Нобкерри

Кнопкерри Южной , также пишется как кнопкерри , кнопкиери и кнопкиери ( африкаанс ), представляет собой форму деревянной дубинки , используемой в основном в Африке и Восточной Африке . Обычно они имеют большую ручку на одном конце, и их можно использовать для ударов по голове врага. Для различных народов, которые их используют, они часто имеют большое культурное значение. Возможность носить кнокерри также имела политическое измерение, особенно в Южной Африке . [ 1 ]
Имя
[ редактировать ]Название происходит от на африкаансе слова knop , что означает ручку или шар , и слова kokhoe или сан на языке kirri , означающего трость . [ 2 ] Это название было распространено на подобное оружие, используемое коренными народами Австралии, на островах Тихого океана и в других местах, а также использовавшееся в британской армии.
Использование в Южной Африке и за рубежом.
[ редактировать ]
Нобкерри были незаменимым оружием войны как в Африке, так и за рубежом. В Африке это оружие нашло особое применение среди нгуни народов . Среди зулусов они известны как ивиса. Ивиса обычно не использовалась в бою, хотя иногда ее использовали в качестве метательного оружия вместо метательного копья или исиджулы . Вместо этого зулусы использовали ивису в качестве палочек для церемоний , церемониальных предметов или даже в качестве контейнеров для табакерки . В 20 веке зулусское националистическое движение Инката рассматривало ивису как традиционное оружие и лоббировало право носить такое оружие публично. [ 3 ] [ 4 ] Однако многие источники подчеркивают историческое использование ивисы в ближнем бою, где она применялась для нанесения ударов, а также при казнях. [ 5 ] [ 6 ]
Вариант ндебеле был известен как индуку и по конструкции похож на зулусскую ивису. Его использовали как трость или метательное оружие. Индуку также можно было превратить в рукоять боевого топора, который, в отличие от зулусов, ндебеле использовали в качестве оружия войны. Булавы тсонга также были похожи на булавы зулусов и ндебеле со сферическими головками, но варианты с более удлиненными овальными головками также использовались на территории современного Мозамбика. Сото при Мошеше не перенимали оружие и тактику зулусского стиля, и поэтому, в отличие от зулусов, они считались важным оружием войны. [ 3 ]
За пределами Африки британцы называли свои траншейные дубинки во время Первой мировой войны «болванками» , хотя их форма часто не была традиционной. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Оружие использовалось на нейтральной полосе поэтом Зигфридом Сассуном, как описано в трилогии Шерстона , его псевдонимной автобиографии. [ 10 ]
В эпоху апартеида в Южной Африке их часто носили и использовали протестующие, а иногда и противостоящая им полиция. [ 11 ] [ 12 ] Нобкерри до сих пор широко носят, особенно в сельской местности, а в мирное время они служат тростью, иногда декоративной. Протестующие до сих пор обычно носят с собой нобкерри. [ 13 ] [ 14 ]
Нобкерри обычно присутствуют на национальных и других символах Южной Африки. В Южной Африке они изображены на южноафриканском гербе . [ 15 ] хотя лежание символизирует мир. Они также изображены на ордене Менди за храбрость . [ 16 ] Банкерри появлялся на бывшем флаге Лесото гербе в период с 1987 по 2006 год, на гербе и королевских штандартах Лесото с момента обретения независимости в 1966 году, а также на бывшей (номинально независимой) республики Сискей .
Использование для сото
[ редактировать ]Известная как моламу или тока, это палка, которая может быть тростью или, альтернативно, ее можно использовать в качестве оружия. [ 17 ] Моламу — это палка, сделанная из Молвара дерева Olea africana . [ 18 ] Это боевая палка, которую носят мужчины и мальчики с подросткового возраста.
Практическое использование
[ редактировать ]Моламу символизирует власть и мощь и представляет готовность отделить врага от друга. Моламу символически используется для разрушения, защиты, осуждения и исправления социальной несправедливости.
Инициация
[ редактировать ]Моламу является индикатором статуса взрослого мужчины наряду с одеялом басуто сена марена и является визуальным выражением как практических, так и эзотерических идеалов сесото. [ 17 ] Моламу — знак мужественности, все посвященные мужчины носят его по возвращении из Леболло ла Банна . Моламу традиционно передается из поколения в поколение по мере прохождения мужчинами инициации. Его используют, чтобы объявить Бадимо , что молодой человек вернулся после посвящения и получил их поддержку и благословение. [ 19 ] Моламу держат вверх, пока посвященные поют «дитоко», пристально глядя на него глазами певца. Моламу также используется для обучения посвященных методам «хо я ка ланва», историческому боевому искусству сесото. [ 17 ]
Духовное использование
[ редактировать ]Моламу также используется для привязки к посоху усиливающих лекарств, или морианы, которые влияют на «серити», то есть характер или дух владельца. Это также визуальный индикатор перехода к взрослой жизни и сохраняет духовное значение в обществе сесото. [ 17 ]
Современное использование
[ редактировать ]После публичного представления посвященного в качестве действующего члена взрослого общества басуто моламу обычно хранится на потолке дома и представляет собой физическое присутствие невидимого.
В современной южной Африке также можно найти декоративные вариации, которые новички несут после возвращения в свои дома. Они служат аксессуарами к богато украшенным нарядам, которые молодые люди носят в знак празднования в течение нескольких недель после их возвращения, и в равной степени выражают празднование вновь обретенной взрослости, привлекая внимание к посвященным. [ 20 ]
Популярная культура
[ редактировать ]- Нобкерри были среди многих видов оружия, используемых зулусами на Зулу и Зулу-Доун .
- Ручка была основным оружием М'Баку , из кинематографической вселенной Marvel версии Человека-Обезьяны , который использовал его в версии «Черной пантеры» 2018 года, а также в «Мстителях: Война бесконечности» и «Мстители: Финал» .
- В «Самом смертоносном воине» Шака Зулу использует ручку против Уильяма Уоллеса .
- В книге Марка Зигадло «Ложась с собаками» в главе 4 «грозный карлик» несет черную шишку.
- Главный герой Джорджа Бернарда Шоу рассказа «Приключения черной девушки в поисках Бога» владеет ручкой.
- Бутик Сары Пенн был назван «Нобкерри», отсылая к оружию главной героини в «Приключениях черной девушки в ее поисках Бога» .
- Невилл, по совместительству бармен «Летящего лебедя» в Роберта Рэнкина » «Брентфордской трилогии , держит за стойкой бармена, чтобы справляться с непослушными посетителями.
См. также
[ редактировать ]- Рунгу (оружие) - аналогичная дубинка, распространенная в Восточной Африке.
- Аналогичный клуб Шиллелаха связан с Ирландией
- Уилбур Смит , южноафриканский писатель, в своей книге « Когда лев кормится » также называет это оружие керри , которое используется для метания в птиц и животных в кустах, чтобы убить их.
- Сото люди
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рудольф, CJ. Руководство для зулусского придворного переводчика . Питермарицбург: Шутер и стрелок.
- ^ «Кнобкерри | Определение кнобкерри на английском языке в Оксфордских словарях» . Оксфордские словари | Английский . Архивировано из оригинала 11 апреля 2019 года . Проверено 11 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Весна, Кристофер (1993). Африканское оружие и доспехи . Издательство Британского музея. ISBN 0714125083 . OCLC 611561101 .
- ^ сахобосс (16 марта 2011 г.). «Бутелези говорит, что зулусы будут продолжать носить с собой культурное оружие» . История Южной Африки в Интернете . Проверено 11 апреля 2019 г.
- ^ Лабанд, Джон (1992) Королевство в кризисе: ответ зулусов на британское вторжение 1879 года , Manchester University Press, Манчестер. п. 61
- ^ Макдональд, Джеймс (1891) «Нравы, обычаи, суеверия и религии южноафриканских племен» в журнале Антропологического института Великобритании и Ирландии , Vol. 20 (1891), Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии, стр. 113-140, с. 114
- ^ Канада в Великой мировой войне: достоверный отчет о военной истории Канады с самых первых дней до конца войны народов . Торонто: Объединенные издатели Канады. 1918 год.
- ^ Доусон, Алек Джон (1918). «Временный джентльмен» во Франции; Домашние письма офицера с фронта . Лондон, Нью-Йорк: Патнэм. п. 94.
- ^ «Тренч-клуб, Нобкерри и тип королевских инженеров» . Имперский военный музей . ИВМ . Проверено 12 января 2019 г.
- ^ Сассун, Зигфрид (1930). Воспоминания пехотного офицера . Фабер и Фабер. ISBN 978-0571268443 .
- ^ «Слушание об амнистии — Влиси Токозани Манкеле» . Министерство юстиции и конституционного развития. 1 февраля 1999 г. Проверено 27 ноября 2008 г.
- ^ «Слушание об амнистии - Виктор Мтандени Мтембу» . Министерство юстиции и конституционного развития. 6 июля 1998 г. Проверено 27 ноября 2008 г.
- ^ «Протестующие нападают на мэра с ручками | IOL News» . www.iol.co.za. Проверено 11 апреля 2019 г.
- ^ « У нас нет воды, у нас нет домов, у нас ничего нет», – протестующий во Фреденбурге» . Новости24 . 14 ноября 2018 г. Проверено 11 апреля 2019 г.
- ^ «Национальный герб» . Информация правительства Южной Африки . Проверено 27 ноября 2008 г.
- ^ «Национальные ордена» . Президентство Южно-Африканской Республики. Архивировано из оригинала 15 сентября 2008 года . Проверено 27 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Визуальные символы личности: искусство и инициация южного сото» . Университет Айовы . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ Накин, Мороеси Р; Кок, Ини Дж (2016). «Взгляд на перевод и оригинальный текст: Чака Томаса Мофоло» . Tydskrif для Letterkunde . 53 (2): 117–127. дои : 10.17159/tvl.v.53i2.9 .
- ^ Рип, Дэвид Мэтью Меркель. «Дом Крокодила: искусство и история южного сото на юге Африки». Докторская диссертация (доктор философии), Университет Айовы, 2011 г. https://doi.org/10.17077/etd.0dzbhfvg . Футва, Фезекиле. «Сето: африканская система мышления и убеждений. Налане ка Фезекиле Футва, май 2011 г.
- ^ Рип, Дэвид Мэтью Меркель. «Дом Крокодила: искусство и история южного сото на юге Африки». Докторская диссертация (доктор философии), Университет Айовы, 2011 г. https://doi.org/10.17077/etd.0dzbhfvg . Футва, Фезекиле. «Сето: африканская система мышления и убеждений. Налане ка Фезекиле Футва, май 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Догерти, Терри (2008). Зулусские воины . Нью-Йорк: Capstone Press.
- Журнал истории Натала и зулусов (1992). Университет Натала. Кафедра истории. Дурбан: Южная Африка.
- Найт, Ян (1989). Зулусы . Лондон: Оспри Пресс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Нобкеррисом, на Викискладе?