Джон Смит (архитектор)
Джон Смит (1781 – 22 июля 1852) был шотландским архитектором. Его карьера началась в 1805 году, а в 1807 году он был назначен официальным городским архитектором Абердина , став первым человеком, занявшим этот пост. Вместе с Арчибальдом Симпсоном он внес значительный вклад в архитектуру Абердина , и им приписывают многие гранитные здания, которые дали городу прозвище «Гранитный город» или также «Серебряный город».
Смит был сыном успешного строителя и архитектора, а его собственный сын Уильям продолжил семейную традицию, также став архитектором. После завершения обучения в Лондоне Смит быстро обосновался на северо-востоке Шотландии. Он получил частные заказы на проектирование, ремонт или перестройку многочисленных загородных домов, приходских церквей и замков; его официальная должность городского архитектора гарантировала, что ему также приписывают несколько обширных общественных работ. К середине своей карьеры, примерно в 1830-х годах, по мере развития его индивидуальности, он получил прозвище «Тюдор Джонни», что указывает на то, что его проекты начали отдавать предпочтение тюдоровскому готическому стилю.
Происхождение и молодость
[ редактировать ]Смит родился в Абердине в 1781 году. Его отцом был Уильям «Синк-эм» Смит (ум. 1815). [ а ] ), также успешный строитель и архитектор. [ 1 ] [ 3 ] Младший Смит посещал Абердинскую гимназию, а затем поступил учеником каменщика в строительную фирму своего отца. Он прошел дальнейшее обучение архитектурному дизайну в Лондоне, возможно, под руководством Джеймса Плейфэра , но, поскольку Плейфэр умер в 1794 году, офисы Роберта Лугара кажутся более вероятными. [ 3 ] [ 4 ] К концу 1804 года Смит вернулся в Абердин, где строительство и развитие быстро развивались. [ 1 ] [ 5 ]
Карьера
[ редактировать ]

Одним из первых крупных заказов Смита было проектирование таунхауса для купца Патрика Милна в 1805 году. [ б ] Расположенный на Юнион-стрит в Абердине , Краймонмогат представлял собой двухэтажный «загородный дом в греческом стиле» с фасадом из пяти окон. [ 6 ] [ с ] Затем ему приписывают дизайн Футди , района в Абердине. План, состоящий из 56 одноэтажных соломенных домов, расположенных на двух квадратах, быстро получил одобрение совета, и строительство было завершено к 1809 году. В новом доме разместились жители, ранее жившие в заброшенных домах рядом с гаванью; Переселение этих арендаторов позволило совету начать первоначальное разбирательство по Томасом Телфордом в 1824 году, с которым также был связан Смит. улучшению гавани Абердина [ 1 ] [ 9 ]
Смит был назначен официальным архитектором Абердина в 1807 году. [ 10 ] Ему приписывают составление первой карты, показывающей правильный контур города Абердин в 1810 году, с указанием нынешних и запланированных улучшений. [ 1 ] [ 11 ] [ 12 ] : 2
Арчибальд Симпсон вернулся в Абердин в 1813 году, основав бизнес, конкурирующий со Смитом. Обе фирмы добились успеха, несмотря на неопределенность, вызванную войной 1812 года , и Миллер описал их карьеру как «обреченную на удивительное параллельное развитие». [ 13 ] Хотя временами они были соперниками, они часто сотрудничали, и их здания стали ядром создания стиля самого центра города Абердин. [ 14 ] [ 15 ] [ д ] Поскольку здания были построены из серебряного гранита, город получил название Серебряный город или, альтернативно, Гранитный город. [ 16 ] [ 17 ]
Смит стал известен как «Тюдор Джонни», поскольку его более поздние проекты примерно 1830-х годов, особенно особняков и церквей, включали в себя форму тюдоровской готики. [ 10 ] [ 18 ] Однако его гражданские проекты в городе Абердин остались в неоклассическом стиле. [ 19 ]
Миллер называет проект Смита Северной церкви в Абердине «обычно считающимся его величайшим зданием». [ 20 ] и далее говорится: «Бессспорно, лучшая неоклассическая церковь в городе Абердин». [ 21 ] Расположенный на углу Квин-стрит и Кинг-стрит, проект получил одобрение городского совета в сентябре 1828 года. Церковь открылась в июне 1831 года, но прошли годы спустя, прежде чем было выделено достаточно средств для установки часов. Стиль греческого возрождения был использован при строительстве прямоугольного здания размером 120 футов (37 м) на 62 фута (19 м) с круглой башней из перечниц, установленной на двухступенчатой коробчатой башне. Это было самое высокое здание в Абердине, пока его высоту не превзошел шпиль Тройного Кирка, спроектированный Симпсоном. она использовалась как Центр искусств Абердина . Подходит для богослужений на 1600 мест, число прихожан сократилось, и церковь закрылась в 1954 году . С начала 1960-х годов [ 15 ] [ 22 ]
Одним из последних проектов перед его смертью был замок Балморал . Первоначально он проделал некоторую работу по восстановлению башни для Роберта Гордона, 5-го сына 3-го графа Абердина, который арендовал Балморал в 1830 году. Впоследствии он участвовал в составлении первоначальных планов нового замка, который к тому времени принадлежал королевой Викторией и Прайсом Альбертом после встречи с Прайсом Альбертом в пятницу, 11 сентября 1848 года. [ 23 ] После смерти Смита в 1852 году окончательные проекты и работы взял на себя его сын Уильям. [ 24 ]
Он похоронен со своей женой Маргарет Грант на кладбище Кирка Святого Николая на Юнион-стрит в Абердине .
Работает
[ редактировать ]Поскольку карьера Смита охватывала период с 1805 года до его смерти в 1852 году, список работ, с которыми Смит был связан как в официальном качестве городского архитектора, так и в качестве частных заказов, обширен; некоторые примеры приведены ниже. [ 1 ]
Мосты
[ редактировать ]
Капитан Сэмюэл Браун спроектировал Веллингтонский подвесной мост , который перекинулся через реку Ди в Абердине в Крейглуге; Смит соревновался с Симпсоном за контракт на проектирование архитектурных секций сооружения. Мост открылся в мае 1831 года и имел арочные гранитные пилоны. Контракт Смита также включал строительство трехмильной подъездной дороги, а также он спроектировал/построил платный дом на северо-восточном конце моста. [ 25 ] [ 26 ]
Проект Смита по расширению исторического средневекового моста Ди в 1841 году был описан Пакстоном и Шипвеем как «образцовое расширение исторического моста». [ 27 ] [ 28 ]
В 1837 году Смит спроектировал мост Святого Девеника. Он был также известен как Мост Моррисона в честь преподобного Джорджа Моррисона, который заказал его проектирование и оплатил строительство; другое название было «Шаккин Бригги», потому что оно тряслось, когда кто-нибудь проходил по нему. Мост имел длину 305 футов (93 м) и пролет 185 футов (56 м) и был выполнен в том же стиле, что и подвесной мост Веллингтона. [ 29 ]
Замки
[ редактировать ]
В 1814–1815 годах Смиту было поручено спроектировать изменения в замке Брукли, включая реконструкцию главного вестибюля и фасада; это было в неоклассическом стиле. [ 30 ] Также были проведены работы на втором и третьем этажах северного фасада. [ 31 ] Вернувшись в 1820 году, Смит расширил старую конюшню в основном полутораэтажным готическим стилем с центральной двухэтажной башней с пирамидальной крышей. [ 32 ] [ 33 ] В том же году он также начал работу над обширным расширением замка Клюни для полковника Джона Гордона . Первоначально замок Z-плана, построенный ок. 1604, [ 34 ] более поздние пристройки были описаны историком архитектуры Х. Гордоном Слэйдом. [ 35 ] как «самое шокирующее злоупотребление архитектурными достижениями и гранитом на северо-востоке Шотландии». [ 36 ] Смит также работал над строительством близлежащего замка Фрейзер, строя лестницу между большим залом на первом этаже и входом в задний двор. Двухэтажное здание, в котором он располагался, имело в центре застекленный купол под свинцовой крышей. Между арочным входом в ворота были построены две ступенчатые сторожки, а к крыльям первого этажа соединялись различные проходы. [ 37 ] Он также отвечал за дизайн библиотеки. [ 38 ]
Ремонт крыши, проведенный в замке Крейгивар, был необходим в 1820-х годах, поскольку сооружение пришло в упадок. Владелец, сэр Джон Форбс, подумывал о сносе башни, но Смит посоветовал не делать этого, заявив, что это «один из лучших образцов в стране того возраста и стиля, в котором она была построена». [ 39 ] Работы длились два года и включали реконструкцию почти всего верхнего этажа. Окна, внешние окна и указатели были заменены, и, вероятно, Смит также спроектировал коттедж садовника. [ 37 ] [ 40 ]
Хотя замок Драмточти был построен по проекту Джеймса Гиллеспи Грэма с дальнейшими расширениями ок. В 1815 году Смит предпринял фактическую работу по расширению. Миллер предполагает, что у Гиллеспи Грэма мог возникнуть спор с владельцем Джорджем Драммондом, но считает, что более близость Смита к этому месту является более правдоподобным сценарием. [ 41 ]
Около 1830 года он руководил строительством дома Финтрей недалеко от Абердина для семьи Семпиллов по проекту Уильяма Берна . Дом снесен в 1953 году. [ 42 ]
Скалистые вершины скал к северу от залива Круден были местом расположения замка Слейнс нанял Смита , где в 1836 году Уильям Хэй, 18-й граф Эрролл и лорд-лейтенант Абердиншир для реконструкции существующего дома во внутреннем дворе в стильную резиденцию, подходящую для проживания человек его положения. По проекту Смита предыдущее здание было заключено в новую конструкцию из розового гранита Петерхед и имело круглые башни. [ 43 ] [ 44 ]
Церкви
[ редактировать ]строительство, реставрацию, реконструкцию или перестройку нескольких приходских церквей по всему Абердинширу , Ангусу и Кинкардинширу . Смиту приписывают [ 1 ] Один из его первых проектов сельской церкви был в Финтрее, Абердиншир, в 1821 году; позже в том же году он также спроектировал Удненскую приходскую церковь . Они легли в основу проектов, которые Смит будет развивать и развивать в последующие годы для других приходских церквей. Удненская приходская церковь была первой из тюдоровско-готических церковных проектов Смита. Коробчатая башня над главным входом имеет зубчатую вершину с заостренными панелями с жалюзи, колокольню и часы, встроенные в передний (южный) фронтон со стенами из грубого гранита. Главная церковь представляет собой простой прямоугольник с шиферной крышей. [ 45 ]
Северный придел собора Святого Махара был восстановлен по проекту Смита в 1832 году, а входные домики и ворота были перестроены. Также был добавлен новый сессионный дом. Он также работал в приходской церкви Скене в 1840 году. [ 1 ] и построил приходскую церковь в Лонгсайде в 1835 году. [ 46 ]
Загородные дома
[ редактировать ]
Смит проделал значительную работу для Фергюсонов в их поместье Питфур в Абердиншире. Начиная с 1809 года третий лорд Питфура Джеймс Фергюсон поручил ему спроектировать новый дом. Это был трехэтажный дом площадью 98 футов (30 м) и высотой 33 фута (10 м) с 365 окнами. [ 47 ] Греческие фронтоны были включены в верхнюю часть боковых фасадов, каменные края вставлены в оштукатуренные стены, и это создавало впечатление северной Италии. [ 48 ] В последующие годы Смит разработал несколько других структур в рамках политики. [ и ] в Питфуре. В их число входили: двухэтажные конюшни в неоклассическом стиле в форме подковы в задней части особняка во времена пятого лэрда в 1820 году; сторожки и мосты; [ 49 ] небольшая копия греческого дорического храма с шестью пролетами, стилизованная под храм Тесея ; [ 50 ] и Обсерватория, восьмигранная зубчатая трехэтажная башня. [ 51 ]
Среди других загородных домов, построенных по проекту Смита, был дом Дунехта в нео-греческом стиле , построенный в 1820 году. Двухэтажный дом с полным подвалом был построен из гранита. Низкий парапет скрывал шиферную низкую скатную крышу. Первоначальный дом, спроектированный Смитом, позже был значительно расширен Уильямом, его сыном. [ 52 ] были проведены работы В 1843 году в доме Хаддо над кухнями и периферийными постройками. Он вернулся туда в 1845 году и построил сторожки у северного и южного входов. Эти одноэтажные здания построены из грубого грубого гранита в стиле Тюдоров. [ 53 ] Где-то до 1830 года Уильям Рикарт Хепберн поручил Смиту спроектировать дом Рикартона в Кинкардиншире. [ 1 ] Дом Форглен недалеко от Терриффа был спроектирован Смитом для сэра Роберта Аберкромби . [ 54 ] Новый особняк был описан историком архитектуры Чарльзом Маккином как «изделие елизаветинской готики». [ 55 ]
Другие работы
[ редактировать ]Реконструкция фасада Королевского колледжа в Абердине была предпринята Смитом в 1825 году. Работы включали в себя и другие ремонтные работы, поскольку здание пришло в разрушенное состояние. Был разработан проект секции под названием «Башня Кромвеля», и ее первоначальные шесть этажей были заменены четырьмя современными уровнями и включали квартиру на первом этаже для экономки и классные комнаты наверху. Преимущественно в стиле Тюдоров, некоторые обширные проекты не были реализованы; однако в конечном итоге было достигнуто объединение Часовни, Башни Кромвеля и старой Коронной башни. Эта работа была одним из ранних тюдоровско-готических проектов Смита. [ 1 ] [ 56 ]
Смит выполнил контракт, начатый Уильямом Берном, на заднюю и западную стены колледжа Роберта Гордона с дополнительными крыльями и другими изменениями, продолжавшимися с 1830 по 1833 год. [ 1 ] В те же годы (1830–1833) был установлен «Ионный экран» перед церковью Святого Николая на Юнион-стрит в Абердине . Первоначально предполагалось, что колонны будут из чугуна и имеют триумфальную арку с парными ионическими колоннами, установленными по бокам. [ 57 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Смит женился на Маргарет Грант, дочери Джорджа Гранта из Охтерблэра. Большинство из их восьми детей умерли в раннем возрасте, но их четвертый ребенок, Уильям , присоединился к своему отцу в бизнесе и также стал городским архитектором в Абердине. У пары также родилась дочь Маргарет Грант Смит. [ 1 ] [ 58 ]
Перенеся длительную и мучительную болезнь, Смит умер в 1852 году в доме, который он унаследовал от отца своей жены. [ 1 ] В его честь установлена мемориальная доска в Кирке Святого Николая на Юнион-стрит в Абердине. [ 59 ]
Галерея
[ редактировать ]- Работы Джона Смита включают
-
Замок Балморал
-
Мост Ди
-
Шаккин Бригги
-
Питфур Хаус

Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В Словаре шотландских архитекторов указана дата смерти - 1812 год. [ 1 ] но Миллер утверждает, что это 1815 год. [ 2 ]
- ↑ Точный год может быть разным, поскольку источники указывают годы с 1805 по 1810 год.
- ↑ Crimonmogate House был Королевским Северным клубом с 1874 по 1955 год; его снесли в 1959–1963 годах (опять же в источниках есть расхождения относительно точного года). [ 7 ] [ 8 ]
- ↑ В примечании в списке «Историческая среда Шотландии» говорится: «Джон Смит был городским архитектором Абердина и вместе с Арчибальдом Симпсоном в значительной степени ответственен за классификацию центра города Абердин».
- ^ определение политики, используемое в шотландской земельной терминологии, данное в OED : «Огороженная (и часто декоративная) территория, парк или земельная земля, окружающая большой загородный дом».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Джон Смит» . Словарь шотландских архитекторов. Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ Миллер (2007) , с. 59
- ^ Jump up to: а б Миллер (2007) , с. 21
- ^ Фрейзер и Ли (2000) , с. 36
- ^ Миллер (2007) , стр. 22–23.
- ^ Миллер (2007) , с. 27
- ^ «Дом Кримонмогатов» . Библиотеки города Абердина. Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 5 октября 2013 г.
- ^ Миллер (2007) , с. 413
- ^ Миллер (2007) , с. 30
- ^ Jump up to: а б Геддес (2001) , с. 57
- ^ Миллер (2007) , с. 38
- ^ «Картографическое обеспечение библиотеки» (PDF) . РГУ . Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2013 года . Проверено 23 ноября 2013 г.
- ^ Миллер (2007) , с. 46
- ^ «Джон Смит (1781–1852)» . Скран . Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 года . Проверено 18 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Историческая среда Шотландии . «Кинг-стрит, 33, Центр искусств Абердина (здание категории А, внесенное в список памятников архитектуры) (LB19946)» . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ «Джон Смит» . Справочник Шотландии. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 26 ноября 2013 г.
- ^ Путешествие по Шотландии (2010)
- ^ Миллер (2007) , с. 10
- ^ Миллер (2007) , с. 175
- ^ Миллер (2007) , с. 162
- ^ Миллер (2007) , с. 166
- ^ Миллер (2007) , стр. 162–165.
- ^ «Королевская резиденция в Балморале» . Абердинский журнал . 20 сентября 1848 г.
- ^ Историческая среда Шотландии. «Замок Балморал (GDL00045)» . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ Миллер (2007) , стр. 158–159.
- ^ «Висячий мост Веллингтона» . Хранилище Силвер-Сити, городские библиотеки Абердина. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ «Мост Ди, ID: 20269» . РКАХМС . Проверено 8 ноября 2013 г.
- ^ Пакстон и Шипвей (2007) , с. 86
- ^ «Висячий мост Святого Девеника» . РЦАХМС. Архивировано из оригинала 14 декабря 2013 года . Проверено 19 августа 2013 г.
- ^ Миллер (2007) , с. 55
- ^ Кук, Роберт (май 2008 г.). «Падение замка Брукли» . Журнал «Леопард» . Архивировано из оригинала 17 февраля 2010 года.
- ^ Историческая среда Шотландии. «Замок Брукли, западный четырехугольник конюшни (здание, внесенное в список памятников архитектуры категории B) (LB19780)» . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ Миллер (2007) , с. 86
- ^ Миллер (2007) , с. 93–94
- ^ «Специальные коллекции, Ref: MS 3127» . Университет Абердина. Архивировано из оригинала 15 ноября 2013 года . Проверено 15 ноября 2013 г.
- ^ Слэйд (1981) , с. 454
- ^ Jump up to: а б Миллер (2007) , с. 130
- ^ «Замок Фрейзер, Кенмор, ID: 18722» . РЦАХМС. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ Миллер (2007) , с. 129
- ^ «Замок Крейгивар, Кенмор, ID 17471» . РЦАХМС. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 18 ноября 2013 г.
- ^ Миллер (2007) , стр. 56–58.
- ^ Затерянные дома Шотландии, Ян Гоу
- ^ Миллер (2007) , стр. 239–240.
- ^ «Замок Слейнс, ID: 21149» . РЦАХМС. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Миллер (2007) , стр. 100–101.
- ^ Миллер (2007) , с. 237
- ^ Бьюкен (2008) , с. 76
- ^ Миллер (2007) , с. 33
- ^ Миллер (2007) , с. 35
- ^ «Дом Питфур, храм Тесея» . РЦАХМС. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ Бьюкен (2008) , с. 81
- ^ Миллер (2007) , стр. 82–83.
- ^ Миллер (2007) , с. 348
- ^ Миллер (2007) , с. 299
- ^ Маккин (1990) , с. 58
- ^ Миллер (2007) , стр. 133–139.
- ^ Миллер (2007) , с. 161
- ^ «Уильям Смит II» . Словарь шотландских архитекторов. Архивировано из оригинала 2 ноября 2013 года . Проверено 30 октября 2013 г.
- ^ «Люди и места, Абердин» (PDF) . Городской совет Абердина. п. 5. Архивировано (PDF) из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 17 августа 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бьюкен, Алекс Р. (2008), Питфур: «Северный Бленхейм» , Buchan Field Club, ISBN 978-0-9512736-4-7
- Фрейзер, В. Хэмиш; Ли, Клайв Ховард (2000), Абердин, 1800–2000: Новая история , Дандурн, ISBN 978-1-86232-108-3
- Геддес, Джейн (2001), Дисайд и Мирнс: иллюстрированный архитектурный путеводитель , Rutland Press, ISBN 978-1-873190-40-1
- Маккин, Чарльз (1990), Банф и Бьюкен , Королевская корпорация архитекторов Шотландии , ISBN 978-1-85158-231-0
- Миллер, Дэвид Г. (2007), Тюдор Джонни: городской архитектор Абердина: жизнь и творчество Джона Смита 1781–1852 , Библиотека, ISBN 978-1-904440-97-0
- Пакстон, Роланд; Шипвей, Дж. (2007), Гражданское инженерное наследие Шотландии - Хайленд и острова , Томас Телфорд для Института инженеров-строителей, ISBN 978-0-7277-3488-4
- Слэйд, Х. Гордон (1981), «Замок Клюни, Абердиншир» (PDF) , Труды Общества антикваров Шотландии , 111 : 454–492, doi : 10.9750/PSAS.111.454.492 , S2CID 257742255 [ постоянная мертвая ссылка ]
- Путешествие по Шотландии (2010), Путешествие по Шотландии, Великобритания: иллюстрированный путеводитель и карты , MobileReference, ISBN 978-1-60778-900-0