Джемалудин Чаушевич
Джемалудин Чаушевич | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 28 марта 1938 г. | (67 лет)
Род занятий | Богослов, журналист, переводчик, лингвист |
Мехмед Джемалудин Эффенди Чаушевич (28 декабря 1870 — 28 марта 1938) — боснийский мусульманский теолог, мыслитель, педагог, реформатор, журналист, переводчик и лингвист, четвёртый Великий муфтий ( Рейс-уль-Улема ) в период Королевства Югославии. . Он был одним из самых значительных и влиятельных боснийских личностей 20 века.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мехмед Джемалудин Чаушевич родился на северо-западе Боснии, в деревне Арапуша , недалеко от Босанской Крупы .
Свое первое образование он получил от отца Али Ходжи, который был членом местного исламского духовенства. Подростком Чаушевич был зачислен в медресе соседнего города Бихач города , где привлек внимание его главного наставника Мехмеда Сабита Рибича (который также был муфтием ).
Образование
[ редактировать ]В возрасте семнадцати лет его отправили в Стамбул для получения высшего образования в области исламоведения. Находясь в османской столице, Чаушевич закончил свое образование в области исламоведения с высокими оценками и впоследствии поступил в юридическую школу империи Мектеб-и Хукук . Именно здесь он впервые столкнулся с продолжающейся модернизацией , которая проводилась в империи в течение последних нескольких десятилетий.
Есть источники, указывающие, что в летние месяцы, будучи студентом Мектеб -и Хукук , он по приглашению возвращался в Боснию, чтобы выступать на различных площадках. В то время из его лекций уже было очевидно, что Чаушевич был восприимчив к идеям как религиозной, так и социальной реформы. Более того, некоторое время он провёл в Каире , где с перерывами посещал лекции известного арабского реформатора Мухаммада Абдо (1849-1905). Эти лекции, по-видимому, оказали значительное влияние на Чаушевича, поскольку в своих более поздних работах он называет Абду « Устаз-и мухтерем» , «Уважаемый учитель». По окончании Мектеб -и Хукук в 1901 году Чаушевич уехал из Стамбула и вернулся в Боснию.
Возвращение в Боснию и Герцеговину
[ редактировать ]Начало 20-го века было периодом великих культурных и политических преобразований в Боснии и Герцеговине , а также временем, когда Джемалудин Чаушевич проявил себя как человек, хорошо сведущий и способный как в традиционном исламском богословии , так и в современной науке. и подумал. Боснийское мусульманское общество изо всех сил пыталось вынести психологическую тревогу, связанную с управлением традиционно антагонистическими силами (как в Австрии , так и позже сербы , где доминировали в Югославии ). В результате десятки тысяч боснийских мусульман покинули свою родину, ища убежища в хикретах , или иммиграции, на земли, все еще находящиеся под властью мусульман.
Боснии и Герцеговины Излишне говорить, что этот бегство вызвало не только значительные изменения в демографическом составе , но и невероятную утечку мозгов из мусульманского общества Боснии и Герцеговины. Однако в то время, когда среди образованных и религиозных людей было популярно покидать свою землю ради того, что осталось от Османской империи, Джемалудин Чаушевич сделал обратное, вместо этого оставив свою резиденцию в Стамбуле и вернувшись на родину, чтобы помочь ей в то время, когда он переживал огромные и болезненные преобразования, и это было время, когда дальнейшее существование боснийского мусульманского народа оказалось под серьезным вопросом.
Деятельность в исламе в Боснии и Герцеговине
[ редактировать ]
Поселившись в Сараево , он служил преподавателем арабского языка в Большой городской гимназии . В сентябре 1903 года он был избран членом выдающегося Meclis-i Ulema , руководящего органа Исламского сообщества Боснии и Герцеговины. страны После этого назначения на Чаушевича возложили ответственность за надзор за религиозными образовательными учреждениями, и в этом качестве он путешествовал по Боснии и Герцеговине, чтобы проверить состояние мектабов («школ») и медресе . Тралич утверждает, что эти проверки «были первыми в своем роде», и даже более того, они
- «укрепило убежденность Чаушевича в том, что без реформ и развития религиозного образования не будет никакого прогресса среди боснийских мусульман, особенно в религиозном смысле».
В 1909 году Чаушевич принял должность профессора Сараево шариатской школы , учреждения, занимающегося высшим исламским обучением и построенного и профинансированного австрийцами. Всегда верный своим реформистским идеалам, Чаушевич никогда не переставал их заявлять и стремиться к их реализации. Вскоре его репутация самоотверженного и выдающегося человека в области образования распространилась по всей Боснии и Герцеговине, и когда Хафиз Сулейман Шарац (1850-1927) подал в отставку со своего поста реис-уль-улема в 1913 году, год спустя Чаушевич был выбран его преемник. Таким образом, ему был присвоен высший и самый престижный религиозный сан в исламской общине Боснии и Герцеговины:
- «26 марта 1914 года, в самый канун Первой мировой войны , Чаушевич был провозглашен реис-уль-улемой исламского сообщества Боснии и Герцеговины. Он оставался на этой должности до 1930 года, когда ушел в отставку из-за разногласий с югославским правительством по поводу управления вакфами (мусульманскими благотворительными организациями) и религиозными должностями в Югославии».
После выхода на пенсию с этого поста в 1930 году Чаушевич продолжал активно участвовать в исламском интеллектуальном дискурсе, публикуя статьи в литературных изданиях (некоторые из которых он основал). Вместе с Хафизом Мухамедом Панджой он также перевел Коран на хорватский язык и приложил к нему свое дальновидное толкование . 28 марта 1938 года умер Джемалудин Чаушевич, человек, которого многие считали символом надежды на просвещение и возвышение боснийских мусульман, их культуры и традиций.
Наследие Чаушевича и других реформаторов
[ редактировать ]Как и другие мусульманские реформаторы его поколения, Джемалудин Чаушевич преследовал ту же цель перед своим народом и использовал ту же риторику и методологию: использование печатного станка, разрешение женщинам открывать свои лица, призыв к образовательным реформам и т. д. Риторика, которую он использовал, напоминала другие реформистские призывы на мусульманском Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Он осудил своих собратьев-мусульман за то, что они погрузились в «глубокий сон» апатии и пораженчества:
- «Мусульмане погрузились в глубокий сон, от которого они не смогли проснуться до тех пор, пока европейцы со своим оружием знания и всевозможными изобретениями не подошли к двери их дома и не продемонстрировали божественную истину: Знание и невежество не могут быть равные, знание всегда побеждает невежество».
В центре внимания, вокруг которого развивались реформы и современность для всех мусульманских реформаторов, были знания; ибо «знание всегда побеждает невежество», и они считали, что мусульмане, должно быть, впали в невежество, как европейцы одержали над ними победу. Теперь эти знания (которыми когда-то обладали мусульмане, когда они умели правильно интерпретировать Коран) необходимо было восстановить, а европейцев, как и другие развитые нации, следует использовать в качестве образцов для мастерства и продвижения. Мусульманам нужно было учиться у Европы, чтобы вернуть себе мирскую мудрость, которой они когда-то обладали. Видя, что большинство этих реформаторов были искренними верующими, они не ставили под сомнение подлинность Корана , а фактически стремились по-новому истолковать Коран так, чтобы его настоящим посланием стал поиск знаний, сопровождаемый моральными и материальными обогащение.
Смерть
[ редактировать ]Джемалудин Чаушевич умер в 1938 году, накануне Второй мировой войны .
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Карич, Энес и Демирович, Муйо; Рейс Джемалудин Чаушевич: просветитель и реформатор. Лилян, Сараево, 2002 г.
- Тралич, Махмуд, Исламская мысль Х. Мехмеда Джемалудина Чаушевича . Риджасет из Исламского сообщества, Сараево, 1998 год.