Jump to content

Сообщество археологии

Участники общественной археологии в Абоа Ветус и Арс Нова музее в Турку , Финляндия .

Общинная археология – это археология людей для людей. Эта область также известна как общественная археология . Ведутся споры о том, являются ли эти термины взаимозаменяемыми; некоторые полагают, что общинная археология — это всего лишь одна из форм публичной археологии, которая может включать в себя множество других видов практики, помимо описанных здесь. [1] Дизайн, цели, вовлеченные сообщества и методы проектов общественной археологии сильно различаются, но во всех проектах общественной археологии есть два общих аспекта. Во-первых, общественная археология вовлекает сообщества «в планирование и выполнение исследовательских проектов, которые представляют для них непосредственный интерес». [2] Во-вторых, местные археологи обычно полагают, что они вносят свой вклад в альтруистические цели. Многие ученые, занимающиеся этим вопросом, утверждают, что сотрудничество с сообществом не имеет заранее установленного метода, которому нужно следовать. [3] Хотя они встречаются не в каждом проекте, в общественной археологии существует ряд повторяющихся целей и задач. Сходства также обнаруживаются в разных странах и регионах — из-за общности археологических сообществ, законов, институтов и типов сообществ. Было также высказано предположение, что общественную археологию можно определить в широком смысле как производство и потребление археологических «товаров». [4]

Сообщество археологии по странам

[ редактировать ]

Сообщество археологии в Соединенных Штатах

[ редактировать ]

В Соединенных Штатах общественную археологию можно в общих чертах разделить на три отдельных типа: проекты, которые сотрудничают с коренными народами , проекты, которые сотрудничают с другими местными и потомками общин, и информационно-просветительскую работу, специально предназначенную для государственного образования .

Коренные народы

[ редактировать ]

Археологи имеют долгую историю раскопок мест коренных народов, не консультируясь и не сотрудничая с коренными народами. Точки напряженности включают, помимо прочего, раскопки и сбор человеческих останков, разрушение и сбор священных мест и предметов, а также археологические интерпретации, которые игнорировали или противоречили мнениям и убеждениям коренных народов. [5] Даже так называемый «отец американской археологии» Томас Джефферсон раскапывал взрослых и малолетних особей на месте, которое до сих пор посещают коренные жители. [6] и паломники разграбили могилу местного населения через несколько дней после того, как бросили якорь в Кейп-Коде . [7] Действительно, «американские индейцы склонны приравнивать археологов к охотникам за могилами, грабителям могил или, что еще хуже, к животным, которые пируют мертвецами (т.е. «Культура стервятников»). Большинство из них не доверяют системе, предположительно созданной для защиты их наследия. " [8] Кроме того, любые доисторические археологические раскопки в Америке будут включать в себя материальные продукты, оставленные предками коренных народов Америки. По этим причинам проекты общественной археологии с участием коренных народов, признанных как на федеральном, так и на нефедеральном уровне, отличаются от тех, которые сотрудничают с местными общинами и общинами другого происхождения. Некоторые обнаружили, что сотрудничество может быть средством «разрушения барьеров» между американскими индейцами и археологами, и что в сотрудничестве «каждая сторона учится чему-то у другой». [9] Есть много уникальных способов, которыми археологическое сотрудничество может принести пользу коренным народам. Кербер сообщает, что:

. . . археология приносит пользу американским индейцам и первым жителям Канады соответственно, предоставляя важную историческую информацию; помощь в земельных претензиях; управление культурными ресурсами и захоронениями для защиты от текущих и будущих воздействий; продвижение суверенитета; предложение возможностей трудоустройства посредством работы на местах, интерпретативных центров и туризма; обучение молодежи; помощь в (восстановлении) строительства и самопознании нации; демонстрация инновационной реакции прошлых групп на изменение экологических и социальных обстоятельств; и предоставление населению навыков и опыта в археологии. Очевидно, что совместная археология не является панацеей от трудностей, с которыми сталкиваются коренные народы, но в определенных ситуациях. . . это может быть мощным инструментом [10]

Дин и Перрелли отметили, что сотрудничество с коренными народами является новым явлением только «с точки зрения доминирующей культуры». [11] и что «американские индейцы сотрудничают и сотрудничают со своими соседями и гостями на протяжении сотен лет». [12] Некоторые утверждают, что археологам следует попытаться сотрудничать и репатриировать материалы не только признанным на федеральном уровне племенам, но и племенам, не признанным на федеральном уровне. [13] Блюм утверждал, что при сотрудничестве с коренными народами проекты должны разрабатывать «формы работы с общественностью специально для» этой аудитории. [14] Многие признанные и непризнанные племена открыто просили археологов о утешении и сотрудничестве. [15] Двумя особенно известными примерами сотрудничества коренных народов являются Джанет Спектор книга «Что означает это шило» и археологический памятник индейской деревни Озетт . [16] Сотрудничество осуществлялось по всей территории Соединенных Штатов, в том числе с коренными народами Аляски . [17] Многие племена также начали нанимать на полный рабочий день племенных археологов.

Местные и потомственные сообщества

[ редактировать ]

Помимо проектов с участием коренных народов Америки, в Соединенных Штатах реализуется множество других проектов общественной археологии. Эти проекты ориентированы на местные сообщества , сообщества потомков и диаспоры потомков . [18] Целью некоторых из этих проектов было восстановление и публичное представление забытых аспектов расовых отношений в местных сообществах, таких как история рабства и сегрегации. [19]

Государственное образование

[ редактировать ]

В качестве формы работы с общественностью и сотрудничества многие археологические проекты в Соединенных Штатах предприняли шаги по представлению своей работы в школах и детям. Эти проекты варьируются от «однократной» презентации в местных школах до долгосрочных обязательств, в которых государственное образование является сложной частью исследования. [20]

Сообщество археологии в Соединенном Королевстве

[ редактировать ]

Общественная археология в Соединенном Королевстве существует уже много лет, хотя лишь недавно она стала известна под этим названием. Корни археологии в Соединенном Королевстве лежат в традициях антикварной и любительской работы. [21] и многие окружные или местные общества археологии и истории, основанные более века назад, продолжают способствовать вовлечению местного населения в археологию. Вплоть до 1970-х годов у добровольцев часто была возможность инициировать археологические исследования или принять в них участие. С тех пор признание того, что для последующего создания археологических подразделений потребуются дополнительные исследования, разрушило некоторые из этих возможностей; что еще более важно, введение археологии в законность процесса планирования посредством Руководства по политике планирования 16 ( PPG16 ) и полная профессионализация археологии сделали участие общественности в археологии крайне ограниченным.

Участие общественности

[ редактировать ]

Археология (включая исторические здания, ландшафты и памятники, а также «традиционную» археологию) посвящена людям и открытиям прошлого. Как предмет, археология в Соединенном Королевстве в последние годы все чаще привлекает внимание общественности. Наиболее распространенная форма общественной археологии в Соединенном Королевстве возникла на низовом уровне. Местные группы меньше крупных окружных обществ и действуют на своей территории и в своем темпе. Выполняемая работа часто соответствует высоким стандартам, что отражает количество времени и усилий, которые местные жители готовы вложить в местные проекты, которые они сами инициировали. За последние два десятилетия участие общественности все чаще вытеснялось коммерческой археологией, возглавляемой застройщиками, при этом основная часть работ переходила на подрядные организации. [22] Причины этого связаны с профессионализацией дисциплины и внедрением PPG16, как обсуждал Фолкнер, который предложил вернуться к археологии под руководством сообщества в своей статье под названием «Археология снизу». [23] Недавнее расследование, проведенное Советом британской археологии. [24] определил основные предполагаемые препятствия для участия общественности, привел примеры передовой практики в поощрении участия общественности и дал несколько рекомендаций для будущих улучшений. Его первой рекомендацией было создание штатных должностей общественных археологов по всей стране, поскольку, как говорится, «такие специализированные должности представляют собой очень эффективный способ стимулирования и направления участия общественности на местном уровне». [25] Один из старейших и наиболее успешных проектов общественной археологии базируется в Лестершире. [26] Совет графства Лестершир (в который входит музейная служба) учредил этот проект в 1976 году, и сегодня он насчитывает 400 членов в 20 местных группах по всему графству. Питер Лиддл (хранитель археологии) — общественный археолог и, вероятно, был первым, кто использовал термин «общественная археология» в качестве названия своего справочника для полевых работников. [27]

Валлеттская конвенция

[ редактировать ]

Валлеттская конвенция влияет на работу неофициальных или любительских групп, которые исследовали или исследуют свою местную историческую среду. Европейская конвенция по защите археологического наследия (пересмотренная) была подписана в Валлетте в 1992 году и ратифицирована правительством Великобритании, а затем вступила в силу 21 марта 2001 года. [28] Статья 3 документа вызвала серьезные споры, поскольку в ней говорилось, что все археологические работы должны выполняться людьми, имеющими соответствующую квалификацию и полномочия. [29] Эта форма «лицензии» для археологов уже существует в остальной Европе, где она ограничивает работу добровольных археологов и местных обществ.

Сообщество археологии в Австралии

[ редактировать ]

Австралийская археология имеет долгую историю общественной археологии с устоявшимися дисциплинами и законами. [30] В своем обзоре общественной археологии Маршалл обнаружила, что в полевой общественной археологии существует «доминирование антиподов», предполагая, что австралийская общественная археология может быть более авторитетной как дисциплина, чем в других странах. [31] Это отражено в антологиях общественной археологии Харрисона и Уильямсона. [32] и Сара Колли . [33] Как правило, австралийские общественные археологические проекты предусматривают сотрудничество между археологами и племенами аборигенов, подобно тому, как археологи в Соединенных Штатах сотрудничают с американскими индейцами. [34]

Сообщество археологии за пределами США, Великобритании и Австралии

[ редактировать ]

Сотни, если не тысячи, проектов общественной археологии были осуществлены по всему миру, в том числе в Бразилии, [35] Канада, [36] Египет, [37] Мексика, [38] Народная Республика Бангладеш, [39] ЮАР, [40] Таиланд (Praicharnjit 2006, www.archaeopen.com) и Турция. [41] Arc.Ask3.Ru была бы очень признательна, если бы ученые, студенты или члены сообществ, связанных с проектами общественной археологии, внесли свой вклад в эту страницу.

Сообщества

[ редактировать ]

Определения

[ редактировать ]

В сокращенном смысле сообщества представляют собой скопления людей, которые «редко, если вообще когда-либо, являются монокультурными и никогда не придерживаются единого мнения». [42] «Для понимания целей проектов общественной археологии полезно разделить эти сообщества на три широких и пересекающихся типа. Это местные сообщества, сообщества местного происхождения и сообщества или диаспоры неместного происхождения ». [43]

Местные сообщества и сообщества неместного происхождения

[ редактировать ]

Сообщества происхождения - это те, кто наследственно связан с местом. Сообщества происхождения, расположенные в непосредственной близости от места, являются сообществами местного происхождения, а сообщества неместного происхождения «представляют собой группы, которые связаны с местом, но живут в другом месте, потенциально за сотни или даже тысячи миль». [44] Археологическое сотрудничество с общинами местного происхождения включает сотрудничество с протоисторическими памятниками и сотрудничество с американскими индейцами, связанными с ними по наследству, или раскопки на плантациях, включающие сотрудничество с местными предками рабов, работавших на плантации. [45] Примеры общественных проектов с участием общин неместного происхождения включают проекты, в которых археологи создают музеи для приезда и посещения неместных жителей. [46]

Местные сообщества неродового происхождения

[ редактировать ]

Местные сообщества — это просто сообщества, которые живут «на каком-либо участке или рядом с ним». [47] а местные общины, не относящиеся к происхождению, - это те, которые не считаются исконными родственниками этого места. В эту категорию входят землевладельцы, местные волонтеры, местные организации и местные заинтересованные стороны. Некоторые считают, что многие из основных проблем общественной археологии применимы к сообществам неместного происхождения и что такое сотрудничество имеет решающее значение для археологов, стремящихся понять местный социальный контекст своей работы. [41]

Основные проблемы

[ редактировать ]

Деколонизация археологии

[ редактировать ]

Археология – это практика, история которой укоренилась в колониализме , и многие археологи и сообщества утверждают, что археология никогда не избегала своего колониального прошлого . [48] Основная цель многих общественных археологов и проектов общественной археологии - деколонизация археологии. [49] В ходе деколонизации археологии археологи пытаются дать общинам больше контроля над каждым этапом археологического процесса. Например, некоторые программы начали предпринимать попытки собрать лидеров коренных народов во всем мире для обсуждения общих методов деколонизации посредством археологического сотрудничества. [50] Общественная археология, обмен археологическими знаниями и перечисленные ниже основные проблемы рассматриваются как важнейшие части деколонизации. [51] Издание с лицензиями открытого доступа , позволяющее каждому читать археологическую литературу без финансовых препятствий, является еще одним аспектом деколонизации. [52]

Саморефлексивность

[ редактировать ]

Общественная археология может смягчить или предотвратить насилие по отношению к сообществам, которое может вызвать археология. Саморефлексию в археологии можно рассматривать как взгляд в метафорическое зеркало, и она включает в себя попытки явно сделать видимыми насилие – такое как колонизация, – частью которого неявно была археология. [53] Саморефлексивность в археологии может быть частью презентации сообщества как средство разрушения несбалансированной динамики власти между неакадемическими сообществами и археологами. [54] Самоанализ среди археологов, такой как дискуссии с членами сообщества, написание полевых журналов и профессиональных статей о самоанализе, также может быть средством выявления неэтичных и насильственных аспектов археологических проектов. [55]

Работа с общественностью

[ редактировать ]

Общественная деятельность в археологии — это форма научной деятельности , которая пытается представить археологические находки неархеологам. Работа с общественностью обычно является решающим аспектом большинства проектов общественной археологии. [56] Работа с общественностью может принимать разные формы: от разовой презентации в местной школе до долгосрочных соглашений с местными сообществами о разработке сложных программ работы с общественностью. [57] [41] Многие считают, что археология и археологические находки были сильно искажены популярными средствами массовой информации и западными ассоциациями, и что работа с общественностью - единственный способ, которым не-археологи смогут понять, что на самом деле делают и находят археологи. [58] На другом уровне участие общественности может означать участие местных жителей в учебных раскопках, и такой тип участия приводит к получению практического опыта изучения археологических методов.


Подходы к общественной археологии

[ редактировать ]

Интерпретация сообщества

[ редактировать ]

Интерпретация археологических находок сообществом является типичным аспектом общественной археологии и рассматривается как важный аспект «деколонизации археологии» и предоставления неархеологам права интерпретировать прошлое. [59] Многие местные археологи создали проекты, которые отводят сообществу важную роль в интерпретации и распространении археологической информации. [30] Участие сообщества не сводится к интерпретации открытий, но включает вклад в любой аспект археологии, например в теорию. [60] и цели проекта. [61] Участие сообщества прекращает исключительный контроль археологов над материальным прошлым и дает неархеологам возможность интерпретировать прошлое. [53] Многие археологи теперь утверждают, что использование местных знаний важно для выживания археологии как академической дисциплины. [62] Степень интерпретационного контроля, которую сообщества имеют в археологических проектах, варьируется от использования интерпретаций, полученных в ходе интервью и консультаций, [63] к академическим публикациям, написанным членами сообщества на основе определенных исследовательских вопросов сообщества. [64]

Долгосрочное обязательство

[ редактировать ]

Этнографы и специалисты по развитию показали [65] что долгосрочные отношения необходимы для развития взаимопонимания и взаимного уважения с местным сообществом, и утверждают, что для успеха в сотрудничестве археологи должны взять на себя долгосрочные обязательства. [66] для того, чтобы понять динамику социального контекста их исследования. Без такой глубины знаний археологи рискуют принять решения с непредвиденными последствиями. [67] Например, сотрудничество и репатриация были более успешными там, где археологи и американские индейцы встречались на регулярной основе и развивали как дружбу, так и взаимное уважение. [68] Версаджи обнаружил, что «важно позволить этому процессу занять время». [69] Многие местные археологи теперь планируют вести долгосрочное сотрудничество с самого начала своего проекта. [70]

Этнография и знакомство с сообществом

[ редактировать ]

В качестве метода изучения сообщества археологи выступают за использование этнографических методов в проектах общественной археологии. [67] Хотя большинство ученых считают, что всем археологам не обязательно становиться обученными этнографами, перед началом проекта необходим определенный уровень этнографических знаний. [65] Некоторые проекты общественной археологии опираются на этнографические данные, собранные членами их исследовательской группы. [71] в то время как другие добились определенного успеха, начав с опубликованных источников или сотрудничая с профессионалами, уже работающими в фокусном сообществе.

Музеи и учреждения

[ редактировать ]

Строительство музеев или других учреждений в качестве образовательных центров, хранилищ археологических материалов и центров научного и социально-культурного сотрудничества с сообществом является общей долгосрочной целью для многих проектов общественной археологии, и она достигается все чаще. [72] Музеи стали центрами общественной информации и сотрудничества как с местными, так и с неместными сообществами. [73] Одним из хорошо известных примеров музея, созданного в результате сотрудничества американских индейцев и археологов, является Музей и исследовательский центр Машантукет-Пекот , который является «крупнейшим музеем в Соединенных Штатах, принадлежащим коренным американцам». [74] имеет несколько лабораторий и коллекций для научных исследований, а также штат, в который входят пять штатных археологов. [75]

Публикации для сообщества

[ редактировать ]

Еще одним методом обмена и распространения археологических знаний в общественной археологии является публикация или презентация материалов специально для сообщества. Сюда входят книги, брошюры, детские рассказы, [75] школьные рабочие тетради, [76] комиксы, [77] веб-сайты, [78] публичные лекции, радиопрограммы, телешоу и новости, драматические реконструкции, художественные и литературные произведения, в открытом доступе , публикации [79] и другие формы.

Совместное исследование действий

[ редактировать ]

Совместное исследование действий - еще один метод, который археологи использовали в проектах общественной археологии. [80]

Кто говорит от имени сообщества?

[ редактировать ]

В общественной археологии решения по определению не могут приниматься на основе информации, полученной всего от нескольких членов данного сообщества. Хотя количество необходимых консультантов может быть разным, небольшая подгруппа редко может говорить от имени сообщества в целом. [81] Иногда ясно, с кем в сообществе следует связаться. Например, археологи в Соединенных Штатах должны связаться с Уполномоченным по сохранению исторического наследия племен (THPO), прежде чем пытаться сотрудничать с племенами, признанными на федеральном уровне. [82] В местах, где соответствующие контакты и заинтересованные стороны менее очевидны, местные археологи пытаются выявить как можно больше групп интересов и связаться с ними до начала исследования.

Нисходящий подход

[ редактировать ]

Нисходящий подход к общественной археологии заключается в том, что археологи перед консультацией решают, каковы будут цели проекта или какие выгоды будут предоставлены сообществу, на самом деле это вообще не общественная археология. Нисходящий подход создает односторонний обмен информацией между археологами и сообществом и исключает реальное сотрудничество. Блюм обнаружил, что «отношения археолог-информатор [носят] по существу эксплуататорский и покровительственный характер, поскольку они происходят на условиях археолога — информатор должен решать вопросы, которые понимают археологи — и исключают участие [членов сообщества], которые не могут или не хотят участвовать на этих условиях». [83] Чтобы добиться успеха в общественной археологии, археологи начали более рефлексивно сотрудничать с коренными общинами. [84]

Выполнение долгосрочных обязательств

[ редактировать ]

Некоторым археологам сообщества было трудно придерживаться своих первоначальных обязательств перед сообществом. [85]

Консультации и сотрудничество

[ редактировать ]

Некоторые утверждают, что «консультирующиеся» археологи не отказываются от контроля над процессом интерпретации и что консультирование представляет собой подход к сотрудничеству «сверху вниз». [86] Кроме того, некоторые определения слова «сотрудничество» намекают на противоборствующие и/или враждующие стороны, сотрудничающие друг с другом в напряженные или воинственные времена. Дин предложил вместо этого использовать слово «сотрудничать». [87]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эти термины взаимозаменяемы у Макдэвида (2002:304) и Маршалла (2002:214).
  2. ^ Триггер (2007:260)
  3. ^ Кербер (2006a:xxx)
  4. ^ Moshenska (2009)
  5. ^ Уоткинс (2003, 2006)
  6. ^ Аталай (2006: 286-288)
  7. ^ Уоткинс (2006:xi)
  8. ^ Уоткинс (2003:134)
  9. ^ Дин и Перрелли (2006: 141-142)
  10. ^ Кербер (2006a: xxii)
  11. ^ Дин и Перрелли (2006:144)
  12. ^ Дин и Перрелли (2006:145)
  13. ^ Уоткинс (2003)
  14. ^ Блюм (2006:198)
  15. ^ См. Маршалла (2002) и дела Кербера (2006b).
  16. ^ См. Маршалл (2002: 212-214); Спектор (1993)
  17. ^ См. Кнехт (2003); Холлоуэлл-Циммер (2003); Холлоуэлл (2006)
  18. ^ См. Синглтон и Орсер (2003).
  19. ^ См. Макдэвид (2002, 2003); Синглтон и Орсер (2003); Шакель (2007)
  20. ^ Де Кунцо и Джеймсон (2007); Джеппсон и Брауэр (2007); Аталай (2007 г.); Вилле (2008)
  21. ^ Также см. Триггер (2007).
  22. ^ Уотсон, Сэди (2021). «Общественная польза: вызов археологии Великобритании, ориентированной на развитие» . Интернет-археология (57). дои : 10.11141/ia.57.1 .
  23. ^ См. Фолкнер (2000) и Фолкнер (2001/2002).
  24. ^ См. Фарли (2003).
  25. ^ Фарли (2003:14)
  26. ^ Шадла Холл (готовится к печати)
  27. ^ См. Лиддл (1985).
  28. ^ «Совет британской археологии | Домой» .
  29. ^ Текущая археология (2001a; 2001b)
  30. ^ Jump up to: а б Маршалл (2002)
  31. ^ Маршалл (2002:212)
  32. ^ Харрисон и Уильямсон (2002)
  33. ^ Колли (2002)
  34. ^ Маршалл (2002); Фредериксен (2002 г.); Кларк (2002)
  35. ^ Фунари и др. (2007); Наджар и Наджар (2007)
  36. ^ Фризен (2002); Дорошенко (2007 г.); Фрай (2007); Хансен и Фаулер (2007); Папа и Миллс (2007)
  37. ^ Мозер и др. (2002)
  38. ^ Бреглия, (2007); Родригес, (2006)
  39. ^ Сен (2002)
  40. ^ Сегобай (2005)
  41. ^ Jump up to: а б с Аталай (2007)
  42. ^ Маршалл (2002:215)
  43. ^ Маршалл (2002:216); Синглтон и Орсер (2003:144)
  44. ^ Синглтон и Орсер (2003:144)
  45. ^ Холлоуэлл (2006); Холлоуэлл-Циммер (2003); Синглтон (2003); Шакель (2007); Макдэвид (2003); Макдэвид (2002)
  46. ^ Кнехт (2003); Смит и др. (2003); Джонс и Макбрайд (2006); Вилле (2008)
  47. ^ Маршалл (2002:216)
  48. ^ См. Пиберн (2003); Пиберн (2004); Аталай (2006 г.); Триггер (2007); Пиберн (2008b)
  49. ^ Аталай (2006); Пиберн (2008a); Пиберн (2004); Спектор (1993)
  50. ^ См. Аталай (2006), Аталай (2007), Пиберн (2008b).
  51. ^ Аталай (2006); Пиберн (2008a); Пирберн (2004)
  52. ^ Марвик, Бен (29 октября 2020 г.). «Открытый доступ к публикациям для расширения участия в археологии» . Норвежский археологический обзор . 53 (2): 163–169. дои : 10.1080/00293652.2020.1837233 . S2CID   228961066 .
  53. ^ Jump up to: а б Спектор (1993)
  54. ^ Мозер и др. (2002:234)
  55. ^ Эджворт (2006)
  56. ^ Призрак (1993); Хершер и Макманамон (1995); Джеймсон (2003); Лайнотт (2003) Вилле (2008)
  57. ^ Марвик, Бен; Фам, Тхань Сон; Ко, май вс (15 декабря 2020 г.). «Чрезмерные исследования и этический демпинг в международной археологии» . Журнал СПАФА . 4 . дои : 10.26721/spafajournal.v4i0.625 .
  58. ^ Пиберн (2008a)
  59. ^ Аталай (2006)
  60. ^ См. децентрацию в Аталае (2006).
  61. ^ Кларк (2002); Мозер и др. (2002); Кунс (2008); Ватсон и Уотерман (2008)
  62. ^ Миллер (1980); Уоткинс (2003)
  63. ^ Сэнгер и др. (2006:325)
  64. ^ См. Wiynjorroc et al. (2005); Дин и Перрелли (2006)
  65. ^ Jump up to: а б Пиберн (2007:177)
  66. ^ Пиберн (2003)
  67. ^ Jump up to: а б Пиберн (2007)
  68. ^ Версаджи (2006:30); Дин и Перрелли (2006:142–143)
  69. ^ Версаджи (2006:30)
  70. ^ Кнехт (2003) Мозер и др. (2002)
  71. ^ Барту, цитируется Аталай (2007:257)
  72. ^ Мозер (2002); Кнехт (2003); Смит (2003); Джонс и Макбрайд (2006)
  73. ^ Уилл (2008)
  74. ^ Джонс и Макбрайд (2006:275)
  75. ^ Jump up to: а б Джонс и Макбрайд (2006)
  76. ^ Мозер и др. (2002:238-239)
  77. ^ Аталай (2007: 260-261)
  78. ^ Макдэвид (2002, 2003)
  79. ^ Марвик, Бен (29 октября 2020 г.). «Открытый доступ к публикациям для расширения участия в археологии» . Норвежский археологический обзор . 53 (2): 163–169. дои : 10.1080/00293652.2020.1837233 . S2CID   228961066 .
  80. ^ Стрэнд и др. (2003); Хеммент (2007); Пиберн (2007); Кунс (2008)
  81. ^ Родригес (2008); см. также Пиберн (2007); Вобст (1978)
  82. ^ Дин и Перрелли (2006:142)
  83. ^ Блюм (2006:197)
  84. ^ Аталай (2006); Пиберн (2007); Пиберн (2008)
  85. ^ Маршалл (2002:218); Синглтон (2003); Родригес (2006)
  86. ^ Аталай (2006); Кларк (2002); Версаджи (2006 г.); Уоткинс (2003 г.); Цветок (2006:210)
  87. ^ Дин и Перрелли (2006:145); см. также Браун и Робинсон (2006:62); Блюм (2006:210)
  • Аталай, С. (2006). Коренная археология как деколонизирующая практика. Ежеквартальный журнал американских индейцев, 30 (3 и 4), 280–310.
  • Аталай, С. (2007). Глобальное применение археологии коренных народов: исследования с участием общин в Турции. Археология: Журнал Всемирного археологического конгресса, 3 (3).
  • Барам, У. (2011). Организация сообществ в области общественной археологии: коалиции за сохранение скрытой истории во Флориде. Настоящее прошлое 3(1):12-18. http://doi.org/10.5334/pp.40
  • Блюм, CL (2006). Совместная работа по развитию партнерства с американскими индейцами в Нью-Джерси и Делавэре. В Дж. Э. Кербере (ред.), Межкультурное сотрудничество: коренные народы и археология на северо-востоке США (стр. 197–212). Линкольн и Лондон, Небраска: Издательство Университета Небраски.
  • Бреглия, LC (2007). Вовлечение местных сообществ в археологию: наблюдения с места майя на Юкатане, Мексика. В книге Дж. Х. Джеймсона-младшего и С. Баугера (ред.), «Прошлое встречается с настоящим: партнерство археологов с кураторами музеев, учителями и общественными группами» (стр. 89–99). Нью-Йорк: Спрингер.
  • Кастаньеда, QE, и Мэтьюз, CN (2008). Этнография и социальное строительство археологии. В QE Castañeda & CN Mathews (ред.), «Этнографическая археология» (стр. 1–23). Лэнхэм, Мэриленд: АльтаМира Пресс.
  • Колли, С. (2002). Раскрытие Австралии: археология, коренные народы и общественность. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института.
  • Де Кунцо, Лос-Анджелес, и Джеймсон, Дж., Джон Х. (2007). Открывая прошлое: проект Общества исторической археологии по повышению осведомленности и просвещения общественности. В книге Дж. Х. Джеймсона-младшего и С. Баугера (ред.), «Прошлое встречается с настоящим: партнерство археологов с кураторами музеев, учителями и общественными группами» (стр. 427–441). Нью-Йорк: Спрингер.
  • Дин, Р.Л., и Перрелли, диджей (2006). Дорожная археология в западном Нью-Йорке: взгляды археологов на сотрудничество между государственными и племенными агентствами по обзору. В Дж. Э. Кербере (ред.), Межкультурное сотрудничество: коренные народы и археология на северо-востоке США (стр. 131–149). Линкольн и Лондон, Небраска: Издательство Университета Небраски.
  • Дерри, Л. (2003). Заключительные замечания. В книге Л. Дерри и М. Маллоя (ред.), «Археологи и местные сообщества» (стр. 185–188). Вашингтон, округ Колумбия: Общество американской археологии.
  • Дорошенко, Д. (2007). Приключения в археологии в Фонде наследия Онтарио. В книге Дж. Х. Джеймсона-младшего и С. Баугера (ред.), «Прошлое встречается с настоящим: партнерство археологов с кураторами музеев, учителями и общественными группами» (стр. 265–279). Нью-Йорк: Спрингер.
  • Эджворт, М. (2006). Множественное происхождение, развитие и потенциал этнографии археологии. В М. Эджворте (ред.), «Этнографии археологической практики» (стр. 1–19). Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс.
  • Фаген Б. и Роуз М. (2003). Этика и СМИ. В Л. Дж. Циммермане, К. Д. Вителли и Дж. Холлоуэлл-Циммере (ред.), Этические проблемы археологии (стр. 163–176). Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс.
  • Фарли, М. (2003). Участие в прошлом: результаты расследования Рабочей группы Совета британской археологии, сайт www.britarch.ac.uk/participation/report.html.
  • Фолкнер, Н. (2000). Археология снизу. Публичная археология, 1 (1), 21–33.
  • Фолкнер, Н. (2001/2002). Проект Седжфорда, Норфолк: эксперимент народного участия и диалектического метода. Международный выпуск археологии, 5, 16–20.
  • Фредериксен, К. (2002). Забота об истории: Тиви и археологические рассказы форта Дандас/Пуната, остров Мелвилл, Австралия. Мировая археология, 34 (2), 288–302.
  • Фрай, Б. (2007). Достижение бюрократии и не только: археология в Луисбурге и парках Канады. В книге Дж. Х. Джеймсона-младшего и С. Баугера (ред.), «Прошлое встречается с настоящим: партнерство археологов с кураторами музеев, учителями и общественными группами» (стр. 19–33). Нью-Йорк: Спрингер.
  • Фунари, ППА, де Оливейра, Невада, и Таманини, Э. (2007). Археология для непрофессионалов в Бразилии: три опыта. В книге Дж. Х. Джеймсона-младшего и С. Баугера (ред.), «Прошлое встречается с настоящим: партнерство археологов с кураторами музеев, учителями и общественными группами» (стр. 217–228). Нью-Йорк: Спрингер.
  • Харрисон Р. и Уильямсон К. (2002). После капитана Кука: археология недавнего прошлого коренных народов Австралии. Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс.
  • Хансен Д. и Фаулер Дж. (2007). Защити и сохрани — парки Канады и общественная археология в Атлантической Канаде. В книге Дж. Х. Джеймсона-младшего и С. Баугера (ред.), «Прошлое встречается с настоящим: партнерство археологов с кураторами музеев, учителями и общественными группами» (стр. 321–338). Нью-Йорк: Спрингер.
  • Хеммент, Дж. (2007). Публичная антропология и парадоксы участия: исследование совместных действий и критическая этнография в провинциальной России. Человеческая организация, 66(2), 301-314.
  • Хершер Э. и Макманамон Ф.П. (1995). Общественное образование и информационно-просветительская работа: обязанность давать образование. В книге М. Дж. Лайнотта и А. Уайли (ред.), «Этика американской археологии: проблемы 1990-х годов» (стр. 42–44). Вашингтон, округ Колумбия: Общество американской археологии.
  • Холлоуэлл, Дж. (2006). Моральные аргументы о копании для пропитания. В книге К. Скарра и Г. Скарра (ред.), «Этика археологии: философские взгляды на археологическую практику» (стр. 69–93). Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета.
  • Холлоуэлл-Циммер, Дж. (2003). Копаем в грязи: этика и «низкое грабежи». В Л. Дж. Циммермане, К. Д. Вителли и Дж. Холлоуэлл-Циммере (ред.), Этические проблемы в археологии (стр. 45–56). Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс.
  • Джеймсон младший, Дж. Х. (2003). Поставщики прошлого: образование и информационно-пропагандистская деятельность как этические императивы в археологии. В Л. Дж. Циммермане, К. Вителли и Дж. Холлоуэлл-Циммере (ред.), «Этические проблемы археологии» (стр. 153–162). Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира.
  • Джеппсон, П.Л., и Брауэр, Г. (2007). Археология для образовательных нужд: археолог и педагог обсуждают археологию в государственных школах округа Балтимор. В книге Дж. Х. Джеймсона-младшего и С. Баугера (ред.), «Прошлое встречается с настоящим: партнерство археологов с кураторами музеев, учителями и общественными группами» (стр. 231–248). Нью-Йорк: Спрингер.
  • Джонс, Б.Д., и Макбрайд, К.А. (2006). Примеры археологии коренных народов на юге Новой Англии из резервации Машантукет-Пекот. В Дж. Э. Кербере (ред.), Межкультурное сотрудничество: коренные народы и археология на северо-востоке США (стр. 265–280). Линкольн и Лондон, Небраска: Издательство Университета Небраски.
  • Кербер, Дж. Э. (2006a). Введение. В Дж. Э. Кербере (ред.), Межкультурное сотрудничество: коренные народы и археология на северо-востоке США (стр. ixx-xxxi). Линкольн и Лондон, Небраска: Издательство Университета Небраски.
  • Кербер, Дж. Э. (2006b). Межкультурное сотрудничество: коренные народы и археология на северо-востоке США. Линкольн и Лондон, Небраска: Издательство Университета Небраски.
  • Кнехт, Р. (2003). Прикосновение к чувству чуда: общественная археология и строительство музеев на Алеутских островах. В Л. Дерри и М. Маллое (ред.), Археологи и местные сообщества (стр. 97–109). Вашингтон, округ Колумбия: Общество американской археологии.
  • Кунс, Э. (2008). Подход к совместной археологии, основанный на совместном действии, Всемирный археологический конгресс. Дублин, Ирландия.
  • Лабелль, Дж. М. (2003). Кофейные банки и очки Фолсома: почему мы не можем продолжать игнорировать коллекционеров артефактов. В Л. Дж. Циммермане, К. Вителли и Дж. Холлоуэлл-Циммере (ред.), «Этические проблемы археологии» (стр. 115–127). Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира.
  • Лиддл, П. (1985). Общественная археология: справочник по организации и методам для полевых работников. Публикация 61, Лестер: Музеи Лестершира.
  • Лайнотт, MJ (2003). Развитие этики в археологии. В Л. Дж. Циммермане, К. Д. Вителли и Дж. Холлоуэлл-Циммере (ред.), Этические проблемы в археологии (стр. 17–27). Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс.
  • Маршалл, Ю. (2002). Что такое общинная археология? Мировая археология, 34 (2), 211–219.
  • Макдэвид, К. (2002). Археологии, которые причиняют боль; потомки имеют значение: прагматичный подход к сотрудничеству в публичной интерпретации афроамериканской археологии. Мировая археология, 34 (2), 303–314.
  • МакГуайр, Р.Х. (2008). Археология как политическое действие. Беркли, Калифорния/Лос-Анджелес/Лондон: Издательство Калифорнийского университета.
  • Мерриман, Н. (2004). Публичная археология. Лондон: Рутледж.
  • Миллер, Д. (1980). Археология и развитие. Современная антропология, 21 (6), 709–714.
  • Мозер С., Глейзер Д., Филлипс Дж. Э., Немр Л. Н., Муса М. С., Айеш Р. Н. и др. (2002). Преобразование археологии через практику: стратегии совместной археологии и проект общественной археологии в Кусейре, Египет. Мировая археология, 34 (2), 220–248.
  • Мошенская, Г. 2009. Что такое публичная археология? Настоящее прошлое 1, DOI: https://dx.doi.org/10.5334/pp.7 .
  • Наджар Дж. и Наджар Р. (2007). Размышления о взаимосвязи между образованием и археологией: анализ роли IPHAN как коллективного педагога. Археология: Журнал Всемирного археологического конгресса, 3 (2), 169–178.
  • Николас, врач общей практики, и Холлоуэлл, Дж. Х. (2007). Этические вызовы постколониальной археологии. В книге Ю. Хамилакаса и П. Дьюка (ред.), Археология и капитализм: от этики к политике (стр. 59–82). Уолнат-Крик, Калифорния: Left Coast Press.
  • Поуп, Ч.П., и Миллс, С.Ф. (2007). Аутпортная археология: общественная археология Ньюфаундленда. В книге Дж. Х. Джеймсона-младшего и С. Баугера (ред.), «Прошлое встречается с настоящим: партнерство археологов с кураторами музеев, учителями и общественными группами» (стр. 169–186). Нью-Йорк: Спрингер.
  • Пиберн, А. (2003). Археология нового тысячелетия: правила взаимодействия. В книге Л. Дерри и М. Маллоя (ред.), «Археологи и местные сообщества» (стр. 167–184). Вашингтон, округ Колумбия: Общество американской археологии.
  • Пиберн, АК (2004). Переосмысление сложного общества. В книге А.К. Пиберна (ред.), «Цивилизация без гендера» (стр. 1–46). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
  • Пиберн, А. (2007). Археология как активизм. В книге Х. Сильвермана и Д. Ф. Рагглса (ред.), Культурное наследие и права человека (стр. 172–183). Нью-Йорк: Спрингер.
  • Пиберн, АК (2008a). Публичная археология, Индиана Джонс и честность. Археология: Журнал Всемирного археологического конгресса, 4 (2), 201–204.
  • Пиберн, А. (2008b). Великолепие археологии. В книге QE Castañeda и CN Mathews (ред.), «Этнографическая археология: размышления о заинтересованных сторонах и археологической практике» (стр. 139–155). Уолнат-Крик, Калифорния: Altamira Press.
  • Родригес, Т. (2006). Конъюнктуры в создании археологического памятника древних майя. В этнографии археологической практики (стр. 161–172). Уолнат-Крик, Калифорния: Altamira Press.
  • САА. (2004 г., 18 января 2007 г.). Принципы археологической этики. Получено 4 октября 2008 г. с https://web.archive.org/web/20081221203338/http://www.saa.org/aboutSAA/committees/ethics/principles.html .
  • Саблофф, Дж. А. (2008). Археология имеет значение. Уолнат-Крик, Калифорния: Left Coast Press.
  • Сэнгер Д., Полинг М.А. и Г. С.Д. (2006). Родина и язык Пассамаводди: важность места. В Дж. Э. Кербере (ред.), Межкультурное сотрудничество: коренные народы и археология на северо-востоке США (стр. 314–328). Линкольн и Лондон, Небраска: Издательство Университета Небраски.
  • Сегобай, АК (2005). Революцию будут транслировать по телевидению: африканское археологическое образование и проблемы общественной археологии - некоторые примеры из Южной Африки. Археология: Журнал Всемирного археологического конгресса, 1 (2), 33–45.
  • Сен, С. (2002). Граница сообщества, секуляризованная религия и воображаемое прошлое в Бангладеш: археология и историография неравной встречи. Мировая археология, 34 (2), 346–362.
  • Шакель , Пенсильвания (2007). Гражданская активность и социальная справедливость: гонка на границе Иллинойса. В археологии как инструмент гражданской активности. В Би Джей Литтл и Пол. А. Шакель (ред.), Археология как инструмент гражданской активности (стр. 243–262). Лэнхэм, Мэриленд: АльтаМира Пресс.
  • Зиверт, АК (2003). Раскрашенные Спиро булавы и чашки из ракушек: научное использование артефактов без контекста. В Р. Дж. Джеске и Д. К. Чарльзе (ред.), Теория, метод и практика в современной археологии (стр. 182–194). Вестпорт, Коннектикут/Лондон: Прегер.
  • Синглтон, Т.А., и Орсер-младший, CE (2003). Сообщества потомков: связь людей в настоящем с прошлым. В Л. Дж. Циммермане, К. Д. Вителли и Дж. Холлоуэлл-Циммере (ред.), «Этические проблемы археологии» (стр. 143–152). Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс.
  • Смит Л., Морган А. и ван дер Меер А. (2003). Прикосновение к чувству чуда: общественная археология и строительство музеев на Алеутских островах. В книге Л. Дерри и М. Маллоя (ред.), «Археологи и местные сообщества» (стр. 147–165). Вашингтон, округ Колумбия: Общество американской археологии.
  • Смит К., Уоткинс Дж., Вобст Х.М. и Циммерман Л.Дж. (2002). Вперед. В Р. Харрисоне и К. Уильямсоне (ред.), По мотивам капитана Кука: археология недавнего прошлого коренных народов Австралии (стр. xiii-xx). Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс.
  • Спектор, доктор медицинских наук (1993). Что означает это шило: феминистская археология в деревне Уопетон, Дакота. Сент-Пол, Миннесота: Историческое общество Миннесоты.
  • Стрэнд К., Марулло С., Катфорт Н., Стокер Р. и Донохью П. (2003). Общественные исследования и высшее образование. Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс.
  • Триггер, Б.Г. (2007). История археологической мысли (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  • Версаджи, Нью-Мексико (2006). Традиции, суверенитет, признание: консультации NAGPRA с Конфедерацией ирокезов суверенных наций Нью-Йорка. В Дж. Э. Кербере (ред.), Межкультурное сотрудничество: коренные народы и археология на северо-востоке США (стр. 18–31). Линкольн и Лондон, Небраска: Издательство Университета Небраски.
  • Уоткинс, Дж. (2003). Археологическая этика и американские индейцы. В Л. Дж. Циммермане, К. Д. Вителли и Дж. Холлоуэлл-Циммере (ред.), «Этические проблемы археологии» (стр. 130–141). Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира.
  • Уоткинс, Дж. (2006). Вперед. В Дж. Э. Кербере (ред.), Межкультурное сотрудничество: коренные народы и археология на северо-востоке Соединенных Штатов (стр. xi-xvi). Линкольн и Лондон, Небраска: Издательство Университета Небраски.
  • Уотсон С. и Уотертон Э. (2008). Участие сообщества: сотрудничество или противостояние, Всемирный археологический конгресс. Дублин, Ирландия.
  • Уиттакер, Дж. К. (1994). Обработка кремня: изготовление и понимание каменных орудий. Остин, Техас: Издательство Техасского университета.
  • Уиттакер, Дж. К. (2004). Американские кремневики: искусство каменного века в эпоху компьютеров Остин, Техас: Издательство Техасского университета.
  • Вилле, SJ (2008). Музейное археологическое образование: может ли археология быть социально значимой в городских школах?, Всемирный археологический конгресс. Дублин, Ирландия.
  • Вейнджоррок П., Манабару П., Браун Н. и Уорнер А. (2005). Мы просто обязаны показать вам: исследовательская этика blekbalawei. В книге К. Смита и Х. М. Вобста (ред.), «Археологии коренных народов: теория деколонизации» (стр. 316–327). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • Вобст, ХМ (1978). Археоэтнология охотников-собирателей или тирания этнографических записей в археологии. Американская античность, 43 (2), 303–309.
  • Вобст, ХМ (2005). Власть (коренному) прошлому и настоящему! Или: Теория и метод, лежащие в основе археологической теории и метода. В книге К. Смита и Х. М. Вобста (ред.), «Археологии коренных народов: теория деколонизации» (стр. 17–32). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Барам, У. (2015). Эксперименты в общественной археологии как гражданская активность: мои пять лет в Лаборатории общественной археологии Нового колледжа в Сарасоте, Флорида. Публичная археология 14 (1): 66-74. [1]
  • Колли, С. (2002). Раскрытие Австралии: археология, коренные народы и общественность. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института.
  • Дерри Л. и Маллой М. (2003). Археологи и местные сообщества. Вашингтон, округ Колумбия: Общество американской археологии.
  • Харрисон Р. и Уильямсон К. (2002). После капитана Кука: археология недавнего прошлого коренных народов Австралии. Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс.
  • Джеймсон-младший, Дж. Х., и Баугер, С. (2007). Прошлое встречается с настоящим: археологи сотрудничают с кураторами музеев, учителями и общественными группами. Нью-Йорк: Спрингер.
  • Кербер, Дж. Э. (2006). Межкультурное сотрудничество: коренные народы и археология на северо-востоке США. Линкольн и Лондон, Небраска: Издательство Университета Небраски.
  • Ла Саль, М. и Р. Хатчингс (2016). Что заставляет нас корчиться — критическая оценка археологии, ориентированной на сообщество. Канадский журнал археологии 40 (1): 164-180. [2]
  • Литтл, Би Джей, и Шакел, Пенсильвания (2007). Археология как инструмент гражданской активности. Лэнхэм, Мэриленд: АльтаМира Пресс.
  • Маршалл, Ю. (2002). Что такое общинная археология? Мировая археология, 34(2), 211-219.
  • МакГуайр, Р.Х. (2008). Археология как политическое действие. Беркли, Калифорния/Лос-Анджелес/Лондон: Издательство Калифорнийского университета.
  • Мерриман, Н. (2004). Публичная археология. Лондон: Рутледж.
  • Пиберн, АК (2008). Публичная археология, Индиана Джонс и честность. Археология: Журнал Всемирного археологического конгресса, 4 (2), 201–204.
  • Спектор, доктор медицинских наук (1993). Что означает это шило: феминистская археология в деревне Уопетон, Дакота. Сент-Пол, Миннесота: Историческое общество Миннесоты.
  • Смит, К., и Вобст, Х.М. (2005). Археологии коренных народов: теория деколонизации. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж
  • Стрэнд К., Марулло С., Катфорт Н., Стокер Р. и Донохью П. (2003). Общественные исследования и высшее образование. Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс
  • Циммерман, Л.Дж., Вителли, К.Д., и Холлоуэлл-Циммер, Дж. (2003). Этические проблемы археологии. Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс.
  • Тодорович, М. (2019). «Важность движения Викимедиа для общественной археологии» . Труды СтЭС 2019 : 29–42 . Проверено 5 февраля 2020 г.
  • Робертс, Хейли (2020). «Четырехэтапный подход к общественной археологии, иллюстрированный примерами из Дорсета, Англия» . Интернет-археология (55). дои : 10.11141/ia.55.6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3ad06b0a774adc7cee602625b33b3a1b__1701688080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/1b/3ad06b0a774adc7cee602625b33b3a1b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Community archaeology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)