Джон Мауропус
Джон Мауропус | |
---|---|
Рожденный | 990 |
Умер | 1092 |
Национальность | византийский греческий |
Альма-матер | Константинопольский университет |
Научная карьера | |
Учреждения | Константинопольский университет |
Докторанты | Никитас Стефатос , Михаил Пселл |
Джон Мауропус ( греч . Ἰωάννης Μαυρόπους , Iōánnēs Maurópous , букв. « Джон Черноногий») был Восточно-римский поэт, гимнограф , автор писем и речей , живший в 11 веке.
Жизнь
[ редактировать ]Иоанн Мавропус родился в Пафлагонии около 1000 г. Он приехал в Константинополь и быстро завоевал репутацию учителя. Среди его учеников Михаил Пселл должен был быть самым важным. Именно Пселл познакомил его с императором Константином IX Мономахом (1042–1055). В течение нескольких лет Мавропус принадлежал к любимому кругу поэтов и ученых, который собирал вокруг себя Константин, он выступал в качестве придворного оратора. Но по неизвестной причине эти друзья внезапно впали в немилость примерно в 1050 году, и предположительно в этот раз, [ 1 ] был назначен митрополитом Евхаитским Мавропус . Во многих письмах Мавропус жаловался на это «почетное изгнание» и просил своего друга Пселла убедить последующих императоров отозвать Мавропуса обратно в столицу. Похоже, что в конце жизни Мавропуса это удалось: он удалился в монастырь Агия Петра в Константинополе. Умер он предположительно в 1070-х годах.
Работает
[ редактировать ]Похоже, что Мауропус еще при жизни подготовил сборник собственных литературных произведений. Рукопись Vaticano Graeco 676 является очень точной копией этого собрания. Этот сборник состоит из девяноста девяти стихотворений ( эпиграмм , полемических и автобиографических стихотворений, похоронных речей в стихах), семидесяти семи писем и тринадцати речей (по большей части религиозного содержания).
Помимо этих произведений, Мавропус составил огромное количество литургических канонов . Мавропус считался предшественником нового культурного менталитета Византии середины XI века. Типичная смесь религиозного благочестия и классической культуры связывает его со своим учеником Пселлом и современными поэтами, такими как Христофор Митилини . Особую тему в его стихах и письмах занимают перипетии и опасности общественной жизни и политической карьеры, что неудивительно, учитывая политическую и социальную нестабильность этого периода.
Издания
[ редактировать ]- Митрополита Иоанна Евхаитского, остающегося в треске. Ватиканский греческий 676 Изд. П. де Лагард и Ж. Боллиг. Берлин 1882 г. (Стандартное современное издание).
- Карпозилос А., Письма Иоанна Мавропуса, митрополита Евхаитского . Эд. и транс. Апостолос Карпозилос (Салоники: Ассоциация византийских исследований, 1990).
- Фоллиери Э., «Живой Иермологион » в гимнографическом произведении Иоанна Мавропа, митрополита Евхаитского», Исследования восточного пения 4 (1979) 54-75 (ссылки на публикации литургических произведений).
- Три канона Иоанна Мавропода в честь воинских святых . Эд и пер. Франческо д'Айуто (Рим: Национальная академия Линчеи, 1994).
- Канцелярия Иоанна Мавропода Эухаиты, составленная его племянником Феодором . Ред. Сильвио Джузеппе Меркати, в Collectanea Byzantina (Рим: Dedalo Libr, 1970).
- Новая Конституция века 11 Средневековья, в котором говорится об основании юридической школы в Константинополе и создании хранителя законов, написанная Иоанном Мавроподом и обнародованная Константином IX Мономахом . Эд. А. Салач (Прага, 1954).
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Это оспаривается Кажданом в «Некоторые проблемы биографии Джона Мауропуса», JÖB 43 (1993), с. 87–111, где он датирует назначение Мавропуса 1070-ми годами. Но аргументы Каждана убедительно опровергаются А. Карпозилосом в «Снова биографии Иоанна Мавропуса», Hellenika 44 (1994) с. 51-60.
Ссылки
[ редактировать ]- Хасси Дж. М., «Сочинения Иоанна Мавропа», в Byzantine Journal vol. 44 (1951).
- Карпозилос А., Вклад в изучение жизни и творчества Иоанниса Мавроподоса , Янина, 1982.
- Карпозилос, Ап., «Снова биография Иоанна Мавропуса». Греческий 44 (1994): 51–60.
- Анастази Р., Джованни Мауропод, митрополит Эухаиты, Канцоньер , Катания, 1984 г. (итальянский перевод стихов).
- Анастази Р., «Су Джованни д'Эухаита», Сицилийская гимназия 29 (1976) 19–49.
- Лауритцен Ф., «Пародия Кристофера Митиленского на надменного мавропа». Византийский журнал 100, № 1 (2007): 125–32.
- Лефорт Дж., «Риторика и политика. Три речи Жана Моропуса в 1047 году», Travaux et memoires 6 (1976) 265–303.
- Лемерль П. «Правительство философов: преподавание, школы, культура». В пяти исследованиях Византии одиннадцатого века , 195–258. Париж: CNRS, 1977.
- Ливонос, К., «Изгнание и возвращение Иоанна Мауропуса, стихотворение 47». Византийские и новогреческие исследования 32, вып. 1 (2008): 38–49.