Иоланда Мохали
Иоланда Ледерер Мохайи | |
---|---|
![]() в своей студии в 1970-е годы | |
Рожденный | 1909 |
Умер | 23 августа 1978 г. | ( 1978-08-23 )
Род занятий | Художник и художник-витражист |
Внешние видео | |
---|---|
![]() |
Иоланда Ледерер Мохали (1909 – 23 августа 1978) была художницей и дизайнером, работавшей с гравюрами на дереве , мозаикой , витражами и фресками , а также с более обычными материалами. [ 1 ] Ее ранние работы были фигуративными, но она все больше двигалась в сторону абстрактного экспрессионизма . [ 1 ] Вместе с такими художниками, как Вальдемар да Коста и Цицерон Диас она открыла путь абстракции в латиноамериканском искусстве. [ 2 ]
Ее работы появлялись на групповых выставках в 1930-е годы. [ 3 ] и ее первая персональная выставка состоялась в 1945 году. [ 4 ] [ 5 ] В 1963 году она была удостоена награды лучшему художнику Бразилии на 7-й биеннале искусств в Сан-Паулу . [ 6 ] В 1965 году ее работы были представлены на персональной выставке на 8-й биеннале искусств в Сан-Паулу. [ 7 ] [ 8 ] У Мохали были персональные выставки в Европе, Японии и США, а также в Латинской Америке. [ 9 ] Ее первая крупная ретроспектива прошла в Музее современного искусства Сан-Паулу (MAM) в 1976 году. [ 10 ] [ 3 ] [ 11 ]
После ее смерти 23 августа 1978 года ее работы демонстрировались на персональных выставках, в том числе в 1979, 1982, 1984 годах. [ 3 ] 2008, 2009, 2014 и 2015 годы. [ 9 ] Ее работы включены в постоянные коллекции Художественного музея Америки в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 12 ] (бывший Музей современного искусства Латинской Америки [ 13 ] ), Музей современного искусства Университета Сан-Паулу (MAC), [ 7 ] Casa Roberto Marinho в Рио-де-Жанейро , [ 14 ] [ 15 ] и коллекция Клеусы Гарфинкель в Бразилии. [ 16 ]
Карьера
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Иоланда Ледерер родилась в 1909 году в тогдашнем Коложваре , Королевство Венгрия (позже Клуж-Напока , Румыния ). Она училась в Свободной школе Надьбанья , а затем посещала Королевскую академию Будапешта с 1927 по 1929 год. [ 7 ] [ 4 ] [ 1 ] Ее родители были музыкантами. Она научилась пению бельканто и всю жизнь любила классическую музыку , описывая свои более поздние абстрактные работы как музыкальные. [ 9 ]
В 1931 году Иоланда Ледерер переехала в Бразилию, чтобы выйти замуж за венгерского химика Габриэля Мохали, который там работал. [ 9 ]
Фигуративные работы
[ редактировать ]Уже будучи опытным художником, Иоланда Мохали поселилась в Сан-Паулу, Бразилия, и преподавала рисунок и живопись. Среди ее учениц была Гизельда Лейрнер. [ 17 ] Мария Бономи , [ 18 ] [ 19 ] Элеонора Кох , [ 20 ] и Элис Брилл . [ 21 ] Ее ранние работы часто представляли собой яркие акварели с ощущением света и прозрачности. [ 9 ] которые показывают влияние экспрессионизма . [ 3 ]
Многие работы Мохали 1930-х годов сосредоточены на человеческой фигуре и демонстрируют ее озабоченность социальной несправедливостью и обездоленными. [ 3 ] В 1935 году Мохали начал посещать Ласара Сегала салон . Лазар Сегал (1891-1957) произвел на Мохали глубокое впечатление, сильно повлияв на ее фигуративное творчество, которое стало более мрачным и мрачным. [ 9 ] Цветовая палитра Мохали стала схожей с палитрой Сегалла, с преобладанием тонов охры в плотной и сложной хроматизме. Однако Мохали отличалась от Сигалла использованием желтого цвета. Она продемонстрировала значительное мастерство в использовании масла для создания светящихся и прозрачных эффектов, подобных ее акварели. [ 3 ] На сходство между ее работами и работами Сегалла указывали такие критики, как Марио Педроса и Серджио Милье , которые призвали Мохали разработать свой собственный стиль. [ 9 ]
Примерно в 1937 году Мохали присоединился к «Grupo dos Sete» (Группа 7). [ 22 ] [ 7 ] вместе с Виктором Брешере (1894–1955), [ 5 ] Элизабет Нобилинг (1902–1975), Рино Леви (1901–1965), [ 22 ] Антонио Гомид (1895–1967), [ 5 ] Джон Луи Грац (1891–1980) и Регина Гомиде Грац (1897–1973). [ 3 ]
Вторая мировая война принесла перемены: в 1939 году Габриэль Мохайи потерял работу, и пара переехала в Риу-Гранди-ду-Сул . на время [ 23 ] Среди учеников Мохали было несколько немецких еврейских беженцев. [ 24 ] а некоторые из ее работ 1940-х годов, такие как «Memórias» («Воспоминания»), отражают положение беженцев Второй мировой войны. [ 22 ] Первая персональная выставка Мохалуи состоялась в 1945 году. [ 4 ] [ 5 ] в Институте архитекторов Бразилии. Он получил положительную оценку искусствоведа Луиса Мартинса . [ 22 ]
В 1951 году Мохали сделала свои первые гравюры на дереве, учась у Хансена Баия (1915-1978) в Сальвадоре. [ 22 ] В 1950-е годы Мохали использовала для своих картин темные, насыщенные цвета, иногда смешивая густую, тяжелую краску с песком или другими материалами для создания грубой текстуры. [ 3 ] Работы Мохали постепенно становились более абстрактными, особенно их фон. [ 23 ] и показал некоторое влияние кубизма . [ 3 ] Она все больше привлекала внимание международных коллекционеров. [ 22 ]
Мохали создал витражи для Fundação Armando Alvares Penteado (FAAP) и фрески для Capela do Cristo Operário [ 25 ] [ 22 ] (совместно с Альфредо Вольпи [ 23 ] и др.) и церковь Сан-Доминго. [ 25 ] Позже она разработала витражи для Капела-де-Сан-Франциско в Итатиайе . [ 26 ]
Абстракция
[ редактировать ]В 1957 году Мохали вернулась в Европу впервые с тех пор, как уехала из нее в 1931 году. В Ареццо, Италия , она была глубоко поражена картинами Пьеро делла Франческа пятнадцатого века , мастера эпохи Возрождения . По ее собственным словам, его работы побудили ее отказаться от фигуративной живописи. [ 9 ] Она отвергла модернистские движения кубизма и экспрессионизма ради чистой абстракции . [ 23 ] По возвращении в Бразилию она посетила Ласара Сегала, творчество которого оказало на нее огромное влияние. Он умолял ее не становиться абстракционисткой; Мохали чувствовала, что «ей просто необходимо». [ 9 ] [ 27 ] Сигалл умер вскоре после этого, 2 августа 1957 года. С тех пор Мохали отверг фигуративное искусство и окончательно обратился к абстракции. [ 23 ] [ 9 ] [ 27 ] На ее полотнах все чаще использовались крупные цветные формы, свободно наложенные на линейные элементы. Широкие жесты расширялись, охватывая все более большие пространства и рыхлые текстуры. Комбинации цветов часто создавали тонкую прозрачность, придавая ее более поздним работам особое ощущение яркости. [ 3 ]
В 1958 году Мохали получил премию Лейрнера в области современного искусства , основанную Исаем Лейрнером (1903-1962), директором Музея современного искусства Сан-Паулу (MAM) и основателем Galeria de Arte. дас Фольяс . [ 28 ] В 1959 году она участвовала в Первой коллективной выставке бразильских художников в Европе. [ 29 ]
С 1960 по 1962 год Мохали преподавал на курсах дизайна и пластических искусств FAAP. [ 3 ] В 1962 году она представляла Бразилию на первой Американской биеннале искусства в Кордове, Аргентина , где сэр Герберт Рид выбрал ее работы для включения в выставку во время посещения Соединенных Штатов. [ 11 ] [ 30 ]
Мохали участвовала во многих национальных и международных выставках и почти во всех международных биеннале искусства в Сан-Паулу в период с 1951 по 1967 год. В 1963 году она была удостоена награды как лучший национальный художник Бразилии на 7-й биеннале искусств в Сан-Паулу. [ 6 ] На следующей биеннале в 1965 году у нее был специальный зал. [ 7 ] [ 8 ] На протяжении всей своей жизни Мохали широко выставлялась, проводя персональные выставки в Европе, Японии и США, а также в Латинской Америке. [ 9 ] Ее первая крупная ретроспектива состоялась в 1976 году в Музее современного искусства Сан-Паулу (MAM). [ 10 ] [ 3 ] [ 11 ]
Наследие
[ редактировать ]Иоланда Мохали умерла, не оставив наследников, 23 августа 1978 года в Сан-Паулу, Бразилия. Распорядителями ее имущества были ее друзья Юрген и Барбара Барч. [ 9 ] Они каталогизировали ее работы и подарили 50 ее картин Музею современного искусства Университета Сан-Паулу (MAC). Работы отбирал режиссер Вольфганг Пфайффер. [ 23 ] [ 9 ]
В 1979 году мемориальная выставка ее работ была показана на 15-й биеннале в Сан-Паулу. Ее работы также были показаны на посмертных персональных выставках в 1982 и 1984 годах в DAN Galeria в Сан-Паулу. [ 3 ] [ 9 ] DAN Galeria была основана в 1972 году Дж. Питером Коном и Глаусией С. Кон. [ 10 ]
Работы Мохали продолжают вызывать интерес в 21 веке. Историк искусства и куратор Мария Элис Милье изучала ее творчество, курируя выставки в 2008, 2009 и 2015 годах. В 2008 году выставка в музее Оскара Нимейера в Куритибе Мохали была посвящена лирической абстракции . [ 9 ] [ 31 ] [ 32 ] В 2009 году ретроспективная выставка в Пинакотеке Сан-Паулу представила работы Мохали с 1930-х по 1970-е годы. [ 22 ] [ 33 ]
В 2014 году ретроспектива работ Мохали в Музее современного искусства Сан-Паулу (MAM) включала более 400 работ. Вольфганг Пфайффер рассказал о своей работе. [ 27 ]
В 2015 году ретроспективная выставка «Иоланда Мохали: Гранде Виажем» в Dan Galeria была посвящена примерно 50 ее работам. Выставка совпала с публикацией книги Милье и Маргариды Сант'Анна «Иоланда Мохали: большое путешествие» (Иоланда Мохали: большое путешествие) , самой обширной на сегодняшний день биографии творчества Мохали. [ 9 ] [ 34 ]
В 2023 году ее работы были включены в выставку « Действие, жест, краска: женщины-художницы и глобальная абстракция 1940–1970» в галерее Уайтчепел в Лондоне. [ 35 ]
Книги
[ редактировать ]- Тарсо Мендес де Алмейда, Паулу (1976). Ретроспектива Иоланды Мохали: август/сентябрь 1976 года, Музей современного искусства Сан-Паулу... Парк Ибирапуэра . Сан-Паулу, Бразилия: Музей современного искусства Сан-Паулу.
- Амарал, Араси (2008). Музей современного искусства Баии: тексты Араси Амарала . Сан-Паулу, Бразилия: Banco Safra.
- Миллиет, Мария Алиса (2008). Каталоги: выставка Иоланды Мохали в музее Оскара Нимейера в Куритибе . Куритиба: Музей Оскара Нимейера в Куритибе.
- Миллиет, Мария Алиса (2009). Иоланда Мохайи: во времена биеннале . Сан-Паулу, Бразилия: Пинакотека штата Сан-Паулу, правительство Сан-Паулу.
- Миллиет, Мария Алиса; Сант'Анна, Маргарида (2015). Иоланда Мохали: большое путешествие . Сан-Паулу, Бразилия: Дэн Галерия.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии с 7-й биеннале в Сан-Паулу, включая «выступления американского художника Адольфа Готлиба и бразильской художницы Иоланды Мохали во время 7-й биеннале».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Теран, Сьюзен (29 ноября 1999 г.). Индекс цен Леонарда на латиноамериканское искусство на аукционе . Спрингер. п. 80. ИСБН 9780918819987 . Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ Траба, Марта (1994). Искусство Латинской Америки, 1900-1980 гг . Вашингтон, округ Колумбия; Балтимор, Мэриленд: Межамериканский банк развития. п. 81.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Иоланда Мохали» . Арт-офис . Проверено 25 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с « Иоланда Мохали ». В: Культурная энциклопедия бразильского искусства и культуры Итау . Itaú Culture, Сан-Паулу. Энциклопедия.itaucultural.org.
- ^ Jump up to: а б с д Силадьи, Сильвана Юссара (26 июня 2014 г.). «Иоланда Мохайи» . Программа искусства и культуры . Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «3. 20 век – Миграционная волна, вызванная мировыми войнами и Венгерской революцией 1956 года» . Департамент Латинской Америки и Карибского бассейна Министерства иностранных дел и торговли Венгрии . Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ В МУЗЕЯХ USP: РАЗНЫЕ ЛИЧНОСТИ» . Музей современного искусства Университета Сан-Паулу (MAC) . Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Занини, Уолтер (1965). «Специальная комната: Иоланда Мохали». Международная биеннале в Сан-Паулу, 8 . Сан-Паулу: Fundação Bienal de São Paulo. п. 115.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Гарсия, Синтия (31 октября 2015 г.). «Дайте дорогу в клуб бразильских мальчиков, Иоланда Мохали и другие покойные великие «кисти» наконец-то открыты заново» . Новый город Бразилии . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Сан-Паулу — Выставка Иоланда Мохали: A Grande Viagem DAN Galeria, 24 октября 2015 г. — 24 ноября 2015 г.» . Мои арт-гиды . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Тарсо Мендес де Алмейда, Паулу (1976). Ретроспектива Иоланды Мохали: август/сентябрь 1976 года, Музей современного искусства Сан-Паулу... Парк Ибирапуэра . Сан-Паулу, Бразилия: Музей современного искусства Сан-Паулу.
- ^ Шипп, Стив (2003). Художники Латинской Америки и Карибского бассейна современной эпохи: биографический словарь, насчитывающий более 12 700 человек . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co. 446.
- ^ Музей современного искусства Латинской Америки: избранные материалы из постоянной коллекции. Передняя обложка Музея современного искусства Латинской Америки . Генеральный секретариат Организации американских государств. 1985. с. 108.
- ^ «Художники коллекции Роберто Мариньо» . Дом Роберто Мариньо . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ «Восемь десятилетий неформальной абстракции 16 января — 22 апреля 2018 года в МАМ в Сан-Паулу, Бразилия» . Международный журнал Уолл-стрит . 2 февраля 2018 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Рикар, Йорданис (24 февраля 2019 г.). «Фонд ARCO присуждает премию «А» коллекционированию» . Искусство по преимуществу . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Амарал, Араси (январь 2002 г.). «Траектория: Гизельда Лейрнер» . Иголка.
- ^ «Биография» . Мария Бономи . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Киёмура, Лейла (24 января 2019 г.). «Искусство в Сан-Паулу должно быть нашим хлебом насущным» . Журнал USP . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ « Элеонора Кох ». В: Культурная энциклопедия бразильского искусства и культуры Итау . Itaú Culture, Сан-Паулу. Энциклопедия.itaucultural.org.
- ^ БУРГИ, Серджио; Балабрам, Джоанна. «Женщины-фотографы-пионеры в Сан-Паулу» . Google Искусство и культура . Институт Морейры Саллеса . Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джоя, Марио (5 декабря 2009 г.). «Работы Мохали возрождаются на выставке» . Фолья де Сан-Паулу . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сын Антонио Гонсалвес (24 октября 2015 г.). «Посвящение живописи Иоланды Мохали в книге и на выставке» . Штат Сан-Паулу . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ Джильотти, Симона; Темпиан, Моника, ред. (2016). Молодые жертвы нацистского режима: миграция, Холокост и послевоенное перемещение . Академик Блумсбери. ISBN 9781472523907 . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Иоланда Мохали» . Институт бразильских исследований . 7 мая 2016 г. Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ «Иоланда Мохали (1909 – 1978)» . Галерея 22 . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «ЙОЛАНДА МОХАЛИЙ ВСТРЕЧА С ПРОСТРАНСТВОМ-ВРЕМЕНЕМ» . Арнальдо Кьеус . Проверено 20 апреля 2019 г.
- ^ «Конкретисты в галерее «Листья » . Цифровой архив ICAA . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ « ПЕРВАЯ коллективная выставка бразильских художников в Европе ». В: Культурная энциклопедия бразильского искусства и культуры Итау . Itaú Culture, Сан-Паулу. Энциклопедия.itaucultural.org.
- ^ «Американская биеннале искусств, 1961–1969, 1977» . Исследовательский институт Гетти . Проверено 14 ноября 2020 г.
- ^ Барони, Джулиано Амадеу (2008). «Лирический абстракционизм Иоланды Мохали Instituto de Artes IA» (PDF) . ЮНИКАМП .
- ^ Миллиет, Мария Алиса (2008). Каталоги: выставка Иоланды Мохали в музее Оскара Нимейера в Куритибе . Куритиба: Музей Оскара Нимейера в Куритибе.
- ^ Миллиет, Мария Алиса (2009). Иоланда Мохайи: во времена биеннале . Сан-Паулу, Бразилия: Пинакотека штата Сан-Паулу, правительство Сан-Паулу.
- ^ Миллиет, Мария Алиса; Сант'Анна, Маргарида (2015). Иоланда Мохали: большое путешествие . Сан-Паулу, Бразилия: Дэн Галерия.
- ^ «Действие, Жест, Краска» . Галерея Уайтчепел . Проверено 22 апреля 2023 г.