Исаак Сатана
Исаак Сатанов (родился в Сатанове , Польша (ныне на Украине ), 1732; умер в Берлине , Германия , 25 декабря 1804 года) — польско- еврейский маскил , учёный и поэт.
Жизнь
[ редактировать ]Родившись в еврейской семье в Сатанове , в раннем взрослом возрасте он покинул родную страну и отправился в Берлин в поисках образования. Там он стал протеже Даниэля Ицига и Дэвида Фридлендера , которые нашли ему работу учителем в некоторых известных семьях. [1]
Сатанов представляет собой своеобразный тип. Как и Байрон , он и физически, и душевно представлял собой конгломерат контрастов. Он одевался в одежду польского еврея того времени, но в своих действиях и привычках был настоящим немцем. Хотя он был ортодоксальным по своим убеждениям, он, тем не менее, поддерживал реформы на практике. Он был одним из величайших знатоков еврейской традиции и знаний, но при этом был одним из самых свободомыслящих философов. Он был проницательным физиком и вдохновенным поэтом; реалист и идеалист. [1]
Работа
[ редактировать ]В своем «Мишле Асаф» он настолько смешал стиль Библии с современным прекрасным письмом, что критики его времени не знали, как охарактеризовать это произведение. Одни были склонны почитать его как пережиток древности, другие нападали на автора как на литературного шарлатана, желающего выдать собственное произведение за произведения древних писателей. Раввин Йозеф бен Меир Теомим дал умную критику:
- «Я действительно не знаю, кому приписать эти высказывания [из «Мишле Асафа»]; возможно, их сочинил сам издатель; ибо я знаю, что он плагиатор. Однако он отличается от остальных, класс в том отношении, что они занимаются плагиатом чужих произведений и выдают их за свои, в то время как он занимается плагиатом своих собственных произведений и выдает их за чужие». [1]
Сочиняя свой «Мишле Асаф» , произведение, в котором благороднейшие мысли выражены отборнейшей дикцией, он не погнушался в то же время написать трактат о том, как за один день просверлить отверстия в трехстах жемчужинах и как удачно смешивать разные виды жемчужин. спиртных напитков. Даже в самых серьезных и торжественных его произведениях всегда можно обнаружить скрытую нотку самого игривого юмора. [1]
Сатанов как поэт принадлежит к двум совершенно разным школам. В своих ранних работах он следовал теории старой школы, которая считала игру слов, богатую дикцию и разнообразие выражений важнейшими требованиями хорошей поэзии; но в своих более поздних работах он использовал простой и сильный стиль библейских писателей, и его можно справедливо назвать «восстановителем библейской поэзии». Достаточно сравнить его «Эдер ха-Йекар» и «Сефер ха-Хиззайон» с его «Мишле Асаф», чтобы сразу увидеть разницу в стиле. [1]
Среди наиболее важных работ Сатанова можно выделить следующие:
- «Сифте Ренанот», краткое изложение грамматики иврита (Берлин, 1773 г.).
- «Сефер ха-Хиззайон» (ib. 1775 [?]), в восьми частях: часть I, трактат о критике и познании; ii. О поэзии; iii., сборник пословиц; iv., трактаты на разные научные темы: рассуждение о зрительных и слуховых чувствах, от которого он делает отступление, и обсуждает обитателей Луны; v., дискуссии об эстетических проблемах, таких как любовь, дружба, справедливость и т. д.; VI., живописное описание вселенной; viii., дискуссии на различные темы. Вся работа написана весьма витиеватым стилем; на нем не указано имя автора; но несколько намеков в некоторых стихотворениях не оставляют сомнений в том, кем он был.
- «Имре Бина» (ib. 1784).
- «Селихот», новое издание (там же, 1785 г.).
- «Сефер ха-Шорашим», в трех частях, трактат о еврейских корнях (ib. 1787).
- «Мишле Асаф», собрание гномов, созданное по образцу Книги пословиц (ib. 1788-91).
- «Море Небуким», текст вместе с комментариями (ib. 1791–1796).
- «Земирот Асаф» с комментарием Самуила бен Меира (ib. 1793). Это была первая попытка славянской школы создать национальную лирическую поэзию, хотя псалмы имеют форму скорее философских размышлений, чем лирического выражения. В них нет никаких отсылок к национальной истории или национальным знаниям, а также никаких проявлений патриотизма. Они образуют простую доксологию и отражают рациональный взгляд на природу в отличие от мистицизма.
- «Пирке Шира» по естественным наукам. [1]
- Дополнения к Менахему бен Аврааму из перпиньянского « Сефер ха-Гдарим» (1798 г.).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж
Розенталь, Герман; Готлиб, Юлиус (1901–1906). «Сатанов, Исаак Ха-Леви» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 13 декабря 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Франц Делич , «К истории еврейской поэзии» , § 23, Лейпциг, 1836 г.
- Самуэль Джозеф Фуэнн , Кенесет Исраэль , 1886, с. 643