Временная конституция Таиланда 2006 г.
Конституция Королевства Таиланд (временная), буддийская эпоха 2006 (2006 г.) ( тайский : Конституция Королевства Таиланд (Промежуточное издание) BE 2006 ; RTGS : Ratthathammanun Haeng Ratcha-anachak Thai (Chabap Chua Khrao) Phutthasakkarat Song Phan Ha Roi Si Sip Kao ) — временная конституция Таиланда, принятая вместо Конституции 1997 года , которая была отменена Советом демократических реформ. (CDR) после захвата власти у правительства Таксина Чинавата в в Таиланде 2006 г. переворота , выпущенная 27 сентября 2006 года и обнародованная 1 октября 2006 года, Конституция позволяла хунте сохранять значительный контроль над назначенным гражданским правительством и разработкой постоянной конституции) и назначала главу исполнительной власти, весь законодательный орган. и составители постоянной конституции . Конституция не упоминала о преемственности, вместо этого оставляя это на усмотрение «конституционной практики». подвергся резкой критике со стороны общественности как шаг назад от 1997 г. «Народная Конституция» . Конституция не отменила запреты хунты, ограничивающие свободу слова, собраний и политической деятельности; [ 1 ] впоследствии эти запреты были отменены законом от 27 декабря 2006 г. [ 2 ]
Эта временная конституция была заменена Конституцией 2007 года 24 августа 2007 года.
Процесс составления
[ редактировать ]Хунта назначила юридическую группу для разработки временной хартии. Группу возглавлял бывший спикер Сената Мичаи Ручуфан , и первоначально в ее состав входили юристы Борворнсак Уванно и Виссану Креа-нгам . Оба сыграли ключевую роль в разработке Конституции 1997 года и служили при свергнутом правительстве, хотя и ушли в отставку за несколько месяцев до переворота. Оба вышли из состава комиссии после публичной критики за то, что они были членами старого режима . Проректор Таммасата Принья Теванарумиткул резко раскритиковал этих двоих, заявив, что они «недостаточно благородны, чтобы заботиться о демократической системе». Оба отказались играть какую-либо дальнейшую роль в военной хунте . [ 3 ] [ 4 ] После обнародования проекта устава Мичаи ушел с поста главного составителя; хунта назначила Джарана Пакдитанакула, бывшего секретаря председателя Верховного суда, своим преемником. [ 5 ]
Ключевые особенности
[ редактировать ]Проект временного устава состоял из 39 статей. Структурно проект временной хартии был похож на Конституцию 1991 года, Конституцию 1976 года и Хартию 1959 года, поскольку он предусматривал чрезвычайно мощную исполнительную власть, которая будет назначать весь законодательный орган. Устав:
- предписывает конституционную монархию и Королевство Таиланд как единое государство (статья 1).
- гарантирует основные права, человеческое достоинство и равенство перед законом в соответствии с демократическим правлением короля как главы государства и международными обязательствами (статья 3).
- определяет формирование и обязанности Национального законодательного собрания, которое будет состоять из 250 членов, назначаемых из профессиональных групп, географических регионов и различных слоев общества (статья 5).
- позволяет Национальному законодательному собранию просить Кабинет министров дать заявления о фактах или объяснить проблемы, но прямо заявляет, что оно не может выносить вотум доверия или недоверия Кабинету (статья 11).
- предоставляет иммунитет за замечания, сделанные в зале (ст. 13).
- позволяет председателю Совета национальной безопасности (хунте) смещать премьер-министра (ст. 14)
- гарантирует независимость судебной власти (ст. 18).
- излагает процесс разработки постоянной конституции. Это включает в себя запрет 100 членам Конституционного совета быть действующими членами политической партии или быть членами политической партии в течение предыдущих 2 лет (ст. 19).
- уполномочивает спикера Законодательного собрания председательствовать в Национальном собрании (статья 20).
- предусматривает коллегиальное голосование Национальной ассамблеи, состоящей из 2000 членов, для избрания 200 кандидатов в Совет по разработке конституции. Каждый член может голосовать не более чем за трех членов; победят те, кто наберет наибольшее количество голосов. В случае равенства голосов, в результате которого победителей окажется более 200, победители будут определены путем жеребьевки. Коллегиальное голосование должно завершиться в течение семи дней (статья 22).
- уполномочивает Совет национальной безопасности выбирать 100 из 200 кандидатов CDC для королевского одобрения (статья 22).
- уполномочивает Совет национальной безопасности назначать CDC из 100 членов, если Национальное собрание не сможет завершить свой выбор в течение 7 дней (статья 23).
- уполномочивает 100 членов CDC назначать 25 членов Редакционного комитета, которые не могут быть членами CDC. ЦНС назначит еще 10 членов. (Статья 25)
- вынуждает Редакционный комитет объяснить различия между его проектом и Конституцией 1997 года. Заставляет комитет представлять проекты крупным государственным агентствам и университетам. Обязывает комитет содействовать проведению общественных слушаний (ст. 26).
- позволяет половине членов Национального собрания вносить поправки в конституцию (ст. 27).
- дает Редакционному комитету 30 дней на сбор отзывов и поправок, а также составление отчета с указанием причин, по которым такие поправки были приняты или отклонены. Отчет будет представлен на рассмотрение CDC вместе с конституцией для утверждения. Для внесения дальнейших поправок требуется голосование 3/5 членов CDC (статья 28).
- устанавливает 180-дневный срок для завершения разработки устава перед организацией референдума по новому уставу в течение 30 дней. Референдум будет проводиться CDC (статья 29).
- устанавливает 45-дневный срок для разработки органических законов и запрещает председателю Совета национальной безопасности, членам Национального законодательного собрания и лицам, участвующим в написании устава, участвовать в всеобщих выборах и сенаторской гонке в течение двух лет (ст. 30)
- позволяет Национальному собранию и Кабинету министров под председательством председателя CNS выбирать любую предыдущую конституцию, пересматривать ее для использования, если проект Редакционной комиссии не одобрен общественным референдумом или CDC не одобряет конституцию (статья 32).
- одобряет объявление CDR №. 24 создает Совет национальной безопасности из 16 членов с таким же руководством, как и у CDR (статья 34).
- передает полномочия и юрисдикцию Конституционного суда (в соответствии с Конституцией 1997 года) Конституционному трибуналу под председательством председателя Верховного суда, с председателем Высшего административного суда в качестве заместителя председателя, а также пятью судьями Верховного суда, которые избираются общим собранием собрания Верховного суда путем тайного голосования. Все дела, находящиеся на рассмотрении Конституционного суда, передаются в Конституционный трибунал (ст. 35).
- подтверждает все предыдущие объявления и приказы CDR (статья 36)
- предоставляет полный иммунитет от всех действий по захвату власти, совершаемых CDRM (ст.37).
- уполномочивает председателя Совета национальной безопасности управлять страной до назначения премьер-министра (ст. 39). [ 6 ] [ 7 ]
- не упоминает о преемственности, вместо этого оставляя это на усмотрение «конституционной практики». [ 8 ]
Критика
[ редактировать ]Проект временного устава встретил резкую критику. Ключевые проблемы включали:
- Подавляющая власть исполнительной власти, особенно Кабинета министров (назначаемого премьер-министром, который, в свою очередь, назначается хунтой) и ЦНС. CNS также будет разрешено принимать участие в заседаниях кабинета министров.
- Отсутствие демократических выборов в законодательный орган. Согласно статье 5 устава, Национальное законодательное собрание в составе 250 членов будет напрямую избираться хунтой. Фактически это означало, что не будет никаких сдержек и противовесов для законодательной и исполнительной власти хунты.
- Отсутствие контроля за разработкой постоянной конституции. Согласно статьям 19 и 21 устава, CNS назначит Национальную ассамблею в составе 2000 членов, которая в течение 7 дней должна будет выбрать 200 своих членов в качестве кандидатов в Ассамблею по разработке конституции. Согласно статьям 22 и 24 устава, CNS выберет 100 из этих кандидатов на королевское назначение в Ассамблею; он также выберет главу Ассамблеи. Затем Ассамблея назначит 25 своих членов составителями конституции, а CNS напрямую назначит 10 авторов. Этот процесс фактически дал хунте полный контроль над постоянной конституцией.
- Отсутствие контроля, препятствующего участию членов CNS, его групп или комитетов в выборах. По статье 30 устава запрещен только руководитель ЦНС.
- Использование старой хартии, если постоянная конституция не будет завершена к сроку, установленному CNS. Конкретная хартия, к которой следует вернуться, не была указана: ЦНС и Кабинет министров будут выбирать, какую из 16 предыдущих хартий Таиланда использовать. Многие критики призывали к использованию Конституции 1997 года .
- Невозможность общественности подать письменные комментарии к законопроектам. [ 9 ]
- Включение в преамбулу теории короля Пумипона о самодостаточной экономике.
- Предоставление юридической силы объявлениям и приказам хунты после переворота, включая запреты на демонстрации и политическую деятельность (статья 36).
- Предоставление амнистии хунте за совершение государственного переворота (статья 37).
- Запреты хунты на политическую деятельность, политические собрания численностью более пяти человек и ограничения на свободу прессы остались в силе. [ 10 ]
Банджерд Сингханети из Университета Таммасат так отметил процесс разработки постоянной конституции: «Я думаю, что это будет беспорядок, и следующая конституция будет именно такой». Чароен Хумпирапарп из Университета Силпакорн раскритиковал Хартию за защиту прав человека в соответствии с обязательствами, взятыми в соответствии с международными договорами, заявив, что она не допустит преследования деятелей свергнутого правительства. Чароен заявил, что ни одна другая страна не позволяет международным обязательствам влиять на их местные законы. [ 11 ]
Однако проект временной хартии содержал одно демократическое нововведение: он требовал, чтобы постоянная конституция была ратифицирована на общественном референдуме. Это нововведение было предложено в проекте Конституции 1974 года, но было отклонено назначенным королевской властью Конституционным собранием. Тем не менее, предложение референдума также было осуждено, поскольку, если проект отклонен, то в соответствии со статьей 32 временной хартии он возвращается хунте, которая напишет собственную конституцию по согласованию с Советом министров. [ 12 ]
Временную хартию также критиковали за то, что она была составлена без учета мнения общественности. Мичай Ручуфан, главный юрисконсульт хунты, ранее пообещал прислушаться к противоположным юридическим мнениям. Комсан Пхоконг (Открытый университет Сукхотай Тамматират), Чароен Камфирафап (Университет Силапакорн) и Сасатра Тун (Университет Рангсит) затем обратились и получили разрешение хунты представить альтернативный проект устава, состоящий из 72 статей. «Мичай обещал прислушаться к противоположным юридическим заключениям, но не сдержал своего слова», - сказал Комсан. Сасатра сказал, что Мичаи действовал так, будто пытался увековечить власть хунты. [ 13 ]
28 сентября шесть ученых из Университета Чиангмая и Университета Миднайт опротестовали проект временной хартии, одевшись в черное и разорвав макет проекта на пресс-конференции. В число шестерых вошли историк Нидхи Исивонг , Воравит Чароенлерт, Сомчай Прича-Силпакул, Чатчаван Бунпан, Криенгсак Четваттанаванич и Сомкиат Тангнамо. В ответ веб -сайт Midnight University позже был закрыт. [ 14 ]
Титинан Понгсудирак из Университета Чулалонгкорн отметил, что хартия «вызывает тревогу» и что «Проблема для военных заключается в том, что они сейчас глубоко зашли в тупик. Они не сделали того, что намеревались сделать, а именно избавиться от Таксина, передать власть гражданскому правительству и отойти в сторону. Они не отошли в сторону». [ 10 ]
Суриясай Катасила, ключевой член антитаксинского Народного альянса за демократию , раскритиковал хартию за то, что она не содержит ограничений, которые лишили бы мест в Национальном законодательном собрании бывших членов и филиалов партии Таксина Тай Рак Тай . [ 15 ]
Хомсан Пхокхонг из Открытого университета Сукхотай Тамматират потребовал более широкого участия общественности в процессе разработки устава, а также ограничений на участие членов и филиалов партии Тай Рак Тай . Сомхид Лертфайтун, заместитель ректора Университета Таммасат , потребовал, чтобы хунта напрямую назначила 100 членов в Ассамблею по разработке конституции, а не полагалась на Национальную ассамблею, состоящую из 2000 членов. Он также назвал временную конституцию лучшей в своем роде, хотя и был разочарован тем, что она не включает в себя формулировку миссии. [ 15 ]
Сомчай Сирипричакул, декан юридического факультета Университета Чиангмая , призвал премьер-министра Сураюда Чуланонта как можно скорее объявить всеобщие выборы и передать задачу по разработке устава избранному парламенту. [ 16 ]
Газета International Herald Tribune отметила, что временная хартия «похоже, усиливает роль военных в тайской политике». [ 10 ]
Среди правозащитных групп базирующаяся в Гонконге региональная организация Азиатская комиссия по правам человека выступила с серией заявлений, осуждающих временную хартию как произведение «конституционной фикции». [ 17 ]
Постоянная конституция
[ редактировать ]В декабре назначенное хунтой Национальное собрание, состоящее из 2000 членов, избрало 200 своих членов кандидатами в Ассамблею по разработке конституции. Голосование было сопряжено с нарушениями. Кандидатом, набравшим наибольшее количество голосов, стал Окас Тепалакул из провинции Чаченгсау, практически неизвестный владелец автосалона, бывший одноклассник главы хунты Сонти Буньяратглина . Исполнительный директор BMW в Таиланде Фарани Ленутапонг получил второе место по количеству голосов. В спорном выборе также участвовал Сувит Пипатвилайкул, малоизвестный строительный подрядчик Нонг Буа Лампху , получивший третье место по количеству голосов. В окончательном отборе не было ни представителей фермеров, ни рабочих. Из 200 финальных кандидатов кандидат, набравший наименьшее количество голосов, получил всего 7 голосов. Член Ассамблеи генерал-майор Крерк Калаянимитр заявил, что некоторые голоса могли быть куплены. Из 200 номинантов 74 были чиновниками государственного сектора, 34 - учеными, 38 - представителями социального сектора и 54 - представителями частного сектора. [ 18 ] [ 19 ]
Само голосование было полно нарушений. Депутатов лоббировали перед туалетами, и многие члены Ассамблеи ставили отметки в своих бюллетенях перед входом в кабинки для голосования (обычно избирателям вручаются бюллетени только тогда, когда они входят в кабину). Солдат, охранявший вход в парламент, остановил женщину с 400 000 бат наличными. Она отказалась сказать, почему у нее с собой столько денег. [ 20 ]
В декабре глава хунты Сонти Буньяратглин издал несколько руководящих указаний по постоянной конституции, разрабатываемой редакционным органом ЦНС. В их число вошли:
- Ограничение пребывания премьер-министра на посту максимум два срока
- Недопущение действия правительства в качестве временной администрации после роспуска Парламента.
- Облегчение запуска дебатов о вотуме недоверия премьер-министру. В то время как Конституция 1997 года требовала, чтобы 200 из 500 депутатов Палаты представителей начали дебаты о вотуме недоверия премьер-министру, Сонти требовал, чтобы 100 депутатов было достаточно.
Он также внес ряд предложений, в том числе:
- Преобразование Сената из всеизбираемого органа с целью не допустить избрания родственников политиков и тем самым извратить беспартийный смысл Конституции 1997 года.
- Разрешение политикам менять политическую партию в любое время. Конституция 1997 года требовала, чтобы любой кандидат в Палату представителей принадлежал к политической партии в течение 90 дней до даты регистрации на выборах.
- Запрет на слияние политических партий. [ 21 ]
Позже Сонти отрицал, что диктовал содержание новой конституции, но заявил: «Мы не можем заставить их что-то делать, но ответственные люди будут знать, как должна выглядеть конституция». [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]- Государственный переворот в Таиланде 2006 г.
- Конституция Таиланда
- Совет национальной безопасности
- Сонти Буньяратглин
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Forbes, Основные положения временной конституции Таиланда, поддерживаемой военными , 1 октября 2006 г.
- ^ Закон об отмене заявления Совета демократической административной реформы с Королем в качестве главы государства, вопрос № 7 о запрете политических собраний от 20 сентября 2006 г. до н. э. (PDF) (на тайском языке). Генеральный секретариат Кабинета министров. 26 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 20 февраля 2011 года . Проверено 20 сентября 2013 г.
- ↑ The Nation, Виссану, Борворнсак выходят из команды. Архивировано 24 ноября 2006 г. в Wayback Machine , 27 сентября 2006 г.
- ↑ The Nation, Восстановите основные гражданские права, призывают НПО. Архивировано 12 марта 2007 г. в Wayback Machine , 24 сентября 2006 г.
- ↑ The Nation, Мичаи покидает панель конституции после того, как нарисовал зенитную артиллерию. Архивировано 24 октября 2006 г. в Wayback Machine , 2 октября 2006 г.
- ↑ The Nation, проект временного устава. Архивировано 19 октября 2006 г. в Wayback Machine , 27 сентября 2006 г.
- ↑ The Nation, Конституция Королевства Таиланд (временное издание) от 2549 г. н. э.. Архивировано 22 октября 2006 г. в Wayback Machine , 2 октября 2006 г.
- ↑ Пол Хэндли, Чем на самом деле был тайский переворот. Архивировано 7 сентября 2013 г. в Wayback Machine , 6 ноября 2006 г.
- ↑ The Nation, проект временного устава. Архивировано 6 февраля 2007 г. в Wayback Machine , 27 сентября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с IHT, Тайская хунта усиливает роль в политике , 1 октября 2006 г.
- ↑ The Bangkok Post, Лазейки в проекте устава могут «воскресить режим Таксина» , 28 сентября 2006 г.
- ↑ Азиатская комиссия по правам человека, ТАИЛАНД: ВОЕННЫЙ ПЕРЕворот — конституционные вымыслы , 9 октября 2006 г.
- ↑ The Nation, преподаватели права нападают на временную хартию. Архивировано 12 марта 2007 г. в Wayback Machine , 30 сентября 2006 г.
- ↑ The Nation, веб-сайт Midnight University закрыт после протестов. Архивировано 18 октября 2006 г. в Wayback Machine , 1 октября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б The Nation, Academics: нет консенсуса. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine , 2 октября 2006 г.
- ↑ The Nation, опрос должен предшествовать новой хартии: эксперты по праву. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine , 2 октября 2006 г.
- ↑ Азиатская комиссия по правам человека, ТАИЛАНД: ВОЕННЫЙ ПЕРЕворот — Конституционные выдумки , 9 октября 2006 г.; см. также ТАИЛАНД: ВОЕННЫЙ ПЕРЕворот – Как сделать суды независимыми? , 6 октября 2006 г.; ТАИЛАНД: ВОЕННЫЙ ПЕРЕворот. Для какой работы подойдет человек? , 4 октября 2006 г.
- ^ Bangkok Post, 200 человек вошли в шорт-лист для разработки нового устава [ постоянная мертвая ссылка ] , 19 декабря 2006 г.
- ^ The Nation, Брови подняты над выборами CDA. Архивировано 8 января 2007 г. в Wayback Machine , 19 декабря 2006 г.
- ↑ The Nation, одноклассник Сонти, получает большинство голосов , 20 декабря 2006 г.
- ↑ The Nation, Сонти выпускает рекомендации для нового устава. Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine , 17 декабря 2006 г.
- ↑ The Nation, Никакого диктата в уставе: руководитель CNS. Архивировано 8 января 2007 г. в Wayback Machine , 20 декабря 2006 г.