Поликратик

Поликратик или Поликратик — произведение Джона Солсберийского , написанное около 1159 года. Иногда его называют первым полным средневековым трудом по политической теории . [ 1 ] она принадлежит, по крайней мере частично, к жанру советской литературы, адресованной правителям, известной как « зеркала для принцев », но также и отходит от этого жанра, предлагая советы придворным и бюрократам. [ 2 ] Хотя в нем рассматривается широкий спектр этических вопросов, он наиболее известен попыткой определить обязанности королей и их отношения со своими подданными.
Заголовок
[ редактировать ]Название «Поликратик» , как и названия других произведений Джона Солсберийского, представляет собой греко- латинский неологизм , иногда переводимый как «Книга государственного деятеля». Его первоначальный подзаголовок был De nugis curialium et uestigiis philosophorum , «О легкомыслии придворных и следах философов». [ 3 ]
Структура
[ редактировать ]Работа состоит из восьми книг, разбитых примерно на три «блока»: частные «легкомыслия» придворных (книги I–III), государственные должности разных классов с акцентом на принца и политическое тело (книги IV). -VI) и «следы» философов (книги VII и VIII). [ 4 ] Основное внимание ученых в работе сосредоточено на «политическом» содержании второго блока и обсуждении тирании в последней книге.
Темы книг следующие:
- Книга I: Охота, театр и магия.
- Книга II: Предзнаменования, сны и оккультные науки.
- Книга III: Корысть и лесть
- Книга IV: Обязанности «принца» ( принцепса )
- Книга V и VI: Политическое тело.
- Книга VII: Три эпикурейские тенденции (по Боэцию )
- Книга VIII: Еще две эпикурейские тенденции; Тирания
Аргументы
[ редактировать ]Монархия
[ редактировать ]Иоанн черпал свои аргументы прежде всего из Библии и римского права , особенно Юстиниана из Кодекса и романов . [ 5 ] Он изобразил «принца» как «подобие на земле божественного величия», «устрашающего каждого из тех, над кем он поставлен как объект страха». Власть княжеская, как и всякая земная власть, была «от Бога», требуя послушания княжеских подданных. [ 6 ] Якобы следуя руководству Плутарха под названием Institutio Traiani — вероятно, изобретенному самим Иоанном — он утверждал, что у принца было четыре основные обязанности: почитать Бога, обожать своих подданных, проявлять самодисциплину и наставлять своих министров. [ 7 ] [ 8 ] Поскольку правитель был образом Божьим, Иоанн выступал за строгие наказания за оскорбление величества , но уточнял это, уточнив, что светская власть правителя была делегирована духовной властью церкви. [ 9 ] и утверждал, что принцу следует проявлять милосердие и сострадание при обеспечении соблюдения закона. [ 10 ]
Тираноубийство
[ редактировать ]
Иоанн утверждал, что принцы должны подчиняться закону, и отличал принца от тирана на том основании, что принц «подчиняется закону и управляет людьми по его велениям, считая себя всего лишь их слугой». «Части» политического тела могли подчиняться «главе», монарху, «всегда и только при условии, что религия будет оставаться неприкосновенной». [ 11 ]
С другой стороны, сопротивление тирана божественному закону могло заслужить его смерть. Примеры тиранов, приведенные Иоанном, включали библейские фигуры Сисары и Олоферна , а также римского императора Юлиана Отступника Рима , который пытался восстановить языческую религию . В подобных случаях Джон утверждал, что убийство правителя, когда все другие ресурсы были исчерпаны, не только оправдано, но и необходимо. [ 12 ] Там, где князь был образом Бога, тиран был «образом разврата», «по большей части даже подлежащим убийству». «Дерево» тирании «должно быть срублено топором везде, где оно растет». [ 13 ] Это была первая систематическая защита тираноубийства , написанная после античности . [ 14 ]
Современные издания и переводы
[ редактировать ]Критические издания
[ редактировать ]- Поликратик , изд. KSB Китс-Рохан, CCCM 118 (Турнхолт, 1993). Книги I-IV.
- Поликратии, или Об игрушках судов и по стопам философов , изд. Клемент Уэбб (Оксфорд, 1909 г.). Книги I-VIII. [1]
английские переводы
[ редактировать ]Полного английского перевода всех восьми книг Поликратика в настоящее время не существует. Переведенные отрывки можно найти в:
- Книга государственного деятеля Джона Солсберийского , пер. Джон Дикинсон (Нью-Йорк, 1927). [2] (Содержит книги IV-VI с отрывками из VII и VIII.)
- Легкомыслие придворных и следы философов, пер. Джозеф Б. Пайк (Миннеаполис и Лондон, 1938 г.). [3] (Содержит книги I-III, избранные книги VII и VIII.)
- Поликратик: О легкомыслии придворных и следах философов , пер. Кэри Дж. Недерман (Кембридж, 1990 г.). [4] (Содержит различные отрывки, в основном из книг IV-VIII.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Камилла, Майкл (1994). «Образ и личность: неписание тел позднего средневековья». Ин Кей, Сара; Рубин, Мири (ред.). Обрамление средневековых тел . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. п. 68. ИСБН 978-0-719-03615-6 .
- ^ Недерман, Кэри Дж. (1997). Средневековый аристотелизм и его пределы: классические традиции моральной и политической философии XII–XV веков . Олдершот: Эшгейт. п. 215. ИСБН 978-0-860-78622-1 .
- ^ Пепин, Рональд Э. (2015). «Джон Солсберийский как писатель». В Грелларе, Кристоф; Лашо, Фредерик (ред.). Спутник Джона Солсберийского . Лейден: Брилл. п. 150. ИСБН 978-9-004-26510-3 .
- ^ Джон Солсберийский (1987). Энтетикус Майор и Минор . Том. И. Лейден: Брилл. п. 69. ИСБН 9004078118 .
- ^ Сасье, Ив (2015). «Джон Солсберийский и закон». В Грелларе, Кристоф; Лашо, Фредерик (ред.). Спутник Джона Солсберийского . Лейден: Брилл. стр. 250–51. ISBN 978-9-004-26510-3 .
- ^ Джонс, Терри (2008). «Был ли Ричард II тираном? Использование Ричардом книг правил для принцев». У Саула, Найджел (ред.). Англия четырнадцатого века . Том. 5. Вудбридж: Бойделл Пресс. п. 139. ИСБН 978-1-843-83387-1 .
- ^ Пепин 2015 , с. 176.
- ^ Брату, Кристиан (2010). «Зеркала для принцев: вестерн». Справочник по средневековым исследованиям: Термины – Методы – Тенденции . Том. 3. Берлин: де Грюйтер. п. 1935. ISBN 978-3-110-18409-9 .
- ^ Пети-Дутайлис, К. (1996). Феодальная монархия во Франции и Англии: с X по XIII век . Перевод Ханта, Э.Д. Абингдона: Routledge. п. 120. ИСБН 978-1-136-20350-3 .
- ^ Недерман 1997 , с. 135.
- ^ Эванс, GR (2012). Корни Реформации: традиции, возникновение и разрыв (2-е изд.). Даунерс Гроув: InterVarsity Press. п. 119. ИСБН 978-0-830-83996-4 .
- ^ Мроз, Мэри Бонавентура (1971). Божественная месть: исследование философских основ мотива мести, как он появляется в исторических хрониках Шекспира (доктор философии). Католический университет Америки. стр. 86–87.
- ^ Джон Солсберийский (1990). Поликратик: О легкомыслии придворных и следах философов . Перевод Недермана, Кэри Дж. Кембриджа: Издательство Кембриджского университета. п. 191. ИСБН 978-0-521-36701-1 .
- ^ Фалькон и Телла, Мария Хосе (2004). Гражданское неповиновение . Лейден: Брилл. п. 110. ИСБН 978-9-004-14121-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боллерманн, Карен; Недерман, Кэри (10 августа 2016 г.). «Джон Солсберийский» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Джон Солсберийский (1993). Китс-Рохан, KSB (ред.). Поликратик I–IV (на латыни). Тюрнхаут: Бреполи. ISBN 978-2-503-04181-0 .