Jump to content

Доменико Феррабоско

Доменико Мария Феррабоско (14 февраля 1513 - февраль 1574) [ 1 ] был итальянским композитором и певцом эпохи Возрождения , старшим музыкантом в большой известной семье из Болоньи . Свою карьеру он провел как в Болонье, так и в Риме . Его сохранившаяся музыка полностью вокальная, состоящая из мадригалов и мотетов , хотя он в основном известен своими мадригалами, которые музыковед Альфред Эйнштейн выгодно сравнил с таковыми своего знаменитого современника Сиприано де Роре .

Интерьер базилики Сан-Петронио в Болонье, где Феррабоско был певцом, а затем руководителем хора.

Доменико родился в Болонье и был одним из четырех сыновей Аннибале Феррабоско, члена выдающейся болонской семьи, чьи генеалогические записи датируются серединой 15 века. Доменико - первый представитель семьи, известный как музыкант. [ 2 ] О его молодости мало что известно. Он был певцом в соборе Сан-Петронио и к 1540 году заработал достаточно высокую репутацию благодаря своей разнообразной музыкальной деятельности, поэтому городские власти дали ему пожизненную стипендию для наблюдения за дворцовыми музыкантами. [ 1 ]

Где-то в 1540-х годах он уехал в Рим и в 1546 году стал magister puerorum (директором хора мальчиков) капеллы Юлиана . Однако из-за семейных обязательств он вернулся в Болонью в 1547 году и стал maestro di cappella (руководителем хора). в Сан-Петронио, церкви, где он ранее был певцом, в 1548 году. Сенат Болоньи также пожаловал ему немузыкальная позиция, Regulator et scriba Campionis Creditorum Montis portarum . [ 1 ] Он вернулся в Рим в 1550 году, где 27 ноября был назначен cantore pontificio (певцом в папской капелле), хотя приступил к исполнению своих обязанностей только в апреле 1551 года. [ 3 ] Палестрина была одним из других композиторов и певцов, работавших в главных римских капеллах того времени, и оба они вместе со всеми другими замужними певцами были отстранены от своих постов на пенсии в сентябре 1555 года по указу новый Папа Павел IV , который решил более строго соблюдать правило безбрачия для своих музыкантов, чем его предшественники. Феррабоско, вероятно, после этого не вернулся в Болонью, а вместо этого отправился со своей семьей в Париж , где трое его сыновей, в том числе Альфонсо , который много позже стал известным музыкантом в Англии, пользовались покровительством влиятельного кардинала Лотарингского . , Шарль де Гиз . [ 4 ]

К 1570 году Феррабоско вернулся в Болонью, заботясь о своем поместье, организовав передачу должности писца, предоставленной Сенатом, своему старшему сыну, и составил завещание, датированное 1573 годом. Он умер в феврале 1574 года в Болонье; к этому времени его самый знаменитый сын Альфонсо сделал себе имя в Англии. [ 1 ]

Феррабоско опубликовал только одну книгу своих произведений, большой сборник из 45 мадригалов для четырех голосов в 1542 году ( Антонио Гардано в Венеции). По стилю они были похожи на ранние мадригалы Жака Аркадельта , Филиппа Вердело и Костанцо Феста . Альфред Эйнштейн похвалил книгу, сказав об искусстве Феррабоско: «Его работа долговечна, потому что у него есть доступ к форме выражения, которая была полностью закрыта для Чиприано де Роре, а именно к выражению изящного и привлекательного». [ 5 ] По поводу самой музыки он добавляет: «...гомофония оживляется легкой полифонией и отражает благородную сентиментальность, которую нелегко нарушить в ее душевном равновесии». [ 3 ] В отличие от Роре, который был самым новаторским мадригалистом середины века, а также одним из самых известных, Феррабоско довольствовался тем, что писал в стиле пионеров 1530-х годов, таких как Вердело, в легкой и изящной манере, избегая хроматизм и выразительная интенсивность, которые определили мадригал середины века. Тем не менее, его музыка появляется рядом с музыкой Роре, например, во второй книге мадригалов этого композитора для пяти голосов (1544 г.), которая включает в себя настройку Феррабоско сонета Più d'alto Pin ch'in mezz'un'orto sia . [ 1 ] [ 5 ]

Некоторые из его музыкальных произведений демонстрируют влияние современного французского шансона , например, страмботто, которое он поставил до 1554 года, в сборнике De diversi autori il quarto libro de Madrigali a quattro voci a note bianche указывает на возможную связь с набором опубликованных шансонов. в 1548 году в Лионе Домиником Фино , как по тематике, так и по ритму и звучности. [ 6 ]

В качестве текстов для своих мадригалов Феррабоско отдавал предпочтение любовной лирике, в том числе произведениям Петрарки , Пьетро Бембо , Людовико Ариосто и других; многие поэты остаются анонимными. [ 1 ]

Безусловно, самым известным сочинением Феррабоско был мадригал Io mi son giovinetta , баллата из Боккаччо «Декамерона» (песня Нейфиле конца девятого дня), мадригал, который стал настолько необычайно популярен, что появился в десятках гравюр на следующие сто мадригалов. лет, что соответствует популярности Жака Аркадельта » «Il bianco e dolce cigno . Оно появилось в антологии 1542 года Primo libro d'i Madrigali de diversi eccellentissimi autori a misura di breve вместе с произведениями многих других композиторов; Палестрина использовала его как основу для мессы для четырех голосов, предположительно после знакомства с Феррабоско в Риме; он опубликовал мессу в 1570 году. Винченцо Галилей , отец астронома, аранжировал ее для лютни, и ее последнее известное переиздание датируется 1654 годом. [ 1 ] [ 3 ]

Помимо своих мадригалов, Феррабоско писал мотеты , некоторые из которых появляются в антологиях. Он написал пятиголосную версию Ascendens Christus , а также пятиголосную версию Usquequo, Domine . Полное собрание сочинений Феррабоско доступно в издании Р. Чартариса в Corpus Mensurabilis Musicae , vol. 102 (1992). [ 1 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джон В. Кокшут и Кристофер Д.С. Филд. «Феррабоско». В Grove Music Online. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/09507pg1 (по состоянию на 20 октября 2009 г.).
  2. ^ Джон В. Кокшут, "Феррабоско". Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN   1-56159-174-2
  3. ^ Jump up to: а б с Альфред Эйнштейн , Итальянский мадригал. Три тома: Vol. я п. 308. Принстон, Нью-Джерси, Издательство Принстонского университета, 1949. ISBN   0-691-09112-9
  4. ^ Джон В. Кокшут и Кристофер Д.С. Филд. «(2) Феррабоско, Альфонсо (i)» в Grove Music Online. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/09507pg2 (по состоянию на 21 октября 2009 г.).
  5. ^ Jump up to: а б Альфред Эйнштейн , Итальянский мадригал. Три тома: Vol. я п. 307. Принстон, Нью-Джерси, Издательство Принстонского университета, 1949. ISBN   0-691-09112-9
  6. ^ Эйнштейн, с. 310-11

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Альфред Эйнштейн, «Итальянский мадригал». Три тома. Принстон, Нью-Джерси, издательство Принстонского университета, 1949. ISBN   0-691-09112-9
  • Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN   0-393-09530-4
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c041330b40cc16496da5e3e8128c35d2__1712879520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/d2/c041330b40cc16496da5e3e8128c35d2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Domenico Ferrabosco - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)