Борис Крюков
Борис Крюков | |
---|---|
Рожденный | 19 января 1895 г. |
Умер | 6 марта 1967 г. | ( 72 года
Гражданство | ![]() |
Род занятий | Живописец , график и мозаичист |
Boris Kriukow ( Ukrainian : Борис Іванович Крюков ; January 19, 1895 – March 6, 1967), also known by the pseudonym Ivan Usatenko ( Ukrainian : Іван Усатенко ), was a Ukrainian Argentine artist. It is possible that his original surname was Kryukiv ( Ukrainian : Крюків ) but the family kept the Ukrainian spelling even abroad.
Крюков родился 19 января 1895 года в городе Оргееве , в Бессарабии , где его отец, чиновник Российской империи , работал в местном суде. В молодости он учился в Федора Кричевского художественной школе в Киеве , а после окончания обучения в 1918 году переехал в Каменец, чтобы преподавать в местном техникуме .
Как художник Крюков занимался графикой и в межвоенный период проиллюстрировал более 500 книг, среди них произведения Шевченко , Франко , Диккенса , Антоненко-Давыдовича и др., а также книги для детей Н. Забилы , Л. Первомайский и другие. Его признали одним из лучших художников-графиков Украины . [ 1 ] Во время Великой Отечественной войны в 1943 году переехал во Львов , где принял участие в выставке, одну из его картин искусствоведы назвали «жемчужиной» этой выставки. С 1944 по 1948 год жил в Австрии , рисовал под псевдонимом Иван Усатенко, принимая участие в художественных выставках в Зальцбурге , Инсбруке и др.
В 1948 году он эмигрировал в Аргентину со своей женой, украинской художницей Ольгой Гурской , и поселился в Буэнос-Айресе , где почти ежегодно (1949–1949) проводил персональные выставки в самых известных художественных галереях, таких как Мюллер, Ван Риель и Уиткомб. 1965). Его картины маслом также выставлялись в Канаде (Торонто, 1956 г.) и США (Нью-Йорк, 1963 и 1965 гг.).
Одновременно работал книжным иллюстратором как в аргентинских , так и в украинских издательствах. В 1950–1960 проиллюстрировал до 80 украинских книг для издательства Николая Денисюка , Буэнос-Айрес . Сотрудничал он также с издательством «Юлиан Середьяк» , редакцией юмористического журнала «Митла», где вышла его собственная книга «Смихолина» («Капли смеха») (1966).
С 1950 года и до своей смерти он был единственным иллюстратором коллекции Clásicos inolvidables («Незабываемая классика»), изданной Ateneo издательством в Буэнос-Айресе:
- «Арабские ночи» (1950 и 1956);
- Эдгар Аллан По: Избранные рассказы (1951);
- Данте Алигьери: Божественная комедия (1952);
- Джованни Боккаччо: Декамерон (1953);
- Мигель де Сервантес Сааведра: Дон Кихот (1954);
- Избранные произведения: Франсиско де Кеведо (1957), Анатоля Франса (1958), Эмиля Золя (1961). [ 2 ]
Наряду с работой для Ateneo он иллюстрировал книги для другого аргентинского издательства Atlántida :
- «Белый клык» Джека Лондона (1956);
- «Маленький лорд Фаунтлерой» Фрэнсис Ходжсон Бернетт (1956);
- «Маленькие мужчины» (1955) и «Маленькие женщины» (1964) Луизы М. Олкотт;
- Хайди (1957) Дж. Спири;
- Приключения Буффало Билла (1964) У. Ф. Коди.
Также для «Атлантиды» он создавал красочные картины с изображением животных и тому подобное для детей младшего возраста.
После его смерти в 1967 году известный украинский писатель и поэт Игорь Качуровский (зять художника) вдохновился около двадцати картин, которые Крюков сделал в свободное время, на тему старинной украинской сказки о коте «Господин Коцкого», чтобы написать большое стихотворение для детей, которое через много лет (1992 г.) должно было быть издано в Украине , иллюстрированное этими же картинками из наследия художника.
В 1965 году его пригласили выставиться в ратуше Буэнос-Айреса после получения двух важных наград: 1964 года за рисунок «Дон Кихот» , представленный на международном художественном конкурсе издательства «Кодекс», Мадрид , и за рисунок «Дон Кихот». Сегундо Сомбра из «Кодекса Аргентины».
Он является автором большой картины маслом кардинала Йозифа Слипи , аргентинских героев Хосе де Сан-Мартина (в битве при Чакабуко ; ратуша Буэнос-Айреса ) и адмирала Гильермо Брауна (незаконченная; подарена его семьей Брауну). Институт после его смерти.
Его последней законченной работой стала апсидная мозаика « Богоматерь с Младенцем» , выполненная для украинского собора «Покрова» в Буэнос-Айресе и коронованная Папой Иоанном Павлом II в 1988 году, в тысячелетие христианства в Украине. .
Борис Крюков умер в Буэнос-Айресе 6 марта 1967 года. Посмертные выставки прошли в Нью-Йорке и Торонто (1969), Мюнхене (1977) и Бад-Айблинге ( Бавария , 1980). В 1970 году о нем вышла монография («Борис Крюков») на украинском, испанском и английском языках.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Хейно Зернаск: Борис Крюков и его воображаемые миры . НАЦИЯ, 10 марта 1968 г.
Андрий Яремчук: Большая ележия или zemly batkiv . UKRAINS'KA KULTURA, # 5–6, 2000.
Мемориальная выставка Бориса Крюкова . СООБЩЕНИЯ № 14, Мюнхен 1977.
Выставлены иллюстрации к Дон Кихоту . НАЦИЯ, 23 июля 1964 г.
Дон Второй Сомбра говорит на украинском языке . Член Лейбористской партии, 18 марта 1956 года.
Коричневый рисунок украинского художника . DEL MAR, журнал Института Брауна, № 17, V/XII, 1981.
Alpheda Puluj Hohenthal: Introduktsiya do propamyatnoy выставки Borysa Kryukova в УВУ ; Alexander H. Puluj: Spohady pro Borysa Kryukova . ВЫЗВОЛЬНЫЙ SHLYAKH, # 10, 1977.
Lyudmyla Tarnashynska: I dysonansom – "spolokhani koni" .
Игорь Качуровский: Дорога ста цветов» . НОВЫЕ ДНИ, май 1977 года.
Игорь Казуровский: Художник Борыс Kryukov ochyma pysmennyka . KYIVS'KA STAROVYNA, #1, 1998.