Шемай
Шемай | |
---|---|
Визирь | |
![]() Воссоединившиеся указы Коптоса «p» и «q», адресованные двум сыновьям Шемая. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (акк. № 14.7.12) | |
Преемник | Ида |
Династия | 8-я династия |
фараон | Неферкауре , Неферкаухор |
Жена | Nebyet |
Дети | Ида безымянный сын |
Похороны | Мастаба в Ком-эль-Коффаре |
| |||||
Шемай Шм3й в иероглифах | |||||
---|---|---|---|---|---|
Эра : 1-й промежуточный период (2181–2055 до н.э.) | |||||
Шемай (также Шемаи ) был древним египетским чиновником, а затем визирем в конце 8-й династии (22 век до н.э.) во время Первого промежуточного периода , главным образом известный как бенефициар большинства указов Коптоса . [ 1 ] Его карьера была истолкована как вопиющий признак крайней слабости центральной власти, вынужденной предоставлять огромные привилегии для поддержания лояльности влиятельных местных губернаторов. [ 2 ] [ 3 ] Шемай похоронен в мастабе из сырцового кирпича к югу от Коптоса. [ 4 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Шемай известен прежде всего из « Указов Коптоса» , серии указов различных царей 8-й династии, предоставляющих ему и его семье титулы и почести. Шемай также известен по нескольким наскальным надписям в Вади-Хаммамате. [ 5 ] и из его могилы, расположенной к югу от Коптоса. [ 6 ] [ 7 ]
Жизнь
[ редактировать ]Карьера
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о Шемае содержится в трех Коптосских указах от «g» до «i», которые обычно приписывают фараону Неферкауре , и один из них датируется четвертым годом его правления. Эти документы были выставлены в храме Мина в Коптосе и были адресованному губернатору Верхнего Египта Шемаю, который был номархом нома Два Сокола со столицей Коптос, и по административным вопросам, касающимся культа фараона Пепи II и храма Мин. В самом раннем из трех указов упоминается новый номарх Коптоса по имени Иди, который, весьма вероятно, был тем же человеком, что и Иди , сын Шемая; кроме того, последний из трех указов обеспечил Шемаю ответственность за 22 нома Верхнего Египта . [ 3 ]
Вскоре после этого короля Неферкаура сменил Неферкаухор , и Шемаю удалось жениться на его старшей дочери, принцессе Небьет; в один день его первого года (возможно, в тот же день его восшествия на престол, «второй месяц Перета , день 20» [ 1 ] [ 8 ] ) Неферкаухор издал 8 указов Коптоса (от «j» до «q»), бенефициаром которых всегда был только что назначенный визирь Шемай, а также различные члены его семьи. [ 2 ]
Первый указ касался особого статуса Небьета, как и статуса Шемая, поскольку он был зятем нового фараона. Последующие указы установили другие новые льготы для сыновей Шемая: Иди снова заполнил вакуум, оставленный его отцом, заняв должность губернатора Верхнего Египта (хотя он отвечал только за 7 самых южных номов Верхнего Египта). [ 9 ] ), а другой сын заслужил титул в храме Мина. [ 1 ] Шемай и Небьет также получили некоторые привилегии, беспрецедентные для нецарственных особ: фактически некоторые священники были закреплены за погребальным культом их ка , а чете было разрешено делать собственные погребальные памятники из исключительно царского красного гранита . [ 3 ]
Похоже, что Шемай уже прекратил свое существование, когда последний из указов Коптоса («р») был издан Гором Джемедджибтави , которого предварительно отождествляли как с Ваджкаре, так и с Нефериркаре : на самом деле он был адресован визиру Иди, [ 1 ] предоставив доказательства того, что сын снова пошел по стопам отца. [ 3 ]
Титулы
[ редактировать ]При жизни он собрал внушительное количество титулов и должностей, в указе он назван «...отцом бога, возлюбленным бога, царским (приемным) ребенком, надзирателем города-пирамиды и визирем, надзирателем писцов царского документ, правитель Верхнего Египта, единственный компаньон, камергер, пастух Иераконполя , вождь Эль-Каба , жрец-чтец, надзиратель жреца Мина» . [ 10 ] Дальнейшие высокие титулы встречаются в его могиле ири-пат (потомственный принц) и Хатья (граф). [ 4 ]
Могила
[ редактировать ]Раскопки
[ редактировать ]Шемай похоронен в гробнице в 1 км (0,62 мили) к югу от Коптоса на холме в пойме, в современном Ком-эль-Коффаре, также известном как Ком-эль-Моманиен и Нага-эль-Ком. Гробница была впервые раскопана в 1956 году Лабибом Хабачи , а затем с 1979 по 1982 год Рабией Хамданом. [ 11 ] [ 12 ] Более поздние раскопки проводились в 2000 и 2002 годах. [ 4 ]
Макет
[ редактировать ]Гробница представляет собой большую мастабу из сырцового кирпича с залом с колоннами в центре, вход в который осуществляется с северной стороны через привокзальную площадь и дамбу длиной 8 м (26 футов). [ 4 ] Все эти сооружения вымощены известняком, а стены зала с колоннами украшены сценами жертвоприношений. [ 4 ] из красного гранита Фальш-дверь расположена на юго-восточной стене зала. Несколько стел, изображающих Шемая, были обнаружены в нишах на внешней северной стороне мастабы, где, возможно, делались подношения Шемаю. [ 4 ]
Надпись на восточной стене зала датирована первым годом правления Неферкаухора , четвертым месяцем сезона Шему , днем 2. [ 13 ] Эта надпись является единственным современным свидетельством Неферкаухора, помимо Указов Коптоса. В верхнем регистре стены слева изображен Шемай с женой. Перед ним рабочие тащат камень. В среднем регистре показано зарезание быка и таскание еще одного камня. В этом реестре дважды упоминается царь Неферкаухор. Самый нижний регистр показывает драку лодок на болотах. [ 14 ] Другая надпись подробно описывает, что сын Шемая Иди делал для своего отца, принося подношения и заказывая ремонтные работы в некрополе. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Уильям К. Хейс , «Королевские указы из храма Мина в Коптусе», JEA 32, 1946, стр. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Алан Гардинер , Египет фараонов: введение. Архивировано 1 мая 2024 г. в Wayback Machine , Oxford University Press, 1964, стр. 108; цитата: «Но, возможно, наиболее убедительным свидетельством их недолговечного господства являются некоторые надписи, обнаруженные Раймондом Вейлем в Коптосе в 1910–1911 годах. Под руинами сооружения римской даты было обнаружено тщательно отбуксированное множество резных указов. иероглифами на известняковых плитах, некоторые из которых датируются периодом правления Пепи II, а большинство из них предназначены для защиты храма Мина и его жрецов от вмешательства и Но среди них целых восемь были, по-видимому, отправлены в один и тот же день в первый год правления царя Неферкара, предпоследнего царя в абидосском списке. Адресатом в каждом случае был визирь Шемай и каждый из царей. командование касалось либо его, либо какого-либо члена его семьи. Один из указов утвердил его в должности визиря во всех двадцати двух номах Верхнего Египта, а другой зафиксировал назначение его сына Иди на должность губернатора. Верхнего Египта в семи самых южных номах. Третий указ предоставляет преимущество перед всеми другими женщинами жене Шемая Небай, которая описывается как «старшая дочь царя», и, возможно, еще более примечательным является четвертый указ, в котором тщательно продуман погребальный культ. и муж, и жена во всех храмах страны. Ни в одном из этих текстов нет и намека на беспорядки или политические беспорядки, хотя мы, возможно, можем прочитать в них отчаянное стремление царя примирить одного особенно могущественного магната Верхнего Египта».
- ^ Перейти обратно: а б с д Тоби Уилкинсон , Взлет и падение Древнего Египта: история цивилизации от 3000 г. до н.э. до Клеопатры , Лондон, Блумсбери, 2010 г., ISBN 978-0-7475-9949-4 , стр. 121–22.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Грегори Гилберт: «Три недавно раскопанные погребальные стелы из гробницы восьмой династии Шемая в Ком-эль-Моманиене, Кифт», Журнал египетской археологии 90, стр. 73–79, 2004 г.
- ^ Жюль Куйя и Пьер Монте: Иероглифические и иератические надписи Уади Хаммамат , MIFAO 34, Каир 1912, стр. 90–92, пожалуйста. 34–35.
- ^ Маха Фарид Мостафа: Ком эль-Коффар, часть II: Датировка и историческая интерпретация текста B , Annales du Services des Antiquites de l'Egypte 71, стр. 169–184, пожалуйста. I-II
- ^ Маха Фарид Мостафа: Автобиография «А» и связанный с ней текст (блок 52) из гробницы Шемая в Ком-эль-Коффаре/Кифте , Исследования в честь Али Радвана II, Cahiers Supplement aux Anales du Service des antiquites de l' Египет 34, изд. Халед Дауд, Шафия Бедье и Савсан Абд эль-Фатх, стр. 161–195, пожалуйста. I-IV.
- ^ Майкл Райс, Кто есть кто в Древнем Египте , 1999 (2004), Routledge, Лондон, ISBN 0-203-44328-4 , с. 133
- ^ Маргарет Бансон, Энциклопедия Древнего Египта . Издательство «Информационная база», 2009, ISBN 1438109970 , с. 371.
- ^ Кристофер Эйр, Использование документов в Египте фараонов , Oxford University Press, 2013, ISBN 978-0-19-967389-6 стр. 224–26.
- ^ Лабиб Хабачи : Отцы Бога и роль, которую они сыграли в истории первого промежуточного периода , ASAE 55 (1958), стр. 170–172.
- ^ Лабиб Хабачи: Могила принцессы Небт VIII династии, обнаруженная в Кифте , SAK 10 (1983), стр. 205–211.
- ^ Маха Фарид Мостафа: Мастаба Смаджа в Нага Ком эль-Коффаре, Кифт , Vo. Я, Каир, 2014 г., стр. 88-90, рис. 13-14
- ^ Маха Фарид Мостафа: Мастаба Смаджа в Нага Ком эль-Коффаре, Кифт , Vo. Я, Каир, 2014 г., стр. 79-106
- ^ Найджел К. Струдвик, Рональд Дж. Лепроон (ред.): (Писания древнего мира) , Общество библейской литературы, 2005 г., ISBN 978-1589831384 , доступен в Интернете, см. стр. 345–347.