
- ^ Перейти обратно: а б с Далтон 1999 , с. 107.
- ^ Каннингем 1854 , с. 323-324.
- ^ Каннингем 1854 , с. 324.
- ^ Далтон 1999 , с. 105-106.
- ^ Перейти обратно: а б с Далтон 1999 , с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б Брекке 2007 , стр. 277-278.
- ^ Брекке 2007 , стр. 277.
- ^ Фино, Луи (1917). «Годовой отчет Археологической службы Индии, часть I, 1915–1916; Археологическая служба Индии, Годовой отчет, 1913–1914» . Бюллетень Французской школы Крайнего Востока . 17:12 . Архивировано из оригинала 22 августа 2020 года . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Далтон 1999 , с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б Брекке 2007 , стр. 279-284.
- ^ Брекке 2007 , стр. 281-282.
- ^ Перейти обратно: а б Брекке 2007 , стр. 284–287.
- ^ Брекке 2007 , стр. 285.
- ^ Далтон 1999 , с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б с д Далтон 1999 , с. 110-111.
- ^ Брекке 2007 , стр. 287–290.
- ^ Далтон 1999 , с. 111-113.
- ^ Далтон 1999 , с. 111-112.
- ^ Далтон 1999 , с. 112-113.
- ^ Маха Тхера Трипитакавагишварачарья 1892 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Далтон 1999 , с. 111-121.
- ^ Сантьяго, Мелани (3 мая 2015 г.). «Священные реликвии Господа Будды доставлены в зону Сираса Весак; тысячи людей собираются, чтобы воздать должное» . Новости в первую очередь . Архивировано из оригинала 30 сентября 2017 года . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Аккара, Анто (15 января 2015 г.). «Буддийский центр нарушает традицию и показывает почитаемую папой реликвию» . Католическая Филадельфия . Католическая служба новостей . Архивировано из оригинала 30 сентября 2017 года . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Маха Тхера Трипитакавагишварачарья 1892 , с. 189.
- ^ Перейти обратно: а б Сантош, Нирадж (27 ноября 2016 г.). «Реликвии главных учеников Будды, выставленные в Санчи» . Индостан Таймс . Бхопал. Архивировано из оригинала 6 мая 2017 года . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Тайская принцесса посещает Санчи» . Индостан Таймс . Бхопал. 22 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 6 мая 2017 г.
- ^ «Искусство ИМС» . Общество медитации прозрения . 10 июля 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ Брекке 2007 , стр. 271.
- ^ Брекке 2007 , стр. 294–295.
- ^ Брекке 2007 , стр. 295–296.
- ^ Далтон 1999 , с. 113-114.
- ^ Далтон 1999 , с. 114.
- ^ Далтон 1999 , стр. 122.
- ^ Брекке 2007 , стр. 297–299.
- ^ Далтон 1999 , с. 119.
- ^ Синха, Шашанк Шекхар (1 апреля 2018 г.). «Малоизвестное путешествие буддийских реликвий - из Индии в Великобританию и обратно» . Проволока . Архивировано из оригинала 25 июня 2021 года . Проверено 28 мая 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Эйнсворт, Уильям Харрисон (1854 г.), Журнал Эйнсворта: сборник романов, общей литературы и искусства , Чепмен и Холл , получено 19 апреля 2020 г.
- Брекке, Торкель (1 января 2007 г.), «Яблоки раздора: буддийские реликвии, национализм и политика археологии» , Numen , 54 (3): 270–303, doi : 10.1163/156852707X211564 , ISSN 1568-5276 , заархивировано из оригинал 29 марта 2020 г. , получено 19 апреля 2020 г.
- Басуэлл, Роберт Э. младший; Лопес, Дональд С. мл. (2013), Принстонский словарь буддизма. (PDF) , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета , ISBN 978-0-691-15786-3 , заархивировано (PDF) из оригинала 12 июня 2018 г. , получено 19 апреля 2020 г.
- Каннингем, Александр (1854 г.), Бхилса Топес, или буддийские памятники Центральной Индии: краткий исторический очерк подъема, прогресса и упадка буддизма и т. Д. , Смит
- Далтон, Дж. (1999), «Сарипутта и Моггаллана в Золотой Земле: Реликвии главных учеников Будды в пагоде Каба Айе» (PDF) , Журнал исследований Бирмы , 4 (1): 101–128, doi : 10.1353/jbs.1999.0002 , S2CID 161183926 , заархивировано (PDF) из оригинала 29 декабря 2019 г. , получено 19 апреля 2020 г.
- Хеккер, Хельмут; Ньянапоника Тхера (2003), Великие ученики Будды: их жизнь, их труды, их наследие (PDF) , Саймон и Шустер, ISBN 978-0-86171-381-3 , заархивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2020 г.
- Хайэм, Чарльз (2004), Энциклопедия древних азиатских цивилизаций , Нью-Йорк: факты в файле, ISBN 0-8160-4640-9 , OCLC 51978070
- Ле, Хуу Фуок (2010), буддийская архитектура , Графикол, ISBN 978-0-9844043-0-8 , заархивировано из оригинала 6 мая 2022 года , получено 24 апреля 2020 года.
- Маха Тхера Трипитакавагишварачарья, Валпола Шри Рахула (1892), Маха Бодхи , Общество Маха-Бодхи.
- Маласекера, GP (1937a), Словарь палийских имен собственных (Сарипутта) , том. 2 (1-е изд. для Индии), Дели: Motilal Banarsidass Publishers , ISBN 81-208-3022-9 , заархивировано из оригинала 5 августа 2013 года , получено 21 апреля 2020 года.
- Маласекера, GP (1937b), Словарь палийских имен собственных (Маха Моггаллана Тера) , том. 2 (1-е изд. для Индии), Дели: Motilal Banarsidass Publishers , ISBN 81-208-3022-9 , заархивировано из оригинала 6 мая 2021 года , получено 28 мая 2021 года.
- Рис Дэвидс, TW (1908), «Моггаллана» , в Гастингсе, Джеймс ; Селби, Джон Александр; Грей, Луи Х. (ред.), Энциклопедия религии и этики , том. 8, Эдинбург: Т. и Т. Кларк
- Силк, Джонатан А. (2019), Энциклопедия буддизма Брилла, том второй , фон Хинубер, Оскар; Эльтшингер, Винсент; Боуринг, Ричард; Радич, Майкл, Лейден, ISBN 978-90-04-29937-5 , OCLC 909251257
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )