Мария Калергис


Мария Калергис фон Нессельроде-Эрешовен (7 августа 1822, Варшава — 22 мая 1874, Варшава) — польская дворянка, пианистка, хозяйка салона и покровительница искусств.
Жизнь [ править ]
Графиня Мария фон Нессельроде-Эрешховен была дочерью графа русской службы Карла Фридриха Йозефа фон Нессельроде-Эрешовена и польской дворянки Теклы фон Гурской . В семнадцать лет Мария фон Нессельроде вышла замуж за Яна Калергиса , богатого землевладельца греческого критского знатного происхождения, который был намного старше и оказался человеком ревнивого. Хотя у них родилась дочь Мария , родившаяся в Санкт-Петербурге в 1840 году, менее чем через год после свадьбы они согласились расстаться. Несмотря на несколько попыток преодолеть отвращение друг к другу, они продолжали жить раздельно, не разводясь, до самой смерти Яна. Он обеспечил Марии комфортную жизнь. Пока раздел их активов был спорным, она смогла совершить поездку по Европе, включая Санкт-Петербург, Варшаву, Париж и Баден-Баден .
Ход замужества Марии был отголоском ее собственных детских переживаний. Через год после ее рождения ее отец, Фридрих Карл фон Нессельроде, немец, и его жена Фекла, полячка, расстались из-за личностных различий. С шестого года Мария воспитывалась в Санкт-Петербурге, в доме своего дяди по отцовской линии, графа Роберта фон Нессельроде-Эрешховена немца , придворного , который в течение сорока лет (1816–1856) был царским Карла министром иностранных дел. иностранных дел и позаботился о том, чтобы Мария получила хорошее образование.
Она рано проявила музыкальный талант и какое-то время брала уроки у Шопена , который хвалил ее музыкальные способности. Мать преподавала ей польский язык, а также говорила по-французски, а также по-немецки, по-английски, по-итальянски и по-русски.
Ее помнят как большую любовь Киприана Норвида , ведущего польского поэта-романтика. Ее знакомство с молодым поляком было лишь одним из многих эпизодов активной светской жизни. Из-за своей застенчивости и сравнительно скромного достатка он был затмеваем другими поклонниками Марии. Норвид долгие годы питал к ней безответные чувства, которые были источником его поэтического вдохновения. Он доверился им в письмах Марии Трембицкой, позже Фаленской, дочери генерала Станислава Трембицкого и близкой подруге «белой сирены», как называли Марию. Воодушевленный дружбой своей наперсницы, он сделал предложение Марии Калергис, но получил отказ.
С 1847 года жила в Париже, затем с 1857 года в Варшаве. Среди гостей ее салонов были Лист , Рихард Вагнер , адресовавший свое печально известное эссе «Das Judentum in der Musik ей » (ее бабушка по отцовской линии была еврейкой), де Мюссе , Монюшко , Готье , Гейне , посвятивший ей свое стихотворение «Белый слон» и Фридерик. Шопен. В Варшаве она стала хозяйкой и покровительницей искусств, принимала участие в благотворительных концертах и театральных представлениях. Ее ресурсы всегда были доступны нуждающимся.
Когда Станислав Монюшко хотел представить в Варшаве четырехактную версию своей оперы «Галка» , против него сначала выступил российский администратор, отвечающий за варшавские театры, Сергей Муханов , который также был начальником варшавской полиции, а позже, в 1863 г. стал вторым мужем Марии. Благодаря вмешательству Марии Монюшко удалось поставить свою оперу. Через три месяца после открытия в январе 1858 года она организовала благотворительный концерт для Монюшко, который испытывал постоянные финансовые трудности. На концерт было собрано 25 000 польских злотых , что позволило композитору удовлетворить свои насущные нужды и совершить поездку за границу.
Мария Калергис оказала заметное влияние на развитие музыкальной культуры Варшавы. Она была соучредителем Варшавского музыкального института, ныне Варшавской консерватории , и вместе с Монюшко основала Варшавское музыкальное общество, ныне Варшавскую филармонию . Между 1857 и 1871 годами она часто выступала как пианистка.
Вскоре после смерти ее первого мужа в 1863 г. [1] она вышла замуж за Муханова, который был на десять лет моложе ее. Он был с ней во время ее болезни и преданно ухаживал за ней в последние дни ее жизни. Вероятно, именно тогда, предчувствуя приближающийся конец своей жизни, Мария уничтожила свою переписку. Однако ее письма к дочери, зятю и друзьям сохранились и позволили реконструировать многие факты из ее жизни и являются ценным источником об этом периоде. в Варшаве Она была похоронена рядом со своим отцом на Повонзком кладбище . После ее смерти Лист написал свою «Элегию о Марии Калерги» . [2]
Потомки [ править ]
С разрешения императора Франца -Иосифа внуку Марии Калергис, Генриху фон Куденхове , было разрешено изменить свою фамилию на Куденхове-Калерги , как дань уважения его знаменитой бабушке. Он женился на японской дворянке Мицуко Аояма . В 1923 году их сын, граф Рихард фон Куденхове-Калерги , основал Панъевропейский союз .
Примечания [ править ]
- ^ Чайковский, Збигнев (1998). Дружба и любовь Норвида: вещь без сносок (на польском языке). Издательский институт Пакс. стр. 52. ISBN 978-83-211-1229-9 .
- ^ http://www.sothebys.com/app/live/lot/LotDetail.jsp?lot_id=3CHK2 [ постоянная мертвая ссылка ]
Ссылки [ править ]

- Мария Калергис, Письма Адаму Потоцкому , изд. Галины Кенаровой, перевод с французского Галины Кенаровой и Розы Дрожецкой, Варшава, 1986 г.
- Станислав Шенич , Мария Калерги , Варшава, Национальный издательский институт, 1963.
- Станислав Шенич , Cmentarz Powązki 1851–1860 ( Повонзское кладбище , 1851–60), Варшава, 1982.
- 1822 рождения
- 1874 смерти
- Люди из Варшавской губернии
- Классические пианисты XIX века
- Ученики Фредерика Шопена
- Похороны на Повонзком кладбище.
- Польские классические пианисты
- Польские пианистки
- Польские филантропы
- Польские меценаты музыки
- Владельцы польских салонов
- Дворянство Российской Империи
- Балтийско-немецкое дворянство
- Вестфальское дворянство
- Поляки еврейского происхождения
- Поляки немецкого происхождения
- Музыканты из Варшавы
- Семья Каллергис
- Композиторы XIX века
- Женщины-композиторы XIX века
- Польские меценаты
- Женщины-пианистки XIX века
- Пианисты Российской Империи.