Доменико Феррабоско
Доменико Мария Феррабоско (14 февраля 1513 - февраль 1574) [ 1 ] был итальянским композитором и певцом эпохи Возрождения , старшим музыкантом в большой известной семье из Болоньи . Свою карьеру он провел как в Болонье, так и в Риме . Его сохранившаяся музыка полностью вокальная, состоящая из мадригалов и мотетов , хотя он в основном известен своими мадригалами, которые музыковед Альфред Эйнштейн выгодно сравнил с таковыми своего знаменитого современника Сиприано де Роре .
Жизнь
[ редактировать ]
Доменико родился в Болонье и был одним из четырех сыновей Аннибале Феррабоско, члена выдающейся болонской семьи, чьи генеалогические записи датируются серединой 15 века. Доменико - первый представитель семьи, известный как музыкант. [ 2 ] О его молодости мало что известно. Он был певцом в соборе Сан-Петронио и к 1540 году заработал достаточно высокую репутацию благодаря своей разнообразной музыкальной деятельности, поэтому городские власти дали ему пожизненную стипендию для наблюдения за дворцовыми музыкантами. [ 1 ]
Где-то в 1540-х годах он уехал в Рим и в 1546 году стал magister puerorum (директором хора мальчиков) капеллы Юлиана . Однако из-за семейных обязательств он вернулся в Болонью в 1547 году и стал maestro di cappella (руководителем хора). в Сан-Петронио, церкви, где он ранее был певцом, в 1548 году. Сенат Болоньи также пожаловал ему немузыкальная позиция, Regulator et scriba Campionis Creditorum Montis portarum . [ 1 ] Он вернулся в Рим в 1550 году, где 27 ноября был назначен cantore pontificio (певцом в папской капелле), хотя приступил к исполнению своих обязанностей только в апреле 1551 года. [ 3 ] Палестрина была одним из других композиторов и певцов, работавших в главных римских капеллах того времени, и оба они вместе со всеми другими замужними певцами были отстранены от своих постов на пенсии в сентябре 1555 года по указу новый Папа Павел IV , который решил более строго соблюдать правило безбрачия для своих музыкантов, чем его предшественники. Феррабоско, вероятно, после этого не вернулся в Болонью, а вместо этого отправился со своей семьей в Париж , где трое его сыновей, в том числе Альфонсо , который много позже стал известным музыкантом в Англии, пользовались покровительством влиятельного кардинала Лотарингского . , Шарль де Гиз . [ 4 ]
К 1570 году Феррабоско вернулся в Болонью, заботясь о своем поместье, организовав передачу должности писца, предоставленной Сенатом, своему старшему сыну, и составил завещание, датированное 1573 годом. Он умер в феврале 1574 года в Болонье; к этому времени его самый знаменитый сын Альфонсо сделал себе имя в Англии. [ 1 ]
Музыка
[ редактировать ]Феррабоско опубликовал только одну книгу своих произведений, большой сборник из 45 мадригалов для четырех голосов в 1542 году ( Антонио Гардано в Венеции). По стилю они были похожи на ранние мадригалы Жака Аркадельта , Филиппа Вердело и Костанцо Феста . Альфред Эйнштейн похвалил книгу, сказав об искусстве Феррабоско: «Его работа долговечна, потому что у него есть доступ к форме выражения, которая была полностью закрыта для Чиприано де Роре, а именно к выражению изящного и привлекательного». [ 5 ] По поводу самой музыки он добавляет: «...гомофония оживляется легкой полифонией и отражает благородную сентиментальность, которую нелегко нарушить в ее душевном равновесии». [ 3 ] В отличие от Роре, который был самым новаторским мадригалистом середины века, а также одним из самых известных, Феррабоско довольствовался тем, что писал в стиле пионеров 1530-х годов, таких как Вердело, в легкой и изящной манере, избегая хроматизм и выразительная интенсивность, которые определили мадригал середины века. Тем не менее, его музыка появляется рядом с музыкой Роре, например, во второй книге мадригалов этого композитора для пяти голосов (1544 г.), которая включает в себя настройку Феррабоско сонета Più d'alto Pin ch'in mezz'un'orto sia . [ 1 ] [ 5 ]
Некоторые из его музыкальных произведений демонстрируют влияние современного французского шансона , например, страмботто, которое он поставил до 1554 года, в сборнике De diversi autori il quarto libro de Madrigali a quattro voci a note bianche указывает на возможную связь с набором опубликованных шансонов. в 1548 году в Лионе Домиником Фино , как по тематике, так и по ритму и звучности. [ 6 ]
В качестве текстов для своих мадригалов Феррабоско отдавал предпочтение любовной лирике, в том числе произведениям Петрарки , Пьетро Бембо , Людовико Ариосто и других; многие поэты остаются анонимными. [ 1 ]
Безусловно, самым известным сочинением Феррабоско был мадригал Io mi son giovinetta , баллата из Боккаччо «Декамерона» (песня Нейфиле конца девятого дня), мадригал, который стал настолько необычайно популярен, что появился в десятках гравюр на следующие сто мадригалов. лет, что соответствует популярности Жака Аркадельта » «Il bianco e dolce cigno . Оно появилось в антологии 1542 года Primo libro d'i Madrigali de diversi eccellentissimi autori a misura di breve вместе с произведениями многих других композиторов; Палестрина использовала его как основу для мессы для четырех голосов, предположительно после знакомства с Феррабоско в Риме; он опубликовал мессу в 1570 году. Винченцо Галилей , отец астронома, аранжировал ее для лютни, и ее последнее известное переиздание датируется 1654 годом. [ 1 ] [ 3 ]
Помимо своих мадригалов, Феррабоско писал мотеты , некоторые из которых появляются в антологиях. Он написал пятиголосную версию Ascendens Christus , а также пятиголосную версию Usquequo, Domine . Полное собрание сочинений Феррабоско доступно в издании Р. Чартариса в Corpus Mensurabilis Musicae , vol. 102 (1992). [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джон В. Кокшут и Кристофер Д.С. Филд. «Феррабоско». В Grove Music Online. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/09507pg1 (по состоянию на 20 октября 2009 г.).
- ^ Джон В. Кокшут, "Феррабоско". Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- ^ Jump up to: а б с Альфред Эйнштейн , Итальянский мадригал. Три тома: Vol. я п. 308. Принстон, Нью-Джерси, Издательство Принстонского университета, 1949. ISBN 0-691-09112-9
- ^ Джон В. Кокшут и Кристофер Д.С. Филд. «(2) Феррабоско, Альфонсо (i)» в Grove Music Online. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/09507pg2 (по состоянию на 21 октября 2009 г.).
- ^ Jump up to: а б Альфред Эйнштейн , Итальянский мадригал. Три тома: Vol. я п. 307. Принстон, Нью-Джерси, Издательство Принстонского университета, 1949. ISBN 0-691-09112-9
- ^ Эйнштейн, с. 310-11
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альфред Эйнштейн, «Итальянский мадригал». Три тома. Принстон, Нью-Джерси, издательство Принстонского университета, 1949. ISBN 0-691-09112-9
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4