Рисовый брокер
Рисовые брокеры , которые приобрели власть и значение в Осаке и Эдо в период Эдо (1603-1867) японской истории , были предшественниками японской банковской системы . Эта концепция первоначально возникла в Киото несколькими сотнями лет назад; Однако первые рисовые брокеры в Киото действовали несколько иначе и в конечном итоге были далеко не такими могущественными и экономически влиятельными, как более поздняя система Осаки.
Даймё (феодалы) получали большую часть своего дохода в виде риса . торговцы в Осаке и Эдо начали организовывать склады , где они хранили рис даймё Таким образом , в обмен на плату, обменивая его либо на монеты, либо на какую-то форму квитанции; по существу предшественник бумажных денег . Многие, если не все, из этих рисовых брокеров также давали кредиты и стали весьма богатыми и влиятельными. По мере того как период Эдо подходил к концу, даймё беднели и начали брать больше кредитов, повышая социальное положение торговцев рисом.
Рисовые брокеры также в значительной степени управляли транспортировкой риса по стране, организовывая доходы и богатство многих даймё и платя налоги от имени даймё из их хранилищ.
Киото
[ редактировать ]Поскольку урбанизация и другие экономические сдвиги стали широко распространенными и мощными в 14 веке, рост городов привел к росту спроса на транспортировку продукции, особенно риса, в города из все более крупных и отдаленных сельских районов. В результате возникла система транспортировки и складирования материалов в Киото . Этот процесс был во многом таким же, как тот, который катапультировал Японию в современную эпоху в период Эдо , но в меньших масштабах, в большей степени локализованный в районе Кинай , и с центром в Киото, а не в Осаке , которая стала коммерческим центром Японии. общенациональная торговая система триста лет спустя.
Торговцы рисом в Киото очень быстро наладили бизнес и в течение 14 века становились все более организованными; к 1400 году ощущалась необходимость в центральном рынке риса. Основанный где-то примерно в том же году, центральный рынок риса в Киото устанавливал цены на рис с помощью аукционной системы, определяя — мощно, но косвенно — цены по всей стране. Этот эффект усиливался жестким монопольным контролем торговцев этого центрального рынка над торговлей рисом по всему городу; нигде больше оптовая торговля рисом не была разрешена. По мере того, как бизнес рос, среди своих членов появились торговцы рисом, перевозчики и охранники, которые жестко контролировали поток риса в город. В течение 15 века эти профессии стали более специализированными и организованными, превратившись в совершенно отдельные ветви гильдии.
Инцидент 1431 года иллюстрирует мощь киотских торговцев рисом; они сговорились сократить поставки риса на рынок, чтобы поднять цены. Получив приказ императорского двора возобновить продажу риса по справедливой цене, они сделали это в течение одного дня, а затем вообще прекратили продажу риса. Когда заместителя губернатора самураев-докоро послали арестовать и наказать зачинщиков, мало что было сделано, поскольку заместитель губернатора был участником заговора. Купцы продолжали злоупотреблять своей властью, воодушевленные легкостью этого и безудержной коррупцией, которая распространилась вплоть до жены сёгуна Асикаги Ёсимасы .
Брокеры по продаже скота и торговцы морепродуктами, такими как соль и рыба, также увидели значительный рост и развитие в этот период. В Киото также продолжалось возникновение и развитие денежной экономики. Однако рис не был полностью заменен монетами до позднего периода Эдо или раннего Мэйдзи.
Экономика Киото, по крайней мере в глазах (и казне) купцов, процветала в первые две трети 15 века. Однако начало Онинской войны в 1467 году резко остановило это развитие и купечество, стоящее за ним. Различные магазины и склады, составлявшие центральный рынок риса, были быстро проданы по очень низким ценам, и в последующие годы город стал свидетелем ужасного насилия и разрушений.
Осака
[ редактировать ]Примерно к 1700 году Осака стала торговым центром Японии. Торговцы Осаки организовались в национальную систему расчетных палат . Главным препятствием на пути развития современной капиталистической системы в Японии в то время была проблема транспорта. В то время как некоторые товары, такие как тканый шелк и саке, можно было легко перевозить в телеге, большая часть урожая собиралась в таких объемах, что караван вьючных лошадей или повозки по неровным и опасным дорогам, перевозимые отдельными фермерами, просто не могли справиться с этой задачей. . Таким образом, ряд городов служили перевалочными пунктами, где торговцы выступали в качестве посредников, храня фермерские товары и транспортируя их в крупные торговые центры, такие как Осака, за определенную плату. Однако рост спроса и предложения к концу 17 века потребовал лучшего метода транспортировки товаров в больших количествах. Торговцы в Сакаи , Осаке и ряде других портов обратились к этой проблеме, опробовав использование больших кораблей для перевозки товаров вдоль побережий. К концу 17 века в Осаке находилось как минимум 24 грузоотправителя в Эдо, а также существовала сложная система перевозок. гильдии , как в самой Осаке, так и в окрестностях, занимающиеся хлопком, сахаром, бумагой и продукцией определенных регионов.
Доход даймё в то время представлял собой коку риса, сумму, равную количеству риса, съедаемого человеком за год. Хотя существовала единая национальная система чеканки монет, каждый феодальный домен также имел право чеканить свои собственные монеты. Таким образом, оплата отелей, гостиниц и еды была сложным и трудным делом для даймё, путешествующих в Эдо или из Эдо, как того требовала сёгунатская система санкин котай (поочередное присутствие).
Таким образом, возникла система рисовых складов, естественным образом развившаяся из рисоскладов, входивших в эту торговую сеть. Рисовые брокеры со штаб-квартирой в Осаке покупали даймё рис у и в обмен выпускали бумажные векселя, представляющие ценность. Вероятно, это были первые бумажные деньги в Японии, но эта концепция была быстро подхвачена, а кредит брокеров был достаточно хорош, чтобы гарантировать такое доверие, на котором основана такая система. Многие торговцы по всей стране были готовы обменять бумажные купюры на металлические монеты или слитки, понимая, что брокеры Осаки заберут эти купюры в качестве оплаты за рис.
Вскоре после этого эти рисовые брокеры сделали следующий естественный и логичный шаг на пути к тому, чтобы стать настоящими финансовыми учреждениями. Они начали давать взаймы бумажные деньги даймё и самураям, которые обещали вернуть их за счет налоговых поступлений в будущие сезоны. Какое-то время это работало вполне хорошо как для самураев, так и для брокеров, чья система превратилась в нечто гораздо более похожее на современный банк; сделки стали совершаться полностью на бумаге, а рис лишь номинально служил резервным обеспечением. Это, однако, быстро привело к тому, что самураи жили не по средствам, тратя на поддержание образа жизни, ожидаемого от их статуса, больше, чем они могли надеяться отплатить. Рисовым брокерам чаще всего проще было просто позволить самураям и даймё отложить погашение кредитов или вообще объявить их дефолтом. Последнее десятилетие 17-го века, период Гэнроку , сегодня широко считается пиком расточительности периода Эдо; даймё и самураи тратили не по средствам, а купцы, которые в целом получали огромные прибыли, тратили также легкомысленно.
Эта раздутая экономика рухнула в конце Гэнроку, в первом десятилетии XVIII века. К этому моменту многие самураи и даймё оказались в такой задолженности перед брокерами, что уже не могли надеяться, что смогут расплатиться с ними; это было огромной проблемой для брокеров. В это время к власти пришел новый сёгун, движимый конфуцианскими идеалами и стремящийся к реформам. Таким образом, сёгунат вмешался и стремился контролировать экономическое развитие страны, а также растущее богатство и власть купеческого класса, организуя и регулируя ряд гильдий, а также принимая строгие законы о роскоши, запрещающие торговцам вести себя как представители высшего класса. граждане (т.е. самураи, дворяне). С санкции и поощрения сёгуната Рисовая биржа Додзима родилась , объединившая и организовавшая торговцев рисом на севере Осаки. Система получила формальную поддержку сёгуната, который действовал через Рисовую биржу, влияя на денежно-кредитную политику .
В течение 17-го и 18-го веков эти учреждения, базирующиеся в Осаке, превратились в то, что можно по праву назвать банками, сосредоточив свои усилия в основном на кредитах даймё . Однако по мере того, как мир и стабильность привели к разрушению феодальной системы, даймё становились все менее и менее способными выплачивать кредиты, а невероятный объем долгов был просто пролонгирован или проигнорирован. Денежная масса, созданная банками, также вышла из-под контроля, став важным аспектом национальной экономики, вызывая серьезные экономические последствия всякий раз, когда она была изменена. Сёгунат пытался восстановить и регулировать экономику, в частности денежное предложение и денежную стоимость риса, но безуспешно. Похоже, что если кто-то и понимал экономическое развитие, произошедшее благодаря рисовым брокерам, то только они. Поскольку доход самураев выражался в фиксированном количестве риса, а не в денежной форме, снижение стоимости риса резко повлияло на их благосостояние, а инфляция, вызванная попытками правительства контролировать поставки металлических монет, имела аналогичные последствия. Во всей этой суматохе торговцы рисом были почти единственными, кто получил прибыль.
В начале 19-го века, в ответ на растущую инфляцию, а также на власть торговцев рисом и купеческого класса в целом, сёгунат снова ввел ряд жестких правил и ограничений. Одним из самых разрушительных был запрет на получение платежей по кредитам от даймё . К 1860-м годам, когда пришел конец сёгуната Токугава, рисовые брокеры в Осаке также исчезли, уступив место другим торговым учреждениям.
Или
[ редактировать ]Рисовых брокеров в Эдо называли фудасаси (札差, «обмен банкнот/векселей»), и они располагались в районе курамэ (蔵前, «перед складами») Асакуса . Будучи очень прибыльным бизнесом, фудасаси выступали и в качестве ростовщиков , и в качестве посредников, организующих логистику налоговых выплат даймё сёгунату. Торговцы рисом, как и другие представители общества тёнин (горожане) в Эдо, были частыми покровителями театра Кабуки , района развлечений Ёсивара и других аспектов городской культуры того времени.
Ссылки
[ редактировать ]- Каплан, Эдвард Культуры Восточной Азии: политико-материальные аспекты . Глава. 16. 9 ноября 2006 г. < https://web.archive.org/web/20061130143059/http://www.ac.wwu.edu/~kaplan/ >.
- Сансом, Джордж (1961). История Японии: 1334–1615 гг . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- Сэнсом, Джордж Бэйли. История Японии: 1615–1867 гг . 1963: Издательство Стэнфордского университета.