Абу Абдаллах Мухаммад ибн Саад ибн Марданиш


Абу Абдаллах Мухаммад ибн Саад ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Марданиш по прозвищу аль-Джудхами или ат-Туджиби (родился в 1124 или 1125 году нашей эры [518 года хиджры], умер в 1172 году нашей эры [568 года хиджры]) был королем Мурсии с 1147 года нашей эры. (542 г. хиджры) до своей смерти. [ 1 ] Он установил свою власть над городами Мурсия , Валенсия и Дения, когда власть эмирата Альморавидов пришла в упадок, и выступил против распространения халифата Альмохадов . Христианские источники называют его «Волчьим королем» (лат. rex Lupus , исп. rey Lobo или rey Lope ). [ 2 ]
Полное имя Ибн Марданиша было Абу Абдаллах Мухаммад ибн Саад ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Марданиш аль-Джудами (или ат-Тушиби), что указывает на то, что он был сыном Саада, сына Мухаммада, сына Ахмада, сына Марданиша. Его племенные нисбы не являются надежным указанием на арабское происхождение. Он был мувалладом , потомком коренного иберийца, принявшего ислам, и имя Марданиш не имеет арабского происхождения. [ 3 ] Исламский ученый тринадцатого века Ибн Халликан вывел это слово из иберо-романского термина, обозначающего навоз (через латинское merda ), возможно, из-за дружеских отношений Ибн Марданиша с христианами. Скорее всего, это искаженное название Мерданикс (сегодня Мерданчо), названия притока реки Нахерилья , которая в начале десятого века находилась на границе между христианской и исламской Испанией. Этот гидроним, в свою очередь, происходит от латинского слова «навоз», обозначающего грязные воды. Это согласуется с тем, что семья Ибн Марданиша эмигрировала из ат-Тахр аль-Ала ( Верхний марш ) вокруг Риохи , как сообщается в арабских источниках. [ 4 ]
В первый год своего правления (1147/8 г.) Ибн Марданиш столкнулся с восстанием своего родственника Юсуфа ибн Хилала, обосновавшегося в замке Монторнес . Юсуф завоевал замки аль-Шуджайра и аль-Шаджра и победил Ибн Марданиша перед стенами Мораталлы , которые он занял. С меньшим количеством последователей он атаковал крепость Пеньяс-де-Сан-Педро и был взят в плен. Ибн Марданиш пригрозил выколоть ему глаза, если он не прикажет сдать Мораталлу. Он отказался, и ему удалили правый глаз. Затем Ибн Марданиш приказал жене Юсуфа сдать замок, иначе ее муж будет ослеплен. Она отказалась, и Юсуфу удалили другой глаз. Затем Ибн Марданиш отправил своего пленника в Хативу , где он умер вскоре после этого, в 1148 или 1149 году. [ 5 ]
В июне 1149 года, после того как Генуэзская республика основала колонии в Альмерии и Тортосе , Ибн Марданиш подписал десятилетнее перемирие с республикой, согласился выплатить 15 000 альморавидских динаров ( мурабитун ) в качестве дани, освободил генуэзцев от пошлин и разрешил создание генуэзских фундуков в Валенсии и Дении. Немедленно подлежала выплата в размере 5000 мурабитун : 3000 наличными и 2000 эквивалентом шелка. Оставшиеся 10 000 были задолжены в течение двух лет. Этот договор сохранился в генуэзской Liber iurium . По мнению современного историка Каффаро , аналогичный договор был подписан в 1161 году. [ 6 ] В январе 1150 года Ибн Марданиш подписал договор с Пизанской республикой , обещая фундуки и общую охранную грамоту для пизанских купцов, но не требующую уплаты дани. [ 6 ]
Во время Зуль-Када 560 г. (сентябрь – октябрь 1165 г.) Ибн Марданиш возглавил большую армию из Мурсии, чтобы защитить Лорку от сил Альмохадов, наступавших из замка Велес . Его войска были окружены силами Альмохадов в месте под названием аль-Фундун в долине Гвадалентин . [ 7 ] В последовавшей битве при Фахш аль-Джуллабе они были разбиты. [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гонсалес Каверо 2007 , с. 95, устанавливает соответствие между исламскими и христианскими датами по календарю в Francisco Codera y Zaidín (2004), Упадок и исчезновение Альморавидов в Испании (Памплона), стр. 10–15.
- ^ Гонсалес Каверо 2007 , с. 96.
- ^ Бош-Вила 1971 .
- ^ Вигера 1996 , стр. 231–38. Есть и другие теории. Испанский арабист Франсиско Кодера-и-Заидин предполагает, что оно происходит от Мардония, имени периода византийского правления в Мурсии . Голландский арабист Рейнхарт Дози считал, что это искажение кастильского отчества Мартинес («сын Мартина»).
- ^ Вальве Бермеджо 1972 , с. 160, со ссылкой на Ибн аль-Хатиба .
- ^ Перейти обратно: а б Констебль 1990 , стр. 640–41.
- ^ Вальве Бермеджо 1972 , с. 171.
- ^ Кеннеди 1996 , с. 219.
Источники
[ редактировать ]- Бош-Вила, Дж. (1971). «Ибн Марданиш» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 864–865. OCLC 495469525 .
- Констебль, Орегон (1990). «Генуя и Испания в двенадцатом и тринадцатом веках: нотариальные доказательства изменения в моделях торговли». Журнал европейской экономической истории . 19 (3): 635–56.
- Кеннеди, Хью (1996). Мусульманская Испания и Португалия: политическая история Аль-Андалуса . Рутледж.
- Гонсалес Каверо, Игнасио (2007). «Обзор фигуры Ибн Марданиша: его союз с королевством Кастилия и противостояние Альмохадам» . Мурсийский средневековый сборник . 31 : 95–110.
- Вальве Бермехо, Хоакин (1972). «Территориальное деление в мусульманской Испании (II): сердце «Тудмира» (Мурсия)». Аль-Андалус . 37 (1): 145–193.
- Вигера, Мария Х. (1996). «Во имя Ибн Марданиса». Аль-Кантара . 17 (1): 231–38.