Королевство Запада
Королевство Запада | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ок. 15 век – 1894 г. | |||||||
Капитал | Улететь | ||||||
Религия | христианство | ||||||
Правительство | Монархия | ||||||
История | |||||||
• Учредил | около 15 века | ||||||
• Аннексирован Эфиопской империей | 1894 | ||||||
|
Королевство Ямма , также называемое Йемма , было небольшим королевством, расположенным на территории нынешней Эфиопии . Он находился в углу, образованном реками Омо и Джимма-Гибе ; на западе лежало Королевство Джимма , а на юге - Королевство Гаро . Три горы — гора Бор-Ама, гора Азулу и гора Тоба — отличают расположение бывшего королевства. Он охватывал территорию современного района Секору и специальной вореды Йем .
Это королевство также было известно как Джанджеро . Однако это амхарский экзоним , который жители Йема , населяющие территорию современного королевства, считают уничижительным. Народ Йем, населяющий земли бывшего Королевства Ямма, подвергался предубеждениям со стороны других эфиопов, и в прошлом некоторые носители Йема выражали дискомфорт, говоря на своем родном языке, опасаясь отрицательного суждения. [ 1 ] Система ISO 639-3 для присвоения стандартизированных кодов языкам подверглась критике за увековечивание использования термина Джанджеро, несмотря на его предвзятое происхождение; язык Йем кодируется как jnj
в отличие от мнемоники, полученной из предпочтительного названия языка. [ 2 ]
Обзор
[ редактировать ]Хотя одно из королевств Сидамо до своего завоевания в 1894 году Ямма «было изолировано и имело мало общего со своими соседями, его реки было очень трудно пересечь. Хотя впервые европейцы посетили его в 1614 году, до конца 1950-х годов этот регион оставался бедным известно посторонним. В результате, как говорят, его жители сохранили ряд «обычаев, настолько варварских и странных, что таких больше быть не может». [ 3 ]
Вот некоторые из этих предполагаемых обычаев: [ 4 ]
- Король имел право забирать из домов лиц любого пола для продажи в рабство или для работы на него.
- Кукурузу в Ямме выращивали до конца 19 века, но король запретил ее дальнейшее выращивание, потому что «початки были лучше покрыты, чем он, а «бороды» были похожи на человеческие волосы».
- Человеческие жертвоприношения предположительно практиковались до эфиопского завоевания.
- Если человек был ранен на войне, его убивали родственники, чтобы не говорили, что он погиб от рук врага. [ 5 ]
- Когда на трон взошел новый король, всех жертв проказы и стригущего лишая разыскивали и отправляли в «больницу» на другом берегу реки Джимма-Гибе, где им обезглавливали.
История
[ редактировать ]Ямма впервые упоминается в победной песне Ешака I как одно из нескольких государств к югу от реки Абая , которые платили императору дань лошадьми. [ 6 ] Первые короли Яммы принадлежали к династии Халмам Гама, которая была изгнана кланом Мва, утверждавшим, что пришли с севера.
В 1614 году отец Антониу Фернандес посетил королевство в поисках южного пути в Малинди на берегу Индийского океана . Отец Фернандес встретил короля Яммы и нашел его
согласно обычаю, в форте есть огороженная башня, высотой около шести ярдов, немного больше или меньше, 7 с половиной ярдов в высоту, как мы вскоре увидим, и лестница, ведущая к ней в задней части. Все придворные стояли внизу, а он на вершине возвышения, которое мало чем напоминало колесо телеги, сидел на ковре, и там он давал аудиенции, разрешал споры и отправлял все дела. Он был одет в белую шелковую индийскую одежду и сам был таким же черным, как Коул, но не имел черт кафе . [ 7 ]
В 1844 году воины королевства Джимма разгромили армию Яммы, и король Яммы попал в плен. Он восстановил свою свободу в 1847 году и возобновил борьбу против своего более могущественного соседа. [ 8 ]
Джимма завоевал часть Яммы в 1880-х годах. Остальная часть королевства была аннексирована во время правления Менелика II в 1894 году, а его последний король, Абба Багибо , бежал в страну Гураге , но в конце концов подчинился императору Менелику. Его сын Абба Чабса стал христианином , принял имя Габра Мадхен и служил эфиопу, владевшему феодальным владением.
В ходе реорганизации провинций в 1942 году бывшее королевство было поглощено и вошло в состав провинции Каффа . Однако с новой конституцией 1995 года территория Яммы, когда-то оккупированная, стала Особой Воредой Йем , которая была добавлена к Южному региону наций, национальностей и народов, чтобы сформировать анклав региона к западу от реки Омо.
Список правителей
[ редактировать ]Срок | Действующий президент | Примечания |
---|---|---|
???? | Основание штата Чако (Основание штата Чако) | |
Koyniyab Dynasty | ||
???? к ???? | Вуркенбе , Койнаб | |
???? к ???? | Бузаб , Койнаб | |
???? к ???? | Имя , Койнаб | |
???? к ???? | Турета , Койнаб | |
???? к ???? | Койнс , Койнаб | |
???? к ???? | Дука , Койнаб | |
???? до 1955 года | Бангарса , Койнаб | |
1955 | Династия вымерла |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Йилма, Аклилу (август 1993 г.). «Пилотное исследование двуязычия в Йеме». Журнал отчетов языковых исследований . CiteSeerX 10.1.1.470.5536 .
- ^ Мори, Стивен; Пост, Марк В.; Фридман, Виктор А. (2013). Языковые коды ISO 639: преждевременная, в конечном итоге недостижимая и, возможно, разрушительная стандартизация . Конференция PARADISEC РРР. Архивировано из оригинала 23 февраля 2016 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ GWB Хантингфорд, Галла Эфиопии; Королевства Кафа и Джанджеро (Лондон: Международный африканский институт, 1955), стр. 137
- ↑ На основе Хантингфорда, Галла Эфиопии , стр. 137–144.
- ↑ По словам Бальтазара Теллеза , такой же обычай «практиковался среди обезьян , которые, будучи однажды ранены, либо уничтожают себя, либо убиваются остальными, поскольку они никогда не перестают лизать, царапать и царапать раненое, пока они вырывают себе кишки или иным образом вызывают собственную смерть». ( Путешествие иезуитов в Эфиопию , 1710 г. [LaVergue: Kessinger, 2010], стр. 197)
- ^ GWB Хантингфорд, Историческая география Эфиопии с первого века нашей эры до 1704 года , (Oxford University Press: 1989), стр. 94
- ^ Теллес, Путешествия , с. 194 [ так в оригинале ; номер страницы должен быть правильно 195]
- ^ Мордехай Абир, Эпоха принцев: вызов исламу и воссоединение христианской империи, 1769-1855 (Лондон: Longmans, 1968), стр. 91f.