Yeshaq I
Йешехак I Первый император Исаак | |
---|---|
Император Эфиопии | |
Царствование | 23 июня 1414 – 1429 гг. |
Предшественник | Теодрос I |
Преемник | Andreyas |
Династия | Дом Соломона |
Отец | Дэвид I |
Религия | Эфиопская православная |
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( март 2022 г. ) |
Йешак I ( Ge'ez : yisahaq ), тронное имя: Габра Маскаль II (Ge'ez: Gebre Meskel) был императором Эфиопии с 1414 по 1429/1430 годы и был членом династии Соломоновых Островов . Он был вторым сыном императора Давида I. [ 1 ]
Родословная
[ редактировать ]Родословная Амхара . Йешак I был сыном императора Давита I , вероятно, от Сейона Могасы , одной из жен Давита. [ 2 ] [ 3 ]
У Йешака было несколько известных братьев, среди них император Теодрос I , которого он сменил в 1414 году. Среди его младших братьев были император Такла Марьям и император Зара Якоб . [ 1 ] [ 4 ]
Источники
[ редактировать ]Многие подробности правления Йешака можно найти в работах средневекового арабского историка Аль-Макризи , а также в разрозненных источниках на языке геез и в ранних амхарских поэтических текстах. Общий образ Йешака, сложившийся из источников, представляет собой образ могущественного и конфронтационного христианского лидера, который боролся со своими врагами, как политическими, так и религиозными, на нескольких фронтах. [ 3 ]
Царствование
[ редактировать ]Правление Йешака ознаменовалось восстанием Бета- Исраэль . В ответ император двинулся в Вегеру , где разбил повстанцев в Коссоге примерно в 30 километрах (19 миль) к северу от Гондэра , тем самым положив конец восстанию. Он также приказал построить там церковь Дебре Йешак в ознаменование своей победы. [ 5 ] Йешак также вторгся в регион Шанкелла за Агавмедером и на юго-востоке сражался против Мансура ад-Дина и Джамал ад-Дина II .
Йешак, по словам исламского историка аль-Макризи , нанял группу мамлюков во главе с ат-Табингхой для обучения своей армии артиллерийскому делу и бою на мечах, они также научили его секретам греческого огня . [ 6 ] Это самое раннее упоминание об огнестрельном оружии (араб. нафт ) в Эфиопии. [ 7 ] Примерно в то же время другой египетский посетитель, копт , «реорганизовал королевство», по словам аль-Макризи, «и собрал для Хати [императора] столько богатства, что тот пользовался царской властью». Этот безымянный копт также ввел практику, когда император одевался в «великолепные» одежды и носил крест, что выделяло его среди своих подданных. [ 8 ]
Далее, Джордж Винн Бреретон Хантингфорд предполагает, что именно во время правления Йешака правители Эфиопии перестали иметь постоянные столицы; вместо этого их суды проводились в их лагерях, пока они продвигались по своему царству. [ 9 ]
Йешак установил самый ранний известный контакт из пост-Аксумской Эфиопии с европейским правителем. Он отправил письмо двух высокопоставленных лиц Альфонсо V Арагонскому , которое дошло до короля в 1428 году, с предложением заключить союз против мусульман и скрепить двойным браком, что потребовало бы от инфанта Петра привезти группу ремесленников в Эфиопию, где он женится на дочери Йешака. Неясно, как и ответил ли Альфонсо на это письмо, хотя в письме, которое дошло до преемницы Йешака Зары Якоба в 1450 году, Альфонсо писал, что он был бы рад отправить ремесленников в Эфиопию, если бы можно было гарантировать их безопасное прибытие, поскольку в предыдущий раз По этому случаю вся группа из тринадцати его подданных, направлявшаяся в Эфиопию, погибла. [ 10 ]
Ярким примером эфиопской литературы , сохранившейся с этого периода, является панегирик, адресованный Йешаку, который Энрико Черулли назвал жемчужиной эфиопской поэзии. [ 11 ] Первое упоминание о народе Йем встречается (под ныне уничижительным экзонимом «Джангеро») в победной песне Ишака I, где говорится, что они платят дань королю в виде лошадей. [ 12 ] Первое упоминание этнонима «сомалиец» относится ко времени правления императора Ишака, который поручил одному из своих придворных чиновников сочинить гимн, прославляющий военную победу над султаном Ифата и его одноименными войсками. [ 13 ]
Э.А. Уоллис Бадж заявляет, что он был убит и «похоронен в Тадбаба Марьям », монастыре в Сайинте . [ 14 ] в то время как эфиопский историк Тадессе Тамрат считает, что первоисточники скрывают смерть Йешака в битве против мусульманских адалитов во время правления Адала Султана Джамал ад-Дина II. [ 15 ] [ 16 ]
Султан Адал Джамаль ад-Дин II позже предпринял еще одну экспедицию, в которой записано, что он убил или взял в плен всех, кто находился в пределах двадцати дней пути от его границы. Войска Императора в ответ атаковали три разные части Адала и угрожали его столице, где проживала королевская семья. Джамаль ад-Дин поспешил домой, преодолев расстояние двадцатидневного пути всего за три дня. Он встретил имперскую армию в Хардже, где армия Йешака, хотя и изнуренная, сражалась хорошо, но в конечном итоге потерпела поражение. Император Йешак, по словам Макризи, погиб в этом бою. Его смерть, как и смерть Давита, не упоминается по той же причине, по которой царские эфиопские хроники умалчивают о насильственной смерти своих царей, правление которых они превозносили. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сальвадор, Маттео (2016). Африканский пресвитер Иоанн и зарождение эфиопско-европейских отношений, 1402–1555 гг . Рутледж. п. 37. ИСБН 9781317045465 .
- ^ Кесслер, Дэвид Фрэнсис (2012). Фалаши: Краткая история эфиопских евреев . Рутледж. п. 94. ИСБН 9781136304552 .
- ^ Jump up to: а б Бауси, Алессандро; Улиг, Зигберт, ред. (2014). Эфиопская энциклопедия - Том. 5, Y–Z, Дополнения, дополнения и исправления, Карты, Указатель . Висбаден: Харрасовиц. стр. 59–60. ISBN 9783447067409 .
- ^ Сальвадор, Маттео (2016). Африканский пресвитер Иоанн и зарождение эфиопско-европейских отношений, 1402–1555 гг . Рутледж. п. 130. ИСБН 9781317045465 .
- ^ Джеймс Брюс, Путешествие к истоку Нила (издание 1805 г.), том. 3, с. 97
- ^ Морье, Луи-Ж. Автор текста (1904). История Эфиопии (Нубии и Абиссинии): с древнейших времен до наших дней. Абиссиния (современная Эфиопия) / Л.-Ж. Морие... с. 215.
- ^ Ричард Панкхерст , «Лингвистические и культурные данные о проникновении огнестрельного оружия в Эфиопию», Журнал эфиопских исследований , Vol. 9, № 1 (1971), стр. 47–82.
- ^ Ричард Панкхерст , Эфиопы: История (Оксфорд: Блэквелл, 1998), стр. 75f
- ^ Хантингфорд, (переводчик и редактор), Славные победы Амды Сейона, короля Эфиопии (Оксфорд: Clarendon Press, 1965), стр. 16 н.
- ^ OGS Crawford (редактор), Эфиопские маршруты, около 1400–1524 гг. ( Кембридж : Общество Хаклюта, 1958), стр. 12f.
- ^ Дэвид Бакстон, Абиссинцы (Нью-Йорк: Praeger, 1970), стр. 131
- ^ GWB Хантингфорд, Историческая география Эфиопии с первого века нашей эры до 1704 года , (Oxford University Press: 1989), стр. 94
- ^ И. М. Льюис, Современная история сомалийцев: нация и государство на Африканском Роге , 4, иллюстрированное издание, (Джеймс Карри: 2002), стр.25.
- ^ Бадж, История Эфиопии: Нубия и Абиссиния , 1928 ( Остерхаут , Нидерланды : Антропологические публикации, 1970), стр. 303.
- ^ Тамрат, Таддессе (1972). Церковь и государство в Эфиопии, 1270–1270 гг. Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 153. ИСБН 9780198216711 . OCLC 953237273 .
- ^ Фейдж, Дж. Д. Кембриджская история Африки (PDF) . Издательство Кембриджского университета. п. 155.
- ^ Панкхерст, Пограничье Эфиопии , стр.58.