Jump to content

Агентство (психология)

Первая половина темы агентности посвящена поведенческому смыслу или его внешним выразительным проявлениям. В поведенческой психологии агенты — это целенаправленные сущности, которые способны контролировать свое окружение, чтобы выбирать и выполнять эффективные действия, доступные в данной ситуации для достижения намеченной цели. Таким образом, поведенческая агентность подразумевает способность воспринимать и изменять среду агента. Важно отметить, что это также влечет за собой намеренность [1] для представления целевого состояния в будущем, эквифинальная изменчивость [2] [3] уметь достигать намеченного целевого состояния с помощью различных действий в разных контекстах и ​​рациональности действий по отношению к их цели [4] [5] чтобы произвести максимально эффективное действие. Когнитивные ученые и поведенческие психологи тщательно исследовали атрибуцию агентов у людей и животных, кроме человека, поскольку социальные когнитивные механизмы, такие как общение , социальное обучение , имитация или теория разума, предполагают способность идентифицировать агентов и отличать их от неодушевленных, неагентивных. объекты. Предполагалось также, что эта способность оказывает большое влияние на процессы вывода и прогнозирования наблюдателей за агентами, поскольку ожидается, что агентные сущности будут выполнять автономное поведение на основе своих текущих и предыдущих знаний и намерений. [6] С другой стороны, неодушевленные объекты должны реагировать на внешние физические силы . [6]

Хотя эти понятия часто путают друг с другом, чувствительность к действию и чувство свободы действия — это разные и отдельные понятия. Чувствительность к агентности можно объяснить как когнитивную способность идентифицировать агентные сущности в окружающей среде, в то время как чувство агентности относится к осуществлению контроля над окружающей средой, а иногда и к самоэффективности , которая представляет собой выученную веру человека в то, насколько он способен добиться успеха в конкретных ситуациях. [7]

Другая половина темы агентности связана с аргументами детерминизма, которые обычно встречаются в теориях личности и продолжительности развития. В отличие от философского детерминизма, этот детерминизм включает в себя формы детерминистских принципов, обнаруженных в этих психологических теориях, таких как гедонизм, теория стадий развития, закон непротиворечия, последовательности, необходимости и другие. Эти принципы детерминизма, основанные на первой половине агентности, основаны на повторных тестах/эмпирических доказательствах наблюдаемого поведения. Основатели психологии (такие как Зигмунд Фрейд и Б. Ф. Скиннер) при построении своих теорий не придерживались детерминистских принципов. Во многом это связано с научным консенсусом той эпохи, особенно в отношении ньютоновских принципов линейного времени и попыток более ранних психологов признать психологию серьезной наукой.

Теоретические подходы агентства

[ редактировать ]

Кэри и Спелке [8] Модель предметно-специфического познания объяснила определенные перцептивные и репрезентативные способности, жизненно важные для того, как люди узнают других людей. Они попытались ответить на вопрос, как люди понимают «представление о том, что люди — разумные существа, которые выбирают свои действия». Они установили, что даже младенцы рождаются со способностью распознавать человеческие черты лица, но отметили, что существует ряд исследований, которые убедительно опровергают идею о том, что младенцы используют изображения лица, «чтобы идентифицировать людей как существ, которые, как ожидается, способны к восприятию и целенаправленное действие». Вместо этого Кэри и Спелке предложили людям идентифицировать других разумных существ, наблюдая за действиями, которые они совершают, а не идентифицировать их по внешнему виду.

По словам Кэри и Спелке, [8] Когнитивные модели, объясняющие конкретные перцептивные и репрезентативные способности, например модели распознавания агентов, можно разделить на два разных класса: модели, основанные на признаках , и подходы, основанные на принципах .

предполагают Модели агентства, основанные на признаках, , что восприятие наблюдателя фокусируется на признаках и поведенческих признаках, которые помогают идентифицировать агентов. Предыдущие исследования показали, что даже очень молодые люди-наблюдатели чувствительны к

  • самодвижение, [8]
  • нежесткая трансформация поверхности объекта, [9]
  • движение по неравномерной траектории, [10]
  • причинно-следственная связь на расстоянии, [6] [10]
  • условная очередность реактивности. [11] [12] [13] [14] [15] [16]

Однако ни один из этих признаков сам по себе не является необходимым или достаточным для идентификации агента. [4] поскольку незнакомы, новые сущности, такие как анимированные фигуры [17] или роботы без человеческих черт [13] может вызвать атрибуцию агентства у людей. Поэтому когнитивные модели, относящиеся к принципиальным подходам [8] были разработаны для описания того, как люди воспринимают агентность, предполагая, что обнаружение агентности является не предварительным условием, а следствием процессов вывода о потенциально агентных объектах.

Теория телеологической позиции [18] предполагает, что с 12-месячного возраста люди могут применять принцип рационального действия, чтобы определить, является ли наблюдаемый объект агентом или неодушевленным объектом, в зависимости от рационального поведения агента для его собственного функционирования. Теория предполагает, что принцип рациональности позволяет наблюдателям связать действие, представленное целевое состояние и текущие ситуационные ограничения, чтобы решить, является ли объект агентом. [18] Например, если младенцы узнали, что абстрактный, незнакомый агент (анимированный круг на дисплее) приближается к другому объекту, перепрыгивая через препятствие, то, когда препятствие было устранено, они ожидали от агента нового, но весьма рационального поведения. приблизиться к другому существу прямым путем. [18] Напротив, когда младенцам показывали, что незнакомое существо всегда отклонялось, приближаясь к своей цели-объекту, демонстрируя неоправданное поведение в виде прыжка при отсутствии препятствия, они не ожидали рационального поведения при изменении ситуационных ограничений. [4]

Эти результаты и более поздние эмпирические исследования [19] [3] [20] [21] подкрепили, что признание агентности у людей можно объяснить моделями, основанными на принципах, а не простыми перцептивными сигналами. Как заключили Гергели и Цибра [18] Начиная с 12-месячного возраста люди «могут занимать телеологическую позицию, интерпретируя действия как средства достижения целей, могут оценивать относительную эффективность средств, применяя принцип рационального действия, и могут генерировать систематические выводы для выявления соответствующих аспектов ситуации, чтобы оправдать их». действие как эффективное средство, даже когда эти аспекты им непосредственно не видны».

Типы агентов

[ редактировать ]

Было предложено [22] что репрезентация агентности может быть основана на чувствительности к различным способностям, наблюдаемым у агентивных сущностей, вероятно, у людей, а также, возможно, у нечеловеческих видов. [23] У человека видоспецифичная социальная среда позволяет идентифицировать агентов либо по их интенциональному поведению, по их некоммуникативным, рациональным, целенаправленным действиям, либо по распознаванию их коммуникативных способностей. [22] Агенты, идентифицированные по их намеренному поведению и целенаправленным действиям, считаются инструментальными агентами, а агенты, идентифицируемые по коммуникативным свойствам действия, считаются коммуникативными агентами. Однако у видов, не относящихся к человеку, помимо этих типов входной информации, незнакомые потенциальные агенты могут быть идентифицированы на основе их способностей восприятия. [23] Они оказывают контекстно-зависимое воздействие на поведение наблюдателя, не являющегося человеком, даже при отсутствии видимого объекта-цели, который может потребоваться для оценки эффективности их подхода к цели. [23]

Инструментальное агентство

[ редактировать ]

По мнению Гергели, [22] Инструментальные агенты — это интенциональные агенты, которые совершают действия для реализации своих целевых состояний в окружающей среде. Распознавание инструментальных агентов было исследовано в многочисленных экспериментах на человеческих младенцах. [3] [20] [21] [24] [25] [26] а также у нечеловеческих обезьян. [27] [28] [29] Эти исследования показывают, что, когда агент проявляет инструментальное действие, человеческие младенцы ожидают, что он достигнет своей цели эффективным способом, что рационально с точки зрения усилий в данном контексте.

С другой стороны, младенцы также ожидают, что агент должен иметь четкую цель-состояние, которого необходимо достичь. Гергели [30] сказал: «До конца первого года жизни младенцы могут отслеживать субъективные мотивы других». Это говорит о том, что младенцы понимают, что люди и другие потенциальные агенты действуют для достижения некоторой цели, независимо от того, видна она или нет. Гергели [30] далее постулировал, что младенцы оценивают потенциально инструментальные действия на основе того, насколько эффективно это действие помогает продвинуть потенциального агента к дальнейшему прогрессу в достижении цели.

На практике инструментальная свобода действий, по-видимому, колеблется в зависимости от различных условий, или, по крайней мере, способность осуществлять инструментальную свободу действий меняется. Одно из этих условий, по-видимому, носит политический/социальный характер, указывая на то, что более низкий доступ к продовольствию или недостаточное питание имеют двунаправленное влияние на женскую активность в странах Восточной Африки. [31]

Коммуникативное агентство

[ редактировать ]

В отличие от инструментальных агентов коммуникативные агенты [30] являются намеренными агентами, действия которых совершаются с целью вызвать определенное изменение в мысленных представлениях адресата, например, путем предоставления новой и актуальной информации. Признание коммуникативного агентства [32] может позволить наблюдателю предсказать, что передача коммуникативной информации может оказать существенное влияние на поведение агента, даже если взаимодействующие агенты и их коммуникативные сигналы незнакомы. [33] Поскольку все коммуникативные агенты по определению также являются интенциональными агентами, предполагается, что коммуникативные агенты являются подмножеством интенциональных агентов; однако не обязательно, чтобы все интенциональные агенты обладали коммуникативными способностями. На самом деле идея здесь заключается в том, что чья-то интенциональность — это то, что коммуникативный агент будет сообщать другим, что означает, что агент выполняет действия, которые в некотором смысле действуют как средство для достижения цели.

Кэтт связывал коммуникацию и интенциональность таким образом: «Коммуникация — это та возможность переживания сознания, в которой феноменологическая интенциональность одновременно реализуется и актуализируется . Абдуктивный результат — это активность, отличительная человеческая способность прояснять смысл в воплощении семиозиса». [34] Благодаря этому можно понять, что во многих отношениях способность агента общаться является фундаментальной для его агентивной природы, а интенциональность является ключевым компонентом того, что коммуникативный агент сообщает. Кроме того, намерения интенционального агента по крайней мере частично достигаются посредством общения.

Коммуникативная активность также рассматривается как основа социальных и реляционных коммуникаций и совместной деятельности. Его считают «фундаментально интерпретативным и реляционным ». [35] Игры, особенно игры повествовательного характера, играют с определениями и концепциями коммуникативной активности и укрепляют коммуникативные способности и отношения. [36] Спрэклен и Спраклен исследовали социальные связи вместо «темного досуга», включая готическую музыкальную культуру, и пришли к выводу, что создание связей с другими людьми через темную культуру — это метод сочувствия по поводу общей борьбы. [37] Кроме того, они утверждали, что темная культура такого рода является средством уменьшения когнитивного диссонанса между идеалами того, каким могло бы быть общество, и его реальным состоянием. [37]

[ редактировать ]

Понятие Лесли навигационного агентства основано на предположении, что теория [6] действие подразумевает два разных типа дистальной чувствительности; дистальная чувствительность в пространстве и дистальная чувствительность во времени. В то время как целенаправленным инструментальным агентам необходимы обе эти способности для представления целевого состояния в будущем и достижения его рациональным и эффективным способом, предполагается, что навигационные агенты обладают только перцептивными способностями, то есть дистальной чувствительностью в пространстве, позволяющей избежать столкновений. с объектами в их среде. Исследование [23] Сравнение способности собак и человеческих младенцев приписывать агентность незнакомому самодвижущемуся объекту показало, что собаки, в отличие от человеческих младенцев, могут не обладать способностью распознавать инструментальные агенты, однако они могут идентифицировать навигационные агенты.

Признание агентства у животных, кроме человека

[ редактировать ]

Способность представлять эффективность целенаправленных действий инструментального агента может быть филогенетически древним основным когнитивным механизмом. [38] это можно найти и у приматов, кроме человека. Предыдущие исследования предоставили доказательства этого предположения, показав, что эта чувствительность влияет на ожидания тамаринов, макак-резус и шимпанзе. [27] [28] [29] Нечеловеческие обезьяны способны делать выводы о цели инструментального агента, принимая во внимание ограничения окружающей среды, которые могут направлять действия агентов. Более того, кажется, что виды, отличные от человека, такие как собаки, могут распознавать случайную реактивность как абстрактную характеристику действия и реагировать на случайный агент значительно иначе, чем на неодушевленные объекты. [39] [40]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Деннетт, Дэниел (1987). Интенциональная позиция . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN  978-0262040938 . OCLC   15793656 .
  2. ^ Фриц., Хайдер (2015). Психология межличностных отношений . Мэнсфилд: Martino Publ. ISBN  9781614277958 . OCLC   1033711840 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Чибра, Гергеи (2008). «Атрибуция цели неодушевленным агентам 6,5-месячными младенцами». Познание . 107 (2): 705–717. дои : 10.1016/j.cognition.2007.08.001 . ISSN   0010-0277 . ПМИД   17869235 . S2CID   18318923 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Грегори, Джордж; Надашди, Золтан; Чибра, Гергели; Биро, Сильвия (1995). «Принятие намеренной позиции в возрасте 12 месяцев». Познание . 56 (2): 165–193. дои : 10.1016/0010-0277(95)00661-h . ISSN   0010-0277 . ПМИД   7554793 . S2CID   4973766 .
  5. ^ Луо, Ю.; Байларжон, Р. (2005). «Может ли у самоходной коробки быть цель?: Психологические рассуждения пятимесячных младенцев» . Психологическая наука . 16 (8): 601–608. дои : 10.1111/j.1467-9280.2005.01582.x . ПМК   3351378 . ПМИД   16102062 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Лесли, Алан М. (1994), «ToMM, ToBY и агентство: базовая архитектура и специфика предметной области», Mapping the Mind , Cambridge University Press, стр. 119–148, doi : 10.1017/cbo9780511752902.006 , ISBN  9780511752902
  7. ^ Бандура, Альберт (1982). «Механизм самоэффективности в человеческой деятельности». Американский психолог . 37 (2): 122–147. дои : 10.1037/0003-066x.37.2.122 . ISSN   0003-066X . S2CID   3377361 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Кэри, Сьюзен; Спелке, Элизабет (1994), «Специальные знания и концептуальные изменения», Mapping the Mind , Cambridge University Press, стр. 169–200, doi : 10.1017/cbo9780511752902.008 , ISBN  9780511752902
  9. ^ Гибсон, Элеонора Дж.; Оусли, Синтия Дж.; Джонстон, Джоан (1978). «Восприятие инвариантов пятимесячными детьми: дифференциация двух типов движений». Психология развития . 14 (4): 407–415. дои : 10.1037/0012-1649.14.4.407 . ISSN   0012-1649 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Мандлер, Джин М. (1992). «Как построить малыша: II. Концептуальные примитивы». Психологический обзор . 99 (4): 587–604. CiteSeerX   10.1.1.460.5280 . дои : 10.1037/0033-295x.99.4.587 . ISSN   0033-295X . ПМИД   1454900 . S2CID   18194545 .
  11. ^ Тревартен, К. (1977). Описательный анализ коммуникативного поведения младенцев . Лондон: Академическая пресса.
  12. ^ Уотсон, Джон С. (1972). «Улыбка, воркование и «Игра» ». Ежеквартальный журнал Merrill-Palmer о поведении и развитии . 18 (4): 323–339. JSTOR   23084026 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Мовеллан, младший; Уотсон, Дж.С. (2002). «Развитие взгляда как проблема идентификации байесовских систем». Материалы 2-й Международной конференции по развитию и обучению. МЦДЛ 2002 . IEEE Компьютер. Соц. стр. 34–40. CiteSeerX   10.1.1.2.1627 . дои : 10.1109/devlrn.2002.1011728 . ISBN  978-0769514598 . S2CID   677879 .
  14. ^ Делижанни, Фани; Сенджу, Ацуши; Гергей, Дьёрдь; Чибра, Гергели (2011). «Автоматизированные объекты, зависящие от взгляда, вызывают ориентацию у 8-месячных младенцев» . Психология развития . 47 (6): 1499–1503. дои : 10.1037/a0025659 . ISSN   1939-0599 . ПМЦ   4636044 . ПМИД   21942669 .
  15. ^ Джонсон, Сьюзен; Слотер, Вирджиния; Кэри, Сьюзен (1998). «За чьим взглядом будут следовать младенцы? Выявление следования за взглядом у 12-месячных детей». Наука развития . 1 (2): 233–238. дои : 10.1111/1467-7687.00036 . ISSN   1467-7687 .
  16. ^ Фрит компакт-диск; Вулперт ДМ; Джонсон Сьюзен К. (29 марта 2003 г.). «Обнаруживающие агенты» . Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б: Биологические науки . 358 (1431): 549–559. дои : 10.1098/rstb.2002.1237 . ПМЦ   1693131 . ПМИД   12689380 .
  17. ^ Таузин, Тибор; Гергеи, Дьёрдь (22 июня 2018 г.). «Коммуникативное чтение мыслей у довербальных младенцев» . Научные отчеты . 8 (1): 9534. Бибкод : 2018НатСР...8.9534Т . дои : 10.1038/s41598-018-27804-4 . ISSN   2045-2322 . ПМК   6015048 . ПМИД   29934630 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Гергей, Дьёрдь; Чибра, Гергели (2003). «Телеологическое рассуждение в младенчестве: наивная теория рационального действия». Тенденции в когнитивных науках . 7 (7): 287–292. CiteSeerX   10.1.1.331.5767 . дои : 10.1016/s1364-6613(03)00128-1 . ISSN   1364-6613 . ПМИД   12860186 . S2CID   5897671 .
  19. ^ Биро, Сильвия; Чибра, Гергели; Гергей, Дьёрдь (2007), «Роль поведенческих сигналов в понимании целенаправленных действий в младенчестве», From Action to Cognition , Progress in Brain Research, vol. 164, Elsevier, стр. 303–322, doi : 10.1016/s0079-6123(07)64017-5 , hdl : 1887/3295787 , ISBN  9780444530165 , PMID   17920439
  20. ^ Перейти обратно: а б Ло, Юянь (6 сентября 2010 г.). «Трехмесячные младенцы приписывают цели нечеловеческому агенту». Наука развития . 14 (2): 453–460. дои : 10.1111/j.1467-7687.2010.00995.x . ISSN   1363-755X . ПМИД   22213913 .
  21. ^ Перейти обратно: а б Вагнер, Лаура; Кэри, Сьюзен (1 января 2005 г.). «12-месячные младенцы представляют собой вероятные окончания событий движения». Младенчество . 7 (1): 73–83. CiteSeerX   10.1.1.140.2588 . дои : 10.1207/s15327078in0701_6 . ISSN   1525-0008 . ПМИД   33430542 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с Гергеи, Дьёрдь (15 июля 2010 г.), «Виды агентов: истоки понимания инструментальных и коммуникативных действий», Справочник Уайли-Блэквелла по когнитивному развитию детей , Вили-Блэквелл, стр. 76–105, doi : 10.1002/ 9781444325485.ch3 , ISBN  9781444325485
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Таузин, Тибор; Сик, Андор; Ловас, Ката; Гергей, Дьёрдь; Топал, Йожеф (2017). «Атрибуция навигационной и целенаправленной деятельности у собак (Canis familiris) и детей ясельного возраста (Homo sapiens)» (PDF) . Журнал сравнительной психологии . 131 (1): 1–9. дои : 10.1037/com0000053 . ISSN   1939-2087 . ПМИД   28182482 . S2CID   21685005 .
  24. ^ Биро, Сильвия; Чибра, Гергели; Гергей, Дьёрдь (2007), «Роль поведенческих сигналов в понимании целенаправленных действий в младенчестве», From Action to Cognition , Progress in Brain Research, vol. 164, Elsevier, стр. 303–322, doi : 10.1016/s0079-6123(07)64017-5 , hdl : 1887/3295787 , ISBN  9780444530165 , PMID   17920439
  25. ^ Чибра, Гергели; Судья Сильвия; Коос, Орсоля; Гергели, Дьёрдь (2003). «Годильные младенцы продуктивно используют телеологические представления действий» . Когнитивная наука . 27 (1): 111–133. дои : 10.1207/s15516709cog2701_4 . ISSN   0364-0213 .
  26. ^ Симидзу, Ю. Альфа; Джонсон, Сьюзен К. (2004). «Приписывание цели младенцами морфологически незнакомому агенту». Наука развития . 7 (4): 425–430. дои : 10.1111/j.1467-7687.2004.00362.x . ISSN   1467-7687 . ПМИД   15484590 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Рочат, Магали Дж.; Серра, Элизабетта; Фадига, Лучано; Галлезе, Витторио (2008). «Эволюция социального познания: понимание целей формирует понимание действий обезьян» . Современная биология . 18 (3): 227–232. Бибкод : 2008CBio...18..227R . дои : 10.1016/j.cub.2007.12.021 . ISSN   0960-9822 . ПМИД   18221878 .
  28. ^ Перейти обратно: а б Уллер, Клаудия (18 декабря 2003 г.). «Склонность к распознаванию целей у детенышей шимпанзе». Познание животных . 7 (3): 154–61. дои : 10.1007/s10071-003-0204-9 . ISSN   1435-9448 . ПМИД   14685823 . S2CID   35596330 .
  29. ^ Перейти обратно: а б Вуд, Джастин Н.; Глинн, Дэвид Д.; Филлипс, Бренда С.; Хаузер, Марк Д. (7 сентября 2007 г.). «Восприятие рациональных, целенаправленных действий у нечеловеческих приматов». Наука . 317 (5843): 1402–1405. Бибкод : 2007Sci...317.1402W . дои : 10.1126/science.1144663 . ISSN   0036-8075 . ПМИД   17823353 . S2CID   18180566 .
  30. ^ Перейти обратно: а б с Гергей, Дьёрдь; Джейкоб, Пьер (2012), «Рассуждения об инструментальных и коммуникативных способностях в младенчестве человека» (PDF) , Рациональный конструктивизм в когнитивном развитии , том. 43, Elsevier, стр. 59–94, doi : 10.1016/b978-0-12-397919-3.00003-4 , ISBN.  9780123979193 , PMID   23205408 , S2CID   8251525
  31. ^ Джонс, Ребекка Э.; Хаардёрфер, Регина; Рамакришнан, Уша; Йонт, Кэтрин М.; Мидема, Стефани С.; Роуч, Тимми Д.; Жирар, Эми Уэбб (01 февраля 2020 г.). «Внутренний и инструментальный фактор, связанный с состоянием питания восточноафриканских женщин» . Социальные науки и медицина . 247 : 112803. doi : 10.1016/j.socscimed.2020.112803 . ISSN   0277-9536 . ПМИД   31978705 . S2CID   210891944 .
  32. ^ Гергей, Дьёрдь; Таузин, Тибор (10 июля 2019 г.). «Изменчивость сигнальных последовательностей при очередном обмене вызывает атрибуцию агента у детей в возрасте 10,5 месяцев» . Труды Национальной академии наук . 116 (31): 15441–15446. Бибкод : 2019PNAS..11615441T . дои : 10.1073/pnas.1816709116 . ISSN   0027-8424 . ПМК   6681728 . ПМИД   31308230 .
  33. ^ Таузин, Тибор; Гергеи, Дьёрдь (22 июня 2018 г.). «Коммуникативное чтение мыслей у довербальных младенцев» . Научные отчеты . 8 (1): 9534. Бибкод : 2018НатСР...8.9534Т . дои : 10.1038/s41598-018-27804-4 . ISSN   2045-2322 . ПМК   6015048 . ПМИД   29934630 .
  34. ^ Кэтт, Исаак Э. (27 июля 2016 г.). «Семиотическое наследие Пьера Бурдье: теория коммуникативной деятельности» . Американский журнал семиотики . 22 (1/4): 31–54. дои : 10.5840/ajs2006221/41 .
  35. ^ Итре-Арне, Брита; Дас, Ранджана (01 ноября 2021 г.). «Коммуникативное агентство аудитории в эпоху данных: интерпретативное, реляционное и все более перспективное» . Теория коммуникации . 31 (4): 779–797. дои : 10.1093/ct/qtaa018 . hdl : 11250/2734634 . ISSN   1050-3293 .
  36. ^ Таненбаум, Карен; Таненбаум, Тереза ​​Джин (01 марта 2010 г.). «Агентность как приверженность смыслу: коммуникативная компетентность в играх» . Цифровое творчество . 21 (1): 11–17. дои : 10.1080/14626261003654509 . ISSN   1462-6268 . S2CID   10505443 .
  37. ^ Перейти обратно: а б Спраклен, Карл; Спраклен, Беверли (1 ноября 2012 г.). «Язычники, сатана и готы, о боже: темный досуг как коммуникативная сила и общественная идентичность на окраинах современной готической сцены» . Всемирный журнал досуга . 54 (4): 350–362. дои : 10.1080/04419057.2012.720585 . ISSN   1607-8055 . S2CID   143787350 .
  38. ^ Сьюзан., Кэри (2009). Происхождение понятий . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195367638 . OCLC   233697385 .
  39. ^ Таузин, Тибор; Ковач, Кристина; Топал, Йожеф (19 июля 2016 г.). «Собаки идентифицируют агентов во взаимодействиях с третьими лицами на основе наблюдаемой степени непредвиденных обстоятельств» (PDF) . Психологическая наука . 27 (8): 1061–1068. дои : 10.1177/0956797616647518 . ISSN   0956-7976 . ПМИД   27268590 . S2CID   35887022 .
  40. ^ Григорий, Анна; Питер, Эстер; Топал, Йожеф; Миклоши, Адам (28 августа 2013 г.). «Что ты или кто ты? Возникновение социального взаимодействия между собакой и неопознанным движущимся объектом (НМО)» . ПЛОС ОДИН . 8 (8): е72727. Бибкод : 2013PLoSO...872727G . дои : 10.1371/journal.pone.0072727 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   3755977 . ПМИД   24015272 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3cdc5c47aa0be387532665ba333d3ec1__1720105320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/c1/3cdc5c47aa0be387532665ba333d3ec1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Agency (psychology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)