Jump to content

Гданьская табулатура

Гданьская табулатура ( польский : Tabulatura Gdańska , немецкий : Danziger Tabulatur ) представляет собой сборник из 42 клавишных пьес, содержащихся в рукописи в Государственном архиве в Гданьске, относящейся к работе Каяса Шмидтлейна. Некоторые композиции в рукописи основаны на вокальных произведениях Пьера Реньо Сандрина , Орландо ди Лассо , Бальдассаре Донато , Якоба Клеменса нон Папа , Иоганна Вальтера , Клодена де Сермизи , Тома Крекийона , Доменико Феррабоско , Жана де Латра , Жаке де Бершем Жакоба. Мейланд , Александр Утендаль , Гиачес де Верт и Джермано Паллавичино

Рукопись

[ редактировать ]

Государственный архив в Гданьске хранит множество документов под каталожным номером «Ms. 300 Р/Вв, 123 дюйма. [ 1 ] Кодекс, состоящий из 183 листов, переплетен в пергамент с инициалами «PWSP» и номером «1 5 9 1» на передней обложке. Считается, что инициалы относятся к владельцу или писцу рукописи, хотя попытки идентифицировать их оказались безуспешными. Число на обложке обычно считается годом, в котором листы были скреплены вместе. [ 2 ]

Рукопись содержит пустые страницы, ноты в нотации Интаволатура, ноты в нотации новонемецких табулатур, семь глав, в которых излагаются права и обязанности горожан, список членов городского совета за период 1343–1619 гг. (включая даты смерти), список королевских чиновников за период 1457–1619 гг., привилегии, предоставленные ганзейской канторате в Лунде, записки Мартина Ланге (секретаря городского совета) и таблица расходов городского совета (включая зарплату музыкантам) за 1604–1605 гг. [ 3 ]

Музыкальные партии написаны на бумаге с двумя разными водяными знаками: более старый из них идентичен Briquet nr. 1862 г. [ 4 ] и датируется 1567 годом, тогда как более новая марка идентична Briquet nr. 8978 [ 5 ] и 8979, [ 6 ] с приписываемой датой изготовления от 1588 до 1597 года. Если предположить, что бумага была переплетена в пергамент где-то в 1591 году, это ограничило бы даты изготовления последней партии диапазоном от 1587 до 1591 года. [ 7 ] Однако даты изготовления и привязки не дают какой-либо окончательной информации о времени и месте записи музыки. [ 8 ] Любая часть музыки в рукописи могла быть написана либо до переплета, либо после него.

Рукопись внесена в каталог базы данных Международного репертуара музыкальных источников (RISM) под инвентарным номером 302002314. [ 9 ]

Гданьская табулатура содержит 42 полных произведения для клавишного инструмента. Сорок из них написаны с использованием итальянской нотации Интаволатура, формы партитуры, похожей на современную нотную запись, используемую в Италии и Англии до начала 17 века. [ 10 ] а две пьесы написаны новой немецкой табулатурой. Все произведения в нотации Интаволатура выполнены в одном почерке и музыкальном стиле. [ 11 ]

Сорок пьес в партитурной нотации можно условно разделить на 17 фантазий в 8 церковных ладах, 19 интабуляций сакральной и светской вокальной музыки, 3 интабуляции с выделенной певческой мелодией и одну хоровую постановку. [ 12 ]

Две пьесы из «Новой немецкой табулатуры» состоят из вокальной аранжировки на мадригал Джермано Паллавичино и безымянной прелюдии. [ 13 ] [ 14 ]

Предполагается, что музыка написана Каюсом Шмидтлейном, органистом церкви Святой Марии в Гданьске с 1585 по 1611 год, который был важной фигурой в музыкальной и культурной жизни города. [ 15 ] Однако эта атрибуция не является точной, и в настоящее время не известно никаких доказательств связи Шмидтлейна с музыкой. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]

Существует дальнейшая неопределенность относительно автора двух пьес в «Новой немецкой табулатуре». Герман Раушнинг предложил считать все произведения произведениями Шмидтлейна, но в своем собственном списке содержания «Гданьской табулатуры» считает, что эти два произведения - это всего лишь одно. [ 20 ] Франц Кесслер, со своей стороны, считает, что эти два произведения являются более поздним дополнением к рукописи, и предлагает рассматривать их отдельно от других композиций, исходя из разной системы почерка и обозначений. [ 21 ] Клаус Бекманн, когда пишет о Гданьской табулатуре, учитывает только первые сорок пьес. [ 22 ] или о Каюсе Шмидтлейне. [ 23 ] Ежи Эрдман, похоже, в своем издании 1993 года подразумевает, что последние две пьесы следует считать одной. [ 24 ] и публикует только одно из двух произведений, но впоследствии записал обе работы в Новой немецкой табулатуре на своей записи компакт-диска 1997 года. [ 25 ]

Некоторые из сочинений содержат эпиграммы на латыни, стандартном немецком или греческом языках внизу страниц, которые, как полагают, были добавлены писцом или переписчиком рукописи во время написания. [ 26 ]

Список композиций

[ редактировать ]

Гданьская табулатура состоит из следующих последовательностей. Если произведение помечено или известно как основанное на произведении другого композитора, имя композитора и год написания, если известно, указываются в круглых скобках. [ 27 ]

Продолжительность: 2 минуты 20 секунд.
Phanthasia Primi Toni (№ 1) в исполнении Марека Михалака на наборе сэмплов Hauptwerk органа Зильбермана в Stadtkirche в Цёблице, Германия.
Число Заголовок На основе
1 Фантазия Первые Тоны
2 Очередная фантазия первой Тони
3 Фантазия второго тона
4 Фантазия третьего тона
5 Еще одна фантазия третьего тона
6 Еще одна фантазия третьего тона
7 Фантазия Кварти Тони
8 Фантазия Квинти Тони
9 Еще одна фантазия пятого тона
10 Еще одна фантазия пятого тона
11 Фантазия шестого тона
12 Еще одна фантазия Sixth Tone
13 Еще одна фантазия шестого тона
14 Немного фантазии
15 Фантазия Септими Тони
16 Фантазия восьмого тона
17 Фантазия восьмого тона
18 Светлая память и сладкая память Пьер Реньо Сандрен, мемуары Дульсе в непревзойденном наслаждении , Париж, 1538 г. [ 28 ]
19 Орландо 5 / Сюзанна, увидев, что ее уводят, была поражена Орландо ди Лассо, Сюзанна un jour , 1560 г.
20 Вейдер unse ÿm Hemmelrick
21 Просто представьте себя здесь Бальдассаре Донато, Один после тебя, Господь Иисус Христос , Мюнхен 1585 г.
22 Бог - мой свет и мое видение Джейкоб Клеменс, нон-папа, Бог — мой свет, мой саличет.
23 Берегись меня, Господи, и недалеко от меня Аноним, Виттенберг 1570 г.
24 Джозеп Левер Хосеп минн помоги мне веге мин Конечно Иоганн Вальтер, Йозеф Либер Йозеф Майн , Виттенберг, 1551 г.
25 Марго Лаборез / Орландо Дилассо Орландо ди Лассо, Марго Лаборез
26 Оркомбьен либо сэр Де[у]с любил мир, либо Тони 2do Клоден де Сермизи, О, как несчастливо желание , 1562 г.
27 Чесесмес Тониус 2до Томас Крекийон, Останови мои глаза
28 Иомисон или Сигинет или Фера Баско / Эджидио Люцифер Доменико Феррабоско, Я молод , Венеция 1542 г.
29 Орландо Орландо ди Лассо, Ардан часто любит
30 Оказывает помощь Аут: Пети Йохан де Латр Жан де Латр, «Помощь моей милой Эми» , Лёвен, 1554 г.
31 Жепре's Энгр Якоб Клеменс нон-папа, принимаю , Лувен, 1570 г.
32 Ты можешь осмелиться Жаке де Бершем, «О, если бы я мог быть женщиной» , Венеция, 1556 г.
33 Я пришел в свой сад Орландо ди Лассо, я пришел в свой сад
34 Радуйтесь, дочери Иерусалима Якоб Мейланд, Радуйтесь, дочери Иерусалима [ 29 ]
35а Отец, я согрешил против неба и перед тобой / Климент, а не Папа Римский Джейкоб Клеменс не Папа, Отец, я согрешил на небесах
35б 2-я часть суммы наемника Джейкоб Клеменс не Папа, Отец, я согрешил на небесах
36а А 5 / Падуя / Маленькая девочка
36б 2да Уход / 5
37а Бельгийскому купцу за ужином не хватает испанского. Стол приготовлен для королевской роскоши / Александр Утендаль Александр Утендаль, испанский на ужин
37б 2да листья Александр Утендаль, испанский на ужин
38 Яхес Верт / А. 5. / Мы надеемся на лучшее о[мн]ес Спер. Гавриил дает священное имя Ячес де Верт, Давайте все надеяться на лучшее
39 A 6 вокал / Бог в помощь моей нежности Орландо ди Лассо, Бог в адьютории
40а Климент не папа / А. 6. / Бог в Помощнике обрати мое сердце Джейкоб Клеменс — не Папа, а Бог в помощь
40б 2-я часть / Вот, сижу во власти ветра и не вижу света небесного Джейкоб Клеменс — не Папа, а Бог в помощь
41 Лаура обходительная Джермано Паллавичино, Лаура Соаве , Нюрнберг, 1589 г. [ 30 ]
42 [Клавишная пьеса без названия]

Музыка в составе Ms 300 R/Vv, 123 публиковалась и редактировалась несколько раз.

  • Ежи Голос и Адам Сутковский, Корпус ранней клавирной музыки 1967 г. (издание включает только 17 фантазий)
  • Франц Кесслер, Данцигская органная музыка XVI-XVIII веков, Hänssler Verlag 1988 (в издание вошли пьесы 1–40, частично представленные педальной партией на трех нотоносцах)
  • Ежи Эрдман, Гданьская органная табулатура, 1993 (Двухнотное издание пьес 1–41; распродано)
  • Пьер Гуэн и Марек Михалак, Les Éditions Outremontaises 2015 (бесплатное издание из исходной рукописи в формате PDF, содержащее 17 фантазий, работа над оставшейся частью рукописи)

Дискография

[ редактировать ]

Полные записи музыки из Гданьской табулатуры:

  • Ежи Эрдман, Tablatura Gdańska – The Gdańsk Tablature – 1591, опубликовано Polskie Nagrania, PNCD 391, 1997; Содержит набор из 32 штук.
  • Роман Перуцкий, Tabulatura Gdańska - The Gdańsk Tablature (1591), опубликовано DUX Recording Producers, DUX 0418, 2003; Содержит набор из 30 штук.

Отдельные произведения включены в следующие записи:

  • Оскар Готлиб Бларр, Данцигская органная музыка XVI–XVIII веков, опубликованная Harmonia Mundi в 1987 году, переизданная под названием AME 3003-2 Freiburger Musi Forum/Ars Musici в 1992 году; Содержит 5 шт.
  • Мартин Рост, Органное искусство Северной Германии, том 2 - Данциг, опубликовано MDG, MDG MDG 319 0178-2, 2003 г.; Содержит 5 шт.
  • Вольфганг Баумграц , «Органы в ганзейских городах», опубликовано NCRV, NCRV 9088, 1992; Содержит 4 шт.
  • Богуслав Грабовский, «Музыкальные сокровища Старого Гданьска – XIV-XVII», опубликовано Futurex, FCD 0123, 1997; Содержит 4 шт.
  • Ян Янка, Orgellandschaft Danzig-Westpreussen, опубликовано MDG, MDG O 1274/75 в 1987 году, выпущено как MDG 319 0274-2 в 2010 году; Содержит 3 шт.
  • Анджей Шадейко, Rückpostiv, опубликовано «Анджей Шадейко», 2013 г.; Содержит 3 шт.
  • Ханс Гельмут Тильманнс, Органная музыка Северной Германии и Данцига, издано Danacord Records, DACOCD 540, 2000; Содержит 2 шт.
  • Роман Перуцкий, Орган церкви Св. Бригида в Гданьске, DUX Record Producers, DUX 0219, 1996; Содержит одну штуку
  • Роман Перуцкий, Гданьская органная музыка – Danziger Orgelmusik, издано DUX Record Producers, DUX 0282, 1197; Содержит одну штуку
  1. ^ Клаус Бекманн, Северогерманская школа, Часть 1 (Майнц: Schott Musik International, 2005), 205–206.
  2. ^ Клаус Бекманн, Северогерманская школа, Часть 1, 205–206.
  3. ^ Иоланта Возняк и др., Тематический каталог рукописной музыки в Государственном архиве в Гданьске - Музыкальные сборники из Гданьска, Том 3, (Гданьск: Musica Iagellonica, Akademia Muzyczna Gdańsk 2008), 154–155
  4. ^ http://www.ksbm.oeaw.ac.at/_scripts/php/loadRepWmarkImgPDF.php?rep=BR&refnr=1862&lang=de
  5. ^ http://www.ksbm.oeaw.ac.at/_scripts/php/loadRepWmarkImgPDF.php?rep=BR&refnr=8978&lang=de
  6. ^ http://www.ksbm.oeaw.ac.at/_scripts/php/loadRepWmarkImgPDF.php?rep=BR&refnr=8979&lang=de
  7. ^ Франц Кесслер, Данцигская органная музыка 16-18 веков (Кассель: Hänssler Verlag 1988), XLVI – XLVII
  8. ^ Клаус Бекманн, Северогерманская школа, Часть 1, 206.
  9. ^ Международный каталог музыкальных источников (RISM), https://rism.online/sources/302002314 (по состоянию на 8 апреля 2024 г.)
  10. ^ Франц Кесслер, XLVI
  11. ^ Франц Кесслер, XLVI
  12. ^ Клаус Бекманн, Северогерманская школа, Часть 1, 206.
  13. ^ Франц Кесслер, XLVI
  14. ^ RISM 302002314, см. примечание 9.
  15. Павел Подейко и Барбара Пшибышевска-Ярминска, Гданьск, в Словаре музыки и музыкантов New Grove (Grove Music Online, Oxford Music Online, последний доступ 21 ноября 2015 г.)
  16. ^ Герман Раушнинг, История музыки и музыкального развития в Данциге, в «Источниках и представлениях по истории Западной Пруссии, 15», Данциг, 1931, 53–54.
  17. ^ Конрад Кюстер , Кай Шмедеке: органист Дитмаршена 16-го века между Хусумом, Хельсингёром и Данцигом, (Uni Freiburg, 2011) https://www.freidok.uni-freiburg.de/data/8449 (последний доступ 19 декабря 2015 г.) )
  18. ^ Франц Кесслер, XXII
  19. Клаус Бекманн, Северогерманская школа, часть 1, 206.
  20. ^ Герман Раушнинг, 53–54.
  21. ^ Франц Кесслер, XLVII
  22. ^ Клаус Бекманн, «11 - Данциг» в «Северо-немецкой школе», часть 1 (Майнц: Schott Musik International, 2005), 203–209.
  23. ^ Клаус Бекманн, Репертуар органной музыки 1150–2000: Биобиблиографический указатель органной музыки, Том 1 (Майнц: Schott Musik International, 2001)
  24. ^ Ериз Эрдман, Гданьская органная табулатура - 1591 - Гданьская табулатура (Лодзь: Польский музыкальный институт, 1993), стр. III и стр. VI
  25. ^ Ежи Эрдман, Tablatura Gdańska - Гданьская табулатура - 1591 (Варшава: Polskie Nagrania, 1997) - запись компакт-диска, содержащая 32 избранных пьесы
  26. ^ Франц Кесслер, XLVII – LII
  27. ^ Информация взята из редакционного отчета Франца Кесслера, если не указано иное. Дополнительную информацию см. в примечании 7.
  28. ^ Маргарет Джонс, «Много путешествующие мелодии: жизнь шансонов в шестнадцатом веке», в Nota Bene: Canadian Student Journal of Musicology: Vol. 4: Вып. 1, статья 4 (Янгстаунский государственный университет, 2011 г.), http://ir.lib.uwo.ca/notabene/vol4/iss1/4 (по состоянию на 2 июня 2016 г.)
  29. ^ RISM 302002314, см. примечание 9.
  30. ^ Агнешка Лещиньска, Начало музыкального итальянизма в Гданьске и электричество эпохи Возрождения в музыковедении сегодня, Vol. 10, 2013, пер. Зофия Уивер (Институт музыковедения Варшавского университета), http://www.degruyter.com/dg/viewarticle.fullcontentlink:pdfeventlink/$002fj$002fmuso.2013.10.issue--1$002fmus o-2014-0001$002fwomen-2014-0001.pdf?t:ac=j$002fwomen.2013.10.issue--1$002fwomen-2014-0001$002fwomen-2014-0001.xml (по состоянию на 8 апреля 2016 г.)

Библиография

[ редактировать ]
  • Бекманн, Клаус (2005). Северогерманская школа (на немецком языке). Том 1. Schott Music International. ISBN  3-7957-0531-2 .
  • Бекманн, Клаус (2001). Репертуарная органная музыка 1150–2000 (на немецком языке). Том 1. Schott Music International. ISBN  3-7957-0500-2 .
  • Эрдман, Ежи (1993). Гданьская органная табулатура - 1591 - Гданьская табулатура . Старая органная музыка. Польский музыкальный институт. ISBN  83-900905-1-1 .
  • Эрдман, Ежи (1997). Гданьская табулатура - Гданьская табулатура - 1591 г. (запись на компакт-диске). Польские записи. ПНКД 391.
  • Возняк, Иоланта; Длугоньская, Барбара; Попинигис, Данута; Шлаговска, Данута (2008). Тематический каталог рукописей Государственного архива в Гданьске Музыкальные сборники из Гданьска. Том. 3. Ягеллоническая музыка. ISBN  978-83-7099-161-6 .
  • Раушнинг, Герман (1931). История музыки и музыкального развития в Гданьске . Источники и представления по истории Западной Пруссии (на немецком языке). Том 15. Западно-Прусская историческая ассоциация.
  • Кесслер, Ганс (1988). Гданьская органная музыка XVI-XVIII веков (на немецком языке). Издательство Хансслер. ISBN  3-7751-0440-2 .
  • «Запись в RISM для г-жи 300 R/Vv,123» . Международный репертуар музыкальных источников . Проверено 8 апреля 2024 г.
  • Подейко, Павел; Пшибышевская-Ярминская, Барбара. «Гданьск» . Словарь музыки и музыкантов New Grove . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 21 ноября 2015 г.
  • Секстон, Конрад (2011). «Кай Шмедеке: органист Дитмаршена 16 века между Хусумом, Эльсинором и Данцигом» (на немецком языке). Университет Фрайбурга . Проверено 19 декабря 2015 г.
  • Джонс, Маргарет (2011). «Много путешествующие мелодии: жизнь шансона в шестнадцатом веке» . Nota Bene: Канадский студенческий журнал музыковедения . 4 (1). Государственный университет Янгстауна: 29. doi : 10.5206/notabene.v4i1.6565 . Проверено 2 июня 2016 г.
  • Лещинская, Агнешка. «Начало музыкального итальянизма в Гданьске и Эльблонге эпохи Возрождения» (pdf ) Институт музыковедения Варшавского университета . Получено 8 апреля.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 384104ee95ae0591473c2c899714a091__1719317280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/91/384104ee95ae0591473c2c899714a091.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gdańsk Tablature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)