Jump to content

Биттеррут Салиш

(Перенаправлено из племени Биттеррут Салиш )
Салишские мужчины возле Типи (резервация Флэтхед, 1903 год, Монтана)

Биттеррут Салиш (или Флэтхед , Салиш , Селиш ) — салиш -говорящая группа коренных американцев и одно из трёх племен Конфедеративных племен Салиш и Кутенай нации плоскоголовых в Монтане . Резервация Флэтхед также является домом для племен Кутенай и Пенд д'Орей . Биттеррут Салиш или Флэтхед первоначально жил в районе к западу от Биллингса , штат Монтана, простираясь до континентального водораздела на западе и юге Грейт-Фолс , штат Монтана, простираясь до границы Монтаны и Вайоминга. [ 1 ] Оттуда они позже двинулись на запад, в долину Биттеррут . [ 2 ] По заказу католическая миссия . здесь в 1841 году была построена [ 3 ] В 1891 году их насильно переселили в резервацию Флэтхед. [ 4 ]

Альтернативные названия

[ редактировать ]

Биттеррут Салиш известны под разными именами, включая Салиш, Селиш и Флэтхед. Название «Плоскоголовый» было термином, используемым для обозначения любых коренных племен, которые практиковали уплощение головы . Однако салиши отрицают, что их предки занимались этой практикой. Вместо этого они считают, что это имя прижилось из-за языка жестов , который использовался для обозначения их народа: нажатие рук на обе стороны головы означало «мы, люди». [ 5 ] [ 6 ]

Это на внутреннем языке салиш говорящих группа коренных американцев, . Их язык также называется салиш и является тезкой всей группы салишанских языков . Споканский язык (npoqínišcn), на котором говорят жители Спокана , язык калиспель (qlispé), на котором говорит племя Пенд д'Орей , и языки биттеррут-салиш (séliš) — все это диалекты одного и того же языка. Согласно истории салиш, люди, говорящие на салиш, изначально жили как одна большая нация тысячи лет назад. Старейшины племен говорят, что племена начали распадаться на более мелкие группы, поскольку население стало слишком большим, чтобы удовлетворить свои потребности только в одном центральном месте. Спустя столетия салишские языки разветвились на разные диалекты из разных регионов, куда рассеялись племена. Эти регионы простирались от Монтаны до Тихоокеанского побережья. Спустя столетия после расселения отдельные группы салишанских народов становились все более обособленными, что привело к вариациям языка. Язык Салиш развился в подсемейства с уникальными языками, а также со своими уникальными диалектами. Восточное подсемейство известно как Внутренний Салиш. Три диалекта внутреннего Салиша - это плоскоголовый (Селиш), Калиспелл ​​(Клиспе) и Спокан. [ 7 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Устная история этих племен рассказывает о том, что они были размещены на своей родине коренных народов, которая сейчас является современной Монтаной, с тех пор, как Койот убил nałisqelixw, что буквально переводится как «людоеды».

Наша история начинается с того момента, когда Создатель поместил на эту землю животных-людей. Он послал Койота вперед, поскольку этот мир был полон зла и еще не пригоден для человечества. Койот пришел со своим братом Фоксом на этот большой остров, как старейшины называют эту землю, чтобы избавить ее от этого зла. Они были ответственны за создание многих географических образований и предоставление людям хороших и специальных навыков и знаний. Однако Койот оставил много недостатков, таких как жадность, зависть, голод, зависть и многие другие недостатки, о которых мы знаем сегодня.

Кларенс Вудкок

Во многих рассказах о Койотах есть яркие описания, относящиеся к истории геологических событий, произошедших незадолго до последнего ледникового периода. Истории, которые включают в себя «распространение ледников на то, что сейчас является озером Флэтхед, затопление западной Монтаны под большим озером, окончательное отступление сильных холодов, когда ледниковый период подошел к концу, исчезновение крупных животных, таких как гигантский бобр. и их замена современными меньшими версиями этих существ». Археологам удалось задокументировать непрерывное заселение некоторых участков еще 12 600 лет назад во время окончательного отступления ледников. Некоторые истории предполагают, что заселение могло произойти еще 40 000 лет назад, когда ледниковый период уже начался. [ 8 ]

Долина Биттеррут

[ редактировать ]

Биттеррут-Салиш начали занимать долину Биттеррут в 1700-х годах, когда давление со стороны движущихся на запад равнинных племен вытеснило их с равнин. Примерно в то же время оспа по племени распространилась , вызвавшая сокращение численности населения . Люди адаптировались, практикуя сезонный обход и путешествуя через континентальный водораздел один или два раза в год, чтобы охотиться на буйволов. Они искали союзы с племенами на западе, чтобы усилить свою защиту от равнинных племен, таких как черноногие . [ 9 ]

Миссия Святой Марии

[ редактировать ]

Незадолго до того, как Льюис и Кларк достигли Биттеррута в 1805 году, Халик (Сияющая рубашка), салишский пророк, предсказал, что светлокожие люди, одетые в черные одежды, прибудут в долину, чтобы научить людей новой морали и новому способу молитвы. Эти мужчины, носившие кресты и не взявшие жен, принесут мир, но их приход станет началом конца всего родного народа. К 1830-м годам иезуитов, охотники, получившие образование ирокезские поселились в Биттерруте и рассказали Салишам о «сильном лекарстве» католицизма . Помня пророчество Халика, Салиш в 1831, 1835, 1837 и 1839 годах отправляли делегации в Сент-Луис с просьбой привезти в долину Черные Одеяния. Делегация 1839 года убедила отца Пьера-Жана ДеСме , SJ, посетить территорию Салиша. [ 10 ]

Летом 1840 года 1600 Салиш и Пенд д'Орей встретили ДеСмета у Пьерс-Хоула . Около 350 человек решили креститься, в том числе несколько лидеров: Тёлжицай (Большое лицо), Ходячий медведь и Виктор (Xweɫxƛ̣ ̓cín или Много лошадей). ДеСмет отправился обратно на восток, чтобы получить финансирование для миссии, и вернулся в Биттеррут в сентябре 1841 года с еще пятью священниками-иезуитами. Они основали Миссию Святой Марии . Многие жители Салиша предпочли принять элементы католицизма, которые дополняли их собственные убеждения, включая идеи «щедрости, общности, послушания и уважения к семье». [ 11 ] Салиш также обрели силу в католических «песнях, молитвах и религиозных гимнах; священном календаре, связанном со священными цветами; почитании сакраментальных предметов и священных мест; воде, используемой для очищения»; и другие практики. [ 12 ] Однако салиш не приняли все католические учения. Они отвергли учения об аде и грехе. И когда жрецы захотели научить их сельскому хозяйству, большинство предпочли продолжить свой сезонный обход. Иезуиты пытались искоренить традиции Салиша, противоречащие католическому учению; они собрали знахарей и настояли, чтобы они выбросили свои священные узлы в яму возле церкви. Большая часть знаний поколений знахарей была утеряна из-за вмешательства иезуитов. [ 13 ]

Адский договор

[ редактировать ]

В 1855 году Исаак Стивенс , губернатор и суперинтендант по делам индейцев территории Вашингтон , пригласил Виктора (Xweɫxƛ̣ ̓cín), главного вождя Биттеррут Салиш; Tmɫxƛ̣ ̓cín (Нет лошадей или Александр), главный вождь Пенд д'Орей; и Мишель, глава Кутенаи в совете современной Миссулы, штат Монтана . Вождям племен сказали, что Стивенс хочет поговорить о мирном договоре; однако вожди и старосты были удивлены и возмущены, узнав, что основной целью Стивенса было обсуждение уступки индейских земель. Подобно другим переговорам с племенами Плато , цель Стивенса состояла в том, чтобы сконцентрировать многочисленные племена в пределах одной резервации, тем самым освободив место для поселений белых на как можно большем количестве земли. Стивенс пытался убедить вождей подписать договор «Врата Хелла» , уступив свои территории в обмен на 120 000 долларов. Договор предусматривал создание индейской резервации Флэтхед в нижней части долины реки Флэтхед , куда будут переселены племена. [ 14 ]

Когда Xweɫxƛ̣ ̓cín (Виктор) отказался отказаться от долины Биттеррут, Стивенс включил в соглашение статью 11. В этой статье около 1,7 миллиона акров земли в Биттерруте обозначено как временная резервация. Согласно условиям, долина будет обследована, после чего президент определит, будет ли резервация Биттеррут или резервация Флэтхед «лучше адаптирована к потребностям племени Флэтхед». [ 15 ] Тем временем правительство США должно было не допускать белых поселенцев в долину Биттеррут. Отец Адриан Хеккен, SJ, который наблюдал за работой совета, писал: «Какую нелепую трагикомедию показал весь совет. Записать все это заняло бы слишком много времени — ну да ладно! На самом деле ни одна десятая часть этого не была понята ни одним из них. партии, потому что Бен Кайсер [переводчик] очень плохо говорит на Флэтхеде и не лучше переводит на английский». [ 16 ]

Вопрос о резервации Биттеррут остался в подвешенном состоянии, когда Конгресс не смог ратифицировать договор до 1859 года. Тем временем Стивенс приказал лишь бегло обследовать долину, поручив Р. Х. Лэнсдейлу объехать две предложенные резервации. Стивенс проинструктировал Лэнсдейла: «Необходимо учитывать тот факт, что большое количество индейцев предпочитают резервацию реки Флэтхед». После поездки по долинам Лэнсдейл послушно сообщил: «Северный район предпочтительнее». [ 17 ] Отвлеченное гражданской войной , правительство США отложило решение вопроса Биттеррута. Тем временем оно не смогло сдержать свое обещание не допускать поселенцев в долину. [ 18 ]

Гарфилдский договор

[ редактировать ]

После смерти Виктора (Xweɫxƛ̣ ̓cín) в 1870 году его сын Чарло (Sɫm̓xẹ Q̓woxq̣eys, Коготь Маленького Медведя Гризли) был выбран следующим вождем. Белые поселенцы и территориальный делегат Монтаны увидели в этой передаче руководства возможность вытеснить Салиш в резервацию Флэтхед. В 1871 году президент Улисс С. Грант издал указ об удалении Салиша из Биттеррута. В 1872 году конгрессмен Джеймс А. Гарфилд прибыл, чтобы договориться об удалении. Когда Чарло отказался покинуть долину, Гарфилд предположил, что Салиш передумают, и продолжил «работу так же, как если бы Чарло [Xweɫxƛ̣ ̓cín], первый вождь, подписал контракт». Хотя в оригинальной полевой копии соглашения, которая хранится в Национальном архиве, нет буквы «х», кроме имени Чарло, в официальных копиях, за которые проголосовал Конгресс, рядом с его именем стояла буква «х». Это только разозлило племя и укрепило его решимость не покидать долину Биттеррут, несмотря на ухудшение условий. [ 19 ] Чтобы обеспечить подписание соглашения, правительственные чиновники признали Арли главой. Арли привел небольшую группу салишей в Флэтхед в 1873 году. Большинство людей остались в Биттерруте вместе с Чарло, а некоторые получили «постоянно неотчуждаемые» патенты на фермы в долине. Правительство рассматривало их как граждан США, разорвавших племенные отношения, но люди по-прежнему считали себя независимой племенной общиной. [ 18 ]

Удаление

[ редактировать ]

Биттеррут-Салиш продолжали практиковать свой сезонный тур в долине Биттеррут как можно дольше. Опустошение стад буйволов в 1870-х и 1880-х годах вынудило их заняться сельским хозяйством и скотоводством. Они добились определенных успехов в сельском хозяйстве до беспрецедентной засухи в 1889 году. Из-за нехватки продовольствия люди страдали и, наконец, начали рассматривать предложение правительства США о земле в резервации Флэтхед. [ 20 ]

В октябре 1889 года генерал в отставке Генри Б. Кэррингтон прибыл в Биттеррут, чтобы провести переговоры с Салишами и убедить их раз и навсегда переехать в Флэтхед. Кэррингтон пытался завоевать доверие Чарло, сначала подарками, а затем представив оригинальное соглашение Гарфилда 1872 года в ответ на заявление Чарло о том, что он никогда его не подписывал. Он также дал людям много обещаний: они смогут выбрать хорошие фермы в резервации Флэтхед, им будет оказана помощь с вспашкой и ограждением новых ферм, каждая семья с детьми получит корову, и они будут получать пайки до конца войны. переехать или пока они не получат деньги от продажи своих земель в Биттерруте. Сначала Салиш отклонил предложения Кэррингтона и отказался подписывать соглашение. Они потребовали «буквального исполнения» договора «Врата Хелла», но Кэррингтон не подтвердил их просьбу. [ 21 ]

Наконец, 3 ноября 1889 года Шарло подписал соглашение Кэррингтона. [ 22 ] Салиш были вынуждены согласиться на переселение в Флэтхед, приняв болезненное решение отказаться от своей родины, чтобы сохранить свой народ и культуру. [ 23 ] Они покинули долину 15 октября 1891 года. Шарло сам организовал марш и настоял на том, чтобы он проходил без белого военного эскорта. Однако устные рассказы Салиша и газетные сообщения указывают на то, что во время вывода войск присутствовали войска. Позже старейшины вспоминали это трехдневное путешествие длиной в шестьдесят миль как похоронный марш. [ 24 ] [ 25 ] Некоторые историки назвали это событие «Следом слез Монтаны» или «Следом слез Салиша». [ 26 ]

Индейская резервация Флэтхед

[ редактировать ]

Во время и после переезда в Флэтхед Салишам приходилось сталкиваться с невыполнением обещаний правительства. Им не хватало пайков. Они так и не получили обещанной помощи с вспашкой и фехтованием или обещанных коров. В 1910 году резервация Флэтхед была открыта для белых поселенцев благодаря усилиям конгрессмена Джозефа М. Диксона . Биттеррут Салиш выдержал все эти нападения и создал сообщество в резервации.

В 1920-х годах племена резервации Флэтхед вынудили правительство США признать их долю собственности в плотине Керр, или плотине Селиш Ксанка Клиспе . Салиш присоединились к другим племенам резервации, чтобы создать Конфедерацию племен Салиш и Кутенай (CSKT). племен В 1953 году, когда правительство США нацелилось на уничтожение , CSKT заручилась поддержкой политиков Монтаны и успешно защитилась от нападения. Во второй половине двадцатого века жители Салиша получили ученые степени и расширили свое политическое влияние. [ 27 ] В то же время в 80-х годах Агнес Вандербург организовала ежегодный лагерь для обучения традиционным навыкам следующего поколения. [ 28 ] Племенное управление бизонами на Национальном ареале бизонов было восстановлено благодаря законодательному одобрению в 2020 году и исполнительному одобрению министра внутренних дел Деб Хааланд при администрации Байдена в 2021 году. [ 29 ] Сегодня Салиш продолжают свои усилия по сохранению племени и защите своих интересов.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Карлинг И. Малуф. (1998). «Плоскоголовый и Пенд д'Орей». стр. 297–298.
  2. ^ Карлинг И. Малуф. (1998). «Плоскоголовый и Пенд д'Орей». п. 302.
  3. ^ Баумлер 2016 , с. 18.
  4. ^ Карлинг И. Малуф. (1998). «Плоскоголовый и Пенд д'Орей». п. 308.
  5. ^ Руби, Роберт Х.; Браун, Джон А.; Коллинз, Кэри К. (2010). Путеводитель по индейским племенам северо-запада Тихого океана . Предисловие Клиффорда Трафцера; произношение названий племен северо-запада Тихого океана М. Дейлом Кинкейдом; отредактировано и обновлено Шоном О'Нилом (3-е изд.). Норман: Университет Оклахомы Пресс. п. 121. ИСБН  978-0806140247 .
  6. ^ Партолл, Альберт Дж. (1951). «Индийское имя Флэтхед-Салиш в номенклатуре Монтаны». Исторический журнал Монтаны . 1 (1): 37–47. JSTOR   4515711 .
  7. ^ Отдел индийского образования. Индейцы Монтаны, их история и местонахождение (PDF) . Хелена, Монтана: Управление народного просвещения Монтаны. п. 26 . Проверено 15 марта 2018 г.
  8. ^ Отдел индийского образования. Индейцы Монтаны, их история и местонахождение (PDF) . Хелена, Монтана: Управление народного просвещения Монтаны. п. 25 . Проверено 15 марта 2018 г.
  9. ^ Бигарт 2010 , с. 26.
  10. ^ Баумлер 2016 , с. 19.
  11. ^ Баумлер 2016 , с. 20.
  12. ^ Петерсон, Жаклин (1993). Священная встреча: отец ДеСмет и индейцы Запада Скалистых гор . Норман: Издательство Университета Оклахомы. стр. 23–24. ISBN  978-0806125763 .
  13. ^ Баумлер 2016 , с. 24.
  14. ^ Отдел индийского образования. Индейцы Монтаны, их история и местонахождение (PDF) . Хелена, Монтана: Управление народного просвещения Монтаны. п. 30 . Проверено 17 марта 2018 г.
  15. ^ Бигарт, Роберт; Вудкок, Кларенс (1996). Во имя народа салиш и кутенай: Договор Хеллгейт 1855 года и происхождение индейской резервации плоскоголовых . Пабло, Монтана: Издательство колледжа Салиш Кутенай. стр. 9–16. ISBN  978-0295975450 .
  16. ^ Бигарт 2012 , с. 31.
  17. ^ Бигарт 2012 , с. 32.
  18. ^ Jump up to: а б Бигарт 2010 , с. 27.
  19. ^ Отдел индийского образования. Индейцы Монтаны, их история и местонахождение (PDF) . Хелена, Монтана: Управление народного просвещения Монтаны. п. 31 . Проверено 17 марта 2018 г.
  20. ^ Бигарт 2010 , с. 28.
  21. ^ Бигарт 2010 , с. 33.
  22. ^ Бигарт 2010 , с. 32.
  23. ^ Бигарт 2010 , с. 44.
  24. ^ Баумлер 2016 , с. 34.
  25. ^ «Салиш проследит «След слез» » . Биттеррут Стар . 19 октября 2016 г. Проверено 30 января 2023 г.
  26. ^ Отдел индийского образования. Индейцы Монтаны, их история и местонахождение (PDF) . Хелена, Монтана: Управление народного просвещения Монтаны. п. 31 . Проверено 17 марта 2018 г.
  27. ^ Бигарт 2012 , с. 222.
  28. ^ «В лагере старейшин племени традиции сохраняются, если их передавать» . Лос-Анджелес Таймс . 17 сентября 1987 г. Проверено 1 июля 2022 г.
  29. ^ Монарес, Фредди (25 мая 2022 г.). «Коренные племена Монтаны празднуют владение землей и восстановление ареала бизонов» . Национальное общественное радио . Проверено 24 июля 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 472c4b089bfa940ed48820af1c703ca3__1709382120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/a3/472c4b089bfa940ed48820af1c703ca3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bitterroot Salish - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)