Садовник орхидей
Садовник орхидей | |
---|---|
Режиссер | Ларс фон Триер |
Написал | Ларс фон Триер |
Продюсер: | Ларс фон Триер |
В главных ролях | Ларс фон Триер Ингер Хвидтфельдт |
Рассказал | Йеспер Хоффмайер |
Кинематография | Ларс фон Триер Хартвиг Йенсен Хельге И Питер Норгаард Лебедь Могена |
Под редакцией | Ларс фон Триер |
Производство компания | |
Даты выхода |
|
Время работы | 37 минут |
Страна | Дания |
Язык | датский |
Садовник орхидей ( датский : Orchidégartneren ) — датский экспериментальный фильм 1977 года , написанный, продюсированный, снятый, отредактированный и снятый Ларсом фон Триером .
Сюжет
[ редактировать ]Фильм состоит из ряда сцен, хронологический порядок которых неоднозначен, в общих чертах передающих переживания главного героя Виктора Марсе ( Ларс фон Триер ), настоящее имя которого — Фелиманн фон Марсебург. Виктор представлен посредством закадрового повествования ( Йеспер Хоффмайер ) как молодой художник еврейского происхождения, избегающий своего наследия. Он описывается как пришедший к осознанию того, что он один, сомневающийся в готовности человечества оказывать помощь друг другу. Приводятся дополнительные подробности, в том числе тот факт, что в какой-то момент его жизни его называли слабаком, что привело к страху перед слабостью и некомпетентностью. Виктор считает, что ему нужно чем-то заняться, и поэтому решает развивать свою любовь к Элизе, молодой медсестре, которую он встречает во время своего пребывания в санатории.
Находясь в санатории, Виктор наблюдает за интимной дружбой Элизы и ее подруги, тоже медсестры. Предполагается, что они любовники. Неясно, какой именно медсестрой является Элиза, что дополнительно подтверждается повторяющимся закадровым голосом, в котором говорится: «Я не Элиза». Виктор изображается проявляющим чувство зависимости от медсестер; в одной сцене он ждет, пока одна медсестра высушит и запеленает его в полотенце после душа, а в следующей сцене он пользуется инвалидной коляской. Его катает по садам санатория одна из медсестер, потенциально Элиза, к которой он выражает нежность, пожимая ей руку. Виктор и сопровождающая его медсестра проходят мимо садовника и женщины, рисующих на большом холсте, Виктор приветствует обоих с улыбкой. Подойдя к дереву, медсестра собирает пригоршни цветов и начинает аккуратно посыпать ими волосы Виктора. Ее прерывает звонок другой медсестры, подруги Элизы. Оставив Виктора сидеть в кресле, медсестры уходят вдаль, а подруга Элизы достает из кармана презерватив, вызывая смех обоих. Виктор смотрит на него с несчастным выражением лица. Небо заволакивается; Камера движется по земле, показывая холст и мольберт художника, разбросанные по траве, а художника нигде не видно. Элиза бросается обратно к Виктору, который все еще сидит, и везет его вперед, резко смахивая при этом пыль с его головы.
Виктор показан в домашней обстановке, предположительно после пребывания в санатории. Он смотрит на женщину, одну из бывших медсестер, которая теперь одета в мужскую одежду. Рассказчик описывает, что Виктор изучал женщин и пришел к выводу, что женщины всегда презирают слабое, что заставляет его мечтать о силе. Это повествование сопровождается сценой, в которой маленького ребенка избивает и запирает в комнате неизвестная женщина постарше; женщина, находящаяся по другую сторону запертой двери, мастурбирует на фоне горестных криков ребенка.
Возвращаясь к выходкам Виктора, Виктор надевает нацистскую военную форму, сидя перед настольным зеркалом. В отличие от мужественного оттенка одежды, он наносит тушь на глаза и припудривает лицо. В следующей сцене он внимательно наблюдает, как бывшая медсестра расчесывает волосы и наносит крем на лицо; пока она напевает мелодию Лили Марлен , Виктор проводит руками по контуру головы и плеч, никогда не касаясь непосредственно ее кожи. После этого Виктор показан на улице в заброшенной городской обстановке, поправляя брюки. На заднем плане перевернулась кукольная коляска, и рассказчик указывает, что Виктор напал на молодую девушку.
Элиза, подруга Элизы и Виктор посещают кинопоказ. Пока Элиза и ее подруга сидят рядом, Виктора от пары отделяет пустой стул. В фильме изображена пара мужчины и женщины в разгар непонятного диалога; в то время как мужская фигура становится все более оживленной и эмоциональной, женская фигура остается хладнокровно сдержанной и недовольной беспорядочной жестикуляцией мужской фигуры. Элиза и ее подруга обмениваются удивленными взглядами, а Виктор, у которого накрашены ногти, пристально смотрит на экран, крепко держа свернутый флаер с изображением мужчины. По окончании фильма Виктор остается один в зале.
Виктор изображен в женской одежде, еще раз наносит макияж и смотрит в настольное зеркало. Проведя руками по контурам лица, он на мгновение смотрит в свое отражение, прежде чем подойти к ближайшей птичьей клетке. Он вынимает птицу внутри, голубя, и кольцует ему шею, пока не оторвется голова. Он возвращается к зеркалу, прикасается пальцем к открытой ране на голове, используя кровь как румяна для щек. В следующей сцене с резким изменением темпа Виктор бежит по закрытой улице и падает в обморок, зайдя в тупик. Затем его показывают на берегу моря, сидящим на краю пирса. Рассказчик описывает, как Виктор представляет себе руку, ласкающую его собственную. Виктор ненадолго теряется в своем воображении, веря, что чья-то рука коснулась его собственной, только чтобы понять, что он мечтает и на самом деле один.
Вернувшись в дом, Виктор подвешивается к потолку, создавая впечатление повесившегося. Его спутница, одна из бывших медсестер, входит в дом и в конце концов достигает комнаты, в которой висит Виктор. Она не пугается и, наоборот, идет к окну позади Виктора, прежде чем уйти. Разъяренный ее ответом, Виктор вырывается на свободу и сбрасывает ремни безопасности, которые его поддерживали. Он убегает из комнаты.
Следующие сцены показывают, как Виктор погружается в еще большую тревогу и насилие. Его сон прерывается тревогой. Он долго и инертно сидит возле пустого холста. Подразумевается, что его настолько беспокоит пение птиц возле его ателье, что он бьет их крыльями о стену и поджигает. Наконец, показано, как он держит пистолет перед своей спутницей. Она сохраняет спокойствие, поворачиваясь спиной к Виктору и протягивая руку через стену. Она поворачивается к нему лицом и говорит Виктору, что она ценит его таким, какой он есть, что он должен дать ей шанс и что с его стороны было бы глупо стрелять в нее. Она спрашивает его, почему он никогда не хотел, чтобы его ласкали. Руки Виктора дрожат, и он отбрасывает пистолет в сторону. Камера делает общий план, показывая, что на спутнице нет одежды, кроме брюк и галстука; она дарит Виктору кнут, который начинает покрывать вязким веществом, а затем белым зернистым порошком. Внимательно наблюдая, Виктор начинает раздеваться.
Обхватив голову и тело, Виктор идет по практически пустой улице. Он ходит болезненной походкой, которая все чаще сбивается. Пожилая женщина падает в обморок вдалеке, и начинает собираться толпа, хотя на самом деле они ей не помогают, а смотрят на ее тело. Виктор остается незамеченным, пока он идет, шатаясь, почти полностью падая. Сцены плавно переходят в изображение обнаженного Виктора, рухнувшего перед большим холстом, вытянутые отпечатки рук тянутся по всей длине холста.
В заключительных сценах фильма Виктор едет на катафалке в питомник орхидей. Пока он едет, по радио катафалка играет англоязычная реклама, призывающая к курению. Сняв формальный пиджак и галстук-бабочку, обнаружив, что он одет в комбинезон садовника, он достает кепку из гроба, расположенного в задней части катафалка, а затем приступает к работе в детской.
Рассказчик заявляет, что Виктор действительно любил Элизу, на что женский голос отвечает: «Нет, не Элиза». Фильм завершается тем, что священник вбивает в землю деревянный крест.
Ссылки
[ редактировать ]- Шепелерн П., Ларс фон Триер в фильме «Орфей», 2004 г.
- Куцуракис А., Политика как форма у Ларса фон Триера: постбрехтианское чтение, Bloomsbury Publishing , 2013 г.