Уродливые джихады
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2017 г. ) |
фула джихадов (или фулани ) Джихады ( араб . جهاد الفولا ), иногда называемые революцией фулани , представляли собой серию , которые происходили по всей Западной Африке в 18 и 19 веках и возглавлялись в основном мусульманским народом фула . Джихады и государства джихада прекратились с европейской колонизацией .
Самое раннее государство фульбе было основано в Бунду в 1690 году. Первое вооруженное восстание произошло в Фута-Джаллоне в 1725 году, когда скотоводы фула при поддержке мусульманских торговцев восстали против местных вождеств. К 1750 году Фула учредил имамата Фута Джаллон и поместил регион под действие законов шариата . Их успех вдохновил тукулеров на берегах нижнего Сенегала основать собственное государство, Имамат Фута Торо , посредством серии войн между 1769 и 1776 годами. В начале 19 века движение джихада распространилось на восток, в штаты хауса . Революционер Усман дан Фодио посредством серии джихадов, начавшихся в 1804 году, создал Сокотоский халифат — крупнейшее на тот момент государство в Западной Африке. Агрессивно-экспансионистское государство серьезно ослабило старое королевство Борну . [ 1 ]
Главными мотиваторами джихада было единство посредством распространения религии и добычи рабов путем завоевания соседних народов. [ 2 ]
Джихад как исламская реформа
[ редактировать ]Реформы были направлены на создание исламских государств по всей Западной Африке. Реформы также были направлены на решение социально-политических проблем, в том числе недостаточного населения и нехватки таких товаров, как еда и вода, которые в совокупности усугубили существующие экономические проблемы. Более того, они также хотели остановить европейское вторжение в Африку и исламский мир, поскольку в это время многие европейские страны колонизировали части Африки, а исламские империи, такие как Османская империя, слабели. Эти цели были достигнуты с неоднозначными результатами в нескольких движениях джихада и возникших в результате халифатах, возникших в XIX веке, поскольку некоторые смогли достичь этих целей лучше, чем другие.
Реформа на практике
[ редактировать ]Некоторые халифаты добились больших успехов в развитии стабильной экономики для финансирования развития и обеспечения процветания населения. Халифат Сокото под контролем Мухаммеда Белло и Вазира Гидадо создал сильную экономику, основанную на сельском хозяйстве и ремесленных товарах. Этот экономический рост позволил им финансировать политическое, образовательное и военное развитие внутри Халифата, что привело к его вторжению и завоеванию прилегающих территорий, увеличению числа людей, находящихся под его управлением, и, таким образом, к достижению второстепенной цели - распространения слова ислама. Однако другие группы, даже внутри Халифата Сокото, не смогли создать столь стабильную экономику, как, например, при Массинском джихаде Секу Амаду . Во время конфликта он изо всех сил пытался создать сильную экономику из-за нехватки ресурсов для безопасной охраны бродячих стад крупного рогатого скота и, как таковой, значительной части военной деятельности. Из-за нехватки военных и экономических ресурсов из-за более оборонительной стратегии джихад Масина оказался менее успешным в завоевании других территорий и распространении своей сферы контроля в тех же масштабах, что и Халифат Сокото. Таким образом, можно видеть, что развитие стабильной экономики и сильных вооруженных сил во многом было связано, причем различные движения джихада имели разную силу в этих департаментах, что приводило к разным уровням успеха.
В своей защите от европейских захватчиков лишь немногие группы добились успеха, и вместо того, чтобы победить захватчиков, многим мусульманским группам пришлось совершить массовую миграцию через Северную Африку, чтобы спастись. Те, кто сражался под началом джихада Аль-Хаджа Вмара, были вынуждены бежать, так как не смогли вытеснить французские войска из района реки Сенегал. [ 3 ] Эта акция нанесла серьезный ущерб легитимности руководства этого джихада, поскольку показала людям, что их лидеры не могут эффективно защитить их. Однако одним из преимуществ этого события было то, что оно создало большее чувство мусульманской идентичности и побудило многие халифаты активизировать взаимодействие с другими халифатами, объединив их против общего врага и уменьшив внутреннюю борьбу между различными группами. Таким образом, хотя многие халифаты не смогли достичь своей цели – обеспечить эффективную военную защиту от европейских захватчиков, они смогли достичь цели расширения внутримусульманских отношений и сотрудничества, тем самым усилив чувство исламской единство и идентичность.
Когда дело доходило до установления сильного и законного правления над халифатами, исламские сторонники не всегда добивались успеха. В Халифате Хамдуллахи существовало сильное чувство легитимности в течение 30-летнего правления Секу Амаду, но он не смог назвать преемника. [ 4 ] Это привело к путанице, и в конечном итоге совет решил, что править должен его сын. К несчастью для его сына, этот указ не имел такой же легитимности, как если бы Амаду сам выбрал своего ребенка. Планы сына фактически отличались от планов отца, особенно в отношении преподавания, и поэтому ему не удалось заручиться поддержкой старших слоев населения. [ 4 ]
Джихад заявляет
[ редактировать ]Куртка
[ редактировать ]Небольшое государство на территории современного Сенегала , в котором Тородбе Малик Си пришел к власти в 1690 году в результате первого успешного джихада Фула. Оно предоставило убежище другим мусульманским священнослужителям и плацдарм для будущих джихадистов. [ 5 ]
Фута Джаллон
[ редактировать ]Фута -Джаллон , расположенный в основном на территории современной Гвинеи , был крупным государством с писаной конституцией и чередованием правления двух основных партий: Сория и Альфая . Государство Фута Джаллон возникло в 1735 году, когда мусульмане фулани решили восстать против немусульманских коренных групп и правителей Джалонке, чтобы создать конфедерацию провинций. Альфа Ибрагима Самбегу был избран первым Алмаами в 1725 году в столице Тимбо на территории современной Гвинеи . Государство Фута-Джаллон просуществовало до 1898 года, когда французские колониальные войска разгромили последнего Альмами (правителя) Бокара Биро Барри , демонтировали государство и интегрировали его в свою новую колонию Ривьер-дю-Сюд , которая стала Гвинеей .
Фута Торо
[ редактировать ]Под объединяющим знаменем ислама мусульманские фула восстали против немусульманских фулани Королевства Денианке в 1776 году под предводительством Силеймани Баала . Следующая исламская революция создала новое королевство Фута Торо под управлением правительства под названием Алмамате ( термин, полученный из пулаарского заимствования арабского аль -имам ). До формальной колонизации это государство было ослаблено французскими вторжениями и попытками Эль-Хаджа Умара Талля провести свой «джихад» на восток (см. Также Империю Тукулера ниже).
Сокото Халифат
[ редактировать ]В начале 19 века Усман дан Фодио сверг королей хауса, чтобы создать новую империю Фулани , которая просуществовала до тех пор, пока не была разделена европейскими колонизаторами . Большинство штатов, входящих в состав этой империи, были включены в состав британского протектората Северной Нигерии примерно в 1901–1903 годах.
Государства джихада в регионе, контролируемом империей, включали:
- Абуджа , заменившая прежнего Зубу ; титул правителя — Саркин Заззау , с 1828 года также эмир
- Адамава (ныне частично в Камеруне ), основан в 1809 году; титул Бабан- Ламидо
- Агайе , основанный в 1822 году; титул эмира
- Эмират Баучи , основанный в 1805 году; титул Ламидо ( laamiiɗo на языке фула ), что означает «правитель» (аналогично значению Эмира)
- Гомбе , основанный в 1804 году; титул Модибо Гомбе.
- Гванду , крупное государство джихада фульбе, основанное в 1817 году; титул Эмир
- Хадеджия сменил Бирама (титул Саркин Бирам) в 1805 году; новый титул Саркин Хадеджиа, с 1808 года также именуемый Эмиром
- Джамааре , основанный в 1811 году; стиль Эмир.
- Джемаан Дарроро , основанный в 1810 году; титул Эмир
- Кано заменил старое ( хауса ) государство Кано в марте 1807 года; старый титул Саркин Кано все еще используется, но теперь его также называют Эмиром.
- Катагум , основанный в 1807 году; титул Саркин Катагум, также называемый Эмиром
- Кацина заменила старое (хауса) государство Кацина в 1805 году; старый титул Саркин Кацина все еще используется, но теперь его также называют Эмиром.
- Казауре , основанный в 1818 году; титул Эмир, также называемый Саркин *Арева (очевидно, подражая соседям)
- Кеффи , основанная в 1802 году; титул Эмир
- Лафиаджи, основанный в 1824 году; новый титул Эмир
- Лапай , основанный в 1825 году; стиль Эмир
- Империя Массина
- Муби , основанный в 18..; титул Эмир
- Мури , основанный в 1817 году в стиле Эмира; 1892-1893 де-факто французский протекторат, 1901 год часть британского протектората Северной Нигерии.
- Сокото , центр джихада Фулани, основанный 21 февраля 1804 года Усманом дан Фодио , титулом Амир аль-Муминин, также известным как Ламидо Джулбе; 20 апреля 1817 года Сокото был провозглашен султанатом (титул султан , также называемый Амир аль-Муминин и Саркин Мусулми ), сюзереном всех государств джихада Фульбе; в 1903 году британцы оккупировали султанат Сокото.
- Зария заменила старое государство Заззау (титул Саркин Заззау) 31 декабря 1808 года; первый малам нового стиля, с октября/ноября 1835 г. Эмир, также называл Саркин Зариа и Саркин Заззау.
Империя Массина
[ редактировать ]Это государство, расположенное на территории нынешней центральной части Мали , просуществовало с 1818 по 1862 год. Вдохновленный недавними мусульманскими восстаниями Усмана дан Фодио в соседнем Хаусаленде , проповедник и социальный реформатор Секу Амаду возглавил армию Фула в джихаде против Империи Бамбара . Империя быстро расширялась, взяв Дженне и основав новую столицу в Хамдуллахи . В конечном итоге оно было побеждено Умаром Таллом и включено в состав Империи Тукулёр .
Тукулер Империя
[ редактировать ]Эль-Хадж Умар Талл повел армии на восток от своей базы в Фута-Торо и Дингирайе, чтобы завоевать Каарту , империю Бамбара и Массину в начале 1860-х годов. Тукулер в контролировал регион до французской колонизации, когда последний лидер государства Ахмаду Талл бежал Сокото .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шиллингтон (2012) , стр. 230.
- ^ Хоторн, Уолтер (13 сентября 2010 г.). От Африки до Бразилии: культура, идентичность и атлантическая работорговля, 1600–1830 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 70. ИСБН 9780521764094 .
- ^ Последний (1974) , с. 21
- ^ Jump up to: а б Робинсон (2000) , с. 140
- ^ Брукс, Джордж Э. (август 1985 г.). «ОТ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ ДО 1860 ГОДА Н.Э. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СХЕМА, ОСНОВАННАЯ НА КЛИМАТИЧЕСКИХ ПЕРИОДАХ» (PDF) . Программа африканских исследований Университета Индианы : 209 . Проверено 30 мая 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кертин, Филип Д. (1971). «Джихад в Западной Африке: ранние фазы и взаимоотношения в Мавритании и Сенегале». Журнал африканской истории . 12 (1): 11–24. дои : 10.1017/S0021853700000049 . S2CID 162679179 .
- Кедди, Никки Р. «Исламские доколониальные восстания 18 и 19 веков». В Джеке А. Голдстоуне (ред.). Энциклопедия политических революций . Рутледж. стр. 265–66.
- Последний, Мюррей (1974). «Реформа в Западной Африке: джихадные движения девятнадцатого века». В JFA Аджайи; М. Краудер (ред.). История Западной Африки . Том. 2. Лонгман. стр. 1–29.
- Лавджой, Пол Э. (2016). Джихад в Западной Африке в эпоху революций . Издательство Университета Огайо.
- Робинсон, Дэвид (2000). «Революции в Западном Судане». В Н. Левционе ; Р. Пауэлс (ред.). История ислама в Африке . Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо. стр. 131–152. ISBN 9780821444610 .
- Шиллингтон, Кевин (2012). История Африки (3-е изд.). Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-312-12598-1 .
- Смит, HFC (1961). «Забытая тема истории Западной Африки: исламские революции XIX века». Журнал Исторического общества Нигерии . 2 (2): 169–85.