Гданьская табулатура
![]() | В этой статье используются голые URL-адреса , которые неинформативны и уязвимы к порче ссылок . ( сентябрь 2022 г. ) |
Гданьская табулатура ( польский : Tabulatura Gdańska , немецкий : Danziger Tabulatur ) представляет собой сборник из 42 клавишных пьес, содержащихся в рукописи в Государственном архиве в Гданьске, относящейся к работе Каяса Шмидтлейна. Некоторые композиции в рукописи основаны на вокальных произведениях Пьера Реньо Сандрина , Орландо ди Лассо , Бальдассаре Донато , Якоба Клеменса нон Папа , Иоганна Вальтера , Клодена де Сермизи , Тома Крекийона , Доменико Феррабоско , Жана де Латра , Жаке де Бершем Жакоба. Мейланд , Александр Утендаль , Гиачес де Верт и Джермано Паллавичино
Рукопись
[ редактировать ]Государственный архив в Гданьске хранит множество документов под каталожным номером «Ms. 300 Р/Вв, 123 дюйма. [ 1 ] Кодекс, состоящий из 183 листов, переплетен в пергамент с инициалами «PWSP» и номером «1 5 9 1» на передней обложке. Считается, что инициалы относятся к владельцу или писцу рукописи, хотя попытки идентифицировать их оказались безуспешными. Число на обложке обычно считается годом, в котором листы были скреплены вместе. [ 2 ]
Рукопись содержит пустые страницы, ноты в нотации Интаволатура, ноты в нотации новонемецких табулатур, семь глав, в которых излагаются права и обязанности горожан, список членов городского совета за период 1343–1619 гг. (включая даты смерти), список королевских чиновников за период 1457–1619 гг., привилегии, предоставленные ганзейской канторате в Лунде, записки Мартина Ланге (секретаря городского совета) и таблица расходов городского совета (включая зарплату музыкантам) за 1604–1605 гг. [ 3 ]
Музыкальные партии написаны на бумаге с двумя разными водяными знаками: более старый из них идентичен Briquet nr. 1862 г. [ 4 ] и датируется 1567 годом, тогда как более новая марка идентична Briquet nr. 8978 [ 5 ] и 8979, [ 6 ] с приписываемой датой изготовления от 1588 до 1597 года. Если предположить, что бумага была переплетена в пергамент где-то в 1591 году, это ограничило бы даты изготовления последней партии диапазоном от 1587 до 1591 года. [ 7 ] Однако даты изготовления и привязки не дают какой-либо окончательной информации о времени и месте записи музыки. [ 8 ] Любая часть музыки в рукописи могла быть написана либо до переплета, либо после него.
Рукопись внесена в каталог базы данных Международного репертуара музыкальных источников (RISM) под инвентарным номером 302002314. [ 9 ]
Музыка
[ редактировать ]Гданьская табулатура содержит 42 полных произведения для клавишного инструмента. Сорок из них написаны с использованием итальянской нотации Интаволатура, формы партитуры, похожей на современную нотную запись, используемую в Италии и Англии до начала 17 века. [ 10 ] а две пьесы написаны новой немецкой табулатурой. Все произведения в нотации Интаволатура выполнены в одном почерке и музыкальном стиле. [ 11 ]
Сорок пьес в партитурной нотации можно условно разделить на 17 фантазий в 8 церковных ладах, 19 интабуляций сакральной и светской вокальной музыки, 3 интабуляции с выделенной певческой мелодией и одну хоровую постановку. [ 12 ]
Две пьесы из «Новой немецкой табулатуры» состоят из вокальной аранжировки на мадригал Джермано Паллавичино и безымянной прелюдии. [ 13 ] [ 14 ]
Предполагается, что музыка написана Каюсом Шмидтлейном, органистом церкви Святой Марии в Гданьске с 1585 по 1611 год, который был важной фигурой в музыкальной и культурной жизни города. [ 15 ] Однако эта атрибуция не является точной, и в настоящее время не известно никаких доказательств связи Шмидтлейна с музыкой. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Существует дальнейшая неопределенность относительно автора двух пьес в «Новой немецкой табулатуре». Герман Раушнинг предложил считать все произведения произведениями Шмидтлейна, но в своем собственном списке содержания «Гданьской табулатуры» считает, что эти два произведения - это всего лишь одно. [ 20 ] Франц Кесслер, со своей стороны, считает, что эти два произведения являются более поздним дополнением к рукописи, и предлагает рассматривать их отдельно от других композиций, исходя из разной системы почерка и обозначений. [ 21 ] Клаус Бекманн, когда пишет о Гданьской табулатуре, учитывает только первые сорок пьес. [ 22 ] или о Каюсе Шмидтлейне. [ 23 ] Ежи Эрдман, похоже, в своем издании 1993 года подразумевает, что последние две пьесы следует считать одной. [ 24 ] и публикует только одно из двух произведений, но впоследствии записал обе работы в Новой немецкой табулатуре на своей записи компакт-диска 1997 года. [ 25 ]
Некоторые из сочинений содержат эпиграммы на латыни, стандартном немецком или греческом языках внизу страниц, которые, как полагают, были добавлены писцом или переписчиком рукописи во время написания. [ 26 ]
Список композиций
[ редактировать ]Гданьская табулатура состоит из следующих последовательностей. Если произведение помечено или известно как основанное на произведении другого композитора, имя композитора и год написания, если известно, указываются в круглых скобках. [ 27 ]
Число | Заголовок | На основе |
---|---|---|
1 | Фантазия Первые Тоны | |
2 | Очередная фантазия первой Тони | |
3 | Фантазия второго тона | |
4 | Фантазия третьего тона | |
5 | Еще одна фантазия третьего тона | |
6 | Еще одна фантазия третьего тона | |
7 | Фантазия Кварти Тони | |
8 | Фантазия Квинти Тони | |
9 | Еще одна фантазия пятого тона | |
10 | Еще одна фантазия пятого тона | |
11 | Фантазия шестого тона | |
12 | Еще одна фантазия Sixth Tone | |
13 | Еще одна фантазия шестого тона | |
14 | Немного фантазии | |
15 | Фантазия Септими Тони | |
16 | Фантазия восьмого тона | |
17 | Фантазия восьмого тона | |
18 | Светлая память и сладкая память | Пьер Реньо Сандрен, мемуары Дульсе в непревзойденном наслаждении , Париж, 1538 г. [ 28 ] |
19 | Орландо 5 / Сюзанна, увидев, что ее уводят, была поражена | Орландо ди Лассо, Сюзанна un jour , 1560 г. |
20 | Вейдер unse ÿm Hemmelrick | |
21 | Просто представьте себя здесь | Бальдассаре Донато, Один после тебя, Господь Иисус Христос , Мюнхен 1585 г. |
22 | Бог - мой свет и мое видение | Джейкоб Клеменс, нон-папа, Бог — мой свет, мой саличет. |
23 | Берегись меня, Господи, и недалеко от меня | Аноним, Виттенберг 1570 г. |
24 | Джозеп Левер Хосеп минн помоги мне веге мин Конечно | Иоганн Вальтер, Йозеф Либер Йозеф Майн , Виттенберг, 1551 г. |
25 | Марго Лаборез / Орландо Дилассо | Орландо ди Лассо, Марго Лаборез |
26 | Оркомбьен либо сэр Де[у]с любил мир, либо Тони 2do | Клоден де Сермизи, О, как несчастливо желание , 1562 г. |
27 | Чесесмес Тониус 2до | Томас Крекийон, Останови мои глаза |
28 | Иомисон или Сигинет или Фера Баско / Эджидио Люцифер | Доменико Феррабоско, Я молод , Венеция 1542 г. |
29 | Орландо | Орландо ди Лассо, Ардан часто любит |
30 | Оказывает помощь Аут: Пети Йохан де Латр | Жан де Латр, «Помощь моей милой Эми» , Лёвен, 1554 г. |
31 | Жепре's Энгр | Якоб Клеменс нон-папа, принимаю , Лувен, 1570 г. |
32 | Ты можешь осмелиться | Жаке де Бершем, «О, если бы я мог быть женщиной» , Венеция, 1556 г. |
33 | Я пришел в свой сад | Орландо ди Лассо, я пришел в свой сад |
34 | Радуйтесь, дочери Иерусалима | Якоб Мейланд, Радуйтесь, дочери Иерусалима [ 29 ] |
35а | Отец, я согрешил против неба и перед тобой / Климент, а не Папа Римский | Джейкоб Клеменс не Папа, Отец, я согрешил на небесах |
35б | 2-я часть суммы наемника | Джейкоб Клеменс не Папа, Отец, я согрешил на небесах |
36а | А 5 / Падуя / Маленькая девочка | |
36б | 2да Уход / 5 | |
37а | Бельгийскому купцу за ужином не хватает испанского. Стол приготовлен для королевской роскоши / Александр Утендаль | Александр Утендаль, испанский на ужин |
37б | 2да листья | Александр Утендаль, испанский на ужин |
38 | Яхес Верт / А. 5. / Мы надеемся на лучшее о[мн]ес Спер. Гавриил дает священное имя | Ячес де Верт, Давайте все надеяться на лучшее |
39 | A 6 вокал / Бог в помощь моей нежности | Орландо ди Лассо, Бог в адьютории |
40а | Климент не папа / А. 6. / Бог в Помощнике обрати мое сердце | Джейкоб Клеменс — не Папа, а Бог в помощь |
40б | 2-я часть / Вот, сижу во власти ветра и не вижу света небесного | Джейкоб Клеменс — не Папа, а Бог в помощь |
41 | Лаура обходительная | Джермано Паллавичино, Лаура Соаве , Нюрнберг, 1589 г. [ 30 ] |
42 | [Клавишная пьеса без названия] |
Издания
[ редактировать ]Музыка в составе Ms 300 R/Vv, 123 публиковалась и редактировалась несколько раз.
- Ежи Голос и Адам Сутковский, Корпус ранней клавирной музыки 1967 г. (издание включает только 17 фантазий)
- Франц Кесслер, Данцигская органная музыка XVI-XVIII веков, Hänssler Verlag 1988 (в издание вошли пьесы 1–40, частично представленные педальной партией на трех нотоносцах)
- Ежи Эрдман, Гданьская органная табулатура, 1993 (Двухнотное издание пьес 1–41; распродано)
- Пьер Гуэн и Марек Михалак, Les Éditions Outremontaises 2015 (бесплатное издание из исходной рукописи в формате PDF, содержащее 17 фантазий, работа над оставшейся частью рукописи)
Дискография
[ редактировать ]Полные записи музыки из Гданьской табулатуры:
- Ежи Эрдман, Tablatura Gdańska – The Gdańsk Tablature – 1591, опубликовано Polskie Nagrania, PNCD 391, 1997; Содержит набор из 32 штук.
- Роман Перуцкий, Tabulatura Gdańska - The Gdańsk Tablature (1591), опубликовано DUX Recording Producers, DUX 0418, 2003; Содержит набор из 30 штук.
Отдельные произведения включены в следующие записи:
- Оскар Готлиб Бларр, Данцигская органная музыка XVI–XVIII веков, опубликованная Harmonia Mundi в 1987 году, переизданная под названием AME 3003-2 Freiburger Musi Forum/Ars Musici в 1992 году; Содержит 5 шт.
- Мартин Рост, Органное искусство Северной Германии, том 2 - Данциг, опубликовано MDG, MDG MDG 319 0178-2, 2003 г.; Содержит 5 шт.
- Вольфганг Баумграц , «Органы в ганзейских городах», опубликовано NCRV, NCRV 9088, 1992; Содержит 4 шт.
- Богуслав Грабовский, «Музыкальные сокровища Старого Гданьска – XIV-XVII», опубликовано Futurex, FCD 0123, 1997; Содержит 4 шт.
- Ян Янка, Orgellandschaft Danzig-Westpreussen, опубликовано MDG, MDG O 1274/75 в 1987 году, выпущено как MDG 319 0274-2 в 2010 году; Содержит 3 шт.
- Анджей Шадейко, Rückpostiv, опубликовано «Анджей Шадейко», 2013 г.; Содержит 3 шт.
- Ханс Гельмут Тильманнс, Органная музыка Северной Германии и Данцига, издано Danacord Records, DACOCD 540, 2000; Содержит 2 шт.
- Роман Перуцкий, Орган церкви Св. Бригида в Гданьске, DUX Record Producers, DUX 0219, 1996; Содержит одну штуку
- Роман Перуцкий, Гданьская органная музыка – Danziger Orgelmusik, издано DUX Record Producers, DUX 0282, 1197; Содержит одну штуку
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клаус Бекманн, Северогерманская школа, Часть 1 (Майнц: Schott Musik International, 2005), 205–206.
- ^ Клаус Бекманн, Северогерманская школа, Часть 1, 205–206.
- ^ Иоланта Возняк и др., Тематический каталог рукописной музыки в Государственном архиве в Гданьске - Музыкальные сборники из Гданьска, Том 3, (Гданьск: Musica Iagellonica, Akademia Muzyczna Gdańsk 2008), 154–155
- ^ http://www.ksbm.oeaw.ac.at/_scripts/php/loadRepWmarkImgPDF.php?rep=BR&refnr=1862&lang=de
- ^ http://www.ksbm.oeaw.ac.at/_scripts/php/loadRepWmarkImgPDF.php?rep=BR&refnr=8978&lang=de
- ^ http://www.ksbm.oeaw.ac.at/_scripts/php/loadRepWmarkImgPDF.php?rep=BR&refnr=8979&lang=de
- ^ Франц Кесслер, Данцигская органная музыка 16-18 веков (Кассель: Hänssler Verlag 1988), XLVI – XLVII
- ^ Клаус Бекманн, Северогерманская школа, Часть 1, 206.
- ^ Международный каталог музыкальных источников (RISM), https://rism.online/sources/302002314 (по состоянию на 8 апреля 2024 г.)
- ^ Франц Кесслер, XLVI
- ^ Франц Кесслер, XLVI
- ^ Клаус Бекманн, Северогерманская школа, Часть 1, 206.
- ^ Франц Кесслер, XLVI
- ^ RISM 302002314, см. примечание 9.
- ↑ Павел Подейко и Барбара Пшибышевска-Ярминска, Гданьск, в Словаре музыки и музыкантов New Grove (Grove Music Online, Oxford Music Online, последний доступ 21 ноября 2015 г.)
- ^ Герман Раушнинг, История музыки и музыкального развития в Данциге, в «Источниках и представлениях по истории Западной Пруссии, 15», Данциг, 1931, 53–54.
- ^ Конрад Кюстер , Кай Шмедеке: органист Дитмаршена 16-го века между Хусумом, Хельсингёром и Данцигом, (Uni Freiburg, 2011) https://www.freidok.uni-freiburg.de/data/8449 (последний доступ 19 декабря 2015 г.) )
- ^ Франц Кесслер, XXII
- ↑ Клаус Бекманн, Северогерманская школа, часть 1, 206.
- ^ Герман Раушнинг, 53–54.
- ^ Франц Кесслер, XLVII
- ^ Клаус Бекманн, «11 - Данциг» в «Северо-немецкой школе», часть 1 (Майнц: Schott Musik International, 2005), 203–209.
- ^ Клаус Бекманн, Репертуар органной музыки 1150–2000: Биобиблиографический указатель органной музыки, Том 1 (Майнц: Schott Musik International, 2001)
- ^ Ериз Эрдман, Гданьская органная табулатура - 1591 - Гданьская табулатура (Лодзь: Польский музыкальный институт, 1993), стр. III и стр. VI
- ^ Ежи Эрдман, Tablatura Gdańska - Гданьская табулатура - 1591 (Варшава: Polskie Nagrania, 1997) - запись компакт-диска, содержащая 32 избранных пьесы
- ^ Франц Кесслер, XLVII – LII
- ^ Информация взята из редакционного отчета Франца Кесслера, если не указано иное. Дополнительную информацию см. в примечании 7.
- ^ Маргарет Джонс, «Много путешествующие мелодии: жизнь шансонов в шестнадцатом веке», в Nota Bene: Canadian Student Journal of Musicology: Vol. 4: Вып. 1, статья 4 (Янгстаунский государственный университет, 2011 г.), http://ir.lib.uwo.ca/notabene/vol4/iss1/4 (по состоянию на 2 июня 2016 г.)
- ^ RISM 302002314, см. примечание 9.
- ^ Агнешка Лещиньска, Начало музыкального итальянизма в Гданьске и электричество эпохи Возрождения в музыковедении сегодня, Vol. 10, 2013, пер. Зофия Уивер (Институт музыковедения Варшавского университета), http://www.degruyter.com/dg/viewarticle.fullcontentlink:pdfeventlink/$002fj$002fmuso.2013.10.issue--1$002fmus o-2014-0001$002fwomen-2014-0001.pdf?t:ac=j$002fwomen.2013.10.issue--1$002fwomen-2014-0001$002fwomen-2014-0001.xml (по состоянию на 8 апреля 2016 г.)
Библиография
[ редактировать ]- Бекманн, Клаус (2005). Северогерманская школа (на немецком языке). Том 1. Schott Music International. ISBN 3-7957-0531-2 .
- Бекманн, Клаус (2001). Репертуарная органная музыка 1150–2000 (на немецком языке). Том 1. Schott Music International. ISBN 3-7957-0500-2 .
- Эрдман, Ежи (1993). Гданьская органная табулатура - 1591 - Гданьская табулатура . Старая органная музыка. Польский музыкальный институт. ISBN 83-900905-1-1 .
- Эрдман, Ежи (1997). Гданьская табулатура - Гданьская табулатура - 1591 г. (запись на компакт-диске). Польские записи. ПНКД 391.
- Возняк, Иоланта; Длугоньская, Барбара; Попинигис, Данута; Шлаговска, Данута (2008). Тематический каталог рукописей Государственного архива в Гданьске Музыкальные сборники из Гданьска. Том. 3. Ягеллоническая музыка. ISBN 978-83-7099-161-6 .
- Раушнинг, Герман (1931). История музыки и музыкального развития в Гданьске . Источники и представления по истории Западной Пруссии (на немецком языке). Том 15. Западно-Прусская историческая ассоциация.
- Кесслер, Ганс (1988). Гданьская органная музыка XVI-XVIII веков (на немецком языке). Издательство Хансслер. ISBN 3-7751-0440-2 .
- «Запись в RISM для г-жи 300 R/Vv,123» . Международный репертуар музыкальных источников . Проверено 8 апреля 2024 г.
- Подейко, Павел; Пшибышевская-Ярминская, Барбара. «Гданьск» . Словарь музыки и музыкантов New Grove . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 21 ноября 2015 г.
- Секстон, Конрад (2011). «Кай Шмедеке: органист Дитмаршена 16 века между Хусумом, Эльсинором и Данцигом» (на немецком языке). Университет Фрайбурга . Проверено 19 декабря 2015 г.
- Джонс, Маргарет (2011). «Много путешествующие мелодии: жизнь шансона в шестнадцатом веке» . Nota Bene: Канадский студенческий журнал музыковедения . 4 (1). Государственный университет Янгстауна: 29. doi : 10.5206/notabene.v4i1.6565 . Проверено 2 июня 2016 г.
- Лещинская, Агнешка. «Начало музыкального итальянизма в Гданьске и Эльблонге эпохи Возрождения» (pdf ) Институт музыковедения Варшавского университета . Получено 8 апреля.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатное PDF-издание 17 фантазий Пьера Гуэна и Марека Михалака: Музыка из Гданьской рукописи Ms. 300 R/Vv, 123 (1591)