Еврей из Линца
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Кимберли Корниш |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Людвиг Витгенштейн |
Издатель | Century Books, издательство Random House В Германии как еврей из Линца: Гитлер и Витгенштейн (1998) Ульштейна Верлага |
Опубликовано на английском языке | 1998 |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 298 |
ISBN | 0-7126-7935-9 |
Класс ЛК | B3376.W564 |
«Еврей из Линца» — это книга австралийской писательницы Кимберли Корниш, вышедшая в 1998 году, в которой автор утверждает, что австрийский философ Людвиг Витгенштейн оказал глубокое влияние на Адольфа Гитлера , когда они оба были учениками Realschule ( младшая средняя школа ) в Линце, Австрия. в начале 1900-х годов. Корниш также утверждает, что Витгенштейн участвовал в советской шпионской сети Кембриджской пятерки во время Второй мировой войны. [1]
Содержание
[ редактировать ]Краткое содержание
[ редактировать ]- Поводом для того, чтобы Адольф Гитлер стал антисемитом, стало общение школьника в Линце примерно в 1904 году с Людвигом Витгенштейном.
- В 1920-е годы Витгенштейн вступил в Коминтерн .
- Будучи преподавателем Тринити-колледжа и членом Кембриджских апостолов , Витгенштейн нанял своих коллег-апостолов Гая Берджесса , Кима Филби и Энтони Бланта , всех студентов Тринити, а также Дональда Маклина из соседнего Тринити-холла , для работы на Советский Союз .
- Витгенштейн был ответственен за тайну расшифровки немецкого кода « Энигмы », переданного Иосифу Сталину , что в конечном итоге привело к поражениям нацистов на Восточном фронте и освобождению выживших евреев из лагерей.
- И ораторское искусство Гитлера, и философия языка Витгенштейна происходят из герметической традиции , ключом к которой является теория разума Витгенштейна «без собственности», описанная П.Ф. Стросоном в его книге «Индивиды» (1958). [2]
средняя школа
[ редактировать ]Корниш использовал школьную фотографию из Realschule ( неполной средней школы ) в Линце, Австрия, на обложке своей книги. Этот мальчик в правом верхнем углу, несомненно, Гитлер (см. выше справа). Корниш утверждает, что Витгенштейн — мальчик внизу слева; он говорит, что отдел фотографических доказательств полиции штата Виктория в Австралии изучил фотографию и подтвердил, что «весьма вероятно», что мальчик — Витгенштейн. Правительство Германии [3] и источники в США [4] датируйте фотографию 1901 годом, вскоре после прибытия Гитлера в школу, но за два года до зачисления Витгенштейна.
По словам биографов Витгенштейна , Витгенштейн и Гитлер посещали Реальную школу Линца , государственную школу, в которой обучалось около 300 учеников, и находились там одновременно только с 1903 по 1904 год. [5] Хотя Гитлер был всего на шесть дней старше Витгенштейна, в школе между ними была разница в два класса: Гитлер учился на втором курсе, а Витгенштейн перешел на год вперед. Тезис Корниша заключается не только в том, что Гитлер знал молодого Витгенштейна, но и в том, что он ненавидел его, и что Витгенштейн был именно тем еврейским мальчиком школьных лет, о котором говорится в « Майн кампф» . Последнее утверждение касалось следующей цитаты:
Точно так же и в школе я не нашел повода, который мог бы заставить меня изменить эту унаследованную картину. В Реальной школе я, правда, встретил одного еврейского мальчика, к которому все мы относились с опаской, но только потому, что различный опыт заставил нас усомниться в его осмотрительности и мы не особенно ему доверяли; но ни у меня, ни у других не было никаких мыслей по этому поводу.
- Адольф Гитлер, «Майн кампф », английский перевод Ральфа Манхейма, 1943 г.
Корниш далее утверждает, что антисемитизм Гитлера включал проекцию черт молодого Витгенштейна на весь еврейский народ. У Витгенштейна действительно было трое бабушек и дедушек-евреев, но сам Витгенштейн, а также его мать и отец были католиками.
Кембриджская пятерка
[ редактировать ]Корниш также утверждает, что Витгенштейн является наиболее вероятным подозреваемым в вербовке шпионской сети « Кембриджской пятерки ». Автор предполагает, что Витгенштейн был ответственен за британскую технологию дешифрования немецкого кода «Энигмы» , дошедшего до Красной Армии , и тем самым способствовал победам Красной Армии на Восточном фронте , которые привели к освобождению лагерей и, в конечном итоге, к свержению Рейха.
Он пишет, что советское правительство предложило Витгенштейну кафедру философии в бывшем университете Ленина ( Казань ) в то время (во время Великой чистки ), когда идеологический конформизм был в приоритете среди советских ученых и навязывался самыми суровыми наказаниями. Витгенштейн хотел эмигрировать в Россию сначала в двадцатые годы, как он писал в письме Паулю Энгельману , а затем снова в тридцатые годы, чтобы работать либо чернорабочим, либо преподавателем философии. Корниш утверждает, что, учитывая природу советского режима, возможность того, что философу-немарксисту (или даже тому, над кем правительство не может осуществлять идеологический контроль) будет предложена такая должность, крайне маловероятна.
Теория разума без собственности
[ редактировать ]Другие разделы книги посвящены теориям Корниша о том, что, как он утверждает, является общими корнями философии Витгенштейна и Гитлера в мистицизме, магии и теории разума «без собственности». Корниш видит в этом обобщение Витгенштейном Артура Шопенгауэра концепции единства воли , в которой, несмотря на видимость, существует только одна Воля, действующая через тела всех существ. Эта доктрина, обобщенная на другие умственные способности, такие как мышление, представлена в Ральфа Уолдо Эмерсона «Очерках» . Доктрины, пишет Корниш, придерживался также оксфордский философ Р. Г. Коллингвуд , который был одним из избирателей Витгенштейна на его кафедру в Кембридже. Корниш пытается связать это с аргументами Витгенштейна против идеи «ментальной конфиденциальности» и в заключение говорит: «Я пытался найти источник Холокоста в извращении ранних арийских религиозных доктрин об окончательной природе человека». Корниш также предполагает, что ораторские способности Гитлера в обращении к групповому разуму толпы и философия языка Витгенштейна и отрицание ментальной конфиденциальности являются практическими и теоретическими последствиями этой доктрины.
Прием
[ редактировать ]Книга вызвала споры: рецензенты критиковали ее за установление необоснованных связей между разрозненными событиями. Основная критика сводилась к следующему:
- Показания Корниша спорны.
- Гитлер и Витгенштейн действительно посещали одну и ту же школу в одно и то же время, но свидетельств того, что они знали друг друга, мало.
- Нет никаких доказательств того, что между ними существовал личный антагонизм или что неприязнь Гитлера к Витгенштейну повлияла на курс нацистского антисемитизма.
- Несмотря на обилие материалов, появившихся в архивах КГБ после распада Советского Союза , нет никаких доказательств того, что Витгенштейн входил в число высокопоставленных советских шпионов в Великобритании, или что он был советским агентом, или что он был советским агентом. у него вообще были просоветские симпатии.
- Корниш искажает мысль Витгенштейна и его философский контекст или просто не понимает его.
Одним из главных вопросов разногласий является утверждение о том, что Витгенштейн спровоцировал или существенно способствовал антисемитизму Гитлера, когда они вместе учились в школе. Эта точка зрения имеет некоторую поддержку. Британский профессор Лоуренс Гольдштейн в своей книге «Ясное и странное мышление: развитие Витгенштейна и его актуальность для современной мысли » (1999) назвал книгу Корниша важной, написав: «Во-первых, в Kuk Realschule в Линце Витгенштейн встретил Гитлера и, возможно, вдохновил в нем ненависть к евреям, которая в конечном итоге привела к Холокосту. Это, естественно, тяжелым бременем легло на совесть Витгенштейна в последние годы его жизни... Весьма вероятно, что Гитлер и Витгенштейн действительно встретились, и с тяжелыми последствиями для истории. мира». [6]
Рецензируя собственную книгу Гольдштейна, Мэри Макгинн назвала ее небрежным и безответственным аргументом: «[Он] поражен явной расплывчатостью мысли, которая позволяет ему утверждать, что «в определенных моментах « Майн кампф» , где Гитлер, кажется, свирепствует против евреев в в целом он имеет в виду отдельного молодого Людвига Витгенштейна», и предполагать, что Витгенштейн «мог вдохновить… () ненависть к евреям, которая в конечном итоге привела к Холокосту». Это именно такая небрежность и безответственность. «правдоподобный» стиль мышления, против которого направлена философия Витгенштейна своим тщательным вниманием к частностям и нежеланием говорить больше или меньше того, что оправдано». [7]
Избранные обзоры
[ редактировать ]Рэй Монк , один из биографов Витгенштейна, концентрируется на несоответствиях в теории Корниша о том, что Витгенштейн был главой кембриджской шпионской сети, и задается вопросом, почему Корниш, очевидно, не удосужился проверить ни одну из своих теорий, проверив архивы КГБ . В конце концов, Монк говорит: «Когда я читал «Еврея из Линца» , я задавался вопросом, как Корниш придумал такое странное произведение. «новаторская детективная работа», но я думаю, что это действительно новаторская детективная фантастика». [8]
Дэниел Джонсон рассматривал «Еврея из Линца» как «ревизионистский трактат, маскирующийся под психоисторию». Он писал: «Корниш правильно определяет «поворот исследования» как тезис о том, что «нацистская метафизика , как она различима в трудах Гитлера… есть не что иное, как теория разума Витгенштейна, модифицированная таким образом, чтобы исключить расу ее изобретателя». Таким образом, еврей из Линца был косвенно ответственен, по крайней мере частично, за Холокост. Корнуолл пытается отклонить смысл своего аргумента следующим образом: «Что бы «евреи» ни сделали, ничто по-человечески не оправдывает того, что с ними сделали». Но затем он предлагает «мысль, которая могла бы прийти в голову еврею -хасиду , и которая более уместна для еврейского, а не нееврейского размышления: тот самый двигатель, который привел к обретению Гитлером магических сил, которые сделали его восхождение и Холокост Витгенштейна возможным было нарушение Пакта ». На этом этапе бессмысленность превращается в совершенно зловещую. [9]
Шон Френч писал в New Statesman : «В этом аргументе есть что-то героическое, и он мог бы стать хорошей темой для романа об опасностях создания теорий из ничего. Владимир Набоков должен был написать это. Дело не только в том, что существуют Слабые звенья в теории В теории нет никаких доказательств того, что Гитлер в свой последний несчастливый год хотя бы знал мальчика на два года старше его. Гитлер не доверял ни доказательствам того, что высказывания Гитлера о доносах связаны с конкретными инцидентами в Реальной школе Линца, ни доказательствам того, что Витгенштейн сообщал о своих сокурсниках». [10] В том же журнале Роз Кэвени называет ее «глупой и нечестной книгой» и говорит: «Намерение [Корниша] состоит в том, чтобы объявить Витгенштейна своей собственной разновидностью созерцательного мистицизма, который он определяет как великое прозрение, которое индоевропейцы (или, как он невозрожденно называя их арийцами), привели к индуизму и буддизму». [11]
Энтони Флю предлагает неоднозначную оценку: «Г-н Корниш утверждает, что причина, по которой правительство СССР относилось к Витгенштейну с такой особой щедростью, заключалась в том, что он был вербовщиком всех кембриджских шпионов. Вопрос в том, верна или ложна эта гипотеза. может быть окончательно решено только в том случае, если и когда будут изучены соответствующие советские архивы. Но я сам настолько уверен, что без такой решительной проверки возможно, что г-н Корниш прав. На странице Части III г-н Корниш объясняет, что суть этой доктрины была выражена Эмерсоном в его повторении первоначальной арийской доктрины сознания: «… акт видения и видимая вещь, наблюдатель и зрелище, субъект и цель одна». Признаюсь, не очень стыдясь, что, столкнувшись с такими доктринами, я хочу процитировать Граучо Маркса: «Это кажется абсурдным». [12]
Немецкий историк Михаэль Риссманн утверждает, что Корнуолл переоценивает интеллектуальные способности Гитлера и использует фальшивые переговоры, которые, как утверждает Герман Раушнинг , он вел с Гитлером, чтобы доказать предполагаемый оккультный интерес Гитлера». [13] В «Философии сегодня » Джон Манн утверждает, что разногласия, которые так разозлили многих критиков книги, были просто ловкой уловкой Корниша, призванной привлечь больше читателей. Манн пишет: «Корниш достаточно умен, чтобы понять, что если бы он написал книгу о своей теории языка «без собственности», у нее не было бы широкой читательской аудитории. его собственные цели связаны с Гитлером, и на самом деле ему нужно, чтобы Корниш объяснил все это очень подробно до конца книги, он рецензирует книгу во всех газетах и даже публикует ее в «Санди Таймс» ... Если вы ищете книгу. который предлагает историю, политику, магию и философию, попробуйте «Еврей из Линца ». [14]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дэвис, Дуглас. «Любимая ненависть Гитлера», « Джерузалем пост» , 20 апреля 1998 г.
- ^ Стросон, Питер. Лица . Метуэн, 1958 год.
- ^ «Цифровые фотоархивы Федеральных архивов» . Проверено 13 мая 2011 г. Введите «Гитлер» и «1901» в поля поиска. Класс обозначен как «1B», а учитель — «профессор Оскар Лангер».
- ^
- «Гитлер в юности; с одноклассниками на школьной фотографии; Линц, Австрия; июнь 1901 года» . Библиотека Конгресса США . Проверено 13 мая 2011 г.
- «Одноклассники Адольфа Гитлера в Линце, 1901 год» . Библиотека Конгресса США . Проверено 13 мая 2011 г. впервые опубликовано в Германии в 1935 году.
- ^ МакГиннесс, Брайан. Молодой Людвиг: Жизнь Витгенштейна 1889-1921 гг . Калифорнийский университет Press, 1988, с. 51 и Монк, Рэй. Людвиг Витгенштейн: Долг гения . Penguin, 2001 (впервые опубликовано в 1990 г.), с. 15.
- ^ Гольдштейн, Лоуренс. Ясное и странное мышление: развитие Витгенштейна и его значение для современной мысли . Дакворт, 1999, стр.164.
- ^ Макгинн, Мэри. «Привет, Людвиг!» Литературное приложение Times , 26 мая 2000 г., с. 24.
- ^ Монк, Рэй. «Еврей из Линца: Витгенштейн, Гитлер и их тайная битва за разум» , Quadrant , сентябрь 1998 г.
- ^ Джонсон, Дэниел. «Чего только не происходило в Линце», Литературное приложение к The Sunday Times , 17 апреля 1998 г.
- ^ Френч, Шон. New Statesman , 3 марта 1998 г.
- ^ Кавени, Роз. New Statesman , 5 июня 1998 г.
- ^ Полетел, Энтони. «Еврей из Линца: Витгенштейн, Гитлер и их тайная битва за разум», Free Life , выпуск 32, июль 1999 г.
- ^ Риссманн, Майкл. Бог Гитлера. Вера в провидение и чувство миссии немецкого диктатора , Цюрих, Мюнхен: Пендо, 2001, с. 95 и сноска 456.
- ^ Манн, Джон. «Еврей из Линца» Кимберли Корниш, Philosophy Now , 19 июня 1998 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клагге, Джеймс К. (редактор) Витгенштейн: биография и философия . Издательство Кембриджского университета, 2001.
- «Магнаты и метафизика» , The Economist , 14 марта 1998 г.
- Почти все фото: 41 мальчик и 1 мужчина.