Саверио «Сонни» Мореа
Саверио Мореа | |
---|---|
Рожденный | Квинс, Нью-Йорк , США | 23 января 1932 г.
Национальность | Американский |
Альма-матер |
|
Известный | Менеджер программы двигателей F-1, менеджер программы двигателей J-2, менеджер программы лунных вездеходов |
Супруг |
Анджела Фиоре |
Дети | 4 |
Награды | Медаль НАСА за выдающиеся заслуги (дважды) |
Саверио «Сонни» Мореа (родился 23 января 1932 года) — американский аэрокосмический инженер , бывший сотрудник НАСА и летный инструктор . Он руководил разработкой двигателей F-1 и J-2, а также лунного вездехода . [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мореа родился и вырос в Квинсе, и его начало, по его словам, было «очень скромным». [ 2 ] Он учился в Бруклинской технической средней школе , которую окончил в 1950 году, выполнив учебную программу по авиационной инженерии. [ 1 ] Во время учебы в старшей школе он каждые вторые выходные работал со своим отцом за 13 долларов в день. Он потратил деньги на уроки полета и к моменту окончания учебы получил лицензию пилота. [ 2 ]
После школы Мореа поступил в Городской колледж Нью-Йорка, который получил степень инженера. Он также участвовал в программе подготовки офицеров резерва (ROTC) колледжа, в рамках которой ему было присвоено звание младшего лейтенанта. [ 2 ] Его первая профессиональная работа была в North American Aviation отделе аэрофизики компании . Мореа работал над SM-64 Navaho в компании North American, в частности над проектированием кормовой части аэродинамической трубы ракеты. [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Армия США и гражданская карьера
[ редактировать ]В 1955 году Мореа был призван на действительную военную службу. Его перевели в артиллерийский корпус . [ 1 ] несколько недель тренировался на Абердинском полигоне, прежде чем ему было приказано явиться в Редстоунский арсенал в Хантсвилле, штат Алабама . «Я даже не знал, где это было, когда получил письмо», — вспоминает Мореа. «Я был в замешательстве. Я понятия не имел, что там происходит, и не знал, почему они выбрали меня». [ 2 ] В Редстоунском арсенале Мореа работал под руководством доктора Вернера фон Брауна над системами наведения и управления баллистической ракетой PGM-11 Redstone . [ 1 ] Работа Мореа включала сервомеханизмы, которые не входили в его область знаний, и он считал свой опыт «скорее участием в управлении проектами, чем в инженерном деле». [ 3 ] повысил его до первого лейтенанта За это время генерал Джон Б. Медарис . [ 1 ]
Срок службы Мореи в ROTC закончился в 1957 году, но он продолжал жить и работать в Хантсвилле. После проекта по созданию ракеты Редстоун он перешел в свою любимую инженерную область — ракетные двигатели. Он работал над двигателем С-3Д , использовавшимся на баллистических ракетах PGM-19 «Юпитер» и PGM-17 «Тор» , а позднее над его преемником — двигателем H-1 , использовавшимся на ракетах «Сатурн I» и «Сатурн IB» . [ 1 ]
Карьера MSFC
[ редактировать ]В июле 1960 года Мореа и остальные члены «ракетной команды фон Брауна» перешли в НАСА, чтобы присоединиться к недавно созданному Центру космических полетов имени Маршалла . Мореа был назначен руководителем проекта программы двигателей F-1, контролируя бюджет в 1 миллиард долларов. [ 1 ] Мореа назвал нестабильность сгорания , главную проблему при разработке F-1, «самой большой проблемой, с которой я когда-либо сталкивался за всю свою карьеру». [ 3 ] После успеха F-1 он был назначен руководителем проекта двигателя J-2 из-за неудач во время испытательного полета. Под его руководством J-2 успешно завершил полеты с экипажем. [ 1 ] Благодаря своему успеху в управлении двумя проектами двигателей, Вернер фон Браун выбрал Мореа руководителем проекта лунного вездехода, который будет использоваться в программе «Аполлон» . Условия завершения проекта были строгими: понимание условий лунных путешествий в то время было ограниченным, и после подписания контракта у команды Мореи было всего 17 с половиной месяцев на проектирование, изготовление и отправку конечного продукта. Несмотря на проблемы с бюджетом, через три месяца после начала проекта LRV был успешно завершен и использован в миссиях «Аполлон-15» , «16» и «Аполлон-17» . [ 3 ] Мореа ушел из НАСА в ноябре 1990 года. [ 1 ]
Мореа дважды получал медаль НАСА за выдающиеся заслуги , по одному разу за управление проектами F-1 и LRV соответственно. [ 1 ] 27 августа 2016 года он был введен в Зал славы авиации Алабамы . [ 4 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Мореа женился на Анджеле Фиоре в 1954 году. У них было четверо детей: Гейл, Лоррейн, Доменик и Патрисия. [ 1 ]
Мореа получил лицензию частного пилота в 1949 году, когда учился в средней школе. Позже он получил лицензию коммерческого пилота , квалификацию по приборам , квалификацию летного инструктора и квалификацию многомоторного пилотирования. Мореа налетал более 7000 часов , 3600 из которых он провел в качестве летного инструктора для более чем 100 студентов. [ 1 ]
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Саверио «Сонни» Ф. Мореа» . airandspace.si.edu . Смитсоновский институт . Проверено 2 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уоткинс, Билли (2006). Миссии Аполлона на Луне: Невоспетые герои . Издательская группа Гринвуд. стр. 175–177. ISBN 978-0803260412 .
- ^ Jump up to: а б с Центр космических полетов имени Маршалла НАСА (15 апреля 2019 г.). «Маршалл вспоминает Аполлона: Саверио «Сонни» Мореа» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . youtube.com . Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ Раст, Грейдон (27 августа 2017 г.). «В этот день в истории Алабамы: Сонни Мореа введен в Зал авиационной славы» . alabamanewscenter.com . Южная компания . Проверено 3 февраля 2017 г.