Виджаянагарский музыковедческий нонет
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Виджаянагарский музыковедческий нонет или Сангиташастра наваратна — группа из девяти музыковедческих трактатов, написанных в период правления Виджаянагарской империи . Эти работы считаются одними из самых важных и окончательных трактатов по теории музыки Карнатика . [ нужна ссылка ] Каждое из этих произведений внесло весомый вклад в развитие музыкальной традиции Карнатика . Этими девятью работами являются « Сангитасара» мудреца Видьяраньи , «Таладипика» Сальвы Гопа Типпендры, «Сангитакаланидхи» Каллинатхи, комментарий Бхандару Витталешвары к «Сангите Ратнакаре» , «Сангитасурёдхи» Ачьютадеварайи Бхандару Лакшминараяна, «Талакалабдхи/Талакалавриддхи» и знаменитый «Сварамелакалан ». идхи Рамаматьи.
Историческая среда
[ редактировать ]Правление империи Виджаянагара стало переломным периодом в культурной истории Южной Индии, особенно в истории карнатической музыки. Этот период стал свидетелем плодотворного вклада многочисленных музыкантов, святых и теоретиков. Благодаря оказанное геополитическому влиянию Виджаянагара стал местом слияния многих религий, форм искусства и культур. Общество и культура прошли через процесс конфликта и эклектической ассимиляции традиционных и элитных ценностей, с одной стороны, и возникающих фольклорных и иностранных влияний — с другой. Произошло сильное взаимодействие между традиционными и элитными ценностями, с одной стороны, и народными и иностранными влияниями, с другой. [ нужна ссылка ] Во многом это было также результатом реакции и восстания против возникающих социологических и эстетических тенденций. Даже когда произошла эта ассимиляция и нативизация соперничающих или противоположных влияний, традиционная чистота и историческая преемственность продолжали сохраняться. Эти культурные тенденции и цели позже были поддержаны и развиты в нескольких феодальных государствах, которые продолжали процветать после падения империи Виджаянагар. Некоторые из известных штатов включали Анегунди, Пенуконду, Танджор, Королевство Майсур , Мадурай, Иккери и т. Д. [ нужна ссылка ]
Инновации в теории и практике
[ редактировать ]В области приборов также проводился широкий спектр экспериментов и инноваций. вскоре Появившийся в тот период Тамбури стал основным дроновым инструментом. [ нужна ссылка ] Основополагающая работа и инновации также имели место в клавишных инструментах Vina в отношении аккордатуры, тонального диапазона и инструментальных параметров. Мела , и заменила грамму ее теоретические возможности были полностью исследованы с помощью математических схем табуляции. Новаторство концепции мела и организация всего современного мелодического материала под ее эгидой завершились созданием схемы Мелакарта Венкатамахина , которая продолжает сильно влиять на теорию и практику карнатической музыки и по сей день. Для раг возникли новые классификационные модели; гаммы и интервалы сваямбхушвара (верхние частичные), парьяя-свара (альтернативное наименование свары) и пратинидхи-свара (характерная нота) были настроены так, чтобы их привести в соответствие с современной музыкальной практикой. [ нужна ссылка ]
Различные мелодические и ритмические структуры нашли свое отражение в искусстве музыки. Вся музыка стала дези , а музыка марги ушла в небытие, как и мадхьямаграма и ее атрибуты. Вся мелодия стала относиться только к садджа граме . Произвольные, архаичные и плодовитые деси талы уступили место сулади талам, порожденным Харидасами . В дальнейшем они были усовершенствованы на основе принципов десяти жизненно важных элементов, называемых таладасапрана . [ нужна ссылка ]
Выдающиеся композиторы
[ редактировать ]В период расцвета империи Виджаянагара процветали великие святые-композиторы, такие как Пурандара дас , Шрипадарайя , Вьясарая , Вадираджатиртха , Канака дас , Таллапакам Аннамачарья и его потомки, а также Ниджагунашивайоги. Музыкальные формы Крити , Сулади , Угабхога , Дандака , Урттанама , Намавали , Мундиге , Гита , Тхая и Прабандха развились и нашли широкое распространение в этот период. [ нужна ссылка ]
«нет»
[ редактировать ]На протяжении всего периода Виджаянагара теория и музыкальная практика тесно шли в ногу друг с другом. Великие музыковеды, такие как Сальва Гопа Типпендра, Каллинатха, Кумбхакарна, Рамаматья, Лакшманараяна, Пандарика Виттала, Соманатха, Лочана Джа и Хридаянараянадева, внесли свой вклад в музыкальную теорию как Северной, так и Южной Индии в этот период. Танаппачарья, Говинда Дикшита и Венкатамахин внесли фундаментальный вклад из Танджора примерно столетие спустя. Каждая работа этих ученых отражает революционную и плодотворную концепцию или развитие, которые в совокупности привели к созданию современной карнатической музыки. В период Виджаянагара были написаны девять музыковедческих трактатов, имеющих большое значение, и они получили название «Виджаянагара Сангиташастра Наваратна» или «Виджаянагара музыковедческий нонет». [ нужна ссылка ]
- Сангитасара
Первой из наваратн Видьяраньи является «Сангитасара» , написанная во второй половине четырнадцатого века. Работа касалась, среди прочего, пятнадцати мел и пятидесяти их джанья-раг, а также некоторых типов певцов. Кое-что из этого даже вошло в «Сангитасудху» ( нидхи ) Говинды Дикшиты, написанную в начале семнадцатого века. [ нужна ссылка ]
- Таладипика
Второй из нонетов (в хронологическом порядке) — Таладипика . Работа, написанная в середине пятнадцатого века Сальвой Гопа-Типпендрой, зятем короля Праудхи Деварайи II и наместником Мулбагала , подробно посвящена тале . В нем описано более сотни деси талов, включая некоторые собственные изобретения автора. понятие таладасапраны Самое главное, что в работе впервые раскрыто (десяти жизненно важных элементов талы). Это нововведение оказалось настолько влиятельным, что после его объяснения вся временная деятельность в музыке и танце стала организовываться и консолидироваться под этими элементами. [ нужна ссылка ]
- Сангитакаланидхи
К этому же периоду относится третье произведение Нонета, «Сангитакаланидхи » Каллинатхи , разносторонний комментарий к Шарнгадевы » «Сангите Ратнакаре , энциклопедическому выдающемуся опусу об индийской музыке. Речь шла о танцах и эстетике тринадцатого века. В своей работе Каллинатха тщательно аннотировал, разъяснял, критиковал и подчеркивал все центральные вопросы « Ратнакары» ; он также пролил свет на это путем сравнения с современными практиками, теориями и нормами музыки и танца. Он предвидел многие события в этом искусстве. [ нужна ссылка ]
- Комментарий Бхандару Витталешвары
Комментарий на телугу Бхандару (-ри?) Витталешвары к «Сангитаратнакаре» последней четверти пятнадцатого века образует четвертую из наваратн . [ нужна ссылка ]
- Сангитасурёдая
В 1525 году сын Витталешвары Бхандару (ри?) Лакшминараяна составил пятый трактат, « Сангитасурёдайя» , под покровительством короля Кришнадеварайи Виджаянагара. [ нужна ссылка ]
- Талакалабдхи/Талакалавриддхи
В поколении, которое последовало сразу за этим, было написано Талакалабдхи/Талакалавридхи Ачьютадеварайи . Это был важный трактат о тале . Эта работа впервые организует теорию и практику сулади талас Харидасов с точки зрения дасапранас . В своей работе он также компилирует взгляды на несколько более ранних работ о тале, таких как Талакалавиласа, Сангитавидьявинода, Джайнамата, Сангитамарга, Чатурасабхавиласа, Сангитачудамани, Анджанеямата, Нриттачудамани, Сангитаманидарпана, Катьяния, Сангитарнава, Рангараджа Бхаратабхашья, Капарди и Парамешвара (все они не - дошедшие до нас), и опровергает их. Далее, Ачьютарайя применяет все пять лагхуджати к каждой сулади-тале и тем самым расширяет объем и функции сулади -тала . Примерно в то же время Аштавадана Сомабхатта составил « Сварарагасудхарасу» или «Натьячудамани» под руководством своего гуру Ситарамы и, вероятно, под покровительством Ачьютарайи. Эта работа сейчас доступна только во фрагментах. [ нужна ссылка ]
- Сварамалкаланидхи
Последней «жемчужиной» в этой серии является знаменитая книга «Сварамелакаланидхи», автором которой является прославленный внук Каллинатхи, Рамаматья ок. 1550. Рамаматья был королевским композитором и архитектором при дворе фактического короля Алии Рама Рая . [1] Он называл себя абхинавабхаратачарья и тодара-малла (что означает «герой» (малла), носящий почетный браслет ( тодар )). Однако последний эпитет обычно интерпретируется учеными как намек на Тодармала, министра при дворе Акбара, несмотря на этот анахронизм. Термин каннада фактически переводится как «герой (малла), носящий почетный браслет (тодар)». [ нужна ссылка ]
Важность сварамелакаланидхи заключается в том, что она более актуальна и связана с современной практикой, чем книги, написанные до нее. Работа, состоящая из пяти глав, посвящена главным образом Раге , а в качестве предварительных указаний описываются Мелы для классификации Раг , а также различные Шуддха-свары и Викрита-свары, составляющие Мелы . Подобные работы других знаменитых современников, таких как Пандарика Виттхала и Соманатха, имеют общую тему, а именно описание Раг , классификацию по Мелам и перечисление Шуддхов и Викрита свар, составляющих Мелы . Однако между этими работами можно различить незначительные идеологические различия. [2]
Сварамелакаланидхи дхарашрути обновляет теорию, рационализирует интервалы и гаммы, вводит понятия сваямбху-свары самопорождающейся ноты, верхней частичной), парьяятаттвы и пратинидхитаттвы свары ( . Мухари признан шуддхасвара-саптакой . Он также фиксирует и стандартизирует музыкальные интервалы на клавиатуре, определяет аккордатуру, диапазон, предпочтительные струны (для определенных нот) и т. д. для различных струнных клавиатур. Он также вводит новшества и посвящает Ачьютарайе новую клавиатуру. В работе также изложена новая схема классификации раг на уттама (высшие), мадхьяма (средние) и адхама (низшие) на основе их выразительного потенциала. Это также решает проблему нот антара и кайсики . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мурти (2001), стр. 27.
- ^ Н Раманатан. «Сварамелакаланидхи Рамаматьи» . [MusicResearch.in] . Проверено 21 февраля 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Сварамелакаланидхи из Рамаматьи - Н. Раманатан
- Мурти, Виджая (2001) [2001]. Романтика Раги . Публикации Абхинава. ISBN 81-7017-382-5 .