Jump to content

Джемалудин Чаушевич

Джемалудин Чаушевич
Рожденный ( 1870-12-28 ) 28 декабря 1870 г.
Умер 28 марта 1938 г. ( 1938-03-28 ) (67 лет)
Род занятий Богослов, журналист, переводчик, лингвист

Мехмед Джемалудин Эффенди Чаушевич (28 декабря 1870 — 28 марта 1938) — боснийский мусульманский теолог, мыслитель, педагог, реформатор, журналист, переводчик и лингвист, четвёртый Великий муфтий ( Рейс-уль-Улема ) в период Королевства Югославии. . Он был одним из самых значительных и влиятельных боснийских личностей 20 века.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Мехмед Джемалудин Чаушевич родился на северо-западе Боснии, в деревне Арапуша , недалеко от Босанской Крупы .

Свое первое образование он получил от отца Али Ходжи, который был членом местного исламского духовенства. Подростком Чаушевич был зачислен в медресе соседнего города Бихач города , где привлек внимание его главного наставника Мехмеда Сабита Рибича (который также был муфтием ).

Образование

[ редактировать ]

В возрасте семнадцати лет его отправили в Стамбул для получения высшего образования в области исламоведения. Находясь в османской столице, Чаушевич закончил свое образование в области исламоведения с высокими оценками и впоследствии поступил в юридическую школу империи Мектеб-и Хукук . Именно здесь он впервые столкнулся с продолжающейся модернизацией , которая проводилась в империи в течение последних нескольких десятилетий.

Есть источники, указывающие, что в летние месяцы, будучи студентом Мектеб -и Хукук , он по приглашению возвращался в Боснию, чтобы выступать на различных площадках. В то время из его лекций уже было очевидно, что Чаушевич был восприимчив к идеям как религиозной, так и социальной реформы. Более того, некоторое время он провёл в Каире , где с перерывами посещал лекции известного арабского реформатора Мухаммада Абдо (1849-1905). Эти лекции, по-видимому, оказали значительное влияние на Чаушевича, поскольку в своих более поздних работах он называет Абду « Устаз-и мухтерем» , «Уважаемый учитель». По окончании Мектеб -и Хукук в 1901 году Чаушевич уехал из Стамбула и вернулся в Боснию.

Возвращение в Боснию и Герцеговину

[ редактировать ]

Начало 20-го века было периодом великих культурных и политических преобразований в Боснии и Герцеговине , а также временем, когда Джемалудин Чаушевич проявил себя как человек, хорошо сведущий и способный как в традиционном исламском богословии , так и в современной науке. и подумал. Боснийское мусульманское общество изо всех сил пыталось вынести психологическую тревогу, связанную с управлением традиционно антагонистическими силами (как в Австрии , так и позже сербы , где доминировали в Югославии ). В результате десятки тысяч боснийских мусульман покинули свою родину, ища убежища в хикретах , или иммиграции, на земли, все еще находящиеся под властью мусульман.

Боснии и Герцеговины Излишне говорить, что этот бегство вызвало не только значительные изменения в демографическом составе , но и невероятную утечку мозгов из мусульманского общества Боснии и Герцеговины. Однако в то время, когда среди образованных и религиозных людей было популярно покидать свою землю ради того, что осталось от Османской империи, Джемалудин Чаушевич сделал обратное, вместо этого оставив свою резиденцию в Стамбуле и вернувшись на родину, чтобы помочь ей в то время, когда он переживал огромные и болезненные преобразования, и это было время, когда дальнейшее существование боснийского мусульманского народа оказалось под серьезным вопросом.

Деятельность в исламе в Боснии и Герцеговине

[ редактировать ]
Могила Джемалудина Чаушевича в Сараево

Поселившись в Сараево , он служил преподавателем арабского языка в Большой городской гимназии . В сентябре 1903 года он был избран членом выдающегося Meclis-i Ulema , руководящего органа Исламского сообщества Боснии и Герцеговины. страны После этого назначения на Чаушевича возложили ответственность за надзор за религиозными образовательными учреждениями, и в этом качестве он путешествовал по Боснии и Герцеговине, чтобы проверить состояние мектабов («школ») и медресе . Тралич утверждает, что эти проверки «были первыми в своем роде», и даже более того, они

«укрепило убежденность Чаушевича в том, что без реформ и развития религиозного образования не будет никакого прогресса среди боснийских мусульман, особенно в религиозном смысле».

В 1909 году Чаушевич принял должность профессора Сараево шариатской школы , учреждения, занимающегося высшим исламским обучением и построенного и профинансированного австрийцами. Всегда верный своим реформистским идеалам, Чаушевич никогда не переставал их заявлять и стремиться к их реализации. Вскоре его репутация самоотверженного и выдающегося человека в области образования распространилась по всей Боснии и Герцеговине, и когда Хафиз Сулейман Шарац (1850-1927) подал в отставку со своего поста реис-уль-улема в 1913 году, год спустя Чаушевич был выбран его преемник. Таким образом, ему был присвоен высший и самый престижный религиозный сан в исламской общине Боснии и Герцеговины:

«26 марта 1914 года, в самый канун Первой мировой войны , Чаушевич был провозглашен реис-уль-улемой исламского сообщества Боснии и Герцеговины. Он оставался на этой должности до 1930 года, когда ушел в отставку из-за разногласий с югославским правительством по поводу управления вакфами (мусульманскими благотворительными организациями) и религиозными должностями в Югославии».

После выхода на пенсию с этого поста в 1930 году Чаушевич продолжал активно участвовать в исламском интеллектуальном дискурсе, публикуя статьи в литературных изданиях (некоторые из которых он основал). Вместе с Хафизом Мухамедом Панджой он также перевел Коран на хорватский язык и приложил к нему свое дальновидное толкование . 28 марта 1938 года умер Джемалудин Чаушевич, человек, которого многие считали символом надежды на просвещение и возвышение боснийских мусульман, их культуры и традиций.

Наследие Чаушевича и других реформаторов

[ редактировать ]

Как и другие мусульманские реформаторы его поколения, Джемалудин Чаушевич преследовал ту же цель перед своим народом и использовал ту же риторику и методологию: использование печатного станка, разрешение женщинам открывать свои лица, призыв к образовательным реформам и т. д. Риторика, которую он использовал, напоминала другие реформистские призывы на мусульманском Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Он осудил своих собратьев-мусульман за то, что они погрузились в «глубокий сон» апатии и пораженчества:

«Мусульмане погрузились в глубокий сон, от которого они не смогли проснуться до тех пор, пока европейцы со своим оружием знания и всевозможными изобретениями не подошли к двери их дома и не продемонстрировали божественную истину: Знание и невежество не могут быть равные, знание всегда побеждает невежество».

В центре внимания, вокруг которого развивались реформы и современность для всех мусульманских реформаторов, были знания; ибо «знание всегда побеждает невежество», и они считали, что мусульмане, должно быть, впали в невежество, как европейцы одержали над ними победу. Теперь эти знания (которыми когда-то обладали мусульмане, когда они умели правильно интерпретировать Коран) необходимо было восстановить, а европейцев, как и другие развитые нации, следует использовать в качестве образцов для мастерства и продвижения. Мусульманам нужно было учиться у Европы, чтобы вернуть себе мирскую мудрость, которой они когда-то обладали. Видя, что большинство этих реформаторов были искренними верующими, они не ставили под сомнение подлинность Корана , а фактически стремились по-новому истолковать Коран так, чтобы его настоящим посланием стал поиск знаний, сопровождаемый моральными и материальными обогащение.

Джемалудин Чаушевич умер в 1938 году, накануне Второй мировой войны .

Источники

[ редактировать ]
  • Карич, Энес и Демирович, Муйо; Рейс Джемалудин Чаушевич: просветитель и реформатор. Лилян, Сараево, 2002 г.
  • Тралич, Махмуд, Исламская мысль Х. Мехмеда Джемалудина Чаушевича . Риджасет из Исламского сообщества, Сараево, 1998 год.
Религиозные титулы
Предшественник Великий муфтий Боснии и Герцеговины
1913-1930
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3d5cd29e969d1e5cac055d4da2b4e109__1717370400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/09/3d5cd29e969d1e5cac055d4da2b4e109.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Džemaludin Čaušević - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)